Информационный менеджмент, его место и предмет — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Информационный менеджмент, его место и предмет

2017-10-17 992
Информационный менеджмент, его место и предмет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Конспект лекций

для студентов специальности 1-26 03 01

«Управление информационными ресурсами»

 


ББК 32.859

 

 

Автор-составитель: И.В.Дубинина, ст.преподаватель, кафедра информационно-вычислительных систем УО «БТЭУ ПК».

Рецензенты:,

 

Рекомендована к использованию в учебном процессе. Протокол №__ от __ _________ 2011 г.

 

Информационный менеджмент. Конспект лекций для студентов специальности 1-26 03 01 "Управление информационными ресурсами" / Автор-составитель: И.В.Дубинина. – Гомель: БТЭУ, 2011. – с.

ББК 32.859

 

ã Автор-составитель: И.В.Дубинина, 2011

ã УО "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации", 2011

 


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня деятельность любого предприятия и организации сильно зависит от подразделения, обеспечивающего его информационную среду, и зависимость эта со временем усиливается. В результате обслуживание информационных систем перестает быть только технической задачей и все в большей степени становится неотъемлемой частью бизнеса, интегрированной в бизнес-процессы организации.

Уровень развития информационной системы организации, значимость информационных технологий для деятельности организации делает ИТ-подразделения неотъемлемой частью бизнеса. Сложность задач в управлении информационными системами и персоналом приводит к необходимости разработки стратегий в области информационных технологий ведения специализированного менеджмента – информационного менеджмента.

В Республике Беларусь процесс внедрения в практику и развития информационных систем занимает еще более краткий период, нежели в странах с развитой рыночной экономикой. В этом процессе могут быть выделены следующие этапы:

1 – Применение компьютерной техники, прикладного программного обеспечения, сетевых технологий является для организации вопросом престижа, «продвинутости» руководства. Никто не требует от информационной системы какой-либо отдачи, и тем более экономической эффективности.

2 – Информационные технологии, информационные системы применяются на уровне оперативного управления предприятием, организацией – накопление, хранение, классификация, первичная обработка информации.

3 – Информационные системы применяются для решения бизнес задач предприятия, организации.

Особенностью дисциплины «Информационный менеджмент» то, что данная отрасль знания зародилась относительно недавно и является развивающейся. По существу информационный менеджмент не имеет пока ни устоявшейся терминологии, ни ставших классическими методик и решений. Вследствие этого, специалисты часто используют не только разные понятия и термины, но и различным образом толкуют задачи информационного менеджмента и методологию их решения.

Информационный менеджмент, его место и предмет

Информация как товар

В настоящее время информация рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. С помощью информации потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях.

Термин «информация» имеет различные определения.

Информация – универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества (Из документов ЮНЕСКО).

Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. трактует термин информация как «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством».

Информация – специфический атрибут объективного мира, создающий условия, необходимые для обеспечения устойчивости и развития систем различной природы.

Информация как вид ресурсов и фактор общественного развития становиться особым видом продукта с присущими ему всеми свойствами товара. Информация в качестве экономического ресурса предназначается для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос. Ценность, или полезность, информации заключается в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю.

Отнесение информации к категории «товара» юридически закреплено законодательно: информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РБ.

Товар– это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Потребительские свойства информации выявляются в процессе отбора, переработки и представлении в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых потребитель (предприниматель, инженер, менеджер, руководитель) с учетом его экономических, социальных, психических возможностей и особенностей может с максимальным успехом решать стоящие перед ним проблемы.

Информация (информационные ресурсы) характеризуются:

неисчерпаемостью - по мере развития общества и роста потребления его запасы не убывают, а растут;

сохраняемостью - при использовании не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных сообщений;

несамостоятельностью - проявляет свою "движущую силу" только в соединении с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия).

Информация как предмет труда – это первичные исходные данные, сведения в конкретной сфере деятельности и смежных с нею областях. Именно на основе первичной информации создается информационный продукт, нужный для пользователя.

