Совет министров 8 марта 1881 Г. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Совет министров 8 марта 1881 Г.

2017-10-17 485
Совет министров 8 марта 1881 Г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНТРРЕФОРМЫ

7.1. ВСЕПОДДАННЕЙШИЙ ДОКЛАД МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГРАФА М.Т.ЛОРИС-МЕЛИКОВА [1]. 28 ЯНВАРЯ 1881 г.

 

Наверху первой страницы доклада рукою императора Александра III написано: «Слава Богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут в совете министров весьма незначительным меньшинством. – А.»

 

…Великие реформы царствования вашего величества, вследствие событий, обусловленных совместными с ними, но не ими вызванными проявлениями ложных социальных учений, представляются до сих пор отчасти незаконченными, а отчасти не вполне согласованными между собою. Кроме того, многие, первостепенной важности вопросы, давно уже предуказанные державною волею, остаются без движения в канцеляриях разных ведомств. Для закончания реформ и для разрешения стоящих на очереди вопросов в центральных управлениях имеется уже много материалов, добытых опытом прошедших лет и приуготовительными работами. Сенаторские ревизии, имеющие главною своею целью исследование настоящего положения провинции и местных потребностей, должны внести богатый вклад в эти материалы и уяснить местными данными то направление, какое для успеха дела необходимо будет дать предстоящим преобразовательным работам центральных учреждений, но и эти данные, при окончательной разработке их, несомненно окажутся недостаточными, без практических указаний людей, близко знакомых с местными условиями и потребностями.

Виду изложенного нельзя, по моему убеждению, не остановиться на мысли, что призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятий есть именно то средство, какое и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою. Существенно важным и подлежащим зрелому обсуждению представляется при этом лишь способ осуществления этой мысли.

Обращаясь к изысканию этого способа, обязываюсь, прежде всего, вновь выразить перед вашим императорским величием, что, по глубокому моему убеждению, для России немыслима никакая организация народного представительства в формах, заимствованных с запада; формы эти не только чужды русскому народу, но могли бы даже поколебать все основные его политические воззрения и внести в них полную смуту, последствия коей трудно и предвидеть. Равным образом, мне представляется далеко не своевременным и высказываемое некоторыми приверженцами старинных форм Российского государства предложение о пользе образования у нас земской думы или Земского собора. Наше время настолько удалилось от периода указываемой старинной формы представительства, по изменившимся понятиям и взаимным отношениям составных частей Русского государства и современному географическому его очертанию, что простое воссоздание древнего представительства являлось бы трудно осуществимым и, во всяком случае, опасным опытом возвращения к прошедшему.

При таком воззрении на высказываемые в среде некоторой части общества мнения о необходимости прибегнуть к представительным формам, для поддержания порядка в России, и признавая, что мнения эти составляют лишь выражение созревшей потребности служить общественному делу, мне представляется наиболее практическим способом дать законный исход этой потребности в порядке, испытанном уже по мудрым указаниям вашего величества, при разработке крестьянской реформы. Порядок этот следует, конечно, применить к потребностям и задачам настоящей минуты.

Исходя из этого основного начала и принимая во внимание, что на местах имеются ныне уже постоянные учреждения, способные представить сведения и заключения по вопросам, подлежащим обсуждению высшего правительства, мне казалось бы, что следует остановиться на учреждении в С.-Петербурге временных подготовительных комиссий, наподобие организованных в 1858 году редакционных комиссий, с тем чтобы работы этих комиссий были подвергаемы рассмотрению с участием представителей от земства и некоторых значительнейших городов.

…Число комиссий должно быть ограничено на первое время двумя по главным отраслям, к которым могут быть отнесены предметы их занятий: административно-хозяйственные и финансовые…

Круг занятий административно-хозяйственной комиссии могли бы составить нижеследующие предметы ведомства Министерства внутренних дел…:

а) преобразование местного губернского управления, в видах точного определения объема прав и обязанностей оного, и приведение административных учреждений в надлежащее соответствие с учреждениями судебными и общественными и потребностями управления;

б) дополнение, по указаниям опыта, положений 19 февраля 1861 года и последующих по крестьянскому делу указаний, соответственно выяснившимся потребностям крестьянского населения;

в) изыскание способов: 1) к скорейшему прекращению существующих доныне обязательных отношений бывших крепостных крестьян к своим помещикам и 2) к облегчению выкупных крестьянских платежей в тех местностях, где опыт указал на крайнюю их обременительность;

г) пересмотр положений земского и городского, в видах пополнения и исправления их по указаниям прошедшего времени;

д) организация продовольственных запасов и вообще системы народного продовольствия, и

е) меры по охранению скотоводства.

