Начало маршрута, вечер 29 марта — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Начало маршрута, вечер 29 марта

2017-10-17 277
Начало маршрута, вечер 29 марта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В краю белого безмолвия

Нитка маршрута: Karasjok – Utsjoki – Inari (250 км)

Даты: 29 марта – 3 апреля 2017 г.

Участники: Трубецкой Алексей

 

Вступление

Идея похода зародилась, как всегда, неожиданно. Меня всегда тянуло к чему-то холодному – ко льдам, снежной зиме. На новогодние праздники съездил в горы Киргизии в поисках морозов и ледяных ветров. Но, к сожалению, погода там выдалась довольно теплой. Уж не знаю, всегда там такая зима или это мне не повезло. Но в целом от зимы осталась какая-то неудовлетворенность. И хотя были сложности с работой и деньгами, но вдруг подумалось "а что если...?". Предыдущие походы на Север у меня были в начале мая. А начало мая на Севере как раз самое весеннее время. Еще лежит снег, но уже есть и большие проталины. По ночам бывают заморозки, но днем в солнечную погоду уже можно чуть-чуть позагорать (совсем немного, правда). Ночи уже почти белые, это удобно для езды, но плохо, что уже не видно северных сияний. Все это касается мая, который я уже изучил достаточно хорошо. Но начало апреля это совсем другое дело! Скорее всего, на самых высоких широтах в это время весной почти не пахнет. Или она уже немного чувствуется? Конечно это надо проверить и увидеть своими глазами.

Надо сказать, что, несмотря на любовь к морозам, май мне в целом не казался слишком теплым. Организм устает от постоянного нахождения в низких температурах, даже если эти температуры умеренно низкие. Сказывается полное отсутствие внешних источников тепла. В моем случае я получал немного тепла только от горячего чая и теплой еды. Костров у меня никогда не было, все ночевки конечно в палатке. Поэтому в течение всего похода организм непрерывно, даже во время отдыха в спальнике, должен себя отапливать. За неделю такого режима накапливается холодовая усталость (хотя даже одна теплая ночевка могла бы заметно изменить ситуацию). При околонулевых температурах эта усталость конечно не могла быть чрезмерной, но как организм отреагирует на более низкие температуры – я пока не знаю. И мне этот вопрос очень любопытен.

Сначала появились скромные планы - проехать от Килписъярви до Рованиеми. Это заняло бы не много времени, и было бы наиболее бюджетно по стоимости. Район Килписъярви всегда интересен - это одна из высших точек над уровнем моря, куда поднимается дорога в Северной Европе. Поэтому там обычно холодно и ветрено. Судя по архивам погоды, в начале апреля там днем держится устойчивый минус - как раз то, что нужно. Но вот в Рованиеми в это время даже ночью может быть плюсовая температура, а это уже хуже. Ведь в таких условиях начинается снеготаяние, везде может стоять вода, будет сложно с поиском места под палатку. Да и просто не очень приятно, когда все вокруг мокро. Сдвинуть начало похода я не мог, т.к. уже купил билет на автобус, поэтому появилась мысль забраться посевернее. Правда точный маршрут я так и не смог выбрать, решил, что обдумаю по дороге.

Погоду для предполагаемого района похода изучал по архивам за несколько лет, поскольку год на год не приходится. Получалась примерно такая картина: ночная температура от -10 до -15°С наиболее вероятна, в отдельные ночи может быть до -20°С. Днем конечно теплее. Поскольку мой новый спальник имел температуру комфорта до -17°С, я решил, что вполне готов. Например, данные для Karasjok за предыдущий год выглядели так (с сайта yr.no):

Тренировался перед походом в основном с помощью бега. Раньше в качестве тренировки катался на старом велосипеде, а теперь пришлось перевести его обратно в разряд боевых, поскольку у нового велосипеда колеса 27,5, а на такой диаметр еще не делают хорошую шиповку, как например Schwalbe Marathon Winter. Пока для таких колес существует только Ice Spiker Pro, которая вообще плохо подходит для асфальта. Так вот, сделал я старому велосипеду ТО, снарядил его в дорогу, и как-то не хотелось после этого на нем тренироваться. Бег конечно менее эффективен для велопохода, но выносливость тоже неплохо тренирует. Устроил большой забег на февральские праздники. В этом году они были 4 дня, и каждый день я бегал по 1,5 часа. Повезло еще, что в этот момент держалась более-менее морозная погода, и благодаря этому удалось не растерять зимнюю акклиматизацию перед походом. Конечно бегал и вне праздников, в среднем 2 - 3 раза в неделю, и, кроме того, старался побольше ходить пешком.