Информация как средство труда – это совокупность знаний, данных и приемов, при помощи которых исходная информация (предмет труда) может быть наиболее эффективным образом обработана в целях получения запланированного результата. Информация как средство труда должна иметь форму, удобную и понятную специалисту в данной сфере деятельности.

Информация как результат труда должна обладать потребительскими свойствами, то есть снижать неопределенность ситуации или риск, в которой оказался субъект. В качестве результата труда информация всегда выступает в закодированном определенным образом виде, то есть в пригодном для потребления виде.

Разделение информации на предмет и средство труда не всегда возможно, и чаще всего она одновременно есть и то, и другое, а также и результат.

В результате применения ИТ к «сырью» – информационным ресурсам – создаются информационные продукты и информационные услуги. Под информационным продуктом следует понимать новую информацию или информацию в новой форме, являющуюся продуктом ИС и ИТ и предоставляемую потребителю. Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта.

Таким образом, информационный продукт или информационная продукция представляет собой информацию, собранную, преобразованную и представленную в виде, удобном для пользователя, являющуюся продуктом труда в индустрии информации и предлагаемую на информационном рынке в качестве товара.

Предоставление информации связано обычно с предоставлением пользователю некоторых услуг по ее обработке и доступу к ней. Эти услуги называют информационными услугами. Они могут выступать как в овеществленной (документ, технический носитель), так и в неовеществленной формах (например, обучение пользователя). Информационный продукт соответствует представлению производителя о конкретной предметной области, для которой он создан. Как правило, информационный продукт зафиксирован на материальном носителе.

Предоставление информационных продуктов и информационных услуг потребителям называют информационным обслуживанием.

Наряду с чертами, присущими обычному товару, информация обладает рядом специфических особенностей:

• информационный продукт не отчуждается от производителя – произведенная информация не только переходит к покупателю, но и остается у продавца;

• имеется возможность многократного удовлетворения потребностей с использованием одной и той же информации;

• информация может фиксироваться на определенном вещественном носителе, являясь в то же время невещественным продуктом;

• у информации отсутствует свойство расходования;

• определение ценности информации существенно осложняется ее индивидуализированной востребованностью. Ценность информации субъективна и зависит от отдельного человека;

· цена товара не является выражением ее стоимости, так как не отражает количества труда, затраченное на ее производство и доведение до потребителя;

• в процессе потребления информация не уничтожается, все ее физические потребительские свойства сохраняются, в отличие от технических средств, которые изнашиваются тем сильнее, чем выше интенсивность их использования.

Информационный рынок не является качественно однородным — он делится на рынок информации первичной (оригинальной) и рынок тиражированной (вторичной) информации. Последний является разновидностью рынка материальных благ.

Особенностью производства информации является существенное преобладание в структуре затрат доли живого труда. В большинстве случаев информация создается в процессе интеллектуальной деятельности человека, а материальные и энергетические ресурсы играют вспомогательную роль. Лишь при тиражировании информации удельный вес материальных затрат может доминировать.

Характерной особенностью предложения и спроса на первичную информацию, или в целом информационного рынка является то, что такие факторы, как ценовые ожидания и налоговая политика оказывают минимальное влияние на поведение продавцов и покупателей информации.

Конкуренция среди продавцов информации идет по таким показателям, как скорость, достоверность, полнота, конфиденциальность, форма подачи. В результате цены на услуги продавцов информации могут снизиться, но незначительно, в силу уникальности и недолговечности предлагаемого товара, относительно ограниченного количества производителей и довольно узкой их специализации.

Цена предложения информации часто сдерживается таким субъективным моментом, как нежелание потребителя воспринимать новую информацию.

Таким образом, спрос на информацию порождается желанием субъекта снять или уменьшить риск или неопределенность той или иной ситуации. Спрос на информацию растет с возрастанием степени риска.

Предложение информации связано с тем, что продавцом движет желание извлечь доход посредством снятия или уменьшения беспокойства у потребителя. Предложение также имеет прямую зависимость от степени риска, которому подвержен потенциальный потребитель.

