Тема: «лекарственные средства, влияющие на ЦНС» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема: «лекарственные средства, влияющие на ЦНС»

2017-10-17 1074
Тема: «лекарственные средства, влияющие на ЦНС» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели самостоятельной работы:

1. Систематизировать знания по теме «Средства, влияющие на ЦНС»

2. Используя справочную литературу, научиться выписывать в рецепте

средства, влияющие на ЦНС.

 

 

Контрольные вопросы для подготовки:

1. Роль отечественных и зарубежных ученых в изучении и внедрении средств для наркоза в медицинскую практику.

2. Понятие о наркозе и его стадиях. Виды наркоза. Классификация средств для наркоза.

3. Основные средства для ингаляционного наркоза.

4. Основные средства для неингаляционного наркоза.

5. Осложнения при применении средств для ингаляционного и неингаляционного наркоза.

6. Фармакокинетика и фармакодинамика спирта этилового. Показания к применению в медицинской практике.

7. Острое отравление спиртом этиловым и меры по оказанию первой помощи. Алкогольная зависимость, средства ее лечения.

8. Снотворные средства. Классификация. Применение. Побочные эффекты. Симптомы острого отравления снотворными, помощь при отравлении.

9. Сравнительная характеристика наркотических и ненаркотических анальгетиков.

10. Основные наркотические анальгетики. Показания к применению. Побочные эффекты. Возможность развития лекарственной зависимости. Острое отравление наркотическими анальгетиками и помощь при нем.

11. Основные ненаркотические анальгетики, применение, побочные эффекты и их профилактика.

12. Классификация психотропных средств.

13. Антипсихотические средства, показания к применению, побочные эффекты.

14. Анксиолитики, применение, побочное действие препаратов.

15. Седативные. Показания к применению. Возможные побочные эффекты и их профилактика.

16. Ноотропные средства. Действие, применение.

17. Аналептики. Действие на центральную нервную и сердечно-сосудистую систему, дыхание и АД. Применение. Побочные эффекты.

Особенности фармакодинамики кофеина.

Алгоритм Ваших действий:

Уважаемый студент!

 

1. Ознакомьтесь с учебными целями предстоящей самостоятельной

работы.

 

2. Ознакомьтесь с контрольными вопросами изучаемой темы. Чтобы

получить на них ответы, выучите тему «Лекарственные средства, влияющие на ЦНС», используя учебную литературу и конспект лекции.

Рекомендуемые учебники:

М.Д.Гаевый с соавт. «Фармакология с рецептурой» 2009г. стр. 214-261

Д.А.Харкевич «Фармакология с общей рецептурой» 2010г. стр. 107-160

В.В.Майский, Р.Н.Аляутдин «Фармакология с общей рецептурой»

2011г. стр. 67-98

 

 

3. Выполните практические задания №I - №VIII

Все записи производите в предоставленных таблицах и на линованных участках страниц, ответы на тестовые вопросы обводите кружком.

 

 

4. Задание №VIII выполняйте, используя справочную литературу:

Э.Г.Громова «Справочник по лекарственным средствам с рецептурой»

2005г. стр.20-142.

 

 

5. Сверьтесь с эталонами ответов, напротив каждого пункта или вопроса во

всех заданиях заполните пустые квадраты для подсчёта баллов, проставив

I при верном ответе и 0 при неверном ответе или его отсутствии.

Подсчитайте общее количество набранных Вами баллов и проведите

самооценку подготовки к занятию по теме «Лекарственные средства,

влияющие на ЦНС»

 

 

 

Задание № I

А. Заполните графы:

 

Общее название группы ЛС, предложенных ниже:

______________________________________________

1. Эфир этиловый, фторотан, закись азота, севофлуран – это средства для

______________________________________________

2. Гексенал, тиопентал натрий – это средства для

______________________________________________

являются производными ________________________ кислоты

 

3. Натрия оксибутират, пропанидид (сомбревин), кетамин – это средства для

___________________________________________

 

Б. Впишите названия предложенных ниже препаратов в соответствии с их характеристикой:

Препараты:

· Эфир

· Фторотан

· Закись азота

· Пропанидид

 

Препараты Краткая характеристика
1) в малых дозах опьяняющее действие, отсюда название «веселящий газ», возбуждение и раздражение дыхательных путей отсутствует, пробуждение быстрое, применение в комбинации с кислородом и миорелаксантами
2) при внутривенном введении сон наступает в течение 20-40 сек, действие сверхкороткое (3-4мин), побочные эффекты – тошнота, икота, судороги
3) быстрое засыпание и быстрое пробуждение, отсутствие возбуждения, не раздражает дыхательные пути, продолжительность действия под контролем, побочные эффекты – озноб, желтуха, аритмия
4) тягостное усыпление, выраженное возбуждение, длительное пробуждение, раздражение дыхательных путей с последующим развитием бронхита или пневмонии, возможны угнетение дыхания и рвота в послеоперационном периоде

 

Максимальное число баллов за задание № I – 8;

