Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-10-17 | 745 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Специальная психология является одной из отраслей психологической науки, при этом она тесно связана с другими отраслями как в академическом, так и в практическом аспектах.
Общая психология обосновывает и разрабатывает понятийный аппарат психологии, описывает феномены психики и сознания, рассматривает наиболее общие законы функционирования психических процессов, свойств, состояний и качеств человека, поэтому она является фундаментом специальной психологии, которая использует понятийный и терминологический аппарат для изучения психического развития детей с ОПФР.
Ребенок с особенностями психофизического развития изучается дефектологией – комплексной медико-психолого-педагогической дисциплиной. Дефектология – это наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими нарушениями, закономерностях их обучения и воспитания. Само название этой научной дисциплины указывает на то, что главным предметом исследования является «дефект», который имеется у ребенка. Действительно, в дефектологии изучались различные виды дефектов, которые можно обнаружить у детей, разрабатывались пути и направления помощи ребенку по преодолению имеющегося у него дефекта. Классификация, то есть разделение детей на группы, осуществлялась в зависимости от ведущего дефекта, имеющегося у ребенка. Традиционно в дефектологии выделялись четыре основные группы детей, а в соответствии с ними – области дефектологической науки и практики. Образно это явление было названо «дефектологическим квадратом»: 1) олигофренопсихология и олигофренопедагогика, изучающие детей с нарушениями интеллекта, 2) тифлопсихология и тифлопедагогика, изучающие детей с нарушениями зрения, 3) сурдопсихология и сурдопедагогика, изучающие детей с нарушением слуха, 4) логопсихология и логопедия, изучающие детей с нарушениями речи. Специалисты-дефектологи, как правило, готовились отдельно для работы с указанными категориями детей.
|
В последнее время выделились и другие разделы дефектологии, в которых изучаются дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, дети с аутизмом, дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, но эти разделы так и не получили своих кратких названий.
Несмотря на то, что дефектология всегда выступала как комплексная научная дисциплина и область практики, включающая медико-психолого-педагогические аспекты, в системе знания о детях с особенностями психофизического развития существовала специальная психология.
Специальная психология изучает особенности развития психики, психологические особенности детей с разными видами отклонений в развитии.
В специальной психологии рассматриваются как общие закономерности отклоняющегося развития, то есть свойственные всем детям независимо от вида нарушения, так и специфические закономерности, свойственные детям только отдельных групп. Определения предметной области специальной психологии разными авторами имеют некоторые различия, которые определяются в первую очередь степенью обобщенности/конкретности описания.
«Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками» [16, c. 14].
«Специальная психология – это отрасль психологической науки, которая занимается изучением динамики, закономерностей и механизмов психического развития лиц в условиях психофизической депривации (от лат. deprivatio – лишение), вызванной органическими и (или) функциональными нарушениями слуха, зрения, речи, двигательной сферы, эмоциональной сферы, поведения, интеллекта, прогнозированием их ндивидуального развития, а также определением психологических основ коррекционно-развивающего обучения и воспитания» [17, c. 6].
|
«Специальная психология изучает людей с отклонениями в психическом развитии, вызванными как врожденными, так и приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы; различные варианты патологии психического развития; проблемы аномального развития психики» [19, c. 33].
В зависимости от того, какую группу детей изучают специалисты, выделялились такие разделы специальной психологии, как олигофренопсихология (психология детей с интеллектуальной недостаточностью), сурдопсихология (психология детей с нарушением слуха), тифлопсихология (психология детей с нарушениями зрения), логопсихология (психология детей с нарушениями речи), психология детей с задержкой психического развития, психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.
Развитие международных контактов в области помощи детям с особенностями развития, знакомство с зарубежной практикой специального образования, которая строится на гуманистической парадигме, высветило «диагнозную» сущность дефектологии. Изменение отношения в обществе к детям с особенностями развития, усиление гуманистических тенденций в области дефектологии привело к тому, что вместо последнего термина начали использоваться термины «коррекционная педагогика» и «коррекционная психология». Само название этих дисциплин показывает их направленность на оказание помощи детям, то есть на осуществление с детьми коррекционной работы. Термин «коррекция» переводится буквально как «исправление», «устранение недостатков». Поэтому коррекционная психология направляет свои усилия на изучение детей с особенностями развития, на научное обоснование путей оказания им коррекционной помощи, а коррекционная педагогика разрабатывает содержание, формы и методы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, а также оказания им коррекционной помощи.