Любой продукт или услугу производят с целью продажи (в противном случае само употребление этих терминов не правомерно). Информационные продукты и услуги естественно производятся с целью продажи потенциальным потребителям. Следовательно, можно говорить о рынке информационных продуктов и услуг.

Под рынком информационных услуг и продуктов принято понимать совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. Таким образом, информационный рынок (ИР) – сфера предложения, обмена и торговли информационными продуктами и услугами.

Предмет продажи и обмена на информационном рынке – это информационные технологии и системы, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, информация и прочие виды информационных услуг.

Инфраструктура информационного рынка – это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

Информационный бизнес – производство, торговля, посредничество в области информационных продуктов и услуг.

Функции информационного бизнеса – управление финансами и ведение учета, управление кадрами, материально-техническое снабжение, организация производства, маркетинговые исследования, лизинговые операции, консультационное обслуживание, страхование имущества и информации, организация службы информационной безопасности, сервисное обслуживание.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.

Следует отметить, что информационный рынок (ИР) характеризируется своими особенностями, проблемами и тенденциями развития и оказывает в современных условиях существенное и постоянно растущее воздействие на общеэкономическую ситуацию.

Участниками информационного рынка в настоящее время являются:

1. Владельцы информации:

· владельцы первичной информации (информации, не представленной в машиночитаемой форме и не предназначенной для автоматизированной обработки);

· центры-генераторы (производители информации) – специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии;

2. Центры распределения (поставщики информации), которых обычно называют Вендорами (от англ. Vendor – продавец) – организации, формирующие банки данных, в которые включены базы данных, принадлежащие отдельным владельцам, и предоставляющие к ним доступ на коммерческой основе.

3. Провайдеры (от англ. Provide – обеспечивать) – организации, предоставляющие доступ к банкам данных вендоров по телекоммуникационным каналам.

4. Информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.

5. Пользователи – организации и частные лица, использующие информационные ресурсы:

· конечные пользователи (используют информацию непосредственно для решения своих задач);

· промежуточные пользователи – посредники (оказывают своим клиентам услуги по поиску информации, например, www.internethelp.ru);

6. Информационные брокеры – специалисты, занимающиеся информационным обслуживанием с использованием служб и сервисов, оплачиваемых клиентом.


5. Планирование в среде информационных
систем

5.1 Сущность процесса планирования в среде ИС

Управлять, в значительной мере, означает предвидеть, то есть прогнозировать, планировать, поэтому важнейшим в управлении предприятием является планирование.

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения.

Цель планирования – повышение эффективности работы предприятия на основе повышения качества принимаемых управленческих решений за счет предварительного анализа возможных последствий этих решений в будущем.

Основная задача планирования – разработать программу действий для получения предприятием максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления его важнейших функций: производственной, инновационной, технологической, организационной, социальной и др.

Необходимость составления планов определяется следующими основными причинами:

• неопределенность будущего;

• координирующая роль плана;

• оптимизация экономических последствий.

Система планирования и управления любой организации носит иерархический характер. Каждый уровень планирования отличается от других следующими параметрами:

– целью плана;

– горизонтом планирования (интервал времени от текущего момента до некоторой даты в будущем, для которого данный план разрабатывается);

– степенью детализации плана;

– частотой, с которой план пересматривается и корректируется.

В качестве примера рассмотрим типовую систему планирования и управления, характерную для предприятий промышленного производства. В такой системе можно выделить следующие уровни:

· стратегическое планирование;

· бюджетирование и операционное планирование, включающее формирование плана продаж и операций (Sales and Operations Plan, SOP) и основного производственного плана (Master Production Schedule, MPS);

· планирование материалов и мощностей, включающее планирование необходимых материалов (Material Requirements Planning, MRP) и планирование необходимых мощностей (Capacity Resource Planning, CRP);

· оперативное управление деятельностью предприятия.

Схематически соотношение глубины детализации и плановых горизонтов различных планов предприятия представлено на рис. 5.1.