набрано - ______ баллов

Задание № II

А. Заполните таблицу, впишите предложенные препараты согласно приведенной классификации:

Препараты: феназепам, диазепам (седуксен), зопиклон (имован), нитразепам, димедрол, дипразин (пипольфен), донормил

фенобарбитал,

 

Производные барбитуровой кислоты   Снотворные-транквилизаторы Снотворные-антигистаминные
______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________   ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________

 

 

Б. Выберите 3 верных ответа:

 

Снотворные-барбитураты:

1) вызывают физиологический сон,

2) нарушают структуру сна,

3) могут вызывать привыкание и пристрастие,

4) при длительном приеме и резкой отмене дают синдром отмены (отдачи),

проявляющийся кошмарными снами,

5) не вызывают привыкания, пристрастия и синдрома отмены.

 

В. Выберите 1 неверный ответ:

 

При отравлении снотворными следует:

1) промыть желудок, дать уголь активированный, солевое слабительное;

2) дать кислород;

3) внутривенно капельно вводить физиологический раствор и 5% раствор глюкозы, мочегонные;

4) вводить аналептики при отравлении любой степени тяжести;

5) вводить аналептики только при отравлении лёгкой степени;

6) проводить гемодиализ в тяжёлых случаях.

 

Максимальное число баллов за задание № II – 7;

набрано - ______ баллов

Задание № III

Проведите сравнительную характеристику двух групп анальгетиков, отметив знаком (+) или (-) присущие им свойства:

 

Эффект Анальгетики наркотические Анальгетики ненаркотические
1. Болеутоляющий (боли любого генеза и любой интенсивности)  
2. Болеутоляющий (боли, связанные с воспалением, головные и зубные)  
3. Жаропонижающий  
4. Снотворный  
5. Эйфория  
6. Угнетение дыхания  
7. Лекарственная зависимость  
8. Привыкание  
9. Противовоспалительный  

Максимальное число баллов за задание № III – 9; набрано - _____ баллов

 

Задание № IV

Выберите единственно верный ответ:

 

1. ПРОТИВОПОКАЗАНИЕМ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ МОРФИНА

ГИДРОХЛОРИДА ЯВЛЯЕТСЯ

1) черепно-мозговая травма

2) послеоперационная боль

3) инфаркт миокарда

4) боль у онкологических больных

2. ДЛЯ ОБЕЗБОЛИВАНИЯ РОДОВ РАЗРЕШЁН

1) морфина гидрохлорид

2) фентанил

3) промедол

4) омнопон

3. АБСТИНЕНЦИЯ - ЭТО

1) название заболевания

2) лекарственный препарат из группы наркотических средств

3) синдром лишения наркотиков

4) пристрастие к наркотикам

 

4. ПРИ ОТРАВЛЕНИИ НАРКОТИКАМИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ

1) налоксон

2) натрия оксибутират

3) нитразепам

4) ноотропил

5. НЕНАРКОТИЧЕСКИЕ АНАЛЬГЕТИКИ ПОМОГУТ ПРИ БОЛЯХ

1) послеоперационных

2) связанных с воспалением суставов

3) ожоговых и травматических

4) у онкологических больных

 

6. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НСПВС - ЭТО

1) трамадол

2) диклофенак натрий

3) парацетамол

4) натрия оксибутират

7. УГНЕТАЕТ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

1) морфина гидрохлорид

2) кислота ацетилсалициловая

3) парацетамол

4) кофеина натрия бензоат

 

8. ПРЕПАРАТОМ ВЫБОРА ПРИ ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ

ЯВЛЯЕТСЯ

1) метамизол (анальгин)

2) диклофенак натрий (вольтарен)

3) кислота ацетилсалициловая (аспирин)

4) парацетамол (панадол, калпол)

 

9. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ МОРФИНАГИДРОХЛОРИДА

ПРИ ПОДКОЖНОМ ВВЕДЕНИИ

1) 1 час

2) До суток

3) 3 – 4 часа

4) 10-15 минут

 

Максимальное число баллов за задание № IV – 9; набрано - _____ баллов

Задание № V

А. Заполните таблицу:

% концентрация спирта Действие и использование в медицине
20%    
40%    
70%    
96%    

Б. Перечислите основные признаки острого отравления спиртом этиловым:

1) Психическое состояние ___________________________________

_________________________________________________________

1) Сознание _______________________________________________

2) Чувствительность ________________________________________

3) Рефлексы _______________________________________________

4) Температура ___________________________________________ _

5) АД ____________________________________________________

В. Перечислите меры по оказанию первой медицинской помощи при отравлении спиртом этиловым:

 

1) В целях прекратить дальнейшее поступление спирта в кровь

__________________________________________________________

2) Для уменьшения концентрации спирта в крови ____________________

__________________________________________________________

3) Для коррекции ацидоза ____________________________________

4) Для борьбы с гипоксией ___________________________________

5) Для сохранения терморегуляции ___________________________

6) При почечной недостаточности _____________________________

Г. Закончите предложение:

