Тема 12. Петр Первый. Рождение империи — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 12. Петр Первый. Рождение империи

2017-10-17 311
Тема 12. Петр Первый. Рождение империи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Азовские походы

2. Северная война и ее результаты

Азовские походы – важный этап в борьбе Петра I за берега южных морей. Раскрывая суть, характер и значение Азовских экспедиций, подчеркните тот факт, что они отражали, прежде всего, интересы дворянства, купечества, искавших новые торговые пути. Успешное решение этой проблемы способствовало бы развитию производительных сил страны, ее укреплению и повышению безопасности. Однако завоевание Азова, как известно, не обеспечило России свободного выхода к Черному морю. Более благоприятная ситуация сложилась в борьбе за решение балтийского вопроса. В контрольной работе необходимо показать начало, развитие и окончание Северной войны, отметить, что в результате ее победоносного исхода Россия получила свои давние земли по побережью Финского залива, Карельский перешеек с Выборгом, а также Лифляндию и Эстляндию. Заключенный в Ништадте (1721 г.) договор со Швецией подвел итог многолетним усилиям Петра I. Россия стала империей, а Петр I получил титул императора.

Список рекомендуемой литературы:

1. Анисимов, Е. В. Петр I: Рождение империи / Е. В. Анисимов. // Вопросы истории, 1989. – № 7. – С. 3–20.

2. Молчанов, Н. Н. Дипломатия Петра Великого / Н. Н. Молчанов. – М.: Международные отношения, 1990. – 443 с.

3. Павленко, Н. И. Пётр Великий / Н. И. Павленко. – М.: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель, 2010. – 830 с.

4. Тарле, Е. В. Русский флот и внешняя политика Петра I / Е. В. Тарле. – СПб.: Браск, 1994. – 192 с.

 

Тема 13. Просвещенный абсолютизм Екатерины II: его особенности, содержание, противоречия

1. Период дворцовых переворотов.

2. «Золотой век» дворянства.

Со смертью Петра I (1725 г.) в стране началась полоса дворцовых переворотов. Хронологически это период с 1725 по 1762 гг. Важным фактором, создававшим благоприятную почву для дворцовых переворотов, стал петровский «Устав о наследии престола», в котором престолонаследник определялся не властью закона, а личной волей самодержца. Такой непродуманный указ создавал широкий простор для произвола.

При рассмотрении дворцовых переворотов важно проанализировать не только их содержание, последствия, но и их исторический смысл. Важно отметить, что в качестве инструмента в борьбе за власть претенденты на российский престол использовали императорскую гвардию, в силу этого роль и значение гвардии значительно возросли. Важно понять и объяснить, почему исследователи называют этот период началом формирования в России «дворянской монархии».

В 1762 г. российский престол заняла Екатерина II. В контрольной работе студенту необходимо показать те мероприятия по управлению страной, которые были предприняты ею в самом начале царствования. Это, к примеру, секуляризация (1763–1764 гг.) церковных и монастырских имений. Они были переданы под управление «Коллегии экономии». Так в русской истории появились крестьяне, получившие название «экономических». Необходимо рассказать и о тех манифестах, которые появились в 1762 и 1763 гг. В них содержится призыв к иностранцам селиться в России. Были обещаны покровительство, религиозная свобода. свобода перемещения и многое другое. В 1762 г. был издан знаменитый «Наказ», проникнутый духом либерализма и гуманизма. Студенту необходимо остановиться на его содержании. В контрольной работе студент должен показать также пробуждение в российском обществе научных, литературных и философских интересов во время правления Екатерины II, зарождение русской интеллигенции. В это время творил сатирик Фонвизин, поэт Державин, писатель Радищев, просветитель Н. Н. Новиков и многие другие деятели, принесшие славу русской культуре.

Список рекомендуемой литературы:

1. Анисимов, Е. В. Россия в середине XVIII в. / Е. В. Анисимов. – М.: Мысль, 1986. – 239 с.

2. Екатерина II. Сочинения. – М.: Сов. Россия, 1990. – 384 с.

5. Каменский, А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой / А. Б. Каменский. – М.: Знание, 1997. – 288 с.

6. Ключевский, В. О. Исторические портреты / В. О. Ключевский.– М.: Правда, 1990. – 624 с.

7. Очерки русской культуры XVIII в. – М.: МГУ, 1980. – 382 с.

8. Павленко, Н. И. Екатерина Великая / Н. И. Павленко. 3-е изд. – М.: Мол. гвардия, 2003. – 495 с.

9. Троицкий, С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии // С. М. Троицкий. – М.: Наука, 1974. – 400 с.

10. Эйдельман, Н. Я. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII века / Н. Я. Эйдельман, Е. В. Анисимов. – М.: Мысль, 1988. – 606 с.

 

Тема 14. Отечественная война 1812 года: причины, ход, результаты

1. Причины Отечественной войны 1812 г. и ее значение.

2. Казаки Дона в Отечественной войне 1812 года

При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на раскрытие планов императора Бонапарта и французской буржуазии к мировому господству и обогащению за счет военных действий. На их пути стояла Россия, которая участвовала в блокаде против Англии по Тильзитскому договору от 25 июня 1807 года, что подрывало экономику России. Следует показать также, что между Россией и Францией возникли противоречия из-за усиления нашей страны в Турции и в решении польской проблемы. Желательно назвать известных русских героев этой народной войны, основные сражения русской армии, показать их результаты и определить значение победы России против французских захватчиков.

Во втором вопросе необходимо рассказать об особой роли в событиях войны 1812 г. казачьих подразделений, знаменитом атамане Донского казачьего войска Матвее Ивановиче Платове.

