Геодезические работы при устройстве инженерных коммуникаций — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Геодезические работы при устройстве инженерных коммуникаций

2017-10-17 510
Геодезические работы при устройстве инженерных коммуникаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По назначению инженерные коммуникации на застроенной территории можно условно подразделить на дороги (автомо­бильные, железные, метрополитен, трамвайные пути), трубопро-

воды (водопровод, канализация, газопровод, паропровод, теп­ловые трубопроводы и др.) и кабели. По способу прокладки они делятся на подземные, наземные и надземные. Наиболее ответственными и сложными являются подземные коммуника­ции, которые прокладываются в траншеях и тоннелях (кол­лекторах). Особенное положение занимают самотечные трубо­проводы, так как необходимо обеспечить их проектный уклон. Напорные трубопроводы и кабельные сети укладывают парал­лельно земной поверхности на глубине, превышающей глубину промерзания (в среднем 1,2 м). При этом необходимо выдер­живать нормативные расстояния между их осями и близлежа­щими зданиями, сооружениями и другими подземными комму­никациями в плане и по высоте (табл. 53).

Геодезические работы при устройстве подземных коммуни­каций состоят из определения и закрепления на местности осей коммуникаций и сооружений на них, детальной разбивки тран­шей и коллекторов, наблюдений при их отрытии, контроля при укладке труб, исполнительной съемки. Исходной документацией для разбивки подземных сооружений является генеральный план застройки, продольные и поперечные профили коммуникаций, разрезы и планы колодцев, привязка трасс к пунктам геодези­ческой основы, к красным линиям или существующим зданиям и твердым контурам. По данным привязок составляют разбивочные чертежи, на которых показывают оси трасс, пункты геодезической основы, элементы привязок и разбивочные элементы. Разбивке и закреплению на местности подлежат центры колодцев и камер, вершины углов поворота трассы. На прямых участках закрепляются ось трассы (не реже чем через 100 м), точки изменения уклонов и диаметров труб, места примыкания к зданиям и сооружениям, разветвления и пересечения с дру­гими коммуникациями.

Разбивка выполняется известными способами в зависимости от привязок: от строительной сетки способом прямоугольных координат, от красной линии и пунктов геодезического обосно­вания полярным способом, от местных контуров линейными и створными засечками.

Все промежуточные точки на оси трассы выносят методом створов — путем отложения проектных расстояний между смеж­ными точками трассы. Точность угловых и линейных измерений должна быть не ниже точности проложения теодолитных ходов.

Определенные на местности элементы трассы закрепляют кольями. Так как при рытье траншей осевые колья уничтожают, то их необходимо закреплять створными выносными знаками, расположенными перпендикулярно к оси трассы или под не­большим углом вне зоны земляных работ, причем расстояния /i и 12 желательно иметь одинаковыми и в сумме не более длины мерного прибора. Тогда просто восстановить ось трассы, натянув мерный прибор между створными точками. Возле одной из створных точек забивают сторожок на котором подписан номер колодца Kl, K2 или другие данные, необходимые для ориентировки строителей при производстве работ. На закрепле­ние трассы составляют абрис, на котором записывают линей­ные элементы привязок.

Закрепление положения оси трассы, особенно колодцев, иногда выполняют путем устройства обноски. Ее устраивают пер­пендикулярно к оси трассы; и оси колодца через 40—50 м вдоль оси. Она представляет собой два столба с прибитой к ним гори­зонтально доской на высоте 0,7—1,0 м. Оси на обноске фикси­руются гвоздями или насечками, по которым натягивается струна, используемая при укладке труб. Со струны ось отве­сами переносится на дно траншеи.

Контроль устройства траншей по высоте выполняется чаще всего способом визирок или геометрическим нивелированием. Предварительно вдоль оси трассы устанавливаются рабочие реперы через 200—300 м, отметки которых определяются ниве­лированием IV класса, которые будут также использованы при укладке труб.