Предметы занятий финансовой комиссии (вопросы: податной, паспортный и другие) подлежали бы определению вашим императорским величеством по всеподданнейшему докладу министра финансов…

На обязанности комиссий лежало бы составление законопроектов в тех пределах, кои будут им указаны высочайшею волею.

За сим составленные подготовительными комиссиями законопроекты подлежали бы, по указанию верховной власти, предварительному внесению в общую комиссию, имеющею образовываться под председательством особо назначенного высочайшею волею лица из председателей и членов подготовительных комиссий, с призывом выборных от губерний, в коих введено положение о земских учреждениях, а также от некоторых значительнейших городов, по два от каждой губернии и города; причем в видах привлечения действительно полезных и сведущих лиц, губернским земским собраниям и городским думам должно быть предоставлено право избирать таковых не только из среды гласных, но и из других лиц, принадлежащих к населению губернии или города.

Из губерний, где земские учреждения еще не открыты, могли бы быть призваны лица, по указанию местной власти…

Рассмотренные и одобренные или исправленные общею комиссиею законопроекты подлежали бы внесению в государственный совет, с заключением по оным министра, к ведомству коего относится предмет нового законопроекта, причем для облегчения государственного совета в предстоящих ему работах, быть может, вашему величеству благоугодно будет повелеть призвать и в состав его, с правом голоса, несколько, от 10 до 15, представителей от общественных учреждений, обнаруживших особенные познания, опытность и выдающиеся способности.

Работа не только подготовительных, но и общей комиссий должны бы иметь значение исключительно совещательное и ни в чем не изменяющее существующего ныне порядка возбуждения законодательных вопросов и рассмотрения их в государственном совете…

За Верховною властью сохраняется всецело и исключительно право возбуждения законодательных вопросов…

Приглашению членов, избираемых общественными учреждениями, будет предшествовать составление нового законопроекта подготовительными комиссиями из чинов правительственных, при участии лишь некоторых, особо известных правительству, посторонних лиц. Весь личный состав подготовительных комиссий войдет в состав общей комиссии и будет разъяснять и поддерживать выработанные проекты. Эта обязанность будет лежать на председателях подготовительных комиссий, в качестве помощников председателя общей комиссии…

Но, предварительно приведение всех изложенных выше предположений в окончательное исполнение, мне казалось бы необходимым ныне же сделать распоряжение, чтобы имеющиеся в разных департаментах и других центральных учреждениях всех ведомств материалы, имеющие соотношение к перечисленным выше вопросам, кои будут подлежать обсуждению подготовительных комиссий, были собраны, приведены в порядок и известную систему и сгруппированы по однородным предметам… По приблизительным соображениям такие приуготовительные работы по разработке данных и материалов, как имеющихся в различных учреждениях, так и тех, кои доставлены будут ревизующими сенаторами, могут быть совершенно закончены к осени текущего года и переданы в подготовительные комиссии…

…Такое учреждение может дать правильный исход заметному стремлению общественных сил к служению престолу и отечеству, неминуемо внесет в народную жизнь оживляющее начало и предоставит правительству возможность пользоваться опытностью местных деятелей, ближе стоящих к народной жизни, нежели чиновники центральных управлений…

 

Итенберг Б.С., Твардовская В.А

Граф М.Т.Лорис-Меликов и его современники. – М., 2004. С.542-548.

7.2. ИЗ ДНЕВНИКА В.А.БИЛЬБАСОВА [2].

АПРЕЛЯ 1881 г.

Им хоронились надежды части русского общества на возможность конституционных преобразований в России. С воцарением Александра III открылась новая эра усиления консервативных тенденций во внутренней политике и попыток ограничения либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в.

