Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии

2017-10-17 799
Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра психологии развития

И.Е. Валитова

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие для студентов, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям

УДК 159.922.76

ББК 88.48

В15

Рекомендовано редакционно-издательским советом

учреждения образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Рецензенты:

Е.А. Винникова, кандидат психологических наук, доцент

 

В.В. Хитрюк, кандидат педагогических наук, доцент

Валитова, И.Е.

В15 Специальная психология: учеб. пособие для студ., обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям / И.Е. Валитова. – Минск: Изд-во Гревцова, 2014. – 481 с.

 

Учебное пособие по специальной психологии предназначено для студентов университетов, обучающихся по психологическим специальностям.

В первом разделе учебного пособия рассматриваются общие вопросы специальной психологии, дается краткий исторический очерк общественного отношения к детям с особенностями психофизического развития, анализируются основные теории, понятия и категории специальной психологии. Во втором разделе дается психологическая характеристика основных видов отклоняющегося развития. Третий раздел посвящен прикладным вопросам специальной психологии, таким как психологическая помощь, психодиагностика и психокоррекция, работа с семьей особого ребенка.

Учебное пособие может использоваться студентами дефектологических специальностей, а также слушателями Институтов повышения квалификации и переподготовки, обучающимися по психологическим и педагогическим специальностям. Материалы пособия могут быть интересны и полезны для психологов и педагогов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития.

 

УДК 159.922.76

ББК 88.48

 

© Валитова И.Е., 2013

© УО «Брестский государственный

университет имени А.С. Пушкина, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 9

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 13

Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания. 13

1.1 Предметная область специальной психологиикак науки……………13

1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение. 18

1.3 Категория развития в специальной психологии. 26

1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля. 32

1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания». 33

Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании. 35

2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект) 35

2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи. 41

2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными недостатками. 42

2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками. 46

2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля. 49

2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»……………………………………………......50

Глава 3 Отклоняющееся развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 51

3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития. 52

3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии. 55

3.3 Научный вклад Л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций).. 65

3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза) 72

3.4.1 Биологические факторы.. 73

3.4.2 Социальные факторы.. 81

3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития……….83

3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития…………………85

3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии…………………………………………………………..92

3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития…………………………………………………………………………..94

3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития…………………………………………………………………………..97

3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития……….98

3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля. 101

3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)». 102

РАЗДЕЛ 2 ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ.. 104

Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 104

4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) 104

4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие 108

4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией. 109

4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении. 109

4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития 112

4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией…. 123

4.2.5 Классификации умственной отсталости. 126

4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при писхическом недоразвитии. 132

4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания 133

4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью». 134

Глава 5 Дети с синдромом Дауна. 136

5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна. 136

5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна. 140

5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна 147

5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания 149

5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна». 150

Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 151

6.1 Общая характеристика деменции. 152

6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции 153

6.2.1 Прогрессирующая деменция. 154

6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии. 156

6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития. 163

6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии. 167

6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание 170

6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией» 171

Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении… 172

7.1 Понятие задержки психического развития. 172

7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития. 175

7.3 Классификация форм задержанного психического развития. 177

7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития 183

7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии…………………………………….189

7.6 Психологические основы помощи детям при задержанном психическом развитии. 194

7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания 195

7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении». 198

Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения200

8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка 201

8.2 Этиология и классификация нарушений зрения у детей. 205

8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения. 208

8.3.1 Общая характеристика психического развития в условиях зрительной депривации. 208

8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах. 214

8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте 217

8.4 Структура нарушений при недостатках зрения у детей. 219

8.5 Психологические основы помощи детям при нарушениях зрения……... …221

8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания 224

8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения». 227

Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха. 228

9.1 Значение слуха для развития психики ребенка. 229

9.2 Этиология и классификация нарушений слуха. 233

9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха. 237

9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте. 240

9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте. 242

9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте. 245

9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей. 248

9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха. 250

9.4 Специфические виды речи неслышащих людей. 253

9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха. 257

9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания 262

9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха». 264

Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. 265

10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека. 266

10.2 Нарушения движений у детей как результат заболеваний нервной системы 271

10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом..273

10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях. 281

10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания 285

10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями». 286

Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями. 287

11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений 287

11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма. 290

11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития 296

11.4 Дифференциальная диагностика. 305

11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями 307

11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания 314

11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями. 316

Глава 12 Дети с нарушениями речи. 317

12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи. 318

12.2 Закономерности развития речи у детей. 321

12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей. 326

12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей 329

12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития. 342

12.6 Психологические основы помощи детям при нарушениях речи. 353

12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания 355

12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи». 356

Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями. 358

13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития ……………………………………………………………………………...359