Планирование развития информационной среды предприятия и применения ИТ основывается на тех же общих принципах и методах.

Так как ИТ в большинстве случаев относятся к обеспечивающим процессам, то для них основными являются стратегическое планирование и планирование мощностей и материалов.

Для планирования ИС по аналогии с планированием других сфер деятельности принято разделение планирования на кратко-, средне- и долгосрочное, или соответственно на оперативное и стратегическое.

Сущность планирования в среде ИС:

· Определение конкретных, конечных целей;

· Создание внутренних предпосылок в создании и развитии ИС

· Выработка необходимых мероприятий.

Цели планирования в среде ИС:

1) Увязывание целей, задач функционирования АИС со стратегией развития предприятия;

2) Определение стратегии создания и развития АИС;

3) Оказание влияния на выделение инвестиций для развития АИС.


Рисунок 5.1 – Уровни планирования и управления

5.2 Основы стратегического планирования ИС

Стратегический план создания и развития ИС должен полностью вписываться в общую стратегию развития организации, т.е. планирование в области ИС должно являться составляющей планирования в организации.

Процесс формирования стратегических целей планирования для ИС организации представлен на рис. 5.2.

Стратегии ИС определяют долгосрочные планы по созданию и развитию ИС (модернизации, перепроектированию, трансформации). Оперативное планирование определяет задачи и способы их решения на текущий момент и краткосрочную перспективу (до года).

 


Рисунок 5.2 – Процесс формирования стратегических целей
планирования ИС

Самым нижним уровнем в иерархии планирования в области ИС является планирование отдельных проектов. Под отдельным проектом здесь будем понимать как мероприятия ИМ в отношении составляющих ИС предприятия, организации, так и планирование проектных работ мероприятия ИМ могут быть самыми разными, например, приобретение новых приложений для решения бизнес-задач, приобретение технологического оборудования для выполнения отдельных функциональных задач, обучение персонала ИТ-подразделений и конечных пользователей.

Планирование отдельных мероприятий ИМ также необходимо как и стратегическое планирование, так как обеспечивает согласование деятельности ИТ-подразделений и предприятия в целом. Планирование работ по проектированию АИС (ЭИС), является сложной и в то же время хорошо разработанной областью знания.

Стратегическое планирование ИС представляет собой процесс, в котором принимаются принципиальные решения в области ИС предприятия относительно действующих в течение длительного срока целей и основных положений (принципов), мероприятий, ресурсов, а также бюджета и финансирования. Временные рамки стратегического планирования ИС в зависимости от сопутствующих условий (масштаб предприятия, специфические для предприятия информационные проблемы, степень проникновения обработки информации и др.) охватывают обычно период от пяти до десяти лет.

Результатом СПИС должен являться документ, который содержит, во-первых, констатацию существующего положения в области ИС как на предприятии, так и вне его, во-вторых, разработанные по годам стратегии в этой области и необходимые для их реализации на предприятии мероприятия.

Этапы стратегического планирования в области ИС представлены ниже на рис. 5.3.

Для процесса стратегического планирования ИС (СПИС) характерны следующие типичные фазы или этапы:

1. Постановка задач СПИС: для какой части предприятия должно проводиться СПИС, в каком именно виде и кем, а также что от этого должно получить предприятие и когда?

2. Всесторонний анализ условий. С одной стороны, анализируется наиболее важная часть окружения предприятия (клиентура, рынки продукции, технология, конкуренция, народное хозяйство, политика и т. п.) и идентифицируются вытекающие из этого риск, шансы и требования. С другой стороны, изучаются внутренние условия предприятия (структура производства, процессы производства, обслуживаемые рынки, финансы, ресурсы, конкуренция, персонал и т. п.) устанавливаются сильные и слабые стороны сферы ИС.

