Основные факторы, определяющие начертания улично-дорожной сети — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основные факторы, определяющие начертания улично-дорожной сети

2017-10-17 372
Основные факторы, определяющие начертания улично-дорожной сети 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация транзитного транспорта

Требования к организации движения к уличной сети

Пересечения на разных уровнях

 

 


ЛЕКЦИЯ 7.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

 

ПЛАН

7.1Классификация технических средств организации дорожного движения.

7.2Средства информирования участников движения. Дорожные знаки и разметка. Критерии введения светофорного регулирования. Характеристики режима работы светофорной сигнализации: цикл, такты, фазы регулирования.

 

 

Классификация технических средств организации дорожного движения.

Объектом управления при организации дорожного движения являются транспортные и пешеходные потоки, которым присущи определенные закономерности, установленные вследствие накопленной практики и результатами научных обследований.

Одной из основных функций технических средств организации дорожного движения является реализация разработанных и спланированных схем организации дорожного движения.

Использование технических средств в организации дорожного движения позволяет классифицировать участки проезжей части на регулируемые и нерегулируемые. Существуют также термины: цикл регулирования, регулируемое направление и т.п., хотя в определенных случаях используются термины светофорное регулирование или светофорный объект.

По своему назначению технические средства разделяют на две большие группы:

1. Непосредственно воздействующие на транспортные и пешеходные потоки – дорожные знаки, разметка, светофоры, направляющие устройства и т.п.;

2. Обеспечивающие работу средств первой группы – дорожные контроллеры, детекторы транспорта, средства обработки и передачи информации, оборудование управляющих пунктов, средства диспетчерской связи и т.п. устройства.

С учетом способности изменять значения, технические средства разделяют на управляемые и неуправляемые (стационарные). К неуправляемым относят дорожные знаки и указатели, дорожную разметку. К управляемым относят светофоры и регулируемые дорожные знаки.

Использование технических средств оценивается определенными показателями эффективности их использования. С помощью этих показателей оценивается целесообразность их использования с точки зрения безопасности, увеличения пропускной способности, интенсивности движения, задержки транспорта у перекрестков и т.п., в том числе показатели экономического и экологического плана.

 

Средства информирования участников движения. Дорожные знаки и разметка. Критерии введения светофорного регулирования. Характеристики режима работы светофорной сигнализации: цикл, такты, фазы регулирования.

Дорожные знаки. При организации движения используют дорожные знаки и дополнительные средства информации (таблички), установленные ГОСТ 10807—71, введенным в действие 1 января 1973 г. Эти знаки соответствуют Международной системе дорожных знаков, разработанной Комитетом по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций. Указанным ГОСТом установлены четыре группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные и, кроме того, группа дополнительных средств информации (таблички).

Каждой группе знаков присвоены форма, цвет, размеры и обозначения. Дополнительные средства информации предназначены для уточнения, обозначения или усиления действия дорожных знаков.

Таблички могут содержать сведения о зоне действия знака, стрелки, указывающие направление зоны, и т. д.

Дорожные знаки и таблички изготовляют по техническому требованию, содержащему эталоны расцветки и разметку надписей русского и латинского шрифтов. Их устанавливают там, где они помогают водителям ориентироваться в дорожных условиях и обеспечивают управление транспортными потоками. Форма, расцветка, размеры знаков и таблиц, а также изображений и надписей на них выбраны с учетом зрительного восприятия, изображенного при различных условиях движения. Поэтому установке знаков и таблиц обязательно предшествует обследование улиц и дорог, целью которого является выбор наиболее рационального варианта расстановки. Установленные знаки и таблицы должны быть хорошо видны на расстоянии, обеспечивающем выполнение их требований. Их освещают местным электрическим светом или при помощи светоотражательиых, а также люминесцентных устройств.