 

…В бозе почивший родитель Наш, приняв от Бога самодержавную власть на благо вверенного ему народа, пребыл верен до смерти принятому им обету и кровию запечатлел великое свое служение… благостию и кротостью совершил он величайшее дело своего царствования – освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян-владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в царстве суд, и подданных своих, коих всех без различия соделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местного управления и общественного хозяйства…

…посреди великой Нашей скорби глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело правления в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать, и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений.

Да ободрятся же пораженные смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих отечество и преданных из рода в род наследственной царской власти…

Посвящая себя великому нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действиях учреждений, дарованных России благодетелем ее, возлюбленным Нашим родителем.

Хрестоматия по истории России. М., 2006. С.306.

АВГУСТА 1881 г.

АВГУСТА 1882 г.

Комитет министров, рассмотрев представление министра внутренних дел о временных правилах для печати, полагал: впредь до изменения, в законодательном порядке, действующих постановлений о печати, постановить:

I. Редакции выходящих в свет не менее одного раза в неделю повременных изданий, вызвавших третье предостережение, обязываются, по истечении срока приостановки… и по возобновлении представлять нумера их для просмотра в цензурные комитеты не позже 11-ти часов вечера накануне дня выпуска в свет, причем цензорам предоставляется право, в случае усматриваемого ими значительного вреда от распространения такого повременного издания, приостанавливать выход его в свет, не возбуждая судебного преследования поименованных в сем пункте повременных изданий в цензуру для просмотра, а также срочность или бессрочность сего обязательства, установляются по ближайшему усмотрению министра внутренних дел.

II. Редакции повременных изданий, выходящих без предварительной цензуры, обязываются, по требованию министра внутренних дел, сообщать звания, имена и фамилии авторов статей, печатаемых в упомянутых изданиях.

III. Вопросы о совершенном прекращении повременных изданий, выходящих как под предварительною цензурою, так и без нее, или о приостановке их без определения срока ее с воспрещением редакторам и издателям оных быть впоследствии редакторами или издателями каких-либо других периодических изданий, предоставляются совокупному обсуждению и разрешению министров: внутренних дел, народного просвещения и юстиции и обер-прокурора Святейшего Синода, при участии сверх того и тех министров или главноуправляющих отдельными частями, коими возбуждаются подобные вопросы. Порядок решения таких дел подчиняется общим для коллегиальных учреждений основаниям; — и

IV. Вышеприведенные правила распространяются в одинаковой степени и на повременные издания, арендуемые у правительственных и ученых учреждений.

Государь Император, в 27-й день августа 1882 года, положение Комитета высочайше утвердить соизволил.

 

ПСЗ. Собр. 3. Т. 2. № 1072.

Электронное периодическое издание «Открытый текст»

http://www.opentextnn.ru/censorship/russia/dorev/law/1882/

 

Ø Используя документ 7.5., ответьте на вопросы:

1. Редакции каких печатных изданий, обязаны были, согласно настоящим правилам, предоставлять готовящиеся к публикации нумера своих изданий для просмотра в цензурный комитет и при каких условиях?

2. Какое право предоставлялось цензорам в отношении просматриваемых ими изданий?

3. Какие данные обязаны были сообщать редакции (редакторы) повременных изданий, выходящих без предварительной цензуры, министру внутренних дел по его требованию?

4. Кто мог принять решение о прекращении (закрытии) повременных изданий, либо о приостановке их деятельности без определения срока, либо о воспрещении редакторам и издателям закрытых изданий занимать данную должность впоследствии?

АПРЕЛЯ 1886 г.

…Предполагается учредить в уезде по участкам единоличные власти, в виде земских начальников, не по выбору, а по назначению, нечто вроде прежних мировых посредников. Они соединяют в себе и административную власть над волостями, и власть судебную, вместо нынешних мировых судей, не по всем делам, но лишь до 300 рублей, а остальные дела остаются в ведомстве одного городского мирового судьи. Жалобы на земского начальника приносятся съезду этих начальников. Далее, изменяется система выборов в гласные земского собрания, и вместо нынешней земской управы предполагается для распоряжения по земским делам присутствие, составленное из лиц местной администрации, с участием 2 гласных от земства.

..Необходимо устроить в уезде для надзора за волостными делами единоличную власть. Необходимо изменить нынешний характер земских учреждений, безответственных, отрешенных от центральной администрации и предоставленных всем случайностям выбора.

