Научный вклад Л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Научный вклад Л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)

2017-10-17 1198
Научный вклад Л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Лев Семенович Выготский (1896–1934) – выдающийся ученый, чьи достижения признаны мировым научным сообществом. Его вклад в психологию развития, а также в специальную психологию до сих пор невозможно переоценить. Л.С. Выготский разработал теорию психического развития ребенка, которое понимается как форма присвоения социально-исторического опыта. Теория культурно-исторического развития высших психических функций и сформулированный на ее основе закон развития высших психических функций, понятия интериоризации и зоны ближайшего развития входят в золотой фонд психологии развития. Эти понятия имеют и прикладное значение как основа психодиагностики и психологической коррекции развития ребенка. В специальной психологии (которая во времена Л.С. Выготского развивалась внутри дефектологии) он известен описанием законов культурного развития аномального ребенка, понятиями структуры дефекта и компенсации. Во времена Л.С. Выготского детей с особенностями психофизического развития было принято называть аномальными детьми, а также использовать термин «аномальное развитие».

Л.С. Выготский писал: «… дефектология изучает развитие, у которого есть свои законы, свой темп, свои циклы, свои диспропорции, свои метаморфозы, свое перемещение центров, свои структуры; … это есть особая и относительно самостоятельная область знания о глубоко своеобразном предмете» [4, с. 33].

Наиболее общие законы развития нормально развивающегося ребенка прослеживаются и в развитии особых детей, другими словами, существуют общие закономерности нормального и отклоняющегося (аномального) развития.

۞ Иллюстрация

«Признание общности законов развития в нормальной и патологической сфере – краеугольный камень всякого сравнительного изучения ребенка. Но эти общие закономерности находят своеобразное конкретное выражение в одном и в другом случае. Там, где мы имеем дело с нормальным развитием, эти закономерности реализуются при одном комплексе условий. Там, где перед нами развертывается атипичное, уклоняющееся от нормы развитие, те же самые закономерности, реализуясь в совершенно другом комплексе условий, приобретают качественно своеобразное, специфическое выражение, не являющееся мертвым слепком, фотографическим снимком с типичного детского развития» [4, с. 196].

 

Общим для нормального и отклоняющегося (аномального) психического развития является их социальная обусловленность. Учение о развитии высших психических функций выдвигает социальную обусловленность психического развития ребенка на первый план. Л.С. Выготский утверждал, что существует два вида психических функций – низшие и высшие. Высшие психические функции являются основным предметом изучения и воздействия в психологии. К ним относятся память, мышление, речь, чтение, письмо, и др. Психические функции не даны ребенку, а заданы в культуре, и ребенок в процессе активного взаимодействия со взрослым при освоении общественно-исторического опыта присваивает психические функции как общечеловеческие способности, что и составляет содержание его психического развития.

Высшие психические функции (ВПФ) не являются врожденными, они приобретаются в процессе взаимодействия ребенка с другими людьми, носителями культурно-исторического опыта, то есть ВПФ являются социальными по происхождению. Высшие психические функции являются опосредованными по строению, так как осуществляются с помощью знаков – заместителей реальных предметов. К знакам относится жест, слово, цифра, схема, картинка, план, карта и др., они служат заместителями реально существующих предметов. Так, слово «книга» является символическим заместителем книги, а цифра «5» является символическим заместителем пяти предметов, существующих в реальности. Ребенок вначале усваивает знаки, а затем начинает пользоваться ими. Так, он использует знаки, то есть слова, например, для рассуждений или для рассказа о чем-то, с помощью картинок он может запоминать, а с помощью цифр устанавливать связи между количествами предметов. Знаки являются также основным средством общения между людьми.

Высшие психические функции по функционированию являются произвольными, то есть ребенок может сам управлять своими функциями, может их усовершенствовать. Вначале это делают взрослые, когда с помощью знаков управляют вниманием, памятью, мышлением и речью детей. Так, если взрослый хочет, чтобы ребенок сосредоточил внимание на каком-то предмете, он может указать на этот предмет с помощью указательного жеста. Если взрослый хочет, чтобы ребенок выполнил какое-то задание, он сообщит об этом ребенку в словесной форме, чем побудит его сделать нужные действия, то есть заставит функционировать волевые качества ребенка. Взрослый научит ребенка лучше запоминать, если материал для запоминания распределит по группам, логически связанным между собой, после чего ребенок легко сможет запомнить большое количество слов. Взрослый также сможет использовать картинки для того, чтобы ребенок вспомнил слова и предложения, которые они повторяли на предыдущем занятии. На следующем этапе ребенок уже сможет управлять собой, используя знаки для влияния на собственные психические функции. Так, ребенок, которому тяжело везти машинку по коврику, скажет себе: «Вези, вези машинку через коврик», а ребенок, который захочет быстро запомнить стихотворение, будет использовать логические связи и ассоциации. Если ученик захочет быть внимательным на уроке, он будет про себя повторять: «Надо быть внимательным».