13.2 Психологическая характеристика психопатий. 360

13.3 Патологические формирования личности. 368

13.4 Нарушения темпа полового созревания. 369

13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности. 371

13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии. 385

13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания 387

13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями». 389

РАЗДЕЛ 3. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 390

Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 390

14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии. 391

14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии. 402

14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии. 404

14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции. 406

14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции. 414

14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания 418

14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии». 422

Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии. 424

15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития. 424

15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса. 429

15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка 438

15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка. 441

15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания 444

15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии».. 446

ГЛОССАРИЙ.. 448

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) является одной из наиболее актуальных в психологической и педагогической науке, а также в системе образования в Республике Беларусь. В «Государственной программе развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь 07.03.2012 года» представлены следующие статистические данные: «на 15 сентября 2011 г. в Республике Беларусь проживает 130 759 детей с особенностями психофизического развития в возрасте до 18 лет. Количество детей указанной категории за последние два года увеличилось на 6,7 процента при сокращении детского населения республики более чем на 10 тысяч детей (0,6 процента)». В Республиканском банке данных по состоянию на 15.09.2012 г. содержится персонифицированная информация о 131 717 детях с ОПФР, на 15.09. 2013 г. – о 134 975 детях, нуждающихся в специальном образовании или коррекционно-педагогической помощи.

Для детей с ОПФР в стране создана широкая сеть учреждений специального образования, действуют медицинские центры. На современном этапе развития специального образования реализуется новая педагогическая парадигма, основными идеями которой являются идеи гуманизации, фундаментализации, интеграции. Эти концептуальные идеи определяют целью специального образования обеспечение полноценной и достойной жизни человека с особенностями психофизического развития, что предполагает включение человека во все виды социальных отношений, обеспечение реализации его индивидуальности во всех проявлениях.

В свете идеи фундаментализации происходитпереосмысление содержания понятий «норма» и «патология», уменьшается категоричность в трактовке этих понятий. В свете идеи интеграции/инклюзии находит обоснование и реализация форм совместного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития и нормально развивающихся детей.

Дети с особенностями психофизического развития относятся к категории «иных», отличающихся от обычных, нормально развивающихся детей. Мир, в котором мы живем, становится все более разнообразным, неоднородным. Вокруг нас все больше людей, которые чем-то отличаются от обычных людей, и их образ жизни отличается от привычного нам образа жизни. Разнообразие людей и их образа жизни заставляет людей становиться все более терпимыми (толерантными), понимать и принимать «инаковость» во всех ее проявлениях, стремиться к взаимопониманию и согласию в общении с другим человеком независимо от того, является ли этот человек «нормальным», то есть обычным, или он чем-то отличается от большинства.

Толерантность становится тем социокультурным качеством человека, которое особенно ценится в разнообразном многополярном мире, так как толерантными людьми «инаковость» воспринимается и принимается как проявление индивидуальности другого человека. Поэтому в наше время важно воспитывать людей в духе толерантности, учить их жить и строить отношения с разными людьми в разнообразном мире.

Важную роль в реализации гуманистических идей, формирования в обществе толерантности играют специалисты, работающие с детьми с особенностями психофизического развития. В первую очередь, это психологи и педагоги (дефектологи). Для успешной профессиональной деятельности будущие специалисты должны овладеть психологическими знаниями об особенностях развития детей, их психологических характеристиках, о специфике каждой категории детей. Без таких знаний невозможно осуществлять основные виды профессиональной деятельности: психодиагностику, коррекционно-развивающую работу, реабилитацию, оказывать психолого-педагогическую помощь семье особого ребенка. Все это является основой профессиональных компетенций психолога и дефектолога. Профессиональные компетенции, в свою очередь, необходимы для формирования толерантности по отношению к детям с особенностями психофизического развития и их родителям.

Представляемое учебное пособие по специальной психологии предназначено для студентов учреждений высшего образования и слушателей учреждений высшего образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, обучающихся по специальностям психологического и дефектологического профилей. Материал учебного пособия распределен по трем разделам. В первом разделе рассматриваются общие вопросы специальной психологии, дается краткий исторический очерк общественного отношения к детям с особенностями психофизического развития, анализируются основные теории, понятия и категории специальной психологии. Во втором разделе дается психологическая характеристика основных видов отклоняющегося развития. Третий раздел посвящен прикладным вопросам специальной психологии, таким как психодиагностика и психокоррекция, работа с семьей особого ребенка.

Специальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая психологические особенности детей с ОПФР, а также процесс психического развития в измененных условиях. Основной категорией специальной психологии на современном уровне развития науки является категория отклоняющегося развития.

Специальная психология является междисциплинарной наукой. Ее основные проблемы рассматриваются на стыке с медициной и педагогикой. Это положение нашло свое отражение в содержании учебного пособия. Во-первых, большое внимание уделяется рассмотрению клинических аспектов различных видов отклоняющегося развития, психофизиологическим механизмам отклоняющегося развития. Во-вторых, рассмотрение закономерностей отклоняющегося развития осуществляется на основе нормального (нормативного) развития ребенка, его механизмов и закономерностей. В этом находит реализацию идея Л.С. Выготского о принципиальном сходстве закономерностей нормального и отклоняющегося развития. Мы убеждены, что если будущие специалисты не знают фактов, закономерностей и механизмов нормального развития ребенка, то они не смогут глубоко понять и осознать закономерности отклоняющегося развития. Именно поэтому в соответствующих главах учебного пособия подробно рассматриваются значение и особенности развития слуховых, зрительных фукнций, движений и речи у детей. В-третьих, в отдельных главах учебного пособия перебрасывается своеобразный мостик между психологическими закономерностями отклоняющегося развития и педагогическими категориями обучения, воспитания, коррекционно-развивающей работы, содержание которых строится на основе психологических закономерностей.

Однако главным содержанием учебного пособия является рассмотрение отклоняющегося развития и его видов. Понимание закономерностей психического развития ребенка при разных видах отклоняющегося развития составляет основное содержание специальной психологии как психологической дисциплины. Это положение обусловило использование в учебном пособии психологической терминологии при наименовании разных видов отклоняющегося развития: психическое недоразвитие, поврежденное психическое развитие, задержанное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие. В то же время мы попытались соотнести психологическую терминологию с терминологией, принятой в специальном образовании в соответствии с «Кодексом об образовании», законодательным документом, действующим в нашей стране. В названиях двух глав не используется обозначение вида отклоняющегося развития: это дети с синдромом Дауна и дети с нарушениями речи. Развитие детей с синдромом Дауна традиционно характеризуетя как психическое недоразвитие, но в данном учебном пособии мы стремимся привлечь внимание к фактам психического развития данной категории детей, не акцентируя внимания на закономерностях их развития. Вопрос о виде психического дизонтогенеза при нарушениях речи у детей не получил еще в специальной психологии доказательного освещения, и это вынуждает нас рассматривать нарушения речи у детей без ссылок на вид отклоняющегося развития.

Где бы ни работал специалист (психолог, дефектолог) – в сфере образования, в сфере здравоохранения, в социальной сфере – ему необходимо знать и понимать детей с особенностями психофизического развития, чтобы уметь профессионально и грамотно взаимодействовать с ними и оказывать помощь им и их семьям.

 

 

Содержание

1.1 Предметная область специальной психологии как науки.

1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее задачи, теоретическое и прикладное значение.

1.3 Категория развития в специальной психологии.

1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля.

1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания».

 

Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля

1. Что изучает специальная психология?

2. Определите, что такое факты, закономерности и механизмы психического развития?

3. Каковы Ваши представления о ребенке с особенностями психофизического развития? Составьте описательный портрет такого ребенка.

4. Какие существуют понятия для обозначения особых детей? Какие из этих понятий для Вас являются приемлемыми и неприемлемыми? Обоснуйте свой выбор.

5. Какое место занимает специальная психология в системе наук о ребенке?

6. Чем по содержанию отличаются понятия «психология аномального развития», «детская патопсихология», «специальная психология»?

7. Сравните понятия: аномальное развитие и отклоняющееся развитие.

8. Какие медицинские дисциплины изучают ребенка с особенностями психофизического развития?

9. Какое место занимает специальная психология в системе клинических дисциплин?

10. Сравните понятия «психология развития» и «психопатология развития»; «психология аномального развития» и «психопатология развития».

11. Что изучает дефектология? Что такое «дефектологический квадрат»?

12. Почему появилось название «коррекционная психология»? Что она изучает?

13. В чем специфика специальной психологии? Какие задачи она решает?

14. Каково и прикладное теоретическое значение специальной психологии?