Хрестоматия по истории России. С.309.

Ø Используя документ 7.9., ответьте на вопросы:

1. Какие меры предлагал К.П.Победоносцев, чтобы ужесточить контроль над земствами?

2. С какой целью предлагалось ввести с действие данные изменения?

ИЮНЯ 1889 г.

Введение института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80-е - начале 90-х годов и стало ярким проявлением его продворянской политики.

 

1. Каждый уезд разделяется на земские участки.

5. В каждом земском участке состоит Земский Участковый Начальник.

6. На должности Земских Участковых Начальников могут быть назначаемы:

1) Лица, прослужившие в губернии, не менее трех лет, в должности Предводителя дворянства.

2) Местные потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений Империи или выдержали соответственное испытание или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: Мирового Посредника, Мирового Су­дьи, Непременного Члена Присутствия по крестьянским делам или Земского Начальника, если притом они сами, жены или родители их владеют, в пределах уезда, на праве собственности: пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания зем­ских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.

7. При недостатке лиц, удовлетворяющих означенным в статье 6 условиям, на должность Земских Начальников могут быть назначаемы:

1) Местные потомственные дворяне, в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений Империи или вы­держали соответственное испытание и состоят в военных или гражданских класс­ных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют, в пределах уез­да, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указан­ного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным, для взимания земских сборов, не ниже пятнадцати тысяч рублей.

2) Местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений Империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии хотя и не владеют пространством земли, ука­занным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.

13. На каждую вакантную должность Земского Начальника Губернатор, по совещании с Губернским и местным Уездными Предводителями дворянства, изби­рает по одному кандидату из списка подлежащего уезда…

14. Министр Внутренних Дел утверждает в должностях… избранных Губернатором или предложенных Предводителями кандидатов…

23. Земскому Начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по Поручению Губернатора или Губернского Присутствия.

24. Во время отсутствия на месте Уездного Исправника или Станового При­става, на Земского Начальника возлагается надзор за действиями волостных стар­шин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступ­ков. До прибытия означенных полицейских чинов Земскому Начальнику предос­тавляется также руководство в сих отношениях как волостных старшин и сельских старост, так и нижних чинов уездной полиции (полицейских урядников, сотских и десятских) на пространстве всего участка, не исключая и земель владельческих.

25. Земский Начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.

29. Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.

30. Земский Начальник имеет право рассматривать все приговоры, постанов­ляемые волостными и сельскими сходами в пределах вверенного ему участка.

31. Если Земский Начальник удостоверится, что приговор волостного или сельского схода постановлен несогласно с законами либо клонится к явному ущер­бу сельского общества, либо нарушает законные права отдельных его членов или приписанных к волости лиц, то он, остановив исполнение сего приговора, пред­ставляет его, вместе со своим заключением на рассмотрение Уездного Съезда.

35. Земский Начальник, если признает необходимым, делает распоряжения о заключении под стражу, в городской тюрьме крестьян, подлежащих удалению из обществ по состоявшимся о том приговоров сельских и волостных сходов.

39. На Земского Начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка, по предметам ведомства сельских и волостных сходов…

47. Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей.

48. Ведомству Земских Начальников в порядке гражданского судопроизвод­ства подлежат:

1) Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей, возникающим: а) по найму земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей, и б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйст­венные должности и в услужение.

2) Дела о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более шести месяцев.

3) Дела о потравах и о других повреждениях полей, лугов и иных угодий…

4) Все прочие иски на сумму не свыше трехсот рублей…

49. Ведомству Земских Начальников в порядке уголовного судопроизводства, подлежат:

1) проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых Мировы­ми Судьями…,

2) беспатентная продажа питей и табачных изделий…

61. В случае неисполнения законных распоряжений или требований Земско­го Начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управ­лению, он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производ­ства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию не свыше шести рублей…

62. Земский Начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, а также в слу­чае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности, имеет право подвергать их, без формального производства, од­ному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные на­рушения Земскому Начальнику предоставляется: временно устранять всех озна­ченных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представ­лениями в Уездный Съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании их суду.

66. Земские Начальники подчиняются надзору и руководительству местных Губернатора и Губернского Присутствия…

 

Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.249-251.

