Диагностика невербального общения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Диагностика невербального общения

2017-10-17 1015
Диагностика невербального общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Невербальное общение – взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации. Особенности этого вида общения следующие.

- Ситуативность – обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас»; в рамках конкретной ситуации; с людьми, вступающими в непосредственное взаимодействие (их тон голоса, жесты, взгляд, мимика).

- Многозначность – невербальные сообщения с трудом можно разложить на составляющие (например, в вербальном сообщении можно выделить буквы, слова, предложения, фразы, их соотношение подчиненно определенным правилам).

- Спонтанность или непроизвольность – невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над неосознаваемыми. Произвольные делятся на осознаваемые движения (позы, движения, жесты, улыбка, взгляд, интонация), и неосознаваемые (привычные действия: закуривание, дергание ногой; жесты, поза, выбор дистанции). Непроизвольные также включают осознаваемые (покраснение лица, испарина, учащение пульса) и неосознаваемые (расширение зрачков в ответ на зрительный стимул возбуждающего содержания).

- Ненамеренность – люди самостоятельно, без специального обучения, усваивают элементы невербального общения путем наблюдения, копирования, подражания.

- Полисенсорность – общение осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрительной, слуховой, кожно-тактильной, вкусовой, обонятельной.

 

Функции невербального общения

 

Невербальные сигналы дают нам следующую информацию.

О личности собеседника:

- темперамент человека;

- эмоциональное состояние в данной ситуации;

- «Я» образе и самооценке;

- личностные свойства и качества;

- коммуникативную компетентность (как вступает в межличностный контакт, поддерживает и выходит из него);

- социальный статус

- принадлежность к культуре или этногруппе.

Об отношении участников коммуникации друг к другу:

- социальная, эмоциональная близость или отдаленность;

- характер, тип отношений (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение);

- динамика взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения»);

Информация обширная, систематизируем с помощью функций невербального общения.

- Дополнение означает, что невербальные сообщения уточняют и проясняют содержание речи (например, сказали, что рады видеть, обняли, улыбнулись и т.д.). Речь можно точнее понять и лучше запомнить, если она дублируется жестами, мимикой. Повышая громкость голоса, делая перед словами паузы или жестикулируя определенным образом, можно привлечь внимание слушателя.

- Опровержение означает, что невербальное общение трудно контролируется. Мы можем контролировать часть параметров невербального общения, но не в состоянии контролировать все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов. При передаче заведомо ложного сообщения неконтролируемые параметры входят в противоречие с контролируемыми. Поэтому, даже если не удается в явном виде выделить или осознать неконтролируемые параметры собеседника, то можно почувствовать некоторую неестественность, внутреннюю противоречивость получаемой информации. В результате возникнет чувство дискомфорта, что, в свою очередь, не сможет не насторожить собеседника.

- Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального. Во время дискуссии ведущий может без слов, с помощью взгляда, поворота головы или туловища, предложить кому-то из участников выступить.

- Регулирование означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми: тон голоса, сообщающий о завершении фразы, прикосновение к кому-то, одобрительные или неодобрительные кивки головой или возгласы в адрес выступающего, паузы.

Таким образом, видим, что слова хорошо подходят для передачи логической информации, а чувства лучше передаются невербально.

 

Системы невербального языка

 

Невербальный язык помогает составить более четкое и адекватное мнение о собеседнике. При помощи этого языка мы: подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию; выражаем свои эмоции и чувства; регулируем ход разговора; контролируем и воздействуем на других лиц; восполняем недостаток слов. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык, так как передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов. Различают такие системы этого языка:

- Оптико - кинетическая система – включает внешние проявления человеческих чувств и эмоций (мимика, жесты, пантомимика – позы, осанка, поклоны, походка);

- экстралингвистическая система – включает характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы; звуки назализации – «хм- хм», «э-э-э» и др.;

- паралингвистическая система – включает звуковые явления, такие как темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляцию высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонацию, дикцию речи;

- ольфакторная система – включает различение запахов;

- проксемическая система – включает пространственное и временное расположение людей;

- такесическа я система – включает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, поглаживание, отталкивание и пр.

- оптическая система – включает язык взглядов: контакт глаз.

Рассмотрим подробнее часто встречаемые системы.

Мимика – это координированные движения мышц лица, отражающие эмоциональное внутреннее состояние, чувства, эмоции. Мимика способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. На лице человека всегда отражается то, что он переживает – это закон природы.

Американский психолог Пол Экман доказал, что каждая эмоция имеет врожденный код. Мышцы морфологически прикреплены к определенному виду эмоций. Следовательно, для каждой эмоции есть своя мышца. Независимо от культуры все одинаково смеются и плачут. Проявление эмоций в любой культуре одинаковое, но культура накладывает свой отпечаток на внешнее их проявление. Например, на Востоке (Китае, Японии) не принято выражать на глазах у всех горе, печаль. Существенно отличаются улыбки этих восточных стран от улыбок североамериканцев и европейцев, которые улыбаются много, но совсем по-другому: японцы, китайцы – для окружающих (демонстрируют расположение к другим), американцы, европейцы – для себя (демонстрируют собственное благополучие). У русских – норма: полное соответствие эмоций внутреннему содержанию.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Как правило, положительные эмоции и чувства: радость, удивление, любовь распознаются легче, чем отрицательные: печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что познавательную основную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы. Левая сторона лица чаще выдает эмоции человека. Это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, а отрицательные – ярче выражены на левой. Эксперименты показали, что верхняя часть лица контролируется больше, чем нижняя, а распознавать эмоции легче по выражению лица, чем по тону голоса. Женщины более точны как в восприятии чувств других, так и передаче собственных чувств.