 

Заброска

Итак, 27-го марта вечером я выехал из дома. Питер проводил весьма неласково, пришлось ехать через полгорода в темноте под проливным дождем. Но согревала мысль, что еду в края, где в это время года дождей не бывает.

Автобус, как ни странно, был практически полон. Хотя я по возможности специально стараюсь выезжать в будние дни, чтобы можно было сидеть посвободнее и хотя бы поспать ночью. И конец марта – совсем не туристический сезон. Не представляю, куда едут все эти люди в холодное время года в ночь с понедельника на вторник. Тем не менее, мне повезло и, хотя в автобусе было буквально два-три свободных места, у меня соседа не оказалось, так что ехать было удобно.

В Хельсинки погода была хорошая, и скоротать несколько часов до поезда было не сложно. А около 23 часов 28 марта я доехал до Рованиеми (здесь проходит Полярный круг). Здесь уже была минусовая температура, но при этом был штиль, и по ощущениям было не очень холодно. Все магазины были уже закрыты, поэтому я сразу поехал к месту ночевки на другом берегу реки. Там я еще в прошлый раз приметил кафе с открытой деревянной верандой (веранда открыта, но от дождя защищена крышей), которое не работает не в сезон. В октябрьском походе я с большим удобством поспал прямо на деревянном полу этой веранды, и сейчас решил повторить этот опыт. Спалось правда в этот раз не очень, потому что к середине ночи мой термометр стал показывать -20°С, и спать на открытом воздухе стало как-то прохладно. Зато вечером было неплохое северное сияние.

Да, и подъезжая вечером к кафе, я немного проехал по грунтовке, которая вела к нему, и там первым же делом грохнулся. Грунтовка была покрыта толстым льдом, несколько неровным. И от сильных морозов лед стал каменным, шипы моих новеньких покрышек его совсем не цепляли. Этот эпизод затем повлиял на все мое дальнейшее передвижение, т.к. я не люблю падать на груженом велосипеде – опасаюсь за его целостность. Поняв, что шипы – не панацея от полярного льда, я в течение всего похода на ледяных участках ехал медленно и осторожно. В итоге больше не падал, хотя несколько раз был близок к этому – переднее колесо повело и только медленная скорость и выставленная нога спасали от падения.

Утром 29-го марта я сел в автобус, идущий до Karasjok, и через 7 часов был на месте. Наконец я нахожусь в своих любимых краях, далеко за Полярный кругом. Этот крохотный северный городок вижу уже в 5-й раз, но не могу сказать, что это место мне в какой-то степени надоело. Да и в такое время года я здесь еще не был. Сейчас минусовая температура и вокруг конечно настоящая зима, хотя день уже достаточно длинный и у меня есть некоторый запас времени, чтобы начать мой путь.

 

Марта

48 км, рельеф слабый (как и в целом за поход)

Марта

Апреля

Апреля

Км (средняя 8,7 км/ч)

Погода: штиль, малооблачно

В 6 утра в палатке было -21°С, а к 8:30 температура внутри поднялась до -11°С.

Собрался и поехал на поиски тундры. Ехал и все ждал, когда же закончится лес, но этого так и не произошло. Видимо в сентябре на фоне темной земли карликовые деревья были просто незаметны. Наверно тогда нам показались безлесной тундрой примерно эти места:

Но на снегу вся эта карликовая растительность прекрасно видна, увы.

Ехать по льду поначалу было непросто, но затем стали появляться снежные участки. Там льда фактически не было, а вся дорога (или только обочина) была покрыта спрессованным снегом. Сначала я ехал по нему аккуратно, но потом понял, что на нем шипы держат отлично. Так что немалую часть пути в этот день удалось проехать спокойно, хотя конечно накат на снегу не такой как на асфальте.

Снежная обочина
Финские просторы

 

Поскольку настоящей тундры я не дождался (а я бы там обязательно ночевку сделал), то за день доехал почти до Кааманена (Kaamanen). Остановился на ночь километрах в четырех от него, на маленьком озерце. Вечерь был тихий и опять очень морозный. Ночью в палатке опять было -22°С.

 

Апреля

Около 30 км

Заключение

Поход конечно получился очень полезный в плане приобретения опыта. Теперь знаю, как переносятся температуры, которые случались в эти дни. А также знаю, что творится в полярной Европе в начале весны, и какие там ожидают сложности. Было протестировано кое-какое новое снаряжение, в частности палатка и спальник. Проехал отрезок от Карасйока до Утсйоки, который не ездил ранее.