Список рекомендуемой литературы:

1. Безотосный, В. М. Атаман Платов в 1812 году / В. М. Безотосный // Вопросы истории. – 1997. – № 10. – С. 130–146.*

2. Герои 1812 года. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 608 с.

3. Гордеев, А. А. История казачества / А. А. Гордеев. – М.: Вече, 2006. – 640 с.

4. Сапожников, А.И. Донские казачьи полки в летучем отряде Ф.Ф. Винцингероде / А.И. Сапожников // Российская история. – 2012. – № 6.– С. 65–80. *

5. Троицкий, Н. А. 1812. Великий год России / Н. А. Троицкий. – М.: Омега, 2007. – 560 с.

6. Сапожников, А. И. Донской атаман М. И. Платов и главнокомандующие русскими армиями в 1812 г. / А. И. Сапожников // Российская история. – 2011. – № 5. – С. 121–134. *

 

Тема 15. Альтернативы исторического развития России в первой половине XIX века

1. Либерализм и реформаторство Александра 1. Проект Сперанского М.М.

2. Движение декабристов.

В первом вопросе необходимо отметить, что с началом XIX в. страна вступила в новый этап развития. Предшествующие века формирования и укрепления основ самодержавного государства сменились временем, когда пришло осознание неизбежности близкого крушения всей прежней феодально-крепостнической системы.

В начале правления императора Александра I были проведены умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. В 1808–1809 гг. М. М. Сперанский, разработал «План государственного преобразования», предусматривавший введение в России конституционного строя. Из-за противодействия высших сановников и столичного дворянства удалось учредить лишь Государственный совет – прообраз верхней палаты Думы (1810). Несмотря на то, что проект создавался в соответствии с указаниями самого царя, он так и не был осуществлен. Со временем во внутренней политике царя стали нарастать консервативные тенденции.

При раскрытии второго вопроса желательно осветить, как шло формирование революционных взглядов декабристов. Для этого надо показать участие многих декабристов в масонских ложах, в которых изучались и распространялись идеи равенства, братства, свободного общественного развития; влияние идей Просвещения и войны 1812 г.; деятельность А. Н. Радищева; влияние заграничных походов русской армии на формирование свободомыслия у передового дворянства; состояние внутренней политики «аракчеевщины», приведшей к произволу полиции и преследованиям людей с передовыми взглядами. Необходимо дать краткую характеристику программных документов декабристов – «Русской правды» П. И. Пестеля и Конституции Н. М. Муравьева. Восстание декабристов на Сенатской площади подробно освещать не следует, но очень важно показать значение и последствия этого события для дальнейшего развития России.

Список рекомендуемой литературы:

1. Восстание декабристов. – М.: Наука, 1986. – 398 с.

2. Мироненко, С. В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX века / С. В. Мироненко. – М.: Мысль, 1990. – 235 c.

3. Нечкина, М. В. Декабристы / М. В. Нечкина. – М.: Наука, 1984. – 202 с.

4. Писарькова, Л. Ф. Власть и общество в 1803–1809 гг.: на путях к реформам государственного управления 1810–1811 гг./ Л. Ф. Писарькова // Российская история. – 2011. – № 6. – С. 52–72.*

5. Сафонов, М. М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII–XIX вв. / М. М. Сафонов. –Л.: Наука, 1988. – 249 с.

6. Томсинов, В. А. Светило русской бюрократии: исторический портрет М. М. Сперанского / В. А. Томсинов. – М.: ТЕИС, 1997. – 255 с.

 

Тема 16. Отмена крепостного права в России

1. Необходимость социально-экономических преобразований России и подготовка реформы 1861 года.

2. Сущность реформы 1861 года. Ее противоречивый характер и последствия.

Реформа 1861 года была подготовлена ходом исторического развития. Необходимость социально-экономических преобразований в стране была вызвана объективными причинами: проникновением и развитием буржуазных отношений в России, разложением барщинной системы хозяйства и массовым антикрепостническим движением. Студентам следует аргументировать каждую из этих причин. Необходимо обратить внимание на внешние катализаторы процесса отмены крепостного права: неудачи России в Крымской войне (1853–1856 гг.), расстройство в связи с этим финансовой системы управления. Следует осветить ход подготовки отмены крепостного права.

Второй вопрос желательно раскрывать с отмены личной зависимости (крепости) крестьян от помещиков после выкупа. Это позволяло крестьянам приобрести определенную часть гражданских прав (самостоятельно вступать в брак, приобретать недвижимость и распоряжаться своим имуществом, право передвижения и др.). Следует отметить: в чем проявилось расширение демократических прав крестьян, как крестьянская община тормозила развитие земледелия и сельского хозяйства, какие категории крестьян получили права на землю, когда были отменены выкупные платежи и в связи с какими событиями? В конце работы определите значение, противоречивый характер и последствия отмены крепостного права в России.

Список рекомендуемой литературы:

1.Захарова, Л. Г. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861–1874 гг.) / Л. Г. Захарова // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ – начала ХХ в. – М., 1991. – С. 293–325. *

2.Ляшенко, Л. М. Царь – освободитель: Жизнь и деяния Александра II / Л. М. Ляшенко. – М.: Владос, 1994. – 240 с.*

3. Эйдельман, Н. Я. «Революция сверху» в России / Н. Я. Эйдельман. – М.: Книга, 1989. – 171с. *

4. Захарова, Л. Г. Великие реформы 1860–1870-х – поворотный пункт российской истории / Л. Г. Захарова // Отечественная история. – 2005. – № 4. – С.151–167. *

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.