Название «коррекционная психология» также не используется в настоящее время. Термин «коррекционная психология» критикуется за его «диагнозную» направленность на том основании, что слово «коррекция» связана со словом «дефект» как действие и объект, на который оно направлено. Термин «коррекция» может относиться к отдельным педагогическим технологиям и техникам, но неприменим к личности человека в целом. В этой связи более приемлемым считается название «специальная психология». Английское слово «special», которое переводится как особый, индивидуальный, подчеркивает личностную ориентированность науки, изучающей особых детей, их психологические особенности и особенности их психического развития, и разрабатывающей направления помощи им. Название «специальная психология» также не содержит ярлыка, указывающего на неполноценность человека. Однако термин «специальная психология», по мнению В.М. Сорокина [14], является несколько размытым, неопределенным, не совсем четко указывает на сферу применения данной науки (в отличие, например, от педагогической или медицинской психологии).
|
Специальная психология является научной основой коррекционной педагогики, так как выявление фактов и закономерностей психического развития детей с ОПФР должно предшествовать обоснованию содержания, форм и методов обучения и воспитания данной категории детей. Описание специальной психологией особенностей психических процессов, деятельности, личности детей с ОПФР, особенностей их взаимодействия с предметным и социальным миром способствует пониманию этих детей, способов восприятия ими разнообразной информации, их поведения в бытовых и учебных ситуациях, и т.д. Научные данные, полученные специальной психологией, позволяют разрабатывать именно такое содержание образовательно-воспитательного процесса, которое соответствует особенностям детей с ОПФР, выбирать такие методы и приемы работы, которые наиболее эффективны для каждой специфической категории детей.
Специальная психология тесно связана с психологией развития и возрастной психологией. Психология развития изучает закономерности и механизмы процессов психического развития человека от рождения до старости. Возрастная психология делает акцент на изучении возрастных психологических особенностей человека в разные периоды его жизни. Специальная психология опирается на общие закономерности психического развития человека в онтогенезе, на установленные возрастные особенности детей и взрослых. Специальная психология изучает закономерности психического развития детей, которое выходит за границы нормального (или нормативного) развития, то есть отклоняющегося от нормы. Без знаний о нормативном развитии невозможно установить закономерности отклоняющегося развития. Таким образом, психология развития является научной основой специальной психологии.
|
В учебных планах подготовки психологов вместо названия «специальная психология» используется название «психология аномального развития». В этом случае специальная психология, как и психология аномального развития, может по праву рассматриваться даже как раздел психологии развития, ибо она изучает психическое развитие особой категории людей. В частности, в зарубежных учебниках по психологии развития обязательным является раздел по психологии аномального развития (англ. – рsychology of abnormal development). Предметом психологии аномального развития являются факты, закономерности и механизмы психического развития особых детей, то есть детей, которые развиваются с какими-либо отклонениями. Категория развития – основополагающее всеобщее понятие, которое используется в психологии аномального развития, в частности, при характеристике отклоняющегося психического развития.
В психологии аномального развития акцент делается на закономерностях процесса отклоняющегося психического развития, поэтому описываются и анализируются различные виды, варианты и типы развития человека, которое осуществляется в измененных биологических и социальных условиях. В психологии аномального развития обосновывается, как соотносятся между собой в процессе развития различные психические функции, психические процессы и качества, как происходит их взаимодействие в измененных условиях. Психология аномального развития указывает те пути и направления, по которым необходимо следовать, чтобы отклоняющееся психическое развитие ребенка направить в нужное русло, сделать его более гармоничным, максимально раскрыть его возможности.
Специальная психология находится на стыке, на пересечении биологических, медицинских и психологических дисциплин, поэтому она связана с такими науками как анатомия и физиологии, психофизиология и нейропсихология. У ребенка с особенностями психофизического развития отмечается специфика строения и функционирования организма в целом, нервной системы и головного мозга, в частности. Информация о ребенке, которая поступает в психологию из области нейронаук, то есть наук о мозге, очень важна для специальной психологии, или психологии аномального развития, и в учебных пособиях без этой информации обойтись практически невозможно.
|
Медицинская традиция достаточно сильна в специальной психологии/психологии аномального развития. Нередко среди специалистов, которые занимаются психологией аномального развития, встречаются люди, которые пришли в психологию из медицины. Среди медицинских дисциплин, изучающих детей с ОПФР, следует назвать педиатрию, детскую неврологию (изучает заболевания нервной системы у детей), детскую оториноларингологию (изучает заболевания уха, горла и носа у детей), детскую офтальмологию (изучает заболевания глаз у детей), детскую ортопедию и травматологию (изучает заболевания костно-мышечной системы у детей), детскую психиатрию (изучает психические заболевания у детей). Данные медицинских дисциплин важны для понимания органической основы тех отклонений в развитии, которые изучаются в специальной психологии.