Располагают знаки вдоль обочин дорог и тротуаров, на островках безопасности, над проезжей частью и непосредственно на территории предприятий. Как правило, их устанавливают на правой стороне движения в поле зрения водителя, а в случае необходимости дублирования основного знака их устанавливают и на левой стороне (например, на улицах и дорогах с многорядпым движением). На крутых правых поворотах этот знак может быть только на одной левой стороне дороги. Знаки устанавливают: на высоте 2—2,5 м на колонках, столбах и мачтах городских улиц и на высоте 1,5—1,8 м — на загородных дорогах; па высоте 4,5—5 м — на тросах и кронштейнах и не ниже 0,6 м — на островках безопасности и препятствиях. Таблички располагают лод знаками. Дорожные знаки, устанавливаемые вдоль проезжей части, смещают в сторону от последней на 0,5—2,5 м.

Разметка проезжей части. К разметке относятся линии, надписи и другие обозначения на элементах дорог и дорожных сооружениях. Она производится согласно ГОСТ 13508—74.

Разметка устанавливает порядок дорожного движения, показывает габариты дорожных сооружений и указывает направления дорог, применяется самостоятельно и в сочетании с дорожными знаками и светофорами. Существует две группы разметки: горизонтальная и вертикальная, которым присвоены цифровые номера.

Горизонтальная разметка предназначается для разделения транспортных потоков противоположных направлений, обозначения полос движения и края проезжей части дороги, направления движения, мест остановок транспортных средств и пешеходных переходов. Она выполняется сплошными, прерывистыми одинарными и двойными линиями, сплошной и прерывистой линиями, стрелами, прямоугольниками и треугольниками.

Вертикальная разметка наносится на элементах дорог и дорожных сооружениях полосами черного и белого цвета. Она,предназначается для обозначения вертикальной поверхности дорожных сооружений, нижнего края пролетных сооружений, тумб, сигнальных столбиков, бордюров, опор и боковых поверхностей ограждений.

Регулирование движения на пересечениях. Регулирование движения на перекрестках улиц, дорог и на площадях осуществляется светофорами или регулировщиками. По назначению светофоры разделяют на три категории: светофоры на перекрестках улиц и площадях, светофоры у железнодорожных переездов и мигающие светофоры с желтым или красным сигналом. Светофоры могут быть одно-, двух- и трехсекционные. Трехсекциониые светофоры имеют вертикальное и горизонтальное расположение сигналов, а двухсекционные только вертикальное расположение. Трехсекциониые и двухсекционные вертикальные и горизонтальные светофоры могут иметь дополнительные секции (зеленые стрелки), регулирующие повороты транспортных средств. Расположение сигналов в светофорах отвечает требованиям международной конвенции.

Тип светофора и его размещение на перекрестке определяется планировочными особенностями перекрестка и условиями движения. Главным условием для определения места установки светофора является требование наилучшей его видимости водителями и пешеходами. Светофор должен находиться в поле зрения последних при подъезде (подходе) к перекрестку. На перекрестках с интенсивным движением может устанавливаться центральный, а также два — четыре угловых светофора. На перекрестках с интенсивным движением и поворотами ставятся светофоры с дополнительными секциями, при включении которых появляется стрелка зеленого цвета, разрешающая движение в указываемом направлении.

Такая система сигнализации создает четкость в организации и регулировании движения по всем направлениям, причем правые и левые повороты совершаются в периоды появления соответствующих стрелок.

Светофор с дополнительной секцией осуществляет вспомогательное регулирование движения в прямом направлении на трехсторонних перекрестках.

В трехсекцнонном светофоре, устанавливаемом на перекрестках, где нет прямого движения, на месте зеленого сигнала размещают зеленую стрелку, которая и указывает направление движения. Светофоры такого типа устанавливаются также па площадях с круговым движением. На перекрестках с поворотом трамвайных путей и па площадях более удобными являются светофоры с горизонтальным расположением секций.

Временем цикла называют период полной смены сигналов (от красного до красного или от зеленого до зеленого). Периодом горения называют продолжительность действия сигнала (красного или зеленого).

Исторически необходимость применения светофоров была обусловлена установлением порядка (очередности) проезда транспорта на пересечениях, а также в целях обозначения опасного участка дороги. Последовательное развитие конструкции светофоров позволило их использовать для управления движением в определенных направлениях и по отдельным полосам. В современных условиях их используют:

1. В местах, где встречаются конфликтующие транспортные, а также транспортные и пешеходные потоки (перекрестки, пешеходные переходы);

2. По полосам, где направление движения может меняться;

3. На железнодорожных переездах, разводных мостах, причалах, паромах, переправах;

4. При выездах для автомобилей спецслужб на дороги с интенсивным движением;

5. Для управления транспортными средствами общего пользования.