Однако большое разочарование осталось от того, что я так и не выехал на снежные просторы, где нет совсем никакой растительности. Есть у меня слабость к таким пейзажам – чем более они безжизненны, тем более инопланетно выглядят. Вот, например, снимок веб-камеры на шоссе 98, севернее Танабру:

Сейчас конечно считаю ошибочным решение повернуть от Утсйоки на юг, а не к Танабру. Планирую на ближайшую весну новый поход, в котором обязательно исправлю этот промах и доберусь до настоящей тундры.

 

Заметки о снаряжении

Начну с жилья. Новая палатка Redfox Explorer оставила очень положительное впечатление. Только показалось, что зимой вдвоем там было бы тесновато. Но на одного просто отлично. К сожалению, не удалось ее проверить в условиях штормового ветра, но ее ветроустойчивость недоверия итак не вызывает (судя по отзывам, а также характеристикам дуг). Несмотря на сильный мороз, конденсата было не очень много. А конденсат – единственный минус этой палатки, который мне встречался в отзывах.

Под палатку я стелил велочехол и кусок тайвека (Tyvek). Тайвек вообще считаю очень полезной вещью. Он легкий, не промокает и с трудом прокалывается. Только вот при сильном ветре с ним возиться сложно (разве что класть внутрь палатки), но у меня ветреных дней не было. Внутри палатки лежало сплавовское термоодеяло (надеюсь, оно в какой-то степени отражает тепло и не дает ему уходить вниз), обычная пенка толщиной в 1 см и надувной укороченный коврик. Под ноги, куда не хватало длины коврика, я складывал неиспользуемую одежду.

Спальник Marmot Trestles 0 был не очень рассчитан на такие температуры, но я ложился спать тепло одетым – пуховые носки, утепленные штаны, утепленная жилетка и флисовая кофта. В такой амуниции я совсем не мерз. В общем спальник понравился, но это было первое его использование. А в отзывах часто встречаются жалобы на недолговечность утеплителя. Так что посмотрим, как он поведет себя в будущем.

Весьма пригодились маленькие свечки, которые я жег в палатке. У меня ведь костров в походе не бывает, а от свечки можно хоть руки погреть и вообще как-то веселее.

Горелка газовая Optimus Vega – очень удобная и экономная, предусмотрено использование газового баллона и в обычном состоянии, и в перевернутом, что позволяет выжигать его без остатка. За поход истратил 1,5 баллона по 450 грамм. Первый баллон я начал расходовать еще вечером в Рованиеми во время заброски, а дожег его утром у Кааманена. То есть, если быть точным, то второй баллон израсходовал не на половину, а меньше.

Радиаторный котелок Fire Maple на 1 литр – был у меня для кипячения воды, но если я варил лапшу с приправами, то тоже в нем. Последующая порция кипятка для чая содержала остатки приправ, но мне такие нюансы не мешают (мыть же просто лень). Готовил я всегда на улице, начитавшись про повышенное выделение СО радиаторными котелками.

Термос Tiger на 1 литр тепло держит достаточно хорошо. Кроме него был полулитровый китайский термос, который выпивался первым. Был еще широкий суповой термос «Сплав», в нем удобно замачивать хлопья. Обычно я в нем еще везу замоченные кипятком хлопья на обед, но в этом походе ходовой день был слишком коротким, а делать привалы было слишком неудобно, поэтому эту функцию не использовал. То есть обходился без обедов, только мелкими перекусами.

Теперь про одежду. Ботинки Salomon Elbrus WP оказались в самый раз. И не жарко, и не холодно. Внутрь надевал тонкий носок, отводящий влагу, а потом еще толстый синтетический (Mund K2). Внутри ботинки вроде не очень отсырели, по утрам тоже нормально одевались. К ботинкам одевал укороченные гортексовые гамаши, сработали хорошо, изнутри мало обледеневали. Вообще теперь думаю, что гамаши до колена всегда избыточны, до середины голени более чем достаточно. А полноразмерные гамаши – это лишний вес и лишний конденсат.

На ногах было зимнее термобелье и сверху утепленный софтшелл (не виндстоппер, а обычный безмембранный). По ощущениям это было идеальное сочетание для такой погоды. Только для вечерних морозов этого не хватило бы. К счастью, я взял с собой купленные накануне в Окее самые простецкие зимние штаны на синтепоне. А еще сомневался брать или нет. Да что бы я без них там делал? Эти штаны хочется похвалить чуть ли не больше всего, т.к. от крайне дешевой вещи (около 900р) я не ожидал такой функциональности. Они очень легкие, очень компактные (хорошо сжимаются, но в расправленном состоянии довольно толстые) и отлично греют. Один только минус – не самосбросы, но иногда лучше лишний раз снять ботинки, чем покупать самосбросы, которые стоят в 15 раз дороже.