Важно знать, что подходы к изучению отклоняющегося развития в медицине и психологии существенно различаются. В медицине изучаются конкретные клинические симптомы, история возникновения заболевания (этиология и патогенез), ход течения болезни, клинические проявления, или симптомы, отдельные синдромы (совокупность симптомов, или симптомокомплексы), способы лечения заболевания, а также его исходы. Психологию аномального развития интересует, каким образом заболевание ребенка влияет на процесс его развития, как изменяются процессы развития у ребенка в условиях болезни, как болезнь влияет на положение ребенка в обществе, на его отношения с другими людьми, на его отношение к самому себе, как он воспринимает себя со своим заболеванием или нарушением. Все эти данные позволяют делать психологически обоснованный прогноз развития ребенка, искать пути оптимизации процессов развития в тех условиях, в которых развивается ребенок.
Медицинская (клиническая) психология как отрасль психологии призвана установить «мостик» между психологией и медициной. Клиническая психология изучает весь комплекс психологических явлений, которые возникают в особых условиях, в условиях болезни. Нарушения психического развития и нарушения функционирования психики, психической деятельности изучаются в специальной психологической дисциплине – патопсихологии, которая рассматривается как раздел клинической психологии. Предметом патопсихологии являются нарушения психической деятельности, или психологические особенности людей с нарушениями психики. В медицине психические расстройства изучаются в психиатрии, а также в таком ее разделе как психопатология. Детская психиатрия и психопатология изучает такие психические заболевания у детей, как шизофрения, эпилепсия, олигофрения, детские психозы и др., рассматривает их причины, этиопатогенез, клинические проявления, течение, исходы, разрабатывает методы лечения этих заболеваний. У всех детей с психическими заболеваниями, если рассматривать с психологических позиций, наблюдается изменение процесса психического развития. Поэтому дети с психическими нарушениями изучаются также такой дисциплиной как детская патопсихология. Как считает И.А. Шаповал, патопсихология занимается изучением закономерностей «изменений психической деятельности при патологических состояниях мозга и закономерностями распада психической деятельности и личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме» [19, с. 36]. Таким образом, детская патопсихология и психология аномального развития/специальная психология несколько различаются по своему содержанию и методам, по направленности своих научных интересов, хотя по сути представляют два разных названия одной и той же области психологической науки и практики. По мнению Е.С. Слепович и А.М. Полякова, «при определенных допущениях специальную психологию можно рассматривать как детскую патопсихологию, входящую в структуру медицинской (клинической) психологии» [17, с. 16].
Известными учеными-клиницистами, которые занимаются проблемами детской патопсихологии, предлагаются свои оригинальные названия для этой области знаний. Например, Д.Н. Исаев предлагает название «детская медицинская психология» [5], рассматривая такие проблемы, как психосоматические расстройства у детей, психические расстройства, встречающиеся при разных заболеваниях детского возраста и др. В.Д. Менделевич [9] в учебнике по клинической и медицинской психологии называет один из разделов этой дисциплины «детская клиническая психология», предлагая рассматривать в нем психологические особенности детей с различными заболеваниями, в том числе психическими. Зарубежные авторы Ч. Венар и П. Кериг вводят термин «педиатрическая психология», определяя ее предмет как «изучение взаимодействия между органическими факторами, с одной стороны, и психологическими, социальными и культурными факторами, с другой, в этиологии, течении и лечении болезни» [2, с 376]. Педиатрическая психология, по мнению этих авторов, занимается также профилактикой заболеваний и поддержанием здоровья детей. Зарубежными авторами используется также термин «психопатология развития» (англ.: developmental psychopathology) – это «изучение процессов развития, которые способствуют формированию психопатологии или противодействуют ей» [2, с. 377]. Психопатология развития рассматривается как интегративная научная дисциплина, объединяющая данные психопатологии, неврологии и психологии развития: «Подход с позиции закономерностей развития может рассматриваться как своего рода связующий мост между разными дисциплинами или как объединяющая концепция, способная интегрировать данные научных исследований и практики, касающиеся нормы и психопатологии не только у детей, но и у взрослых» [11, с. 48].
