Создание суда в рамках закона — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Создание суда в рамках закона

2017-10-17 337
Создание суда в рамках закона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Треть­им тре­бо­ва­ни­ем ста­тьи 6 Ев­ро­пей­ской Кон­вен­ции по пра­вам че­ло­ве­ка, предъ­яв­ляе­мым к три­бу­на­лу (суду), яв­ля­ет­ся его соз­да­ние в рам­ках за­ко­на. Ор­га­ны, при­ме­няю­щие Кон­вен­цию, ис­тол­ко­ва­ли эти сло­ва как “в со­от­вет­ст­вии с на­цио­наль­ным за­ко­ном”.

Согласно ч.3 ст.118 Конституции суды в Российской Федерации учреждаются Конституцией и федеральным конституционным законом. В Конституции Российской Федерации не содержится полный перечень судов, входящих в судебную систему. Законодатель ограничился формулированием в Конституции лишь следующих положений, относящихся к структуре судебной власти. В соответствии со статьями 125, 126 и 127 действуют Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В Конституции упоминаются и другие федеральные суды (п.“е” ст.83, ч.2 ст.128).

Пункт ”о” ст.71 Кон­сти­ту­ции от­но­сит судоустройство к ис­клю­чи­тель­ной ком­пе­тен­ции Фе­де­ра­ции. Но в п.”г” ст.71 говорится об ус­та­нов­ле­нии сис­те­мы фе­де­раль­ных ор­га­нов су­деб­ной вла­сти, а в главе 7 Конституции – о федеральных судах. Поскольку в Российском федеративном государстве есть федеральные суды, можно предположить, что имеют право на существование и суды субъ­ек­тов Федерации. Правда, согласно п.”о” ст.71, все суды в России, включая суды субъектов РФ, могут “устраиваться” исключительно федеральным законодательством. Устранить это противоречие толкованием Конституции не представляется возможным.

В соответствии со ст.4 Фе­де­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го за­ко­на “О су­деб­ной сис­те­ме Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции”, в России действуют федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи, которые и составляют судебную систему страны. Единство судебной системы РФ обеспечивается путем соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единого статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

К федеральным судам законом отнесены Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. Эти суды составляют систему федеральных судов общей юрисдикции. К федеральным судам относятся также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Со­глас­но про­ек­ту За­ко­на “О ми­ро­вых судь­ях” мировые судьи бу­дут из­би­рать­ся на­се­ле­ни­ем то­го уча­ст­ка, рай­она, го­ро­да, где они бу­дут осу­ще­ст­в­лять свои пол­но­мо­чия по рас­смот­ре­нию уго­лов­ных, гра­ж­дан­ских дел и дел об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях в пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции в ка­че­ст­ве су­да пер­вой ин­стан­ции, впер­вые сро­ком на пять лет, а в даль­ней­шем – на де­ся­ть. Фи­нан­си­ро­ва­ние этих су­дов пред­по­ла­га­ет­ся про­во­дить из фе­де­раль­но­го бюд­же­та.

При подготовке проекта Закона о судебной системе у этой позиции было много противников. Остались они и сейчас. Однако, при принятии Закона, видимо, возобладала позиция сторонников обеспечения максимальной независимости судей от региональной администрации и их защиты от местных влияний.

Таким образом, судебная власть в России состоит из трех ветвей: Конституционный Суд (конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не образуют систему), Верховный Суд и система общих судов, Высший Арбитражный Суд и система арбитражных судов. Ст.26 За­ко­на о су­деб­ной сис­те­ме пре­ду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность соз­да­ния так­же спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных фе­де­раль­ных су­дов по рас­смот­ре­нию гра­ж­дан­ских и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных дел, о чем упо­ми­на­ет­ся и в Кон­цеп­ции су­деб­ной ре­фор­мы.

