Глава 1. Терроризм и экстремизм — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 1. Терроризм и экстремизм

2017-10-16 207
Глава 1. Терроризм и экстремизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Терроризм и экстремизм являются одними из наиболее опасных преступных посягательств, причиняющих существенный вред правам и свободам личности, общественной безопасности, интересам государственной власти и основам конституционного строя. Данные общественно опасные деяния в мире и в нашей стране нередко являются проявлениями деятельности радикальных организаций, в том числе исламских. После событий сентября 2001 года в Америке и октября 2002 года в Москве исламские радикальные организации становятся силой претендующей играть существенную роль в мировой политике и политике национальных государств. В связи с претензиями ряда лидеров исламских радикалов на создание исламских государств и регионов радикальные исламские движения и организации становятся реальной геополитической силой, применяя экстремистские методы и совершая террористические акции для достижения поставленной цели.

Российские радикальные исламские движения и организации на Северном Кавказе действуют единым фронтом с международными экстремистскими организациями, подрывая государственную целостность России, основы ее конституционного строя, федерализм и стремятся к созданию единого исламского "анклава" на южной границе Российской Федерации.

Последние обстоятельства требуют обращение пристального внимания к проблемам терроризма и экстремизма как проявлений радикализма в исламе.

В данной работе была предпринята попытка проанализировать религиозно-политические и уголовно-правовые аспекты терроризм и экстремизм как проявления радикализма в исламе.

 

 

Глава 1. Терроризм и экстремизм

как проявления радикализма в исламе:

Религиозно-политический аспект

 

Религиозно-политическая характеристика генезиса

Радикализма в исламе

 

Исходные термины 1

Исламский фактор – совокупность догм и практики ислама,которые прямо или косвенно оказывают влияние на социально-политическую, экономическую и духовную жизнь отдельной страны, группы стран или регионов.

Традиционализм – направление, представители которого выступают за сохранение исторически сложившегося на той или иной территории ислама, противодействуя переменам, как в религиозной сфере, так и в общественной жизни.

Фундаментализм (или возрожденчество) – направление, представители которого призывают к построению государства на основе принципов раннего ислама, времен пророка Мухаммеда и первых четырех "праведных" халифов, и их неуклонного соблюдения в политике, экономике и социальной жизни.

Исламизм – понятие, характеризующее деятельность политических группировок, использующих элементы учения и лозунги ислама, отличающие их от других общественных формирований, в борьбе за власть со своими политическими противниками.

Исламский радикализм – идеологическая доктрина и основанная на ней политическая практика, которые характеризуются нормативно-ценностным закреплением мировоззренческого, политического, идеологического превосходства и вооруженного противостояния мира "истинного ислама" по отношению к "неверным" и "неистинно верующим". Такие идеология и политическая практика требуют абсолютного внутреннего социального контроля и мобилизации "истинно верующих" и их сторонников.

Исламский экстремизм – идеологическая доктрина и политическая практика радикальных исламских группировок, использующих в целях захвата политической власти методы борьбы, которые выходят за рамки законных с точки зрения международного права.

 

Исламское мировоззрение 1

В арабском языке слово "ислам" многозначно и может переводиться как "покорность Богу", "добровольное вверение себя Богу", но грамматически точным смыслом является "добровольное приведение себя к целостности и норме".

В семитских языках (арабском, древнееврейском, арамейском) трехсогласный корень слм (или шлм) означает "быть целым, здоровым; быть мирным, благополучным; соответствовать норме; быть свободным". Араб, говорящий при встрече Ас-саляму алейкум, желает собеседнику "мира", имея в виду и телесное здоровье, и поведение, соответствующее общественной норме, и достаток в доме, и мирное небо над головой.

Мусульманин (араб. "принявший ислам") добровольно покоряется Богу, чтобы быть свободным от всех других господ, - от светской власти, мирской славы, рабства денег, искушений и неправедных людских влияний. Таким образом, ислам есть единство и цельность личности, достигнутые благодаря усердию в вере и покорности воле Бога.

Ислам – религия действия, причем действия усердного и целенаправленного: веру необходимо подтверждать готовностью к подвигу и смерти.

Мусульманин – земной человек, одолеваемый страстями, поэтому ему нужно себя смирять, заковывая себя в броню железных принципов и догматов веры. Ислам предельно телесен, в нем наказывают только тело и поощряют только его. В исламе не обещают мучений и радостей вне тела и не требуют отказа от него – монашества. Развитые психологические учения и глубинное проникновение в душу человека чужды исламу.