Таким образом, происходит процесс интериоризации, то есть переход внешнего во внутреннее. Происходит переход знаков, которые использовали взрослые для управления поведением ребенка, во внутренний план, во внутренние психические структуры самого ребенка. Постепенно ребенок самостоятельно может использовать знаки для управления собственным поведением так, как до этого делали взрослые по отношению к нему самому.

Краеугольным камнем теории культурно-исторического развития высших психических функций у Л.С. Выготского является закон развития высших психических функций. Эти функции имеют социальное происхождение, и развиваются они по своему закону:

 

۞ Иллюстрация

«Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая» [4, с. 197].

«Проследить переход коллективных форм сотрудничества в индивидуальные формы поведения ребенка – и значит уловить принцип построения высших психических функций в их становлении» [Там же].

 

Итак, Л.С. Выготский считал, что каждая высшая психическая функция «появляется на сцене» дважды – первый раз как функция интерпсихическая, то есть в общении со взрослыми, а второй раз как функция интрапсихическая, то есть собственная функция самого ребенка.

Логическим следствием закона развития высших психических функций является сформулированное Выготским понятие «зона ближайшего развития». Это понятие имеет большое теоретическое и практическое значение. Оно показывает, как ребенок может осваивать что-то новое – то, что он ранее не мог и не умел, и то, что теперь стало достоянием его развития.

 

Зона ближайшего развития – это разница между тем, что ребенок может делать с помощью взрослого и тем, что он может делать самостоятельно.

То, что ребенок может делать самостоятельно, называется уровнем его актуального развития, а то, что он может делать с помощью взрослого – уровнем ближайшего развития. Разница между уровнем актуального развития и уровнем ближайшего развития и называется зоной ближайшего развития.

 

Процесс психического развития ребенка состоит в том, что уровень ближайшего развития становится уровнем актуального развития, и появляется новый уровень ближайшего развития.

Утверждая, что нормальное и аномальное развитие ребенка имеют сходные закономерности, Л.С. Выготский тем не менее описывал особенности аномального развития. Он сформулировал понятия и законы, описывающие процесс аномального развития, которые до сих пор востребованы учеными и практиками и которые используются в новейших исследованиях. «Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, но иначе развитой», – писал Л.С. Выготский [4, с. 7]. В этой простой формулировке сконцентрированы основные положения о закономерностях аномального развития ребенка. Словосочетание «иначе развитой» – краеугольный камень в понимании закономерностей аномального развития.

 

۞ Иллюстрация

«Мы никогда не получим по методу вычитания психологии слепого ребенка, если из психологии зрячего вычтем зрительное восприятие и все, что с ним связано. Точно так же и глухой ребенок не есть нормальный ребенок минус слух и речь», «…дефективный ребенок представляет качественно отличный, своеобразный тип развития», «… личность слабоумного ребенка есть нечто качественно иное, чем просто сумма недоразвитых функций и свойств» [Там же].

 

В этих высказываниях акцентируется внимание на том, что своеобразие аномального ребенка не может быть понято в рамках традиционного количественного подхода, когда ребенок рассматривался как простая сумма его нарушений, или с негативной стороны, как недостаточность каких-либо функций по сравнению с нормальным развитием.

Л.С. Выготский подчеркивал, что особенности психического развития аномального ребенка определяется, в частности, особыми условиями социальной и предметной среды, в которой растет такой ребенок. При нормальном психическом развитии сложившиеся культурные формы, присваиваемые ребенком, конгруэнтны нормальной психофизической организации, другими словами, условия социальной среды соответствуют психофизиологическим возможностям ребенка. Для аномального ребенка необходимы особые, соответствующие его природной организации, культурные формы, специфические условия среды. Для таких детей обычная среда не подходит, она не соответствует их потребностям и возможностям, и поэтому не является полноценным источником их развития.