Статья 4 За­ко­на о судебной системе, вслед за Кон­сти­ту­цией (ч.3 ст.118), за­пре­ща­ет соз­да­ние чрез­вы­чай­ных су­дов. Как от­ме­ча­ет­ся в за­клю­че­нии Ко­ми­те­та Со­ве­та Фе­де­ра­ции по кон­сти­ту­ци­он­но­му за­ко­но­да­тель­ст­ву и су­деб­но-пра­во­вым во­про­сам по про­ек­ту Фе­де­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го за­ко­на “О су­деб­ной сис­те­ме РФ” “по тол­ко­во­му сло­ва­рю “спе­циа­ли­зи­ро­ван­ный” оз­на­ча­ет имею­щий спе­ци­аль­ное (ис­клю­чи­тель­ное, осо­бое) на­зна­че­ние. А “чрез­вы­чай­ный” – спе­ци­аль­но для че­го-ли­бо на­зна­чен­ный, вы­зван­ный осо­бы­ми, ис­клю­чи­тель­ны­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми. Та­ким об­ра­зом, раз­ни­цы ме­ж­ду су­дом с эпи­те­том “чрез­вы­чай­ный”, соз­да­ние ко­то­рых не до­пус­ка­ет­ся, и су­дом с эпи­те­том “спе­циа­ли­зи­ро­ван­ный”, соз­да­ние ко­то­рых воз­мож­но, по бу­к­валь­но­му тол­ко­ва­нию нет ни­ка­кой. По­это­му во­прос о спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных су­дах тре­бу­ет или де­таль­ной рас­шиф­ров­ки в за­ко­не, или дол­жен быть снят...”. Од­на­ко это за­ме­ча­ние не бы­ло при­ня­то во вни­ма­ние, и за­кон ут­вер­жден в преж­ней ре­дак­ции. По аналогии с понятием чрезвычайного положения (в условиях чрезвычайного положения ограничиваются отдельные права и свободы) чрезвычайные суды следует понимать как действующие по упрощенной процедуре, которая не гарантирует некоторые процессуальные права сторон, точнее – подсудимого, так как чрезвычайные суды подменяют нормальное уголовное судопроизводство.

 

Конституционный Суд РФ

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст.1 Закона о Конституционном суде). Он рассматривает дела о конституционности законов и других нормативных актов, принятых высшими федеральными органами государственной, органами субъектов Федерации, а также федеративных и международных договоров РФ, осуществляет иные полномочия, предусмотренные в ст.125 Конституции. Конституционный Суд РФ является специализированным органом правовой охраны Конституции и обладает прерогативой признавать законы (иные акты, указанные в ст.125) неконституционными, т.е. утрачивающими силу. Деятельность Конституционного Суда РФ регулируется Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 г.

История конституционной юрисдикции в России началась в мае 1990 г., когда был соз­дан Ко­ми­тет кон­сти­ту­ци­он­но­го над­зо­ра СССР. По существу это был кон­троль­ный ор­ган, переходный к конституционному правосудию.

В 1991 г. в Рос­сии был соз­да­н Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд, действующий по европейской модели конституционной юрисдикции. Ос­нов­ные во­про­сы его ор­га­ни­за­ции и дея­тель­но­сти бы­ли уре­гу­ли­ро­ва­ны в За­ко­не РСФСР от 6 мая 1991 г. “О Кон­сти­ту­ци­он­ном Су­де РСФСР”[293]. Кон­сти­ту­ция 1993 г. вне­сла су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния в ста­тус Кон­сти­ту­ци­он­но­го Су­да, его ком­пе­тен­цию и т.д. Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 24 де­каб­ря 1993 г. о ме­рах по при­ве­де­нию за­ко­но­да­тель­ст­ва в со­от­вет­ст­вие с Кон­сти­ту­ци­ей За­кон о Кон­сти­ту­ци­он­ном су­де РСФСР был при­знан не­дей­ст­вую­щим (см. 7.4.1.). Ле­том 1994 г. при­нят Фе­де­раль­ный кон­сти­ту­ци­он­ный за­кон “О Кон­сти­ту­ци­он­ном Су­де Российской Федерации”, под­роб­но и все­сто­рон­не уре­гу­ли­ро­вав­ший его ор­га­ни­за­цию и дея­тель­ность; в частности, этот Закон признал утратившим силу (фактически подтвердил утрату силы) Закон о Конституционном Суде РСФСР.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.