3. Постановка стратегических целей для ИС. Полученные в фазе анализа условий знания представляют собой основу для конкретного формулирования стратегических целей ИС. Имеет смысл ставить только одну цель или небольшое их число в качестве базиса для иерархической системы целей. Цели должны быть операциональными, т. е. проверяемыми, и общепризнанными. Принципы и направления, закладываемые в ИС, образуют как бы рамки для стратегии в области ИС, а также и для оптимального планирования мероприятий. Эти рамки всегда могут и должны использоваться при решении производственных вопросов, при распределении работ по работникам, персонала по проектам и т. д.

4. Разработка стратегий ИС. Она выполняется с учетом архитектуры применения ИТ, доступных или имеющихся ресурсов, структуры организации и управления. Стратегии ИС характеризуют пространство и потенциал, которые должны быть задействованы для достижения обозначенных целей.

5.
 
 

Планирование конкретных мероприятий. Этот этап имеет оперативный характер и является предпосылкой для определения отдельных проектов развития ИС.

Рисунок 5.3 – Этапы стратегического планирования информационных систем

Результаты СПИС излагаются в итоговом докладе. Он должен содержать, в частности, следующие данные:

• основополагающие решения, цели и принципы организации ИС;

• сервисные предложения подразделений ОИ: имеющиеся ресурсы и услуги, цены и условия их предоставления;

• общий обзор единой для всего предприятия концепции построения ИС (архитектура и ландшафт приложений, представление предусмотренных к реализации ИС, распределение задач между подразделениями ОИ и пользователями);

• описание структуры организации ОИ (иерархическое упорядочение и расчленение подразделений ОИ, компетенция и ответственность подразделений ОИ, подразделения-пользователи и органы контроля и координации ИС, а также коммуникации);

• общий обзор использования ресурсов (потребные мощности и затраты) для предусмотренной концепции создания ИС, специфицированный по годам для отдельных ИС и ресурсов, а также сгруппированный по годам и видам ресурсов;

• характеристику стандартов и исходных данных в области применения методов и инструментов при планировании, развитии, обслуживании и эксплуатации ИС, а также в области работы с пользователями;

• сводный бюджет затрат на ОИ и (при возможности) финансовый план.

 

5.3 Фазы стратегического планирования
информационных систем

Содержание и последовательность шагов на этапах стратегического планирования представлены далее на рис. 5.4 и рис. 5.5.

Важнейшей целью первой фазы СПИС (постановка задачи) является получение поддержки задуманных руководством организации мероприятий по информатизации. Успех долгосрочного плана в области ИС зависит в первую очередь от сотрудничества между руководящими работниками, которые должны реализовать предлагаемые мероприятия, и проектировщиками или разработчиками этих мероприятий.

В этой фазе обсуждается программа в области ИС.

Вторая фаза СПИС. Необходимой частью анализа внешних условий работы ИС является изучение внешней среды, окружающей предприятие, в отношении перспективных возможностей для предприятия в целом, а также в отношении факторов, которые могут обусловить или ограничить сферу обработки информации на предприятии. В качестве факторов влияния окружения должны приниматься во внимание следующие: правовая и хозяйственная организация, хозяйственные интересы собственников, организация рынка и конъюнктура, а также интересы владельцев и других сопричастных лиц.

Отдельно должно анализироваться возможное влияние на развитие ИС со стороны следующих организаций и лиц: государственные инстанции, смежные и дочерние предприятия, конкуренты, клиенты и поставщики, наемные рабочие и служащие, союзы и объединения, сфера образования и исследований, а также профессиональные ассоциации и профсоюзы.

 
 

Рисунок 5.4 – Анализ окружения ИС. Шаги этапа анализа

Документация анализа окружения может включать:

1. спецификацию имеющихся и ожидаемых требований законодателей, партнеров по рынку и партнеров-смежников;

2. общий обзор предложений на информационном рынке («будущее» для изготовителя, сбытовика, консультанта-советчика и их продуктов);

3. описание шансов и риска на основе анализа состояния ИТ и прогноза информационно-технологического развития;

4. предложения по мероприятиям в целях снижения остроты риска.

Не менее важным этапом в планировании является анализ внутренней ситуации области обработки информации. Анализ внутренней ситуации представляет собой анализ существующего состояния ИС предприятия; выявление недостатков существующей ИС, технологии ОИ; определение требований пользователей к ИС.