Неоспоримым вкладом Л.С. Выготского в специальную психологию является положение о структуре дефекта. Рассматривая динамику развития так называемого «дефективного, умственного отсталого и трудновоспитуемого» ребенка, ученый показал и положительные стороны личности этих детей. Оптимистическая установка на поиск положительного у всех детей является одной из ведущих во всех его дефектологических работах. Те функции, которые оставались сохранными у аномальных детей, могли составить, по мысли Л.С. Выготского, основу для развертывания их потенциальных возможностей.

До Л.С. Выготского в дефектологии главенствовала идея об обособленности психических функций, и ученые удовлетворялись чисто описательной характеристикой нарушений по отдельным функциям и симптомам. Учение Выготского разбивало представления о нарушениях отдельных и независимых друг от друга функций.

Л.С. Выготский подчеркивал необходимость изучения не только симптомов того или иного нарушения, но и формирование межфункциональных связей, то есть связей между психическими функциями, которые и составляют сущность изменений. В процессе развития особых детей происходит особое, своеобразное для каждого нарушения изменение структуры дефекта. Соотношение психических функций изменяется: одни функции (сенсорные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные, речевые) выпадают или задерживаются в своем развитии, другие компенсаторно развиваются под влиянием упражнения или специального обучения и сами влияют на разные стороны личности ребенка.

Ученый обнаружил неравномерность развития психических функций при разных видах нарушений, установил соотношение между первичными, вторичными и третичными нарушениями.

 

۞ Иллюстрация

«…картина умственной отсталости и других форм ненормального развития ребенка представляет в высшей степени сложное строение. Ошибочно думать, что из дефекта, как из основного ядра, прямо и непосредственно могут быть выделены все решительно симптомы, характеризующие картину в целом. На самом деле оказывается, что те особенности, в которых проявляется эта картина, имеют очень сложное строение. Они обнаруживают чрезвычайно запутанную структурную и функциональную связь и зависимость и, в частности, показывают, что наряду с первичными особенностями такого ребенка, вытекающими из его дефекта, существуют вторичные, третичные и т.д. осложнения, вытекающие не из самого дефекта, но из первичных его симптомов. Возникают как бы добавочные синдромы ненормального ребенка, как бы сложная надстройка над основной картиной развития» [4, с. 204–205].

«Наибольшие возможности развития ненормального ребенка заложены скорее в области высших, чем низших функций» [4, с. 205].

«…низшие, элементарные процессы, с одной стороны, наименее воспитуемы, наименее зависимы в построении от внешних воздействий, от социального развития ребенка. С другой стороны, они, являясь первичными симптомами, вытекающими непосредственно из самого ядра дефекта, настолько тесно связаны с этим ядром, что победить их не удается до тех пор, пока не будет устранен сам дефект. А так как устранение дефекта есть в огромном большинстве случаев дело практически невозможное, то естественно, что и борьба с первичными симптомами была заранее обречена на бесплодие и неудачу» [4, с. 206].

«…недоразвитие высших процессов не первично, но вторично обусловлено дефектом, следовательно, то место, куда должны быть направлены все усилия воспитания для того, чтобы в этом наиболее слабом месте разорвать цепь» [4, с. 206].

Первичный дефект – это нарушения, которые вытекают непосредственно из биологической природы болезни, которые отражают сущность, характер и степень поражения головного мозга и анализаторов. Так, при поражении зрительной системы первичным дефектом является отсутствие зрения, слухового анализатора – отсутствие слуха, при поражении двигательных зон коры и подкорковых структур – отсутствие или нарушение движений.

Вторичный дефект возникает опосредованно как результат развития ребенка в условиях первичного дефекта. Ученым были выделены два основных фактора, определяющих отклоняющееся развитие: время возникновения первичного дефекта и степень выраженности первичного дефекта. Чем раньше обнаруживает себя первичный дефект, когда еще не сформировалась вся система функций, тем более тяжелыми будут вторичные отклонения. Глубина поражения или степень выраженности первичного дефекта определяет разные условия аномального развития. Чем глубже первичный дефект, тем больше страдают другие функции. Так как психика имеет системное строение, вторичные отклонения, в свою очередь, становятся причиной недоразвития других психических функций.

