Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха

2017-10-17 981
Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологические особенности детей с нарушением слуха и особенности развития психики в условиях слуховой депривации изучались в работах Т.Г. Богдановой, Р.М. Боскис, Г.Л. Зайцевой, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшковой, белорусских психологов Т.А. Григорьевой, Т.И. Обуховой и др.

Психическое развитие детей с нарушением слуха подчиняется тем же закономерностям, что и развитие всех детей с отклонениями в развитии. Все дети испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, у них наблюдаются специфические способы его познания, устанавливаются особые отношения с людьми, складываются специфические особенности их личности и самосознания. Психическое развитие при нарушении слуха относится к дефицитарному психическому развитию – развитие психики ребенка протекает в условиях недостаточности одной из анализаторных систем – слуховой системы. При дефицитарном типе психического дизонтогенеза первичное нарушение вызывает множественные вторичные нарушения разного порядка, которые непосредственно отражают первичное нарушение. В результате происходит нарушение межфункциональных связей, что изменяет структуру познавательной деятельности детей, развивающихся в условиях слуховой депривации. У детей с нарушением слуха наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления, а письменная речь приобретает у них большее значение по сравнению с устной речью, импрессивная речь преобладает над экспрессивной. Дети с нарушением слуха овладевают одновременно несколькими видами речи, каждая из которых дополняет друг друга: это словесная и жестовая речь, дактильная азбука, чтение речи с губ и лица говорящего. Все эти особенности сказываются на развитии всех психических процессов, на развитии личности детей, во многом определяют их интересы и мотивы поведения.

Важнейшей закономерностью психического развития, специфичной для детей с нарушением слуха, является нарушение психических функций вследствие снижения уровня речевого опосредования. Недоразвитие речи, являющееся прямым следствием нарушения слухового восприятия и понимания речи, не может не привести к нарушениям всех высших психических функций, которые по природе своей носят опосредованный знаками (речью) характер и являются произвольными. Если бы этой закономерности не существовало, то все психические функции у ребенка с нарушением слуха, не связанные непосредственно с речью, должны были бы оставаться абсолютно сохранными. К таким функциям можно отнести, например, зрительное и тактильное восприятие, наглядно-действенное мышление, воображение посредством образов. Действительно, у детей с нарушением слуха данные психические функции на ранних этапах развития практически не страдают. Однако при усложнении видов деятельности и общения ребенка, перцептивных и мыслительных задач дети с нарушением слуха начинают отставать от своих нормально слышащих сверстников. Это происходит потому, что решение сложных задач требует включения внутреннего плана деятельности, оперирования знаками, важнейшим из которых является речь. При овладении детьми жестовой и другими специфическими видами речи неслышащих речевое опосредование начинает замещаться жестовым опосредованием, и психические функции могут развиваться по обычным законам.

Иллюстрация описанных закономерностей дана ниже, при изложении вопроса об особенностях развития детей с нарушением слуха в разные возрастные периоды.

Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)

Первичное нарушение – отсутствие или снижение уровня слуха (слуховых ощущений).

Вторичное нарушение – разнообразные нарушения всех тех психических функций, для реализации которых необходим слух, замедление или недоразвитие тех функций, которые прямо или опосредованно связаны с «выпавшей» анализаторной системой, то есть со слухом:

- вторичное нарушение первого порядка: отсутствие или недоразвитие слухового восприятия, которое приводит к расстройствам понимания речи, вызванное этим недоразвитие собственной речи и нарушение речевого общения;

- вторичное нарушение второго порядка – следствие нарушений речи и речевого общения, нарушения познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения); особенно страдает словесно-логическо мышление, что хорошо заметно при сравнении с наглядными видами мышления; нарушение речевого опосредования психических процессов приводит к недоразвитию их произвольности.

Третичное нарушение – нарушения развития личности вследствие ограниченного общения с другими людьми с использованием речевых средств, трудностей понимания и описания своего внутреннего мира, рефлексии своего поведения из-за недоразвития внутреннего плана деятельности

Сохранные функции – функции, не связанные со слухом, развиваются относительно нормально, без нарушений или с минимальными нарушениями, к ним, в частности, относятся зрительное восприятие, наглядные виды мышления. Однако недостаточность речевого опосредования сказывается и на развитии наглядных форм мышления, изобразительной деятельности, осмысленности и обобщенности зрительного восприятия.

Так как высшие психические функции как сложные системы обладают высокой пластичностью, это позволяет осуществлять внутрисистемные и межсистемные функциональные перестройки, что в значительной степени позволяет компенсировать отклонения в психическом развитии детей с нарушением слуха. Такая компенсация возможна только в процессе обучения и воспитания, адекватного характеру психического развития ребенка, которое осуществляется в условиях слуховой депривации.

Рассматривая далее особенности психического развития детей с разной степенью нарушений слуха в разные возрастные периоды, необходимо подчеркнуть, что особенности развития таких детей в огромной степени зависят от того, развивается ребенок в адекватных условиях или нет. Учитывается ли структура его нарушения, создаются ли условия понимания ребенка взрослыми, понимания ребенком речи взрослого, правильно ли организуется общение с ребенком, в котором взрослый ориентируется на другие способы и каналы общения с ребенком, кроме слуха и т.д.? Результаты исследований, в которых описываются особенности психического развития детей с нарушением слуха, должны рассматриваться читателем именно под таким углом зрения. В тех случаях, когда результаты исследований свидетельствуют, что развитие детей с нарушением слуха незначительно отличается от развития детей с сохранным слухом, вероятнее всего, это дети детям, которые получали систематическую сурдопедагогическую помощь и обучались в адекватных условиях. Поэтому при оценке результатов исследований всегда необходимо делать поправку на учет условий развития детей с нарушением слуха. А максимально раннее начало специальной работы с ребенком с нарушением слуха, правильное общение с ним, правильное обучение и воспитание при прочих равных условиях приведут к более высоким результатам в развитии таких детей.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.