Траншеи большой протяженности контролируют приборами автоматического регулирования глубины копания. Способ визи­рок заключается в закреплении на обноске постоянными визир­ками линии заданного уклона, равного проектному уклону дна траншеи. Превышение h между визирками определяется по формуле h = id, где i — проектный уклон; d — расстояние между визирками. Высота ходовой визирки равна разности проектной отметки дна плюс 5 см и отметки верха постоянной визирки над этой отметкой. Добавляют 5 см в связи с тем, что дно траншеи не добирается на 5 см, так как укладка труб в траншеи должна производиться на нетронутый грунт. Если визирки расположить на линии, параллельной оси трассы и смещенной от оси на по­ловину расстояния между внутренними гранями гусениц, то глубина траншеи контролируется машинистом по заранее нане­сенной метке на рукояти ковша, поставленной вертикально в траншею. Для повышения точности разработки при необходи­мости перед детальной разбивкой выполняют вертикальную планировку над будущей траншеей. При контроле способом геометрического нивелирования вдоль оси через 15—20 м заби­вают колья (рис. 59), смещенные от оси на удобное расстояние, нивелируют их и на каждом подписывают глубину траншеи, вычисленную по разности проектной отметки и отметки ко­лышка. Глубину контролируют рейкой с сантиметровыми деле­ниями с перемешающимся по ней ползунком, закрепляемом струбциной на данной отметке, равной глубине траншеи от верхнего среза колышка. Автоматическое регулирование глу­бины траншеи может выполняться при помощи различных дат­чиков уклона, устанавливаемых на землеройной машине (маят­ник, электронный уровень, гироскоп) или при помощи датчи­ков уклона, устанавливаемых параллельно оси трассы отдельно от землеройной машины (струна, световой луч лазера). Такие методы применяют при больших объемах работ и значительной протяженности коммуникаций.

После разработки траншеи выполняют контрольное нивели­рование, сравнивая полученные отметки с проектными, и выпол­няют, зачистку траншеи вручную до проектной отметки.

Контроль укладки труб самотечных коммуникаций по вы­соте выполняется по визиркам, по уровню, по маякам, устанав­ливаемым заранее на дне траншеи при помощи нивелира, а также с помощью лазерных приборов. Допустимое отклоне­ние отметок дна лотка или трубы от проектных не должно пре­вышать ±5 мм. Точность линейных измерений должна быть в пределах 1/2000, угловых 1—2'.

После укладки труб или кабелей в траншеи производят ис­полнительную съемку и составляют исполнительный план, на котором отражают фактическое положение подземной коммуни­кации.

При пересечении подземными коммуникациями полотна же­лезной дороги, автомагистрали, улиц и других препятствий про­кладка производится не в открытых траншеях, а методом продавливания, без нарушения поверхности. Геодезический конт­роль заключается в соблюдении проектного положения направления трубы. В открытом рабочем котловане по заданному на­правлению и проектному уклону устанавливается режущая кромка и звено трубы. Для этого на трубе предварительно на­носятся метки 1 (рис. 60) на верхней и боковой поверхности. Над котлованом по оси трассы натягивают струну 2 и по отве­сам 3, опущенным со струны, трубу устанавливают вдоль оси и нивелированием задают проектный уклон. Параллельно трубе в рабочем котловане разбивают вспомогательную ось 4, от ко­торой контролируют направление движения трубы в плане бо-

ковым нивелированием при помощи реек. Контроль выполняют через каждые 2 м проходки. Корректировку ведут домкратами.

Допустимые отклонения труб б от проектного положения в плане и по высоте для безнапорных трубопроводов составляют 0,006 l, а для напорных зависят от длины. При l = 20 м = 0,008l; при 20<l<40 = 0,01l; при l>40 = 0,012l.

Для прокладки коммуникаций, залегающих на глубине 6 м и более, применяют щитовую проходку. Геодезический контроль при этом ничем не отличается от контроля, выполненного при проходке тоннелей метро.

При прокладке надземных коммуникаций выполняются гео­дезические работы по разбивке оси трассы, определение место­положения опор и контрольные измерения при установке опор по высоте и по вертикали. При исполнительной съемке опреде­ляют отметки верха опор и высоту трубопровода или проводов над земной поверхностью, особенно в местах пересечения с до­рогами, реками, другими коммуникациями. Высоты опор h оп­ределяют при помощи теодолита или геометрического нивелиро­вания.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.