Глава II. Роль ленд-лиза в оказании американской военно-экономической помощи Советскому Союзу — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава II. Роль ленд-лиза в оказании американской военно-экономической помощи Советскому Союзу

2017-10-17 329
Глава II. Роль ленд-лиза в оказании американской военно-экономической помощи Советскому Союзу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Распростронение невоенных товаров по

Программе Ленд-лиз

Дефицит цветных металлов, необходимых для производства техники и вооружений, являлся одной из основных проблем советской оборонной индустрии. Несмотря на внедрение в строй новых предприятий, количество производства цветных металлов не удовлетворяли потребностей промышленности. С 1943 г. в огромных количествах стали поступать металлы из-за границ. Поступивший свинец составлял 55% к отечественному производству, цинк - 51%, молибден -185%, никель - 50%, алюминий - 57%, вольфрам - 109%, латунный прокат -115%. В 1944 г. отдельный вес цветных металлов полученных, из-за границы, во всех ресурсах народного хозяйства составил по свинцу — 41%, кадмию — 65%, вольфраму - 51%, молибдену - 81%.[29]

Одним из наиболее слабых мест советской экономики в преддверии колоссальной по своему масштабу войны было производство авиационного и, в несколько меньшей мере, автомобильного бензина. Больше всего недоставало высокооктановых сортов бензина. Так, в первой половине 1941 года необходимость в авиационном бензине Б-78 была удовлетворена всего лишь на 4%.[30] В 1940 году в СССР было произведено 888 тысяч тонн авиабензина, в 1941 году - 1270 тысяч тонн, в 1942 - 911 тысяч тонн, в 1943 - 1008 тысяч тонн, в 1944 - 1336 тысяч тонн и в 1945 - 1018 тысяч тонн.[31] Всего за годы войны из США, Великобритании и Канады по ленд-лизу и в рамках советских заказов было доставлено 2585 тысяч тонн авиационного бензина и светлых бензиновых фракций. В СССР импортный авиабензин и светлые бензиновые фракции находили свое применение почти только для соединения с советскими авиабензинами с целью увеличения их октанового числа, так как советские самолеты были пригодны к употреблению бензинов с более низким октановым числом, чем на Западе. Поступивший по ленд-лизу авиабензин вместе со светлыми бензиновыми фракциями составил 46% от советского производства 1941-1945 годов.

Автобензина в СССР в 1941-1945 годах было произведено 10925 тысяч тонн (в том числе в 1941 году - 2983 тысячи тонн), а из США было поступило по ленд-лизу 242,4 тысячи тонн, что составило лишь 2,9% от общего советского производства за время войны (за вычетом производства за первую половину 1941 года). [32] Правда, в реальности значение американского автобензина была несколько больше из-за более высоких октановых чисел. Кроме того, США построили в СССР огромные нефтеперерабатывающие заводы в Куйбышеве, Гурьеве, Орске и Красноводске, что значительно повысило отечественное производство горюче-смазочных материалов. Тем не менее, собственных потребностей в автобензине СССР утолить не мог, и от его нехватки советская Армия мучилась до конца войны.

Таким образом, огромное значение играло поступление нефтепродуктов, прежде всего, авиационного топлива. Больше половины всего авиационного горючего, использованного советской авиацией в 1944-1945, было произведено путем совмещения импортных и отечественных нефтепродуктов, а отечественный авиабензин создавался при использовании оборудования, поступившего по ленд-лизу.

Огромное значение правительство страны придавало заимствованию новейшего оборудования, поскольку одной из основных задач являлось изживание технологического отставания.

В 1943 г. народному хозяйству было отправлено 11417 металлорежущих станков, поступивших из-за границы, большая часть которых являлась универсальными для мелкого и среднего машиностроения и особенными для самолетостроения и производства боеприпасов. Процентное отношение импортных поставок к отечественному производству по металлорежущим станкам равнялось 56%, прессам - 102%, молотам - 238%. В следующем году поступления станков и другого оборудования стало больше. Отдельный вес импортных металлорежущих станков в ресурсах Советского Союза в 1944 году составил 36 %, из них токарные - 33 %, карусельные - 99 %, многорезцовые - 74 %, затыловочные - 91 %, револьверные - 44 %, автоматы - 80 %, фрезерные - 80 %, продольно-строгальные - 99 %, расточные - 98 %, радиально-сверлильные - 89 %, шлифовальные - 80%. Однако проверки, выполненные в 1944 г. на оборонных заводах, выявили, что оборудование применялось недостаточно продуктивно с огромным количеством нарушений.