Ислам не претендует на время, поскольку все уже состоялось в замыслах Бога и по Его воле. Завоеванию поддается пространство. Движение вперед лучше всего выражает основной принцип исламского сознания.

В исламе нет Церкви, жизнь не делится на светскую и духовную, она вся подчинена Богу. Обязанности мусульманина не обременительны, если сравнить их с христианскими: нужно исполнять пять предписаний, читать одну священную книгу и быть искренним перед Богом. Ислам оказался для человека посильной ношей, поскольку нормы его исполнимы. Ничто не мешает мусульманину считать себя праведным человеком. Отсюда – отсутствие в исламе комплекса неполноценности и самоуничижения.

История ислама выдает тайный замысел Единого Бога.

Аллах хотел, чтобы мусульмане сплотились и стали великим народом, выйдя за пределы Аравии, в культурно развитые районы Востока, а потом и всего мира.

Отсюда собирание народа в "умму" – арабо-мусульманскую общину, а позднее в "джамаа" – единство мусульман, независимо от их этнической или конфессиональной принадлежности, исламизация развитых районов Востока, а потом и всего мира, борьба с "неверными" на многие века определили мировоззрение мусульман.

Сплоченность не на национальной, а на религиозной основе ради распространения ислам "вширь", мировоззренческая и территориальная экспансия ислама – предельно желаемые состояния исламского мировоззрения.

 

Джихад

Слово "джихад" в переводе с арабского языка означает "усердие, внутреннее усилие, борьба, сопровождаемая терпением против того, что запретил Всевышний".

Джихад – важная концептуальная часть ислама, которая в ряде течений, в частности, в ваххабизме, по существу считается шестым "столпом" мусульманской веры.

На раннем этапе существования мусульманской общины сложились представления о пяти "столпах" вероучения (аркан ад-дин), из которых четыре содержат обрядовые и моральные предписания.

Первая обязанность мусульманина получила название "шахада" (араб. "свидетельство") – исповедание веры, которое выражается в формуле "нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха". Человек, произносящий эту молитвенную формулу, подтверждающую приверженность единобожию и пророческую миссию Мухаммеда, обязан беспрекословно следовать этому принципу в повседневной жизни.

Второе предписание ислама – мусульманская каноническая молитва (салят), включающая пять обязательных ежедневных молитв и обязательную общую полуденную молитву по пятницам (салят ад-джума).

Третий "столп" ислама предписывает соблюдение поста (саум) в месяц рамадан по мусульманскому лунному календарю.

Четвертой обязанностью мусульманина является обязательный коранический налог в пользу нуждающихся (закят), составляющий 1/40 годового дохода.

Пятый "столп" ислама – паломничество в Мекку (хадж) которое должен, если он может, совершить каждый мусульманин раз в жизни.

Из всех аспектов ислама именно джихад подвержен неверным истолкованиям. Большинство немусульман полагает, что джихад означает, прежде всего, ведение военных действий с целью заставить "неверующих" принять ислам. Однако в раннем исламе в духовном смысле джихад означал постоянное борение против зла во всех его проявлениях и соблюдение чистоты духа.

Однажды Пророк Мухаммед со своими сподвижниками вернулся после трудной битвы Табук. Пророк сказал: "Вы вернулись с малого Джихада на большой – борьбой со своим нафсом". (Нафс – порочные желания и стремления человека).

Сподвижники спросили: "Почему же этот Джихад меньше, ведь мы вернулись с войны?". Пророк ответил: "Там был явный враг, а здесь – скрытый". 1

Другими словами, искоренение своих недостатков, стремление к благочестию и праведным поступкам являются самой главной "борьбой против того, что запретил Всевышний".

 

Виды джихада

Различают несколько видов джихада:

- "джихад сердца" – борьба со своими дурными наклонностями и недостатками;

- "джихад языка" – разрешение одобряемого и запрещение порицаемого;

- "джихад руки" – применение наказаний к нарушителям норм морали, правонарушителям и преступникам;

- "джихад меча" – вооруженная борьба с "неверными" и противниками ислама.

Джихад во имя морального самосовершенствования является "большим джихадом", а война с неверными – "малым".

