Иудейско-христианские диспуты — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Иудейско-христианские диспуты

2017-10-17 265
Иудейско-христианские диспуты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С конца XIV в. в Испании усилилось влияние католического ду­ховенства и священной инквизиции. Еврейское население подвер­галось все большему давлению с целью обращения его в христи­анство. Иногда применялись насильственные методы, угрожали немедленной расправой, а зачастую с этой целью короли устраи­вали дискуссии между иудейскими мудрецами и христианскими богословами. Дискуссии носили весьма опасный для иудейских участников характер, потому что с клеветническими заявления­ми нередко выступали ренегаты из иудейской среды, а предста­вители иудейской стороны рисковали быть обвиненными в оскорб­лении католичества..

Первый заметный диспут состоялся еще в Барселоне при дво­ре короля Арагона в 1262 г., в нем принял участие знаменитый иудейский ученый Нахманид (1190-1270). Обсуждали принци­пиальный вопрос, разделявший христиан и иудеев, — вопрос о Мес­сии. Он состоял из трех проблем:

1. Пришел Мессия или нет?

2. Человек Мессия или Божество?

3. Чья вера более истинна — христианская или иудейская?

Главными принципами аргументации Нахманида было то, что пророки говорили о Мессии как о человеке во плоти и что прише­ствие его должно сопровождаться наступлением всеобщего мира и справедливости, чего на самом деле не происходит. Нахманид настолько блестяще справился со своей миссией, что даже король, удивившись его красноречию, сказал: «Никогда еще неправое де­ло не имело такой умной защиты». Тем не менее по повелению короля католические монахи получили право выступать с пропо­ведями в синагогах, пытаясь убедить верующих в правоте христи­анства. Иудеям же было предписано исключить из рукописей Тал­муда места, которые, по мнению церкви, были оскорбительны для христианства. Нахманид был вынужден покинуть Арагон.

Поскольку впоследствии такие диспуты устраивались часто, в иудейской среде появились специальные пособия для диспу­тантов. Но самым поразительным был диспут, организованный в 1412 г. в арагонском городе Тортоза, где обвинителем иудаизма с христианской стороны выступил приближенный папы, иудейский вероотступник Джеронимо. Иудейскую сторону представляли 22 ученых Арагонского королевства, среди которых был знаме­нитый врач и философ, ученик Крескаса Иосиф Альбо (1380­1444). Дискуссии проходили в присутствии самого папы Бенедик­та XIII и длились с февраля 1413 г. по ноябрь 1414 г. Несмотря на клеветнические нападки вероотступника, диспут закончился без­результатно. Раздраженный папа распорядился, чтобы иудеи три­жды в год слушали христианские проповеди, и приказал запре­тить евреям изучение Талмуда и других религиозных книг. Одна­ко иудеев спасло низложение этого папы, признаваемого только в Испании и Франции.

В дальнейшем Альбо прославился сочинением о догматах иу­дейской веры — «Книга принципов». В ней он свел 13 догматов Маймонида к трем принципам: существование Бога, Божествен­ное Откровение, вера в воздаяние (награда и наказание). Вместе с тем он полагал, что вера в высший пророческий дар Моисея, в не­изменность Торы, в пришествие Мессии, воскресение умерших и выполнение религиозных заповедей обязательна для иудея, но не может быть отнесена к основным принципам иудаизма.

 

Изгнание иудеев из Испании

 

В 1492 г. пало последнее арабское государство на юге Испании — Гранада. После такого триумфа христианства католические иерар­хи потребовали искоренения неверных на территории Испанско­го королевства. Под их давлением король Фердинанд и королева Изабелла в марте 1492 г. издали эдикт, согласно которому всем иудеям, отказавшимся перейти в христианскую веру, было при­казано уйти из Испании. В августе того же года около 200 тыс. иудеев покинули свою родину, причем, согласно преданию, это событие пришлось на 9 ава — день разрушения Первого и Второ­го Иерусалимских Храмов.

Изгнанники, претерпев по пути множество испытаний и бед­ствий, рассеялись по всему Средиземноморью. Многие поселились в Османской империи, султаны приветливо встретили переселен­цев, среди которых были образованные люди — врачи, ремеслен­ники, торговцы. Другие нашли пристанище в Италии, Южной Франции, а позднее, уже после эпохи антикатолической Рефор­мации, достигли Голландии, Австрии, Англии, стран Нового Све­та и др.

 

Сефарды и марраны

 

Иудейские выходцы из Испании, именуемые по еврейскому на­званию страны «сефарды», сохранили так называемый еврейско- испанский язык «ладино», в общем соответствующий старокас­тильскому с использованием при письме еврейской графики. От других иудеев они отличаются особенностью общинного устрой­ства и порядком богослужения. Председатель общины пользует­ся большой властью при решении всех дел общины, без его разре­шения не может издаваться ни одна книга религиозного содержа­ния. Он обладает правом личного наказания членов общины за различные правонарушения. Порядок молитв у них отличается от евреев Восточной и Центральной Европы, и они иначе произ­носят слова древнееврейского языка. Более того, они избегали сме­шения с другими иудейскими общинами и группами.

Следует отметить, что многие оставшиеся в Испании иудеи лишь формально приняли христианство, продолжая тайно испол­нять иудейские обряды и обычаи. Их презрительно называли «мар­раны» (возможно, от марранос — по-старокастильски «свиньи»). Хотя многие выходцы из них достигали высокого общественного положения, инквизиция постоянно подозревала их в тайном иу­действе. Периодически их подвергали за это жестким репресси­ям, вплоть до сожжения на костре как еретиков. Впоследствии многие из них, уехав из Испании, вернулись к вере отцов. Эдикт Фердинанда и Изабеллы официально был отменен только в 1968 г., хотя фактически его отменила испанская конституция 1869 г.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.