Анализ внутренней ситуации осуществляется по данным обследования предприятия. При проведении обследования предприятия чаще всего используется комбинация трех основных методов – анкетирование, сбор документов, интервьюирование.

Сначала специфицируются все имеющиеся ИС и все задействованные к данному моменту ресурсы. Далее исследуются организационная структура в области обработки информации и ее функционирование. Анализом бюджета, затрат и производительности заканчивается фаза сбора данных по предприятию.

Исходным пунктом для анализа ИС на предприятии являются сведения о наличии на предприятии эксплуатируемых структур данных и ИТ на момент сбора сведений. В отношении данных должны исследоваться следующие аспекты (преимущественно организационные):

• объем и качество, т. е. сущность или состав данных и связей; уровень разрозненности или, напротив, степень интегрированности имеющихся данных относительно технологии банков и баз данных;

• полнота и актуальность структур данных с позиций пользователя;

• специфика установленных банков данных в структуре управления (концептуальная модель, специфика языков банков данных, перечень данных, функции системы защиты данных, места сечения) и/или других программных средств управления данными;

• организационные и технологические пути доступа к данным;

• защищенность данных (объем и качество мероприятий по сохранению полноты и корректности данных);

• мероприятия по защите данных (политические, правовые, организационные, а также технические и технологические мероприятия).

Все ИС должны анализироваться в рамках заданных единых категорий и описываться (документироваться) по единой схеме.

Все ИС должны анализироваться в рамках заданных единых категорий и описываться (документироваться) по единой схеме.

Как только все имеющиеся в наличии ИС достаточно детально описаны и специфицированы, аналитик получает первое впечатление о степени поддержки систем обработки информации в каждой функциональной области: степень проникновения ИТ и объем функций каждого приложения. Под степенью проникновения обычно понимают число имеющихся на предприятии приложений обработки информации.

 


Рисунок 5.5 – Содержание и последовательность шагов анализа
внутренней ситуации

 

Также особое внимание в этой фазе должно быть уделено описанию программ, которые установлены на серверах, и сетевым программам, которые поддерживают коммуникации с центральным ПК. На практике при анализе ПО часто выявляется несовместимость по программным средствам сервера и ПК пользователей локальной сети.

Документация по анализу ИС на предприятии должна содержать:

· общий обзор имеющихся ИС и их ресурсов: раздельное представление всех систем с одинаковой степенью детализации, а также интегрированное или агрегированное представление и результаты их сравнения;

· общий обзор использования ресурсов ИС;

· описание сильных и слабых сторон ИС и предложения по их улучшению;

· каталог идей и намерений для будущих стратегий в области ИС.

Четвертый этап. Стратегические цели в области ИТ являются исходным пунктом для развития конкретных стратегий в этой области и тем самым сводят СПИС к планированию конкретных мероприятий.

А) Стратегия в области архитектуры приложений. Под архитектурой приложений в рамках СПИС понимаются концептуальные общие рамки, которые оба аспекта – данные и приложения – объединяют в единое динамичное целое. Стратегия в области архитектуры приложений является важнейшей в рамках СПИС, поэтому она определяет последующие частные стратегии ИС (ресурсы, организация и руководство).

Планирование приложений рекомендуется осуществлять на основе концептуальной модели данных для всей организации в целом, т. к. применяемые в организации структуры данных в течение некоторого времени остаются стабильными (в противоположность технологическим процессам, оперирующим данными).Расширять или корректировать необходимо те приложения, которые устарели, в отношении объема, вида использования, предполагаемых мест контакта с другими программами.

Существуют два различных взгляда на планирование приложений:

· с одной стороны, рассматривается спектр производственных задач как нечто заданное, которое должно быть оптимально поддержано;

· с другой стороны, учитываются новые технологические возможности ИС, которые реализуются в приложениях.

Для определения плана приложений необходимо использовать такие критерии, как непосредственная необходимость развития ИС, возможное снижение затрат, повышение производительности и/или реализация преимуществ предприятия в соревновании с конкурентами, вероятность успешного завершения того или иного проекта развития.