Главной областью компенсации и коррекции развития аномального ребенка Л.С. Выготский считал повышение культурного развития – развития высших психических функций, общения, усиление социально-трудовых отношений. Чем дальше отстоит нарушение от пораженного органа и связанного с ним первичного отклонения, тем легче это нарушение поддается лечебно-педагогическому воздействию.

Учение Л.С. Выготского о дефекте и компенсации вносит существенный вклад в специальную психологию. Рассматривая сущность процессов компенсации, он приходит к выводу о двустороннем характере последствий дефекта: с одной стороны, происходит недоразвитие функций, непосредственно связанных с болезнью, с другой стороны, возникают приспособительные компенсаторные механизмы.

۞ Иллюстрация

«С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, умаление развития; с другой – именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации. Поэтому динамическое изучение дефективного ребенка не может ограничиваться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторных – замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка» [4, с. 9].

 

Таким образом, Л.С. Выготский утверждал, что у аномального ребенка наблюдается превращение «минуса дефекта в плюс компенсации». Он постоянно указывал на то, что наличие у аномального ребенка какой-то одной или нескольких недоразвитых функций совсем не свидетельствует о недоразвитости его личности в целом. Он считал, что ребенок с дефектом не является непременно дефективным ребенком, а степень его «дефективности и нормальности» зависит от исхода социальной компенсации, то есть от конечного формирования личности.

Обобщим главные положения теории Л.С. Выготского, отражающие закономерности психического развития особого ребенка:

ü положение о системности строения психики человека, в силу которой нарушение одного из звеньев изменяет функционирование психики в целом;

ü выделение уровней актуального и ближайшего развития ребенка и определение зоны ближайшего развития;

ü утверждение об идентичности факторов, обусловливающих нормальное и аномальное (отклоняющееся) развитие;

ü определение структуры дефекта, выделение первичного, вторичного и третичного дефектов, что является основой построения коррекционной работы с ребенком.

3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)

Термин «дизонтогения» впервые употребил Швальбе в 1927 г., обозначая с его помощью отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии под этим термином стали понимать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В специальной психологии термин «дизонтогенез» начали использовать с прилагательным «психический», обозначая тем самым нарушения психического развития, отклонения развития от его нормального хода. Идеи нарушений развития ребенка в работах отечественных психологов, психиатров, дефектологов получили свое преломление в понятии психического дизонтогенеза (Г.Е. Сухарева, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский и др.).

Приизучении отклоняющегося развития необходимо выяснить, почему существуют такие дети, почему они появляются на свет или почему они становятся такими? Другими словами, необходимо понять причины психического дизонтогенеза, причины существования детей с особенностями психофизического развития.

Этиология обозначает комплекс причин и условий, вызывающих какое-либо расстройство или заболевание, следовательно, этиология психического дизонтогенеза – это комплекс причин и условий, приводящих к отклоняющемуся развитию.

Все причины отклоняющегося развития можно классифицировать на несколько групп, вначале представим это в виде следующей схемы и далее рассмотрим подробно все указанные группы факторов.

ПРИЧИНЫ (ФАКТОРЫ)

↓ ↓

Биологические социальные

↓ ↓

Врожденные приобретенные

↓ ↓

Генетические негенетические

↓ ↓

Генные хромосомные

Рисунок 3.1 – Группы причин отклоняющегося развития

 

 

Биологические факторы

 

Обратимся к характеристике биологических факторов. Рассмотрим биологические факторы через понятие предпосылок психического развития. К предпосылкам нормального психического развития относится наличие у ребенка здорового организма и особенно – здоровой нервной системы. Предпосылка – это необходимое, хотя и недостаточное условие нормального психического развития. Если нервная система имеет отклонения в строении и функционировании, то отсутствуют или недостаточны предпосылки нормального психического развития. Материальным «органом» психики является головной мозг, поэтому отклонения в его строении и функционировании приводят к психическому дизонтогенезу. Но и при нарушениях в работе других отделов нервной системы (анализаторы, периферическая нервная система, вегетативная нервная система) также могут возникать нарушения психического развития.

Нарушения в строении и функционировании нервной системы могут возникать в любой период развития ребенка:

· от момента зачатия до 28 недель беременности (пренатальный период),

· от 28 недель беременности до 7 дней жизни (перинатальный период), в том числе период рождения ребенка (это интранатальный период),

· от 7 дней жизни (постнатальный период).