Важную роль для СССР вообще, для советской армии в частности, имели ленд-лизовские поставки продовольствия. Немецкая армия подорвала народное хозяйство СССР. Немцы заняли территорию,где до начала войны проживало 40% населения страны, производилось 85% сахара,30% зерна, 60 % свинины. Большая часть продовольствия досталось немецкой армии. Так на Украине армия вермахта захватила треть запасов зерна. По протоколу выработанному на Московской конференции (29 сентября -1 октября 1941 г.),СССР запросил ежемесячно 200 тыс.тонн пшеницы,70 тыс. тонн сахара и 1,5 тыс. тонн какао, что предполагало полное обеспечение этими продуктами 10-миллионной армии. [33]

К осени 1942 г. Советский союз потерял значительную часть своего урожая. В два раза сократилась эффективность труда в колхозах и совхозах. Согласно Второму протоколу импортируемое продовольствие, должно было составлять десятую часть наиважнейших видов продовольствия СССР. Можно смело заявить, что в 1943-1945 годах отечественное сельское хозяйство, совсем разрушенное войной, не имело возможности содержать многомиллионную армию. Сильный продовольственный кризис разразился в 1943 году, когда и без того крайне малые нормы выдачи продовольствия были тайно уменьшены почти на треть. Поэтому продовольственные поставки к середине 1944 года были гораздо больше суммарного ввоза продовольствия за период действия Первого и Второго Протоколов, отодвинув в советских заявках металлы и даже некоторые виды вооружения. Согласно Четвертому (Оттавскому) протоколу советский союз получил 1,4 млн.т. продовольствия. С 17 октября 1944 г. в СССР поступило продовольствие по специальной программе «Майлпоуст». По данной программе в СССР было поставлено 270 тысяч тонн продовольствия. В общем объеме поставленных по крайним Протоколам грузов продовольственные заняли свыше 25% тоннажа.[34]

Зерна, кукурузы, продуктов из них и муки в СССР из США было ввезено на сумму 50417666 долларов или 267213688 рубля.
Ввозили также из США макароны, спагетти и другие виды такого рода изделий: всего 353225 фунта на сумму 53104 доллара (281445,91 рубля); печенья и крекеров 90 фунтов на 31 долларов или 160 рублей.
Таким образом, всего всевозможного рода злаков, муки и других изделий из зерна было передано в СССР на сумму 50470812 долларов или 267495295 рубля. В СССР доставили соевую муку, подходящую для еды, 103772225 фунтов на сумму 1718512 долларов (910811349 рублей).

Одной из главных статей продовольственных поставок являлось мясо в разном виде: консервированное, свежее и замороженное, маринованное и вяленое и т.д. США поставляли птицу, говядину, свинину, рыбу, жир и сало. всего мясной продукции было привезено из США в СССР на сумму 822837109 долларов или 4361036672,50 рубля.

Другой статьей поставок продуктов животноводства были молоко, сливки, масло, сыр и яйца. Надо дать высокую оценку тому, что молоко и яйца ввозились, в том числе и в виде сухого порошка, а молоко и сливки - в сгущенном виде. Таким образом, продуктов животноводства, кроме мяса, было поставлено на сумму 436310474 доллара или 2312445506,91 рубля, а вместе с мясом - на сумму 1259147582 доллар или 6673482179,33 рубля.

Американцы посылали в СССР также фрукты и овощи. Овощи привозили как свежие, так и консервированные, то же относиться и к фруктам, были завезены обезвоженные овощи и высушенные фрукты, соки как из овощей, так и из фруктов. Далее, поставлялись фрукты, фруктовые соки и разного рода продукция из фруктов, например варенье. Фрукты привозились в свежем, консервированном, сухом и высушенном виде. Всего фруктов и овощей и продуктов из них было доставлено на сумму 73853703 доллара или 391424620,5 рубля. Кроме того, США привозили в СССР орехи и изделия из них - 6056757 фунтов на сумму 1015848 долларов (5383983,85 рубля), семена подсолнечника, пищевое подсолнечное масло - 11685400 фунтов на сумму 1909662 доллара (10121213,91 рубля). Всего орехов, семян подсолнечника и продукции из них - на сумму 2925508 долларов или 15505197,71 рубля. Важной статьей поставок был сахар - 1019602324 коробки на сумму 59128818 долларов (313382730,11 рубля), сухая глюкоза - 35111 фунтов на сумму 3685 долларов (19535,70 рубля). Также Соединенными Штатами было послано в СССР меда 29694 фунта на сумму 10780 долларов (57082 рубль), мелассы или черной патоки 19 галлонов на сумму 15 долларов (74,30 рубля) - всего сахара, глюкозы, меда и мелассы на сумму 59143288 доллара. Пищевые масла и пищевые жиры - 235115717 фунтов или на сумму 37996412 долларов (201380978,40 рубля). [35]