Специальная психология занимается исследованием проблем социализации детей с особенностями психофизического развития, поэтому очевидными являются ее связи с социаьной психологией, которая исследует отношения людей в разных социальных общностях, освоением индивидом социального опыта, социальными процессами в больших социальных группах. Именно поэтому подходы социальной психологии к рассмотрению общественного мнения, общественного сознания, стереотипов в отношении лиц с психическими и физическими недостатками востребованы в специальной психологии. В последнее десятилетие пристальное внимание в специальной психологии уделяется семье, имеющей ребенка с ОПФР, и без социально-психологических подходов к семье специальная психология обойтись не может. В равной степени специальная психология опирается и на достижения кризисной психологии, так как ситуация рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии рассматривается как кризисная ситуация, и члены семьи проходят ряд типичных стадий совладания с кризисом, нуждаясь в психологической помощи.
Специальная психология, изучая психическое развитие и индивидуальные особенности детей с ОПФР, направляет свои усилия на обоснование и разработку моделей педагогического сопровождения, педагогической поддержки, обучения и воспитания этой группы детей. Поэтому специальная психология использует достижения педагогической психологии, изучающей психологические основы образования, обучения и воспитания, психологические особенности педагогической деятельности. Педагогическая психология необходима также при разработке оптимальных подходов в подготовке специалистов, работающих с детьми с ОПФР (психологов, дефектологов, логопедов).
В свою очередь, данные специальной психологии необходимы для развития других отраслей психологии. Известно, что знания о патологии всегда обогащают наши знания о норме. Сведения об особенностях функционирования психики человека в измененных биологических и социальных условиях позволяют «высветить» особенности психических процессов, личности человека в нормальных условиях, обратить внимание на то, что обычно может быть скрыто от исследователя или казаться очевидным, само собой разумеющимся. «Природный эксперимент», о котором упоминал Л.С. Выготский [3], проливает свет на общие закономерности формирования психики и личности ребенка в норме. Поэтому изучение отклонений в развитии детей помогает лучше понять закономерности и механизмы благополучного развития ребенка. Например, существенное значение имеют данные о нарушениях развития у детей с поражениями головного мозга. Эти данные доказывают, что предпосылкой нормального развития ребенка является здоровая нервная система и головной мозг. Данные о развитии ребенка в условиях депривации, то есть при недостаточном удовлетворении базовых потребностей ребенка, показывают важность социальной среды как источника полноценного развития ребенка. Данные о своеобразных искажениях развития при аутизме, основным симптомом которого является снижение или отсутствие у ребенка потребности в общении со взрослыми, высвечивают огромное значение общения ребенка со взрослыми для его благополучного развития.
Поэтому специальная психология может обогатить своими достижениями общую психологию, психологию развития, социальную психологию и другие отрасли психологической науки, что в очередной раз доказывает их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Задачи специальной психологии. Специальная психология, решает разнообразные теоретические и практические задачи, являясь и теоретической, и прикладной дисциплиной в равной мере. Специальная психология решает следующие основные задачи (В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, А.М. Поляков, В.М. Сорокин, И.А. Шаповал и др.):
1) Изучение закономерностей и механизмов психического развития при разных видах отклонений у детей.
2) Выявление закономерностей психического развития в измененных условиях при действии неблагоприятных биологических и социальных факторов.
3) Определение способов и средств диагностики психологических особенностей детей с отклонениями в развития.
4) Определение способов и средств профилактики вторичных отклонений в развитии ребенка; обоснование механизмов компенсации нарушенных психических функций.
5) Определение путей оказания помощи ребенку с особенностями в развитии с целью оптимизации его психического развития.
6) Выявление возможностей социальной адаптации и социализации детей с особенностями психофизического развития.
Данные специальной психологии имеют огромное значение для решения прикладных проблем, связанных с оказанием помощи детям с отклонениями в развитии. В специальной психологии выделяются такие прикладные разделы как психодиагностика отклоняющегося развития, психокоррекция отклоняющегося развития, психологическая помощь родителям, имеющим детей с ОПФР.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!