 

Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»

1. Асмолов, А.Г. Непройденный путь: от культуры «полезности» к культуре «достоинства» / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 1990. – № 6. – С. 5–12.

2. Венар, Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Ч. Венар, П. Кериг; под науч. ред А. Алексеева. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 384 с.

3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5: Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. – 368 с.

4. Детская патопсихология: Хрестоматия: учеб. пособие для вузов / авт.-сост. Н.Л. Белопольская. – 2-е изд., испр. – М.: Когито-Центр, 2001. – 351 с.

5. Исаев, Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2004. – 384 с.

6. Клиническая психиатрия. Детский возраст: учеб. пособие / Е.И. Скугаревская [и др.]; под ред. Е.И. Скугаревской. – Минск: Выш.шк., 2006. – 463 с.

7. Крэйн, У. Теории развития. Секреты формирования личности / У. Крэйн. – 5-е междунар. изд. – СПб.: прайм-Еврознак, 2002. – 512 с.

8. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие / В.В. Лебединский. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 168 с.

9. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В.Д. Менделевич. – М.,1999. – 592 с.

10. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер; пер. с англ. О.В. Баженовой, Г.Г. Гаузе; общ. ред. А.С. Спиваковской. – М.: Прогресс, 1987. – 420 с.

11. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия / Х. Ремшмидт; пер. с нем. Т.Н. Дмитриевой. – М: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 624 с.

12. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.

13. Семаго, М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2001. – 208 с.

14. Сорокин, В.М. Специальная психология: учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб: Речь, 2003. – 216 с.

15. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002. – 312 с.

16. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под общ. ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2005. – 464 с.

17. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович и др; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. – Минск: Выш. школа, 2012. – 511 с.

18. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. – М.: Медицина, 1974. – 320 с.

19. Шаповал, И.А. Специальная психология: учеб. пособие / И.А. Шаповал. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 224 с.

 

 

Содержание

2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными недостатками (социально-исторический аспект).

2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи.

2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями.

2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками.

2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля.

2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании».

 

Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля

1. От каких факторов зависит отношение к ребенку с особенностями в развитии в обществе?

2. По каким линиям происходит изменение социальной ситуации по отношению к людям с физическими и умственными ограничениями?

3. Изложите свой взгляд на понятия «культура полезности» и «культура достоинства».

4. Какие Вы знаете этапы эволюции отношений общества к лицам с физическими и умственными ограничениями?

5. Как моджно объяснить существование инфантицида?

6. Почему люди с умственными и физическими ограничениями создают угрозу обществу и порождают социальные проблемы, если общество не осуществляет заботу о них?

7. В чем причины тенденции к изоляции таких людей в обществе?

8. Как вы понимаете сущность интеграции в общество людей с физическими и умственными ограничениями?

9. Каковы основные положения концепции нормализации жизни детей с особенностями развития?

10. В чем сущность стигматизации людей с физическими и умственными ограничениями? Как это явление обнаруживается в обыденной жизни?

11. Каковы стереотипы отношения к людям с физическими и умственными недостатками в обыденном сознании?

12. По каким признакам «здоровая» популяция воспринимает людей с особенностями?

13. Объясните, почему классификации людей с умственными и физическими недостатками становятся все более подробными?

14. Какое значение имело изучение детей с особенностями развития для становления психометрии как отрасли психологии?

15. Обоснуйте, почему дети с легкими задержками в развитии и дети с аутизмом попали в поле зрения исследователей только в середине ХХ века.

16. «Способ классификации людей с ограниченными возможностями и слова, которые употребляют при описании таких людей, отражают и определяют состояние наших умов» [8, с. 29]. Как Вы понимаете данное высказывание? Приведите примеры, подтверждающие эту цитату. Выскажите свое мнение по этому вопросу.

 

Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»

 

1. Асмолов, А.Г. Непройденный путь: от культуры «полезности» к культуре «достоинства» / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 1990. – № 6. – С. 5–12.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5: Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. – 368 с.

3. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века: учеб. пособие / Х.С. Замский. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

4. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага: Авиценум, 1984. – 334 с.

5. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.

6. Нет «необучаемых детей»: книга о раннем вмешательстве / под ред. Е.В. Кожевниковой и Е.В. Клочковой. – СПб.: КАРО, 2007. – 352 с.

7. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети / М. Селигман, Р. Дарлинг. – М.: Теревинф, 2007. – 368 с.

8. Современные подходы к болезни Дауна / под ред. Д. Лейна и Б. Стрэтфорда. – М.: Педагогика, 1991. – 336 с.