В зависимости от того, в какой период возникли данные нарушения, нарушения в строении и функционировании нервной системы соответственно называются пренатальными, перинатальными, интранатальными или постнатальными.

К нарушениям в строении нервной системы относятся: уменьшение размеров мозга в целом или его отделов, неправильное строение мозга или его участков, недоразвитие мозга в целом, уменьшение или отсутствие дифференциации между отдельными структурами мозга, уменьшение асимметричности полушарий мозга, увеличение размеров полостей, содержащих ликвор и др. Недоразвитие нервной системы возникает еще до рождения ребенка, внутриутробно. Но нервная система, имея изначально правильное строение, может быть поражена каким-либо вредоносным фактором, к которым относятся: инфекции, травмы, интоксикации, опухоли, нарушение обмена веществ и другие. То есть поражение нервной системы возникает как результат воздействия на нее любого вредоносного фактора. Созревающий мозг плода и ребенка отличается повышенной восприимчивостью к действию вредоносных факторов. Как при недоразвитии, так и при поражении нервной системы изменяется ее функционирование, а именно: уменьшается сила нервных процессов, наблюдается слабость замыкательных функций коры, затрудняется формирование новых связей между участками мозга, наблюдается повышенная инертность нервных процессов, их слабая переключаемость, недостаточность торможения, чрезмерная иррадиация возбуждения и другие. При недоразвитии или поражении анализаторов уменьшаются возможности восприятия информации соответствующей модальности.

Нарушение физиологических процессов в головном мозге и в анализаторах приводит к нарушению способности ребенка воспринимать окружающий мир, к нарушению его активности, его общения с окружающими, что препятствует нормальному ходу психического развития. Характер и степень нарушений в психическом развитии зависят от особенностей недоразвития или поражения нервной системы. В свою очередь эти особенности определяются множеством факторов. Действие этих факторов приводит к разным вариантам отклоняющегося развития, а точнее, к его разным видам, типам и формам.

«Проявления патологического воздействия на незрелый мозг различаются в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых находится больной ребенок» [6, с. 515]. При характеристике отклоняющегося развития необходимо различать следующие параметры поражения нервной системы:

· Время поражения (в каком возрасте у ребенка или на каком сроке беременности возникло поражение). Существует следующая закономерность: чем раньше произошло поражение, тем большие воздействия на строение и функционирование нервной системы оно оказывает. Это может быть объяснено тем, что незрелая мозговая ткань больше подвержена действию вредоносного фактора, в ней происходят более серьезные нарушения, чем в том случае, если тот же самый фактор действует на уже созревшую мозговую ткань. На ранних сроках беременности мозговая ткань еще не дифференцирована, поэтому действие вредоносного фактора приводит к поражению мозга в целом, а не его отдельных участков.

· Локализация поражения обозначает, какой участок нервной системы поражен: в зависимости от места поражения нарушаются или выпадают полностью те или иные психические функции; например, при поражении затылочных участков мозга нарушаются зрительные функции, при поражении височных областей – слуховые функции, при поражении прецентральной зоны мозга нарушаются двигательные функции, теменно-затылочной области – пространственные функции. При поражении лобной области нарушается регуляция состояний активности, движений и действий, всей психической деятельности, поражение подкорковых структур приводит к нарушению тонуса психической деятельности.

· Распространенность поражения (площадь участка нервной системы, который подвергся воздействию вредности) – чем обширнее поражение, тем большие по площади участки мозга функционируют неправильно или не функционируют вообще, следовательно, тем более тяжелыми будут последствия поражения для психического развития.

· Массивность (степень выраженности) поражения – поражение может быть легким, в этом случае нарушаются лишь некоторые функции пораженного участка, в других случаях поражение может быть тяжелым, когда нервные клетки погибают и не могут выполнять своих функций. Следовательно, чем массивнее поражение, тем тяжелее последствия для психического развития ребенка.

· Длительность воздействия вредности на нервную систему – чем длительнее воздействие вредности, тем тяжелее последствия для нервной системы, а следовательно, и для психического развития ребенка.

Как указано выше на рис. 3.1, все аномалии нервной системы делятся на врожденные и приобретенные, возникающие после рождения ребенка. Врожденные аномалии, в свою очередь, подразделяются на наследственные и ненаследственные.