В соответствии с ГОСТ (ДСТУ) «Светофоры дорожные. Общие технические условия», светофоры делятся на: транспортные и пешеходные. Каждая группа делится на типы и разновидности исполнения. Предусматривается семь типов транспортных и два типа пешеходных светофоров. Предусмотрена маркировка светофоров в цифровом выражении. Первая цифра обозначает группу светофора (1 – транспортный, 2 – пешеходный), вторая цифра – тип светофора, третья цифра – разновидность, модификация светофора.

Особенности размещения и установки светофоров. Светофоры располагают на колоннах, кронштейнах, закрепленных на существующих опорах, на специальных консольных опорах и тросах-растяжках.

Основным условием размещения светофоров является обеспечение достаточной их видимости. Наилучшая видимость сигналов достигается при установке светофоров над проезжей частью 5-6 м или сбоку от нее на высоте 2-3 м.

В плане, транспортные светофоры устанавливают за стоп-линией. Расстояние от нее до светофора не должно быть менее 10 м, если светофор расположен над проезжей частью и 3 м при его установке сбоку. В других условиях не достигается достаточная видимость сигналов. Вариантом возможного уменьшения расстояния от светофора до стоп-линии является применение дублирующих светофоров (повторителей). Тогда, при расположении светофора над проезжей частью расстояние уменьшается до 5 м и при расположении сбоку 1 м (пешеходные светофоры устанавливаются от ближайшей границы пешеходного перехода не более чем на 1 м).

Особенности установки светофоров: справа, на разделительной полосе, за перекрестком, над проезжей частью по полосам движения.

Критерии ввода светофорной сигнализации. Введение светофорного регулирования в режиме жесткого программного регулирования оказывается не всегда оправданным, так как может привести к сдерживанию транспортных потоков и снижению пропускной способности автомобильных дорог. По этой причине решение по установке светофоров должно быть обоснованным.

Многообразие реальных ситуаций обязывает осуществлять индивидуальный подход при рассмотрении вариантов использования светофоров. По этой причине в каждом конкретном случае выполняют обоснованные расчеты и разрабатывается проект по организации светофорного регулирования на конкретном участке дороги.

Поочередное представление права на движение предполагает периодичность или цикличность работы светофоров. Работа светофоров характеризуется понятиями такта, фазы и цикла регулирования.

Такт регулирования – период действия определенной комбинации сигналов светофора. Различают основной и промежуточный такты. В период основного такта разрешено движение определенного направления транспортных и пешеходных потоков, а в конфликтующем направлении запрещено. Во время промежуточного такта выезд на перекресток запрещен, за исключением транспортных средств, водители которых не смогли своевременно остановиться у стоп-линии.

Фазой регулирования называется период времени включения основного и промежуточного тактов.

Число фаз регулирования равно числу конфликтных направлений движения на перекрестке. Минимальное число фаз равно двум.

Цикл регулирования – периодически повторяющаяся периодичность всех фаз.

Применение АСУ ДД. В условиях высокого уровня автомобилизации решение задач ОДД, особенно в крупных городах, требует обязательного применения АСУД. Управление движением в условиях предельного насыщения улиц и дорог транспортными и пешеходными потоками должно основываться на гибкой технологии, способной в реальном масштабе времени находить и реализовывать оптимальные управляющие воздействия. Эта задача решается применением АСУД, которые должны разрабатываться и внедряться совместно специалистами по ОДД, электронике и автоматике, прикладной математике. Необходимо, однако, подчеркнуть, что самые совершенные АСУД могут быть эффективно внедрены лишь на базе тщательно подготовленной УДС с использованием рассматриваемых в данном курсе инженерных решений и обеспечения соответствующей пропускной способности дорог. АСУД может лишь в определенных пределах повысить пропускную способность дороги, по сравнению с уровнем, достигнутым при жестком регулировании, но ее возможности далеко не безграничны. Базисом для разработки АСУД является математическая формализация УДС, в результате чего создается так называемый "граф" опорной сети, который служит математической моделью.

 

Контрольные вопросы


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.