Учение о джихаде составляет основу исламской концепции войны и мира. Джихад – одна из главных обязанностей мусульманина.

Толкование понятия "малый джихад" как "священная война" не является корректным, т.к. мусульманская традиция считает любую войну, которую ведет мусульманская община во имя Аллаха, священной.

 

Организаций

Религиозная доктрина современного исламского фундаментализма (ваххабизма)

Джихад против последователей многобожия и мусульман-отступников является основополагающей идеей ваххабитов, которые рассматривают его в качестве шестого "столпа" ислама.

В соответствии с основными положениями ваххабизма все объекты поклонения, кроме Аллаха, ложны, и поклоняющиеся им достойны смерти. Упоминание в молитвах имен пророков, святых, ангелов является признаком многобожия, т.к. только Аллах знает все тайны человека.

Нельзя утверждать что-либо, если это не основано на положениях Корана и Сунны. Запрещается толковать Коран с помощью метода рационалистического или символико-аллегорического толкования (тавил).

Утверждение, что человек может иметь свободную волю, является ересью. В Судный день Мухаммад получит разрешение от Аллаха на помилование, которое уже получено суннитами.

Мусульманам следует соблюдать только четыре праздника:

- ид аль-фитр (ураза-байрам) – праздник разговения в честь завершения поста месяца рамадан;

- ид аль-адха (курбан-байрам) –праздник жертвоприношений в день завершения паломничества в Мекку (хаджа), совершаемого в память о жертвоприношении Ибрахима;

- ашура – траур по имаму Хусейну ибн Али, внуку пророка Мухаммада, убитому в 680 г. под городом Куфой (Кербелой);

- лайлату-ль-мубарака ("ночь могущества") –мистическая ночь в месяце рамадан, когда, по преданию, весь растительный и животный мир склоняется перед Аллахом.

Ваххабитам нельзя праздновать аль-Маулид – День рождения Пророка. Поскольку подлинный день рождения Пророка неизвестен (точно не известен даже год рождения), праздник приурочивается ко дню смерти Пророка, которая рассматривается как великий акт отхождения Мухаммеда к пославшему его Богу.

В учение ваххабитов входят следующие положения:

- обязательное присутствие на намазе;

- запрещение курения табака, бритья бороды и ругательств;

- закят (обязательный мусульманский налог) вносится как с официальных, так и сокрытых доходов;

- произнесение шахады (формулы веры) еще не делает человека мусульманином;

- при перечислении имен Аллаха употребляются не четки, а кости руки;

- мечети не должны иметь минареты и быть чем-либо украшены.

Необходимо отметить, что, называя себя ваххабитами, выходцы с Северного Кавказа, особенно из Чечни, по существу, таковыми не являются, т.к. отправляют громкий "зикр" – ритуальное поминание Аллаха, сопровождающее определенные действия, почитают культ святых и придерживаются иных пережитков доисламских религий.

 

Международная стратегия современного исламского фундаментализма 1

Источники в силовых ведомствах связывают время появления первоначального проекта международного исламского фундаменталистского движения с 70-ми годами ХХ века. Сочетание "советской военной угрозы" с ненавистью исламского мира к развитым странам Запада создавало реальную угрозу его жизненным интересам.

На ряде совещаний в Западной Европе и на Ближнем Востоке было установлено, что использование потенциала НАТО в долгосрочной перспективе является неэффективным. Группой экспертов для управления процессами в зоне советского влияния, а позже в постсоветском пространстве, было принято решение о необходимости вмешательства в его организацию. Контроль над происходящими событиями и реализацию интересов Запада должны были осуществляться посредством управляемой исламизации ваххабитского толка.

Прототипом низовой организационной структуры была взята израильская система освоения палестинских земель с помощью кибуцев – независимых самоуправляющихся общин, хотя этот факт всячески отрицается. Постсоветское пространство в таком случае должно было предстать в форме конгломерата автономных "исламских эмиратов", формально независимых, но обслуживающих интересы Запада. Их единство в борьбе с "неверными" обеспечивалось идеологически на базе учения ваххабизма.

Основными требованиями к новому движению были управляемость и контролируемость, легкость распространения и самофинансирование.

Самофинансирование достигалась созданием своего рода картелей теневого бизнеса под защитой и контролем нового исламского фундаменталистского движения.