Наследственные аномалии нервной системы возникают в результате изменений в генетическом аппарате человека. Генетический аппарат человека, или аппарат наследственности, находится в ядре каждой клетки человеческого тела. Генетический аппарат представлен набором хромосом: у человека всего 46 хромосом, разделенных на 23 пары. На каждой хромосоме располагаются гены, всего у человека около 30 000 генов. Поломки в генетическом аппарате приводят к различным наследственным болезням: их название обозначает тот факт, что это болезни аппарата наследственности, хотя при этом они не обязательно передаются по наследству, то есть от родителей к детям.

Все наследственные болезни принято разделять на две большие группы: генные (моногенные и полигенные) и хромосомные.

Генные заболевания связаны с поломкой на уровне генов, располагающихся на участке хромосомы. Причиной развития моногенных болезней является поражение генетического материала на уровне молекулы ДНК, в результате чего повреждается только один ген. Полигенные заболевания детерминируются многими генами, для их проявления требуются определенные условия внешней среды. К генным заболеваниям относится большинство наследственных болезней обмена веществ (аминокислот, углеводов, липидов, металлов).

Хромосомные заболевания могут быть обусловлены количественными аномалиями хромосом (геномные мутации), а также структурными аномалиями хромосом (хромосомные аберрации). Клинически почти все хромосомные болезни проявляются нарушением интеллектуального развития и множественными врожденными пороками. Это могут быть умственное и физическое недоразвитие, пороки развития скелета, деформация черепа, наличие характерных черт лица, физическое и умственное недоразвитие. В зависимости от вида хромосомных нарушений возникает тот или иной генетический синдром, называемый часто по имени автора, его описавшего (например, синдром Ангельмана, синдром Клайнфельтера, синдром Рубинштейна-Тейби). Описано более 200 видов патологий хромосомного набора, каждая из которых является достаточно редкой. Наиболее известным является синдром Дауна, он возникает в случае утроения 21-й хромосомы.

При синдроме Дауна у детей наблюдается типичный внешний вид (монголоидный разрез глаз, т.н. третье веко (эпикант – кожная складка в углу глаза), широкая переносица, короткие пальцы), мышечная гипотония, низкий голос, умственная отсталость разной степени. Болезнь Клайнфельтера наблюдается только у мужчин: в хромосомном наборе у них обнаруживается лишняя Х-хромосома, мужчины отличаются астеническим телосложением, у них длинные вытянутые конечности. Синдром Шерешевского-Тернера, напротив, диагностируется только у женщин, в тех случаях, когда в хромосомном наборе отсутствует Х-хромосома. Девочки отличаются низким ростом, аномалиями в строении тела, они не могут иметь детей.

Результатом раннего органического поражения ЦНС может являться микроцефалия (микро – маленький, цефал – мозг). Эта патология мозга может быть и наследственной, и ненаследственной. Наследственная форма микроцефалии передается по различным типам наследования как от родителей к детям, так и через пропуск поколений. Ненаследственная форма микроцефалии может возникнуть на разных стадиях эмбриогенеза как результат поражения мозга инфекциями, гипоксии плода (недостатка кислорода, поступающего к плоду). При микроцефалии у детей маленький объем черепа и головного мозга вследствие их недоразвития. Лицевая часть черепа больше, чем лобная, лоб узкий, поэтому лицо ребенка имеет типичную грушевидную форму. Мозг «пытается» расти, но сдавливается маленькой черепной коробкой, поэтому при микроцефалии отмечаются постоянные и частые судороги, что еще более ухудшает состояние ребенка и снижает возможности его развития, так как при каждом судорожном припадке гибнет часть клеток головного мозга. При любой форме микроцефалии у детей наблюдается умственная отсталость.

Гидроцефалия (гидро – вода, цефал – мозг) – это водянка головного мозга, патологическое состояние, которое характеризуется повышенным накоплением ликвора (спинномозговой жидкости) в ликворосодержащих пространствах мозга. Гидроцефалия по этиологии может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная гидроцефалия (она называется также первичной) возникает в период внутриутробного развития плода и в период родов. Ее причинами являются внутричерепная родовая травма, внутриутробные инфекции плода, врожденные опухоли головного мозга, аномалии строения ликворных путей. Приобретенная гидроцефалия называется вторичной, так как ее причинами могут быть черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания нервной системы (менингит или энцефалит). При гидроцефалии происходит избыточная выработка ликвора, повышается внутричерепное давление, атрофируется вещество головного мозга. Увеличивается объем черепа, голова имеет типичную форму, при которой лобная часть черепа больше лицевой, увеличены лобные бугры черепа, выражен венозный рисунок и повышена пульсация сосудов в височно-лобной области.

