Астафьев В. Пастух и пастушка — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Астафьев В. Пастух и пастушка

2017-10-17 335
Астафьев В. Пастух и пастушка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: научиться анализировать и выявлять художественные особенности произведения, используя навыки литературоведческого анализа.

1. Основные тенденции в изображении войны в советской литературе 40-х- первой половины 50-х г.г.

2. Вторая волна военной прозы: новые аспекты в изображении войны.

Актуальность военной тематики. Истоки обращения к войне.

Исследовательско-аналитический пафос произведений о войне.

Достоверность изображения («окопная» правда).

3. В. Астафьев. «Пастух и пастушка».

Каким событиям в войне уделяет внимание автор?

Изображение “уродливых” сторон войны, бессмысленности происходящего (ср. с изображением Первой мировой войны в литературе “потерянного” поколения (Э. Хемингуэй, Э. М. Ремарк, Р. Олдингтон).

Присутствует ли в произведении героический пафос (описание героических подвигов, самоотверженности советских воинов и т. п.)?

Понятие воинской доблести и чести в произведении (см. эпизод с немецким генералом).

Как любовная тема в произведении пересекается с военной? Можно ли говорить о поругании любви войной?

Почему автор называет своё произведение “Пастух и пастушка”?Как вы понимаете смысл подзаголовка – “современная пастораль”.

Поясните финал произведения.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

 

Семинарское занятие № 14.

Распутин В. Прощание с Матёрой

Цель: научиться анализировать и выявлять художественные особенности произведения, используя навыки литературоведческого анализа.

1. Символика названия острова.

- Пространство Матёры.

- Природа острова.

- Уклад жизни обитателей Матёры

- Почему Матёра – остров?

2. Жители Матеры.

Дайте характеристику им. Можно ли говорить о них как о характерах, говорить о психологии, внутреннем самооткрытии героев повести (см.: В. Шапошников о заданности, схематичности образов у Распутина).

3. Как воспринимается обитателями Матёры идея затопления острова? Включена ли самим автором эта идея в культурный контекст (см., например, символику потопа в библейской и др. традициях)?

4. Центральные эпизоды повести.

- Сцена на кладбище. В чём сущность возникшего конфликта?

- Порубка лиственя. Притчевый характер сюжета.

- Финал повести. Символика блуждания в тумане.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

 

Семинарское занятие № 15.

В. Белов. Привычное дело

Цель: научиться анализировать и выявлять художественные особенности произведения, используя навыки литературоведческого анализа.

1. Споры о повести В. Белова в критике.

2. Проанализируйте речевое многоголосие народного мира в повести. Каков художественный смысл различных речевых зон? Определите место повествователя в субъектной структуре повести.

3. Проследите за развитием образа «пошехонства» и объясните его значение в общей концепции повести.

4. как соотносится мир природы с внутренним миром героя?

5. Раскройте философский смысл психологического движения Ивана Африкановича. Обратите внимание на оценку героя через традиционные образы Вечности. Что такое «привычное дело» жизни, к пониманию которого приходит Иван Африканович?

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Семинарское занятие № 16.

Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей

Цель: научиться анализировать и выявлять художественные особенности произведения, используя навыки литературоведческого анализа.

1. Эпоха 30-х годов в романе.

- Поясните смысл авторских определений данного исторического периода:

а) эпоха, когда земля «на своём планетном пути заходит в чёрные, затуманенные области Рака и Скорпиона и жить в туче этих ядовитых испарений становится совсем уж невыносимо»;

б) «А случилась вся эта невесёлая история в лето от рождения Вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина пятьдесят восьмое, а от Рождества Христова в тысяча девятьсот тридцать седьмой недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год».

- Государство и право: в каких соотношениях они находятся? Можно ли согласиться с мнением Пискуновых В. и С. о том, что в романе изображена «стихия тоталитаристского абсурда»? Для чего автор прибегает в романе к исторической аналогии (см. историю Древнего Рима в исследовании Андрея Куторги)?

- Механика «расчеловечения» обитателей здания на площади Дзержинского.

2. Миф о предателе, палаче и жертве в романе.

- В чём противоречит евангельскому сюжету исследование о. Андрея о предательстве Иуды? Как оно связано с повествованием романа об исторических событиях 30-х годов? Каков современный Иуда и его путь к предательству?

- В чём суть прозрения Неймана (см. эпизод с утопленницей на берегу)?

- Образ главного героя романа.

- Почему он – «хранитель древностей»? Можно ли назвать его «хранителем ненужных вещей»?

- Возможно ли сопоставление Зыбина с Христом?

- Как на примере Зыбина раскрывается тема личности в тоталитарном государстве?

- Почему Домбровский в финале романа соединяет палача, жертву и предателя на одной картине Калмыкова?

3. Идея творческого преображения мира в романе (фантастические сюжеты Калмыкова, воспоминания и сны Зыбина, «мраморная» девушка и т. п.).

4. Тема исторической памяти в романе.

- См. эпиграфы к роману. Как соотносится с ними археологическая тема в романе?

- Как связан с темой исторической памяти ответ Георгия Каландарашвили на вопрос об Истине: «Ведьма, от коей меркнет месяц и могилы смущаются, и мертвые восстают»?

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

 

Семинарское занятие № 17.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.