9. Сорокин, В.М. Специальная психология: учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с.

10. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под общ. ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2005. – 464 с.

11. Улыбина, Е. Психология обыденного сознания / Е. Улыбина. – М.: Смысл, 2001. – 263 c.

 

 

Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)

Основные понятия. Норма, норма развития, норматив, нормативный показатель, нормативный срок; критерии отклонений в развитии; способы задания нормы психического развития; социально-психологический норматив.

Отклоняющееся развитие, аномальное развитие, нарушенное развитие, нарушения психического развития, психические нарушения, клиническая квалификация нарушений, психологическая квалификация нарушений, дизонтогенез, психический дизонтогенез, этиология психического дизонтогенеза.

Факторы вариативности отклоняющегося психического развития, виды отклоняющегося развития, закономерности отклоняющегся развития, структура дефекта, межфункциональные связи, регресс, ретардация, распад, асинхрония, изоляция, акселерация функций.

Возраст, биологический возраст, психологический возраст при отклоняющемся развитии.

Содержание

3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития.

3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии.

3.3 Научный вклад Л.С. Выготского в специальную психологию.

3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза).

3.4.1 Биологические факторы.

3.4.2 Социальные факторы.

3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития.

3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития.

3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии.

3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития.

3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития.

3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития.

3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля.

3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)».

ПРИЧИНЫ (ФАКТОРЫ)

↓ ↓

Биологические социальные

↓ ↓

Врожденные приобретенные

↓ ↓

Генетические негенетические

↓ ↓

Генные хромосомные

Рисунок 3.1 – Группы причин отклоняющегося развития

 

 

Биологические факторы

 

Обратимся к характеристике биологических факторов. Рассмотрим биологические факторы через понятие предпосылок психического развития. К предпосылкам нормального психического развития относится наличие у ребенка здорового организма и особенно – здоровой нервной системы. Предпосылка – это необходимое, хотя и недостаточное условие нормального психического развития. Если нервная система имеет отклонения в строении и функционировании, то отсутствуют или недостаточны предпосылки нормального психического развития. Материальным «органом» психики является головной мозг, поэтому отклонения в его строении и функционировании приводят к психическому дизонтогенезу. Но и при нарушениях в работе других отделов нервной системы (анализаторы, периферическая нервная система, вегетативная нервная система) также могут возникать нарушения психического развития.

Нарушения в строении и функционировании нервной системы могут возникать в любой период развития ребенка:

· от момента зачатия до 28 недель беременности (пренатальный период),

· от 28 недель беременности до 7 дней жизни (перинатальный период), в том числе период рождения ребенка (это интранатальный период),

· от 7 дней жизни (постнатальный период).

В зависимости от того, в какой период возникли данные нарушения, нарушения в строении и функционировании нервной системы соответственно называются пренатальными, перинатальными, интранатальными или постнатальными.

К нарушениям в строении нервной системы относятся: уменьшение размеров мозга в целом или его отделов, неправильное строение мозга или его участков, недоразвитие мозга в целом, уменьшение или отсутствие дифференциации между отдельными структурами мозга, уменьшение асимметричности полушарий мозга, увеличение размеров полостей, содержащих ликвор и др. Недоразвитие нервной системы возникает еще до рождения ребенка, внутриутробно. Но нервная система, имея изначально правильное строение, может быть поражена каким-либо вредоносным фактором, к которым относятся: инфекции, травмы, интоксикации, опухоли, нарушение обмена веществ и другие. То есть поражение нервной системы возникает как результат воздействия на нее любого вредоносного фактора. Созревающий мозг плода и ребенка отличается повышенной восприимчивостью к действию вредоносных факторов. Как при недоразвитии, так и при поражении нервной системы изменяется ее функционирование, а именно: уменьшается сила нервных процессов, наблюдается слабость замыкательных функций коры, затрудняется формирование новых связей между участками мозга, наблюдается повышенная инертность нервных процессов, их слабая переключаемость, недостаточность торможения, чрезмерная иррадиация возбуждения и другие. При недоразвитии или поражении анализаторов уменьшаются возможности восприятия информации соответствующей модальности.

Нарушение физиологических процессов в головном мозге и в анализаторах приводит к нарушению способности ребенка воспринимать окружающий мир, к нарушению его активности, его общения с окружающими, что препятствует нормальному ходу психического развития. Характер и степень нарушений в психическом развитии зависят от особенностей недоразвития или поражения нервной системы. В свою очередь эти особенности определяются множеством факторов. Действие этих факторов приводит к разным вариа


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.