Глава 1. Формирование диалога у старших дошкольников с детским церебральным параличом как психолго-педагогическая проблема — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 1. Формирование диалога у старших дошкольников с детским церебральным параличом как психолго-педагогическая проблема

2017-10-17 280
Глава 1. Формирование диалога у старших дошкольников с детским церебральным параличом как психолго-педагогическая проблема 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1.Психологические основы формирования диалогической формы речи……………………………………………………………………………….…...7

1.2.Психолингвистические основы формирования диалога……………....10

1.3.Механизмы и проявления речевых нарушений при детском церебральном параличе…………………………………………………………….12

1.4.Психолого-педагогические особенности у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом………………….…16

1.5.Теоретическое обоснование методов изучения и формирования диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и системным недоразвитием языковых и речевых средств……………………………………………………………………………….19

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………….………... 21

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧЕВЫХ И ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ

2.1. Методика и организация констатирующего эксперимента…………..22

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………...32

2.3. Описание логопедической работы по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и системным недоразвитием языковых и речевых средств………………………...46

2.4. Анализ результатов экспериментальной работы……………………...62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…. 75

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….... 77

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 81


ВВЕДЕНИЕ

Диалогическая речь – это основная форма речевого общения дошкольника. Диалог является важной сферой саморазвития личности ребенка.

В любом своем звене система образования ориентирована на формирование гармонически развитой личности, способной общаться, приобретая и реализуя полученные знания в целях индивидуального и социального благополучия. В работах многих авторов говорится о том, что нужно не только формировать языковые средства, но и формы, и функции речи. Однако, на сегодняшний день вопрос того, как это сделать, мало разработан.

У детей с детским церебральным параличом функция общения развивается паталогически с задержкой и неравномерно, поэтому овладение детьми с двигательными и речевыми нарушениями диалогической речью является одной из актуальных и значимых задач логопедии.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств.

Объект исследования: диалогическая форма речи и пути ее формирования у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств.

Предмет исследования: процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств.

В соответствии с целью исследования, его объектом, и предметом были поставлены следующие задачи:

1. Путем исследования литературных источников выявить психолого–педагогические основы изучения диалогической речи у старших дошкольников с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств.

2. Разработать оптимальную методику изучения диалогической формы речи и экспериментальным путем выявить особенности диалогической речи у старших дошкольников с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств.

3. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию диалогической формы речи у старших дошкольников с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств.

4. Оценить эффективность логопедической работы по формированию диалогической формы речи у старших дошкольников с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств.

Гипотеза исследования: формирование диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств, будет проходить успешнее, если:

1. Опираясь на идеи о возникновении и развитии речи в процессе общения (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М.И. Лисина, Р.Е. Левина), формировать межличностные отношения дошкольников со сверстниками и взрослыми в игровой деятельности и ситуациях неформального общения.

2. Основываясь на психолингвистическом положении о порождении речевого высказывания (А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин, В.К. Воробьева, В.П. Глухов), формировать как базовую основу диалога, внутреннее программирование речевого высказывания при помощи графических схем.

3. С позиций патогенетического подхода к пониманию детского церебрального паралича и дизартрии (Е.М. Мастюкова, И.А. Панченко, Е.Ф. Архипова), при формировании языкового компонента диалогической речи, развивать темпо-ритмическую основу речи в игровой деятельности в двух направлениях: восприятие и воспроизведение ритмических структур.

Методологическая основа исследования:

· теория развития общения дошкольников, концепция компенсаторного общения (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.А. Леонтьев, Л.Н. Галигузова и др.)

· идеи о диалоге как основной форме общения (М. И. Лисина, А. А. Леонтьев и др.)

· психолингвистические теории о механизмах речевой деятельности, порождении и восприятии речевого высказывания (Л.С. Выготский, Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.П. Глухов и др.)

· идеи о необходимости активизации познавательно-мыслительных процессов в ходе диалогического общения (Ж. Пиаже, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.)

Методы:

- теоретические (библиографический метод, аналитический метод, качественный анализ);

- эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, констатирующий эксперимент).

Практическая значимость: материалы работы по данной проблеме могут быть использованы учителями-логопедами, педагогами, родителями в работе по формированию диалогической формы речи у старших дошкольников с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств в условиях специальных (коррекционных) и общеобразовательных школ.

Теоретическая значимость: на основе методологических и методических трудов в области специального образования была разработана балльно-уровневая характеристика состояния диалогической речи у старших дошкольников с ДЦП и СНР и ЯС.

База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 87 «Петушок». В эксперименте принимал участие один старший дошкольник с детским церебральным параличом, внутренней гидроцефалией и системным недоразвитием речевых и языковых средств легкой степени выраженности, обусловленное дизартрией. Также у ребенка выявлен синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.