Привлекательность, легкость усвоения и распространения нового учения достигалась за счет его крайней простоты. Все учебные курсы и сама проповедь ваххабитов сводятся к ряду тезисов, изданных в книге небольшого формата, построенной в форме пособия для начинающих – катехизиса.

Наиболее важные требования к новому движению – управляемость и контролируемость – закладывались на ряде уровней.

Высший уровень контроля – категорический запрет на создание ваххабитских международных координационных структур, обладающих реальными полномочиями и возможностями. Ассоциация ваххабитских общин поддерживается только участием в джихаде и поездками на обучение. Все финансовые потоки находятся под контролем Запада.

Второй уровень контроля – идеологический – предусматривает главенство арабов при каждой ваххабитской общине. Такой араб-наблюдатель чаще всего является выходцем из Йемена, например, Усама бен Ладен, Хабиб-аль-Рахман – амир Хаттаб, или в малозначительных общинах – из пакистанских или афганских племен, принявших ваххабизм еще в Х1Х веке. Во избежание излишней независимости от них требуется постоянно совершать антизападные акции против второстепенных объектов. В случае выхода из-под контроля они объявляются международными террористами.

Низовой уровень контроля обеспечивается тем, что ваххабитские общины управляются не лично амиром, но советом общины (шурой), в которой всегда найдется кандидат на место излишне самостоятельного амира.

Новое движение должно постепенно поглощать уже существующие международные организации исламских фундаменталистов, деятельность которых постепенно сводится только к пропаганде "единобожия" и "чистого ислама". Отсюда и самоназвания ваххабитов – "мувахиддины" ("сторонники единобожия") и "салафиты" ("чистые", "праведные" – от араб. "ас-салаф ас-салих" – "праведные предки").

 

ХАМАС

ХАМАС (аббревиатура от "Харака аль-Мукаума аль-Исламия" – араб. "Исламское движение сопротивления") радикальное исламское движение, созданное Ахмедом Ясином после интифады – восстания палестинцев в секторе Газа в 1987 году как филиал организации "Мусульманское братство"

ХАМАС провозглашает: "Освобождение Палестины от моря и до Иордана – наша стратегическая цель, и нет цели более святой и важной. После освобождения от израильского господства Палестина станет центром арабского и мусульманского мира".Движение призывает к физическому уничтожению израильтян, преследует христиан, арабов, сотрудничающих с Израилем, левых деятелей, отстаивающих светский путь развития.

Поддерживается около трети всех палестинцев, является религиозной и политической альтернативой Организации освобождения Палестины.

Основные силы организации сконцентрированы в секторе Газа и в ряде районов Западного берега реки Иордан. ХАМАС действует в основном на оккупированных территориях, а также в Израиле и Иордании.

Филиалы движения открыты в США, Европе, Саудовской Аравии, Иордании, Сирии, Ливане, Иране. Штаб-квартира находится в Тегеране.

Ежегодный бюджет составляет 30 миллионов долларов. Финансирование осуществляется из Ирана, Иордании, Судана, стран Персидского залива, от живущих в США и Европе сторонников.

ХАМАС имеет политическую (легальную) и военную (нелегальную) структуры. Легальные ветви ХАМАСа осуществляют пропаганду идей движения и вербовку членов через мечети и социальные учреждения.

Военные структуры (особенно группировка "Иззэль-Динэль-Куассам") создают отряды шахидов – боевиков-смертников и нападают на израильских солдат и палестинцев, подозреваемых в сотрудничестве с оккупационными властями, а также на членов конкурирующей организации Фатах.

Численность основных сил неизвестна.

 

"Исламский джихад Палестины"

"Исламский джихад Палестины" - экстремистская военная организация, был организован в конце 70-х годов ХХ века.

Организацию возглавлял и руководил ею до своей гибели в 1995 году доктор Фатхи Шакаки.

Организация не имеет социально-экономической платформы и не стремится стать массовым или политическим движением. В отличие от ХАМАСа – это военная организация, не стремящаяся приобрести массовую популярность.

"Исламский джихад Палестины" ставит своей целью уничтожение государства Израиль и изгнание израильтян с занимаемых ими территорий: "Наша конечная и стратегическая цель - мобилизация исламской нации на освобождение нашей земли и руководство священной войной против сионизма. Вооруженная борьба – единственный способ нанести поражению Израилю на почве Палестины".

