Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии

2017-10-17 608
Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной целью психологической помощи детям и подросткам с психопатией и патологическим формированием личности является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений, а также совладание с актуальными психологическими проблемами. Как отмечает И.И. Мамайчук [12], трудности осознания своего поведения свойственны многим подросткам с патологическим формированием личности. Они проявляются в слабой рефлексии, в незнании своих характерологических особенностей, в недооценке подростком психотравмирующей ситуации, которая способствует дезорганизации его поведения и социальной дезадаптации. Именно поэтому важным направлением психокоррекции является психологическая поддержка в раскрытии личностного потенциала ребенка. Важная задача, решаемая в процессе психологической помощи – пробудить у подростка интерес к своей личности и особенностям своего поведения, на основе чего можно ставить задачи психокоррекции собственного поведения и отношений с окружающими.

Еще одна задача – обучение подростков распознавать и анализировать психотравмирующие ситуации, связывать собственное поведение с особенностями таких ситуаций. В зависимости от индивидуально-личностных особенностей для подростков психотравмирующими могут оказаться разные ситуации. Например, для подростков с гипертимным характером психотравмирующей оказывается монотонная, однообразная деятельность, для подростка с демонстративными чертами личности психотрамирующей является ситуация невнимания к его личности, для интровертированного подростка – ситуация вынужденного общения с другими людьми. Важно научить подростка объективно оценивать трудные для него ситуации, смотреть на них как бы со стороны. И.И. Мамайчук считает, что для решения задач психокоррекции с подростками наиболее эффективными являются групповые занятия с ними на уровне реального поведения, или «клинические ролевые игры», которые строятся по образцу и подобию реальной жизни.

Систему комплексной психологической коррекции неврозов у детей разработали А.И. Захаров [3; 4] и А.С. Спиваковская [16]. Психологическая помощь, по мнениию авторов, должна оказываться не только самому ребенку, но в первую очередь его родителям. Именно родители, реализуя патологизирующие типы своего отношения к детям, способствуют возникновению неврозов у детей. Поэтому главной задачей работы специалистов является психопрофилактика нарушений детско-родительских отношений, обучение родителей реализации гармоничных отношений с детьми. По мнению А.С. Спиваковской, психокоррекционная работа направлена на устранение искажений в психическом развитии ребенка, перестройку неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкцию общего хода развития и воссоздаие полноценных обновленных контактов ребенка с миром. Для решения этих задач используются методы игровой психотерапии, сказкотерапии, арттерапии.

В практике работы с детьми с различными вариантами дисгармонического развития, с эмоциональными нарушениями широко используется психогимнастика – психокоррекционная система, адаптированная М.И. Чистяковой [18]. Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия направлены на уменьшение тревожности, беспокойства, чувства страха, развитие коммуникативных навыков. На таких занятиях ребенок проигрывает сложные для него ситуации, изображая те чувства, которые он испытывает, обучаясь правильному поведению в этих ситуациях.

 

13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания

1. Назовите основные отличия психопатии и патологических формирований личности.

2. Какие Вы знаете виды психопатий у детей, дайте их сравнительную характеристику.

3. Какие вы знаете варианты патологических формирований личности? Как связаны тип семейного воспитания и вариант патологического формирования личности?

4. По каким признакам можно отличить друг от друга:

а) эпилепсию и эпилептоидную психопатию;

б) циклоидную психопатию и аффективное расстройство настроения;

в) шизоидную психопатию и нарушение аутистического спектра;

г) истероидную психопатию и истерический невроз у детей;

д) тревожно-фобическое расстройство и черты психастенической личности?

5. Назовите основные виды внутриличностных конфликтов при разных неврозах.

6. Каковы направления и задачи психологической помощи при психопатиях у подростков, при неврозах у детей?

Практическое задание № 1. Прочитайте описанные А.И. Захаровым [3] случаи неврозов у детей. Определите основной вид внутриличностного конфликта у этого ребенка. К какому виду невроза предположительно можно отнести описанные случаи? Сформулируйте задачи психологической помощи детям в каждом случае.