Выделяют три формы гидроцефалии по характеру течения болезни. При компенсированной гидроцефалии размеры головы становятся стабильными, стабилизируется и вся симптоматика, поэтому отрицательные последствия для развития ребенка невелики. При декомпенсированной форме гидроцефалии продолжается рост головы, отрицательная симптоматика нарастает, нарастают и выраженные нарушения психического развития. Субкомпенсированная форма гидроцефалии представляет собой переходный вариант между первыми двумя.

Одной из причин врожденной ненаследственной патологии нервной системы является повреждение плода во время беременности в результате средовых влияний. Это интоксикация – отравление организма матери, а значит, и плода, лекарственными препаратами, алкоголем, никотином, наркотиками, продуктами распада в результате нарушения обмена веществ. Во время беременности может быть нарушено питание плода в связи с патологией плаценты, соматических заболеваний матери, таких как сахарный диабет, заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания почек и печени, щитовидной железы. Нарушение питания плода, в том числе уменьшение количества кислорода, поступающего к плоду, отрицательно сказывается на внутриутробном развитии головного мозга, вызывает нарушения в его строении и функционировании. Одной из наиболее частых причин врожденной патологии нервной системы является внутриутробная инфекция плода. Имеющиеся в организме матери болезнетворные бактерии и вирусы попадают с кровью к плоду и вызывают воспалительные заболевания созревающего головного мозга, в результате чего головной мозг оказывается поврежденным уже внутриутробно. К внутриутробной инфекции относятся вирус краснухи, вирус гриппа, вирус герпеса, токсоплазмоз, микоплазмоз, возбудители сифилиса и гонореи и др. В результате ребенок рождается с уже поврежденным мозгом. К средовым воздействия относят также физические воздействия на плод, например, ионизирующее излучение (радиация).

Врожденная патология нервной системы может быть результатом различных вредоносных влияний на нервную систему ребенка не только до его рождения, но и в период рождения, а также в первые дни жизни ребенка. Одна из причин врожденной патологии нервной системы – несовместимость крови матери и ребенка по разным факторам. Несовместимость по резус-фактору наблюдается тогда, когда у матери кровь резус-отрицательная, а у ребенка – резус-положительная. АВ0-несовместимость – это несовместимость по группе крови. В этом случае у ребенка вырабатывается повышенное количество непрямого билирубина, который с кровью попадает в головной мозг и приводит к гибели нервных клеток. Это заболевание называется билирубиновой энцефалопатией, у ребенка возникают разные по степени тяжести поражения головного мозга, вызывающие двигательные и умственные нарушения.

Нормальная беременность длится 280 дней и завершается физиологическими родами. Однако по ряду причин беременность может завершиться рождением ребенка раньше или позже данного срока. В первом случае говорят о преждевременных родах и о недоношенности плода. При недоношенности плод рождается с меньшим весом и ростом, физиологически незрелым. Незрелость зависит от срока беременности и от веса ребенка. Родившийся плод с весом 500 граммов и более уже считается ребенком. Недоношенного ребенка помещают в специальные условия, которые моделируют условия его созревания в утробе матери (температура, влажность воздуха, концентрация кислорода). Однако недоношенный ребенок по сравнению с доношенным подвергается дополнительному риску повреждения нервной системы. Во-первых, родовые пути матери и биомеханика продвижения ребенка по ним устроены для рождения ребенка с весом 2,5–4 кг, поэтому в случае рождения ребенка с меньшей массой тела возрастает нагрузка на головной мозг за счет действия дополнительных динамических факторов. Во-вторых, после рождения недоношенного ребенка его нервная система более чувствительна к воздействию вредоносных факторов («вредностей»), поэтому она повреждается чаще.

Дополнительный риск поражения нервной системы возникает также при беременности несколькими плодами, то есть при многоплодной беременности. Одновременно в утробе матери развиваются два и более плода, которые вынуждены вести «борьбу» за пространство и питание. Многоплодная беременность чаще, чем одноплодная, заканчивается преждевременными родами, но даже рожденные в срок близнецы имеют более низкий вес при рождении. При многоплодной б


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.