Ø Используя документ 7.10., ответьте на вопросы:

1. Кто и при каких условиях мог быть назначен на должность Земского участкового начальника?

2. Кто избирал Земского участкового начальника из списка представленных к избранию кандидатур?

3. Кто утверждал в должности Земского участкового начальника?

4. Что входило в круг обязанностей Земского участкового начальника?

5. Какие права получил Земский участковый начальник?

6. Кто исполняет обязанности Мировых Судей?

7. Какие дела подлежали ведомству Земского участкового начальника в порядке гражданского судопроизводства?

8. Какие дела подлежали ведомству Земского участкового начальника в порядке уголовного судопроизводства?

9. Какие меры административного воздействия мог применять Земский участковый начальник по отношению к лицам, не исполнившим его законные распоряжения? Требовалось ли при этом формальное производство?

10. Какие меры административного воздействия мог применять Земский участковый начальник вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, либо других проступков, совершенных ими по должности?

11. Под чьим надзором и подчинением находились Земские участковые начальники?

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ИЮНЯ 1890 г.

28. Для производства выборов в уездные земские гласные лицами, участвую­щими в Земских Избирательных Собраниях.., составляются по каждому уезду два Избирательных Собрания. В первом собрании участвуют, под председательством Уездного Предводителя Дворянства, дворяне потомственные и личные; во втором, под председательством Головы губернского или уездного города, по принадлежно­сти – прочие лица, имеющие право участвовать в земских выборах, производимых на Избирательных Собраниях, а также представители благотворительных, учебных и ученых учреждений, торговых и промышленных Обществ, Товариществ и Ком­паний.

51. Гласные от сельских обществ избираются волостными сходами. Каждый сход избирает одно лицо, но если число волостей в уезде не превышает определен­ного для оного расписанием… числа гласных от сельских обществ, то Губернское по земским делам Присутствие разрешает волостным сходам наиболее населенных волостей избирать по два лица. Из числа избранных Губернатор утверждает положенный расписанием комплект гласных от сельских обществ и определяет оче­редь, на основании которой остальные избранные лица заступают утвержденных, в случае выбытия последних по окончании трехлетнего срока.

87. Губернатор останавливает исполнение постановления Земского Собра­ния в тех случаях, когда усмотрит, что оно: а) не согласно с законом или постанов­лением с нарушением круга ведомства, пределов власти, либо порядка действий зем­ских учреждений или б) не соответствует общим государственным пользам и нуж­дам, либо явно нарушает интересы местного населения.

118. Лица, избранные в Председатели Губернских Управ утверждаются в должности Министром Внутренних Дел, а избранные в Председатели Уездных Управ и в Члены как Губернских, так равно и Уездных Управ – Губернатором…

Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.251.

Ø Используя документ 7.11., ответьте на вопросы:

1. Сколько Земских Избирательных Собраний составлялось по каждому уезду для производства выборов в уездные земские гласные? Кто входил в каждое из них?

2. Каким образом происходило избрание гласных от сельских обществ?

3. В каких случаях Губернатор мог остановить исполнение постановления Земского Собрания?

4. Кем утверждались в должности Председатели Губернских Управ?

5. Кем утверждались в должности Председатели Уездных Управ?

6. Кем утверждались в должности Члены Губернских и Уездных Управ?

ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ИЮНЯ 1892 г.

 

2. К предметам ведомства городского общественного управления принадле­жат:

1. Заведывание установленными в пользу городских поселений сборами и повинностями.

II. Заведывание капиталами и другими имуществами городского поселения.

III. Попечение об устранении недостатка продовольственных средств способа­ми, имеющимися для сего в распоряжении общественного управления.

IV. Содержание в исправности и устройство состоящих в ведении обществен­ного управления улиц, площадей, мостовых, набережных, пристаней, бечевников, тротуаров, общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав, мостов, гатей и переправ, а также освещение городского поселения.

V. Попечение о призрении бедных и о прекращении нищенства; устройство благотворительных и лечебных заведений и заведывание ими на одинаковых с зем­скими учреждениями основаниях.

VI. Участие в мероприятиях по охранению народного здравия и предупрежде­нию и пресечению падежей скота, развитие средств врачебной помощи городско­му населению и изыскание способов к улучшению местных условий в санитарном отношении.