Б) Стратегия в области ресурсов. Стратегические решения по использованию ресурсов ИС складываются из уже существующих стратегий по принятой архитектуре того или иного приложения.

1) Персонал сферы ИС – должны быть определены число, квалификация и затраты на работников сферы ИТ, основные принципы оплаты их труда, требуемые квалификация и образование, порядок организации труда и привлечения работников или консультантов со стороны.

2) Информационные технологии – должны быть определены принципиальные позиции в отношении каждой подлежащей применению ИТ по таким вопросам, как:

· политика ориентации на продукцию одного изготовителя или на смешанные (от разных изготовителей) технические и программные средства;

· собственные разработки в качестве основы развития или привлечение сторонних разработок.

Далее требуется разработка подходящей технологической архитектуры, т.е. принятие решений по вопросам выбора необходимых технических, программных, методических и организационных компонентов и распределения по предприятию и объединения в сеть используемых на предприятии технических и программных средств.

В) Объем бюджета сферы ИТ в большинстве организаций бывает задан заранее. Однако внутреннее распределение бюджетных средств в сфере обработки информации практически всегда является в значительной мере свободным. Конечным продуктом бюджетного планирования на предприятии является возможно более детальный обзор затрат для областей развития и обслуживания, эксплуатации или использования ИС и персонала сферы ИТ.

Г) Стратегия в вопросах организации и управления. В рамках построения общей стратегии для ИС необходимо принять также целый ряд решений, касающихся организации сферы обработки информации и руководства этой сферой.

Первоочередной организационной задачей обычно является определение того, что именно в будущем должно рассматриваться как услуги ИС. В зависимости от варианта решения этой задачи могут потребоваться изменения не только внутри организации структуры и функционирования ИТ-подразделений, но также и в области организации работы с пользователями или с другими службами и отделениями.

Д) Контроль и ревизия ИС и исчисление затрат. Эта сфера планирования охватывает вопросы установления инструментов контроля эффективности производственной системы ОИ.

Далее должны быть разъяснены вид, объем и интервалы ревизии ИС как вида деятельности в рамках стратегических решений. Поскольку способ исчисления затрат имеет большое значение при оценке эффективности ОИ, то важно установить на достаточно продолжительное время стимулирующий производительность ИС способ распределения расходов.

Пятый этап. В результате выполнения четырех должен быть составлен итоговый доклад по вопросам стратегического планирования ИС.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы причины необходимости планирования в области ИС?

2. Каковы основные цели планирования?

3. Какие аргументы в пользу стратегического планирования Вы можете привести? Являются ли эти аргументы типичными для различных предприятий?

4. Какие виды планирования в области ИС различают? Какие отношения существуют между различными уровнями планирования?

5. Какие этапы составляют процесс стратегического планирования?

6. Какие мероприятия составляют шаги этапа анализа окружения?

7. Каковы содержание и последовательность обследования на этапе анализа внутренней ситуации?

8. В каком случае проводится анализ информации о распределении ресурсов ИС?

9. Как связано планирование ИС с планированием развития предприятия?


Плоская структура службы ИТ

Функции планирования в ней выполняются руководителем службы ИС — CIO (Chief Information Officer). Именно по этой причине такая структура пригодна только для службы ИС небольшого размера — в более крупных службах ИС объем работ по планированию требует обособления отдельных функций планирования (рис. 6.1).


Рисунок 6.1 – Плоская структура службы ИТ

Непосредственно подчиняются CIO управление разработкой, выполняющее функции разработки, приобретения и внедрения информационных систем, и управление сопровождением, выполняющее функции предоставления и сопровождения сервисов ИТ. Организационное разделение разработки и эксплуатации имеет принципиальное значение. Успешная эксплуатация ИС в течение сколько-нибудь длительного времени возможна лишь тогда, когда она не требует постоянного вмешательства разработчика. Это обеспечивается соблюдением существующих


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.