Пристрастие к алкоголю называется ___________________________

Для лечения алкоголизма применяется препарат_____________________

__________________________________________________________

Максимальное число баллов за задание № V – 17; набрано - _____ баллов

Задание № VI

Дайте общую характеристику предложенным препаратам, заполнив таблицу:

 

Препа- раты     Пара- метры Аминазин, Сонапакс, Дроперидол, Галоперидол Феназепам, Альпразолам, Реланиум, Мезапам Галеновы препараты валерианы и пустырника, Ново-пассит, персен
Группа *_______________ ________________   *_______________ ________________ *_______________ ________________
Действие ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ___________   ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ___________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ _____________
Применение ______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ ____________   ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ____________   ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ____________  
Побочные эффекты ________________ ________________ ________________ ________________ ____________   ________________ ________________ ________________ ________________ ____________   ________________ ________________ ________________ ________________ ____________  

Максимальное число баллов за задание № VI – 9; набрано - _____ баллов

Задание № VII

Решите ситуационные задачи.

 

Задача 1

Вы с врачом выехали на вызов 03 по поводу судорожного синдрома. Прибыв на место, застали приступ судорог у пациентки 52 лет. После инъекции конвулекса, назначенной врачом, судороги прекратились, пациентку «потянуло» в сон.

 

Как Вы считаете:

1. К какой лекарственной группе относится конвулекс? Назовите синонимы

препарата.

______________________________________________________________ 2. Какое действие оказывают лекарственные средства этой группы, где в медицине используются __________________________________________________________________

_______________________________________________________________ 3. Какие побочные эффекты могут вызвать?

_____________________________________________________________

 

Задача 2.

Мама 5-летнего мальчика, болеющего гриппом, дает ребенку в качестве жаропонижающего средствапанадол в сиропе, но, считая его недостаточно эффективным, хочет дать ещеаспирин и советуется с Вами по телефону.

 

Какой совет Вы дадите:

1. Можно ли давать аспирин ребенку 5 лет вообще и в данном случае в частности?______________________________________________________

______________________________________________________________

2. К какой лекарственной группе относится аспирин, когда используется?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Полное название препарата, особенности приема

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Задача 3

Вашей двоюродной бабушке врач прописал препарат ноотропилв капсулах по 0,4 для приема внутрь 2 раза в день в течение 3-х месяцев. Уже через месяц близкие обратили внимание, что бабушка перестала терять очки, так как помнит, где их оставила, подробно может пересказать фильм, посмотренный накануне, стала реже жаловаться на головокружение и шум в ушах.

 

Как Вы считаете: 1. К какой лекарственной группе относится ноотропил? Какое оказывает действие и когда применяется?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Можно ли связать улучшение в состоянии бабушки с приемом ноотропила?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Как быстро проявится эффект от приема препарата и как долго может продолжаться непрерывное лечение?

_______________________________________________________________

4. Назовите синоним препарата____________________________________

 

Задача 4

Студентка 2 курса медицинского колледжа накануне экзамена по фармакологии, чтобы не заснуть рано и успеть повторить учебный материал, выпила две чашки крепкого кофе. Закончив работу, попыталась уснуть, но сна не было, голова оставалась ясной, сохранилась бодрость, сердце билось чаще и сильнее обычного.

 

Как Вы считаете:

1. Какое вещество, содержащееся в кофе, оказывает описанное действие на организм? ____________________________________________________

2. Применяется ли данное вещество в медицине, где и в какой лекарственной форме? ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________

Максимальное число баллов за задание № VII – 12;

набрано - _____ баллов

 

Задание № VIII

Пользуясь справочной литературой, выпишите в рецепте и укажите фармакологическую группу (1), действие (2), применение (3) и побочные эффекты (4) препаратов:

 

1) 5 ампул, содержащих по 3 мл 2,5% раствора 1._______________________

диклофенака натрия _____________________

2._______________________

Rp.:___________________________________ ________________________

___________________________________ ________________________

____________________________________ 3._______________________

____________________________________ ______________________

_______________________

4.________________________

_______________________

_______________________

 

#

 

2) 50 таблеток кавинтона (винпоцетин) по 1.______________________

0,02 _______________________

2.______________________

Rp.: _________________________________ ________________________

_________________________________ ________________________

_________________________________ 3. ______________________

_________________________________ ______________________

_______________________

4. _______________________

_______________________

_______________________

 

#

 

3) 50 мл настойки китайского лимонника 1._________________________

_______________________

Rp.:________________________________ 2._________________________

_________________________________ ________________________

_________________________________ 3._________________________

_________________________________ _______________________

4. _______________________

_______________________

 

#

 

4) 10 ампул, содержащих по 2 мл кордиамина

1._______________________

Rp.:_________________________________ ________________________

_________________________________ 2.______________________

__________________________________ _______________________

__________________________________ 3 ______________________

4.______________________

_______________________

_______________________

#

Максимальное число баллов за задание № VIII – 20;

набрано - _____баллов


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.