VII. Попечение о лучшем устройстве городского населения по утвержденным планам, а также о мерах предосторожности против пожаров и других бедствий.

VIII. Участие в заведывании взаимным страхованием городских имуществ от огня.

IX. Попечение о развитии средств народного образования и установленное за­коном участие в заведывании учебными заведениями.

Х. Попечение об устройстве общественных библиотек, музеев, театров и дру­гих подобного рода общеполезных учреждений.

XI. Воспособление зависящими от общественного управления способами раз­витию местной торговли и промышленности, устройство рынков и базаров, над­зор за правильным производством торговли, устройство кредитных учреждений по правилам Устава Кредитного, а равно содействие устройству биржевых учреж­дений.

XII. Удовлетворение возложенных, в установленном порядке, на обществен­ное управление потребностей воинского и гражданского управлений.

XIII. Дела, предоставленные ведению общественного управления на основа­нии особых законоположений и Уставов.

11. Губернатор имеет надзор за правильностью и законностью действий го­родского общественного управления…

21. Учреждения городского общественного управления суть: 1) Городская Дума и 2) Городская Управа, с состоящими при ней исполнительными органами.

23. Для избрания гласных Думы и кандидатов к ним созываются, через каж­дые четыре года, Избирательные Собрания, в сроки, назначаемые Городскою Управою, с утверждения Губернатора.

24. Правом участия в выборе гласных пользуются: 1) лица, состоящие в рус­ском подданстве, а также благотворительные, ученые и учебные учреждения и уч­реждения правительственные, если эти учреждения и лица не менее одного года владеют в пределах городского поселения, на праве собственности или пожизнен­ного владения, недвижимым имуществом, обложенным оценочным в пользу го­родского поселения сбором и стоящим по оценке, определенной для взимания сего сбора: в обеих столицах – не менее трех тысяч рублей; в губернских городах с насе­лением свыше ста тысяч человек и в городе Одессе – не менее тысячи пятисот руб­лей; в прочих городах, губернских, областных и входящих в состав градоначальств, а равно в более значительных уездных городах, - не менее одной тысячи рублей; в остальных городских поселениях – не менее трехсот рублей; и 2) состоящие в рус­ском подданстве лица и учреждения по законам Империи Общества, Товарищест­ва и Компании, если означенные лица и учреждения не менее одного года содержат в пределах городского поселения торгово-промышленное предприятие, требующее выборки свидетельства: в столицах – первой гильдии, а в прочих горо­дах – первой или второй гильдии.

25. Из лиц, имеющих право участия в избрании гласных на основании статьи 24 и не состоящих под опекою или попечительством, недостигшие двадцати пяти лет отроду, и лица женского пола пользуются сим правом не лично, а через уполно­моченных, снабженных от них доверенностями.

33. Права участвовать в выборах лично за себя и в качестве представителей лишаются: 1) подвергшиеся суду за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы… 6) со­стоящие под гласным надзором полиции … 8) лица, за коими числятся недоимки по городским сборам свыше полугодового оклада сих сборов.

 

Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.252-253.

Ø Используя документ 7.12., ответьте на вопросы:

1. Что, согласно Городовому положению 1892 года, принадлежало к предметам ведомства городского общественного управления?

2. Кто осуществлял надзор за деятельностью городского общественного управления?

3. Какие учреждения входили в состав Учреждений городского общественного управления?

4. На какой срок избирались гласные Городской Думы?

5. Кто пользовался правом избрания гласных в состав Городской Думы?

6. Какие лица, из имеющих право участвовать в выборах гласных, пользовались данным правом через уполномоченных, по доверенности?

7. Назовите основания, по которым, лица, из имеющих право участвовать в выборах гласных, лишались данного права?

 


[1] Лорис-Меликов Михаил Тариелович (1825-1888) – граф, генерал-адъютант. В 1880 – начальник Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия с чрезвычайными полномочиями. С августа 1880 по май 1881 гг. – министр внутренних дел и шеф жандармов. Член Госсовета. Автор так называемого проекта «конституции».

[2] Бильбасов Василий Алексеевич (1837-1904) – историк, публицист, профессор Киевского университета (1867-1871). С 1871 г. редактор либеральной газеты «Голос» (1871-1883).