1). Мальчик, 8 лет. Его родителей беспокоили неустойчивость настроения мальчика, раздражительность, повышенная плаксивость и обидчивость, быстрая утомляемость и головные боли к концу дня. Будучи эмоционально чувствительным и впечатлительным, мальчик много волновался, переживал, легко расстраивался, испытывал страх перед неизвестным, растерянность в новой обстановке, с трудом переносил ожидание. Состояние ухудшалось с началом учебного года. Посещает обычную и музыкальную школы, учится хорошо, но очень быстро устает. Мать ежедневно контролирует уроки, заставляет переписывать заново при любой ошибке. Оба родителя много беспокоятся, часто угрожают наказанием и срываются на крик при малейшей оплошности. Мальчик опасается сделать что-нибудь «не так, как следует», ошибиться, попасть впросак, не успеть, опоздать, у него есть опасения не справиться, быть не тем, о ком хорошо говорят, кого ценят, любят и уважают. От ребенка требовалось делать все точно, правильно, вовремя, безукоризненно, следуя нетерпеливым, принципиально строгим, беспокойным родителям. Родители были часто сердиты и недовольны, забывали похвалить мальчика и ободрить его, никогда не были жизнерадостными и непосредственными в отношениях с ним.

2). Мальчик, 7 лет. Обладал повышенной возбудимостью, испытывал большое количество страхов с ведущим страхом Черной руки. Не мог долго заснуть вечером, просил мать побыть рядом, беспокойно спал, вздрагивал во сне. В раннем детстве перенес несколько соматических заболеваний, госпитализировался без родителей. Во время беременности мать много волновалась, сдавала экзаменационные сессии в университете. В семье был напряженный конфликт между тревожно-мнительной с истерическими чертами характера матерью и жестким, повышенно принципиальным отцом. На этом фоне нарастали возбудимость и эмоциональная неустойчивость мальчика. После разрыва отношений между родителями в 5 лет остался с матерью и еще более тревожной бабушкой, которая везде его сопровождала и ограничивала его природную активность. После 6 лет у мальчика появились тики, свидетельствующие о высоком нервно-психическом напряжении, ограничении двигательной активности. Появились эпизоды энуреза, страх Черной руки приобрел навязчивый характер.

Практическое задание № 2. Как следует из описаний видов психопатий и неврозов у детей и подростков, они имеют существенные сходства и различия, поэтому провести различия между ними достаточно сложно. Составьте обобщенную характеристику психопатии и невроза у детей, опираясь на таблицу, составленную А.И. Захаровым [2, с. 12], чтобы на основании составленных характеристик можно было бы провести дифференциальную диагностику невроза и психопатии.

 

Таблица 13.1 – Дифференциальная диагностика невроза и психопатии

 

№ п/п Сфера отграничения Неврозы Психопатии
  Наследственность Не значима Предопределяющая
  Патологические изменения характера Парциальные (отдельные черты) или отсутствуют Тотальные (патологический склад характера в целом)
  Расторможенность Отсутствует Выражена
  Конфликтность в сочетании с агрессивностью и жестокостью Отсутствует Выражена
  Чувства вины, стыда, сочувствие, переживание случившегося Выражены Отсутствуют
  Устойчивость проявлений Обратимость в результате благоприятного изменения обстоятельств или лечения Относительная необратимость и устойчивость
  Отношение к оказанию помощи и лечению Положительное, поиск помощи Отрицательное, отказ и негативизм

Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»

1. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: дисс. … канд. психол. наук / А.Я. Варга. – Москва, 1986.

2. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: книга для воспитателя детского сада / А.И. Захаров. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.

3. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез / А.И. Захаров. – Л.: Медицина, 1988. – 248 с.

4. Захаров, А.И. Неврозы у детей / А.И. Захаров. – СПб.: Дельта, 1996. – 480 с.

5. Исаев, Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. – Л.: Медицина, 1979. – 184 с.

6. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. – М.: Медицина, 1979. – 608 с.

7. Лебединская, К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания / К.С. Лебединская. – М.: Медицина, 1969.

8. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 165 с.

9. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. факультета психологии высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 432 с.

10. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие / Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.

11. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.

12. Мамайчук, И.И. Психокоррекционые технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с.

13. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10 / Всемирная организация здравоохранения; пер. на русск. язык О.Ю. Донец; ред. и предисл. А.Н. Моховикова; вступ. статья А.А. Северного. – М.: Смысл; СПб.: Речь, 2003. – 407 с.

14. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. – 426 с.

15. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер; пер. с англ. О.В. Баженовой, Г.Г. Гаузе; общ. ред. А. С. Спиваковской. – М.: Прогресс, 1987. – 420 с.

16. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: в 2 т. / А.С. Спиваковская. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

17. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. – М.: Медицина, 1974. – 320 с.

18. Чистякова, И.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова; под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

19. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.

РАЗДЕЛ 3


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.