У западных историков цифры всех продовольственных поставок союзников колеблются от 3,8 до 5,6 млн т. Р. Джонс делает вывод, что «до сентября 1945 г., времени окончания поставок по ленд-лизу, объем отправленного в Россию продовольствия достиг 5000775 тонн».[36] Э. М. Щагин приводит цифру в 4,6 млн. тонн, причем на долю США приходится 3,9 млн. тонн.[37] Из общего количества посланной союзниками помощи следует, что все продовольственные поставки составляли 25%.

Таким образом, важнейшей частью поставок представлялись продовольственные товары. В 1943 г. завоз мясопродуктов из-за границы составил 33% к отечественному производству, жиров - 96%, сахара - 89 %. В 1944 г. отдельный вес поставленных мясопродуктов в совокупных продовольственных ресурсах СССР составил 33,6 %, животных жиров - 58,5 %, растительных жиров - 49,5 %, сахара - 46,5 %, сахарина - 881%, молочного порошка – 81%, молочных консервов - 61,4 %, яичного порошка - 85%.[38] Некоторые исследователи в своих работах пытались установить весовую долю, а, следовательно, и роль продовольственных поставок, в котелке солдат советской армии. Р. Мантильг писал, что нельзя сравнивать продовольственную помощь союзников валом, по весу, если то,что ввозилось в СССР в целях экономии тонножа было обезвожено, высушено с потерей объема и веса приблизительно в семь раз.

Супрун писал, что единственная верная методика заключается в следующем, необходимо будет вести подсчет энергоемкости продуктов, и проводить сравнение с нормами военного времени. Всего из США, Великобритании и Канады было отгружено в СССР с 22 июня 1941
г. по 20 сентября 1945 г. 4915817 нетто-тонн продовольствия, суммарная калорийность составила 67502474,5 млн.ккал.
Продовольствия ввезенного в СССР по ленд-лизу, было бы достаточно для того чтобы содержать армию численностью 10 млн. человек в течении 1688 суток, то есть всей войны. Таким образом, американский продовольственный ленд-лиз имел решающее значение для СССР в годы Великой Отечественной войны и сыграл свою роль в создании условий для разгрома фашизма.[39]

Невозможно переоценить значение ленд-лизовских поставок и в такой сфере, как железнодорожный транспорт. Мало было сделать танки и самолеты, надо было еще привезти их на место боевых действий. Изготовление же магистральных паровозов в СССР составил в 1940 году — 915, в 1941 — 709, в 1942 — 10, в 1943 — 42, в 1944 — 33, в 1945 — 9. Магистральных тепловозов в 1940 году было выпущено 6 штук, а в 1941-м — один, после чего их производство было остановлено до 1945 года включительно. Магистральных электровозов в 1940 году было произведено 9 штук, а в 1941-м — 6, после чего их выпуск также был остановлен. Таким образом, в годы Великой Отечественной войны парк локомотивов за счет собственного производства не обновлялся. По ленд-лизу же в СССР было доставлено 1900 паровозов и 65 дизель-электровозов. Таким образом, поставки по ленд-лизу превышали общее советское производство паровозов в 1941–1945 годах в 2,5 раза, а электровозов — в 11 раз. Производство грузовых вагонов в СССР в 1942–1945 годах составило 1086 штук по сравнению с 33 095 в 1941-м. По ленд-лизу же было поставлено в общей сложности 11 076 вагонов, или в 10,3 раза больше советского производства. Кроме того, ввозились из-за рубежа железнодорожные крепления, бандажи, паровозные оси и колеса. По ленд-лизу же в СССР было поставлено 622,1 тыс. т железнодорожных рельсов, что составляло 83,4 % общего объема советского производства. Если же исключить из подсчетов производство за вторую половину 1945 года, то ленд-лиз по рельсам составит 92,7 % от всего объема советского рельсового производства. Таким образом, почти половина железнодорожных рельсов, использованных на советских железных дорогах во время войны, поступила из США.

Можно утверждать, что поставки по ленд-лизу предотвратили застой железнодорожного транспорта СССР в годы войны.[40]

На последнем этапе войны западные союзники поставили 75 % всех грузов ленд-лиза, отправленных в СССР, что объяснялось оптимальной работой маршрутов доставки, выросшими объемами американского производства и, главное, убежденностью в быстрой победе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.