Сверху было опять же зимнее термобелье, утепленная жилетка, флис и штормовка Druft (с мембраной eVent) из Сплава. Эта штормовка как будто специально сделана для зимы, у нее просторный крой, поэтому под нее можно много чего поддеть. До этого у меня были другие штормовки, но практически у всех была проблема с поддеванием нужного количества одежды.

Перчатки у меня были средней утепленности и совсем теплые. Так вот, самые теплые почти не понадобились. Все же днем было не настолько холодно. А в лагере хозяйственные дела приходилось делать и вовсе без перчаток.

Велосипед – старый испытанный Cube Race Ltd 2012. К этому походу было собрано новое заднее колесо: втулка Shimano XT M756A, спицы Sapim Leader, обод AlexRims SX44. Багажник Tubus Cosmo, наконец-то удалось его раздобыть. Покрышки Schwalbe Marathon Winter. Перед походом была заменена цепь и каретка. Сравнительно недавно менялась кассета. Остальное пока стоит родное.

Велорюкзак Aldica-90 (превосходно, очень удобный рюкзак, особенно удобно крепление багажа снаружи)

Навигатор Garmin Oregon 450 работал на аккумуляторах Ladda (куплены в Икее). Очень живучие, несмотря на мороз. Для навигатора нужно две штуки. Одну пару я посадил полностью, вторую пару не успел до конца использовать. Навигатор был всегда включен во время движения.

Питание: разнообразные хлопья (овсяные, рисовые, гречневые, пшенные, кукурузные), BCAA в таблетках, смесь изюма и арахиса, шоколад, козинаки, гематоген, сыр, сухое молоко, разное печенье, разные сухие приправы (перец, сушеный лук и чеснок и т.д.)

В краю белого безмолвия

Нитка маршрута: Karasjok – Utsjoki – Inari (250 км)

Даты: 29 марта – 3 апреля 2017 г.

Участники: Трубецкой Алексей

 

Вступление

Идея похода зародилась, как всегда, неожиданно. Меня всегда тянуло к чему-то холодному – ко льдам, снежной зиме. На новогодние праздники съездил в горы Киргизии в поисках морозов и ледяных ветров. Но, к сожалению, погода там выдалась довольно теплой. Уж не знаю, всегда там такая зима или это мне не повезло. Но в целом от зимы осталась какая-то неудовлетворенность. И хотя были сложности с работой и деньгами, но вдруг подумалось "а что если...?". Предыдущие походы на Север у меня были в начале мая. А начало мая на Севере как раз самое весеннее время. Еще лежит снег, но уже есть и большие проталины. По ночам бывают заморозки, но днем в солнечную погоду уже можно чуть-чуть позагорать (совсем немного, правда). Ночи уже почти белые, это удобно для езды, но плохо, что уже не видно северных сияний. Все это касается мая, который я уже изучил достаточно хорошо. Но начало апреля это совсем другое дело! Скорее всего, на самых высоких широтах в это время весной почти не пахнет. Или она уже немного чувствуется? Конечно это надо проверить и увидеть своими глазами.

Надо сказать, что, несмотря на любовь к морозам, май мне в целом не казался слишком теплым. Организм устает от постоянного нахождения в низких температурах, даже если эти температуры умеренно низкие. Сказывается полное отсутствие внешних источников тепла. В моем случае я получал немного тепла только от горячего чая и теплой еды. Костров у меня никогда не было, все ночевки конечно в палатке. Поэтому в течение всего похода организм непрерывно, даже во время отдыха в спальнике, должен себя отапливать. За неделю такого режима накапливается холодовая усталость (хотя даже одна теплая ночевка могла бы заметно изменить ситуацию). При околонулевых температурах эта усталость конечно не могла быть чрезмерной, но как организм отреагирует на более низкие температуры – я пока не знаю. И мне этот вопрос очень любопытен.

Сначала появились скромные планы - проехать от Килписъярви до Рованиеми. Это заняло бы не много времени, и было бы наиболее бюджетно по стоимости. Район Килписъярви всегда интересен - это одна из высших точек над уровнем моря, куда поднимается дорога в Северной Европе. Поэтому там обычно холодно и ветрено. Судя по архивам погоды, в начале апреля там днем держится устойчивый минус - как раз то, что нужно. Но вот в Рованиеми в это время даже ночью может быть плюсовая температура, а это уже хуже. Ведь в таких условиях начинается снеготаяние, везде может стоять вода, будет сложно с поиском места под палатку. Да и просто не очень приятно, когда все вокруг мокро. Сдвинуть начало похода я не мог, т.к. уже купил билет на автобус, поэтому появилась мысль забраться посевернее. Правда точный маршрут я так и не смог выбрать, решил, что обдумаю по дороге.