[3] Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) – юрист, статс-секретарь, сенатор. С 1872 г. – член Госсовета, в 1880-1905 гг. – обер-прокурор Святейшего Синода. Известен своими консервативными взглядами.

[4] Маков Лев Саввич (1830-1883) – министр внутренних дел (1878-1880), министр почт и телеграфов (1880-1881). Член Госсовета.

[5] Абаза Александр Агеевич (1821-1895) – государственный контролер (1871-1874), председатель Департамента экономии Госсовета (1874-1880, 1883-1892), министр финансов (1880-1881).

[6] Милютин Дмитрий Алексеевич (1816-1912) – граф, генерал-фельдмаршал, почетный член Академии наук. Военный министр (1861-1881). Член Госсовета.

[7] Валуев Петр Александрович (1814-1890) – граф, член редакционный комиссий по выработке «Положения 19 февраля 1861 г.». Министр внутренних дел (1861-1868), министр государственных имуществ (1872-1879), председатель Комитета министров (1879-1881).

[8] Адлерберг Александр Владимирович (1818-1888) – граф, генерал-адъютант, член Главного управления цензуры, министр императорского двора и уделов (1872-1881), канцлер российских императорских и царских орденов, член Госсовета.

[9] Сольский Дмитрий Мартынович (1833-1910) – граф, статс-секретарь, государственный контролер (1878-1889), председатель Департамента государственной экономии (1893-1905), председатель Госсовета и Комитета финансов (1905-1906).

[10] Сабуров Андрей Александрович (1838-1916) – статс-секретарь, сенатор, член Госсовета, министр народного просвещения (апрель 1880 – март 1881).

[11] Гирс Николай Карлович (1820-1895) – статс-секретарь, министр иностранных дел (1882-1895).

[12] Набоков Дмитрий Николаевич (1826-1904) – статс-секретарь, сенатор, министр юстиции (1878-1885), член Госсовета.

[13] Строганов Александр Григорьевич (1795-1891) – граф, генерал-адъютант, министр внутренних дел (1855-1864). Член Госсовета.

[14] Ливен Андрей Александрович (1839-1913) – князь, статс-секретарь, товарищ министра государственных имуществ (1872-1874), управляющий Министерством госимуществ (1879-1881). Член Госсовета.

[15] Посьет Константин Николаевич (1819-1899) – генерал-адъютант, адмирал, министр путей сообщения (1874-1888). Член Госсовета.

[16] Делянов Иван Давидович (1818-1897) - граф, статс-секретарь, министр народного просвещения (1882-1897). Член Госсовета.

КОНТРРЕФОРМЫ

7.1. ВСЕПОДДАННЕЙШИЙ ДОКЛАД МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГРАФА М.Т.ЛОРИС-МЕЛИКОВА [1]. 28 ЯНВАРЯ 1881 г.

 

Наверху первой страницы доклада рукою императора Александра III написано: «Слава Богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут в совете министров весьма незначительным меньшинством. – А.»

 

…Великие реформы царствования вашего величества, вследствие событий, обусловленных совместными с ними, но не ими вызванными проявлениями ложных социальных учений, представляются до сих пор отчасти незаконченными, а отчасти не вполне согласованными между собою. Кроме того, многие, первостепенной важности вопросы, давно уже предуказанные державною волею, остаются без движения в канцеляриях разных ведомств. Для закончания реформ и для разрешения стоящих на очереди вопросов в центральных управлениях имеется уже много материалов, добытых опытом прошедших лет и приуготовительными работами. Сенаторские ревизии, имеющие главною своею целью исследование настоящего положения провинции и местных потребностей, должны внести богатый вклад в эти материалы и уяснить местными данными то направление, какое для успеха дела необходимо будет дать предстоящим преобразовательным работам центральных учреждений, но и эти данные, при окончательной разработке их, несомненно окажутся недостаточными, без практических указаний людей, близко знакомых с местными условиями и потребностями.

Виду изложенного нельзя, по моему убеждению, не остановиться на мысли, что призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятий есть именно то средство, какое и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою. Существенно важным и подлежащим зрелому обсуждению представляется при этом лишь способ осуществления этой мыс


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.