Движения и жесты. Под движениями понимают перемещение в пространстве всего тела, а под жестами – движение различных частей тела. Жестам практически нигде внимания не уделяется, разве что при обучении артистов и в работах по ораторскому искусству. Во время публичного выступления неокультуренный жест превращается в махание, верчение. Окультуренный жест помогает речи. Жесты при общении несут много информации, их можно объединить в 5 групп.

- Жесты – иллюстраторы – жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»), идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

- Жесты – регуляторы – жесты, выражающие отношение говорящего к чему – либо: улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

- Жесты – эмблемы – своеобразные заменители слов в общении: жесты приветствия, прощания, отрицания, запрещения.

- Жесты – адапторы – специфические привычки человека, связанные с движениями рук: почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.).

- Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышца лица определенные эмоции.

Выделяют две основные функции жестов:

- коммуникативная – служит для передачи информации: жесты – иллюстраторы; жесты – регуляторы; жесты – эмблемы; коммуникативные жесты выполняются осознанно, специально.

- экспрессивная – служит для выразительности средств общения: жесты – адапторы; жесты – аффекторы; экспрессивные жесты и движения часто бывают непроизвольными, по ним можно понять состояние человека, его отношение к происходящему. Установлено, что устойчивыми и однозначными являются лишь экспрессивные коды эмоциональных основных состояний.

Большинство жестов являются все же многофункциональными. Существуют микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр. Люди, все, что думают, чувствуют, обязательно хотят выплеснуть, выразить. При общении возникают следующие виды жестов:

- жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; прохаживание (человек оценивает ситуацию);

- жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;

- жесты самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую;

- жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

- жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа;

- жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику;

- жесты доминирования – жесты, связанные с выступлением больших пальцев напоказ; резкие взмахи сверху вниз;

- жесты неискренности – жест «прикрытие» рукой рта; «прикосновение к носу», как утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем– то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд»;

Позы. Это не менее информативный канал информации. Человек в пространстве как - то располагается. Существуют открытые позы и закрытые. Открытые – свободные, раскованные, удобные. Они отражают комфортное состояние, уверенность в себе. Открытая поза определяется: поворотом корпуса и головы к собеседнику; раскрытостью ладоней; нескрещенным положением ног; расслабленностью мышц. Закрытые – отражают стремление занять как можно меньше пространства, спрятаться. Человек старается закрыться всем чем угодно: руками, книгой, сумочкой. Руки при этом закрывают лицо, грудь, подбородок. Ноги: сомкнутые, переплетенные, прячутся под стул. Роль щита играет также одежда, застегнутая на все пуговицы, толстая, с длинными рукавами. Все это характеризует незащищенность, неуверенность в себе, слабую позицию.

Часто можно наблюдать несоответствие между верхней и нижней частью тела. Почему? Обычно считается, что основное – это лицо, поэтому максимум контроля идет за лицом и верхней частью тела, т.к. она больше видна. Человек, оказавшись перед публикой без стола, чувствует себя как будто голым, не знает, куда деть ноги. Наблюдательный человек старается смотреть, что делают ноги. Если человек не хочет включаться в разговор, он поворачивает только голову для фразы. Если он полностью включился в беседу, то поворачивается всем телом. Если человек вынужден общаться с человеком, который ему неприятен, то ноги «стараются отвернуться». По нижней части тела всегда можно судить о стадии отношений. Нижнюю половину тела сложнее контролировать. Верхняя половина тела делает то, что нужно. Чем больше гармония между верхом и низом, тем больше искренности в отношениях. Поза хорошо отражает, как меняются отношения между людьми.

Проксемика. – дисциплина, исследующая взаимное расположение людей. Она исследует, каким образом человек неосознанно регулирует свое пространство – дистанцию между собой и другими людьми, свое положение относительно них (стоя, сидя и т.п.) и ориентацию в пространстве (наклонившись, откинувшись). Обычно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на таком расстоянии от других, которое кажется им соответствующим определенному типу взаимоотношений.

Существует несколько пространственных зон, имеющих психологическое значение. Чем меньше радиус зоны, тем большее значение приобретает она для личности.

- Интимное расстояние (0 – 0,4 м) – расстояние на котором общаются самые близкие, знакомые люди. Типичными проявлениями являются негромкий голос, доверительный разговор. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга. Иногда близорукие люди невольно «нарушают» эту невидимую границу. «Вход» чужого человека в эту сферу ощущается, как нечто весьма неприятное, нарушение зоны (в транспорте, лифте – если при наличии массы свободного места к вам кто-то подсаживается слишком близко, прижимается) вызывает тревогу, раздражение, протест.

- Персональная дистанция (0.4 – 1,2 м) – расстояние на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии происходит основная часть разговора. Громкость голоса средняя. В этом радиусе человек чувствует себя вполне уютно и спокойно. Именно поэтому, если позволяют места в транспорте, человек сядет всегда на отдельное сиденье.

- Социальная дистанция (1,2 – 4,0 м) – на этом расстоянии осуществляются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и общественных местах.

- Публичная дистанция (4,0–7,5 м) – расстояние, подразумевающее общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге, пр. Не улавливаются детали лица, мелкие движения. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и старательно выговариваются. Общение носит формальный характер, происходит чаще с незнакомыми людьми.

Стремление увеличить расстояние трактуется как нежелание контакта. Стремление уменьшить его – как желание контактировать. Часто в проксемике применяется термин «персональное пространство» – это область вокруг человека, которую он считает своей и вторжение других, не близких ему людей, которым он не доверяет, воспринимается им как покушение на неприкосновенность. Персональное пространство каждого человека имеет свои размеры. Замечено, что уравновешенный человек с чувством собственного достоинства, подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, неуравновешенные люди чаще стараются держаться подальше.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.