Погоду для предполагаемого района похода изучал по архивам за несколько лет, поскольку год на год не приходится. Получалась примерно такая картина: ночная температура от -10 до -15°С наиболее вероятна, в отдельные ночи может быть до -20°С. Днем конечно теплее. Поскольку мой новый спальник имел температуру комфорта до -17°С, я решил, что вполне готов. Например, данные для Karasjok за предыдущий год выглядели так (с сайта yr.no):

Тренировался перед походом в основном с помощью бега. Раньше в качестве тренировки катался на старом велосипеде, а теперь пришлось перевести его обратно в разряд боевых, поскольку у нового велосипеда колеса 27,5, а на такой диаметр еще не делают хорошую шиповку, как например Schwalbe Marathon Winter. Пока для таких колес существует только Ice Spiker Pro, которая вообще плохо подходит для асфальта. Так вот, сделал я старому велосипеду ТО, снарядил его в дорогу, и как-то не хотелось после этого на нем тренироваться. Бег конечно менее эффективен для велопохода, но выносливость тоже неплохо тренирует. Устроил большой забег на февральские праздники. В этом году они были 4 дня, и каждый день я бегал по 1,5 часа. Повезло еще, что в этот момент держалась более-менее морозная погода, и благодаря этому удалось не растерять зимнюю акклиматизацию перед походом. Конечно бегал и вне праздников, в среднем 2 - 3 раза в неделю, и, кроме того, старался побольше ходить пешком.

 

Заброска

Итак, 27-го марта вечером я выехал из дома. Питер проводил весьма неласково, пришлось ехать через полгорода в темноте под проливным дождем. Но согревала мысль, что еду в края, где в это время года дождей не бывает.

Автобус, как ни странно, был практически полон. Хотя я по возможности специально стараюсь выезжать в будние дни, чтобы можно было сидеть посвободнее и хотя бы поспать ночью. И конец марта – совсем не туристический сезон. Не представляю, куда едут все эти люди в холодное время года в ночь с понедельника на вторник. Тем не менее, мне повезло и, хотя в автобусе было буквально два-три свободных места, у меня соседа не оказалось, так что ехать было удобно.

В Хельсинки погода была хорошая, и скоротать несколько часов до поезда было не сложно. А около 23 часов 28 марта я доехал до Рованиеми (здесь проходит Полярный круг). Здесь уже была минусовая температура, но при этом был штиль, и по ощущениям было не очень холодно. Все магазины были уже закрыты, поэтому я сразу поехал к месту ночевки на другом берегу реки. Там я еще в прошлый раз приметил кафе с открытой деревянной верандой (веранда открыта, но от дождя защищена крышей), которое не работает не в сезон. В октябрьском походе я с большим удобством поспал прямо на деревянном полу этой веранды, и сейчас решил повторить этот опыт. Спалось правда в этот раз не очень, потому что к середине ночи мой термометр стал показывать -20°С, и спать на открытом воздухе стало как-то прохладно. Зато вечером было неплохое северное сияние.

Да, и подъезжая вечером к кафе, я немного проехал по грунтовке, которая вела к нему, и там первым же делом грохнулся. Грунтовка была покрыта толстым льдом, несколько неровным. И от сильных морозов лед стал каменным, шипы моих новеньких покрышек его совсем не цепляли. Этот эпизод затем повлиял на все мое дальнейшее передвижение, т.к. я не люблю падать на груженом велосипеде – опасаюсь за его целостность. Поняв, что шипы – не панацея от полярного льда, я в течение всего похода на ледяных участках ехал медленно и осторожно. В итоге больше не падал, хотя несколько раз был близок к этому – переднее колесо повело и только медленная скорость и выставленная нога спасали от падения.

Утром 29-го марта я сел в автобус, идущий до Karasjok, и через 7 часов был на месте. Наконец я нахожусь в своих любимых краях, далеко за Полярный кругом. Этот крохотный северный городок вижу уже в 5-й раз, но не могу сказать, что это место мне в какой-то степени надоело. Да и в такое время года я здесь еще не был. Сейчас минусовая температура и вокруг конечно настоящая зима, хотя день уже достаточно длинный и у меня есть некоторый запас времени, чтобы начать мой путь.

 

Начало маршрута, вечер 29 марта

Пройдено примерно 15 км


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.