Штаб-квартира организации находится в Дамаске, филиалы – в Англии, Германии, на Кипре и в США. Базы подготовки расположены в лагерях беженцев Хан Юсиф, Шейх Радван и Джелазун.

В настоящее время организацию возглавляет "Совет Шуры" - подпольный орган, координирующий действия военных структур и состоящий из десяти членов. Оперативное руководство деятельностью боевиков осуществляет Рамадан Абдуллах Сапах.

Непосредственно террористические акции осуществляются силами боевиков "Исламского джихада" и бригадами "Аль-кассэм" ("присяга"). Боевые силы организации располагаются в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. Будучи, по-видимому, немногочисленными, отряды состоят из шахидов -–молодых фанатиков, готовых пожертвовать собой во имя победы ислама в Палестине.

Идеологическое обеспечение деятельности организации осуществляется мусульманскими муллами, контролирующими более двадцати мечетей в секторе Газа.

 

"Хезболлах" ("Хесболла")

"Хезболлах" - шиитское исламистское движение радикального толка в Ливане.

Название движения "хезболлах" является кораническим термином и буквально переводится с арабского языка как "партия Аллаха", противостоящей "партии Сатаны", т.е. врагов ислама.

Движение также известно под названием "Исламский Джихад", "организация революционной справедливости", "Организация угнетенных жителей Земли" и "Исламский Джихад за освобождение Палестины".

Движение возникло в 1982 году во время израильского вторжения в Ливан как объединение радикальных шиитских групп и организаций, разделяющих идеи лидера иранской революции аятоллы Хомейни. Иранская идеология была привнесена в Ливан бойцами иранской "революционной гвардии", направленным в конце 1982 года для помощи ливанскому исламскому движению.

"Хезболлах" ставит своей целью джихад против Израиля "до полного освобождения Палестины", создание Исламской Республики в Ливане по типу Ирана и устранение всякого неисламского влияния в регионе.

Духовным лидером движения является шейх Мухаммед Хусейн Фадлалла, аятолла, главный муджтахид (знаток шариатских законов) шиитской общины Ливана. Генеральным секретарем "Хезболлаха" в настоящее время является Гасан Насралла, ранее полномочный представитель шиитского движения "Амаль" в долине Бекаа, который в начале 1980-х годов перешел в "Хезболлах" со своими многочисленными сторонниками.

"Хезболлах" получает помощь от Ирана, в т. ч. денежные средства, условия для подготовки боевиков, оружие, взрывчатку, а также дипломатическую, политическую и организационную поддержку.

На протяжении последних десятилетий ХХ века "Хезболлах" вело непрерывную партизанскую войну против израильских войск на оккупированном юге Ливана. Имеются предположения и доказательные факты относительно участия "Хезболлах" во многих террористических актах, направленных против США и Израиля:

1983 год. – Взрыв грузовика террористом-самоубийцей у посольства США и казарм морской пехоты США в Бейруте.

1984 год. – Взрыв одного из зданий посольства США в Бейруте.

1992 год. – Взрыв посольства Израиля в Аргентине.

На начало 2000 г. численность организации составляла несколько тысяч человек. Она действует в районе долины Бекаа, южных пригородах Бейрута и южных районах Ливана. Ячейки организации созданы в Европе, Африке, Южной Америке, Северной Америке и других регионах.

 

"Аль-Джихад"

"Аль-Джихад" (Египетский исламский джихад) – египетская исламская экстремистская группа, активно действующая с конца 1970-х годов.

Организация ставит своими целями свержение египетского правительства, во-первых, и затем создание египетского исламского государства, во-вторых.

"Аль-Джихад" специализируется на террористических актах против египетских государственных и правительственных чиновников высшего уровня.

На "Аль-Джихад" лежит ответственность за следующие террористические акты:

1981 год – убийство египетского президента Анвара Садата;

1993 год – покушение на министра внутренних дел Египта Хасана Аль-Алфи;

1993 год – покушение на премьер-министра Египта Атефа Седки.

Организация существует на деньги Усама бен Ладена и "частные пожертвования" из Ирана и Судана.

 

"Вооруженная исламская группа"

"Вооруженная Исламская группа" – алжирская исламская экстремистская группа, начавшая масштабные действия в начале 1992 года.

Организация ставит своими целями дестабилизацию обстановки и свержение светского режима в Алжире и замену его исламским государством.

Группа специализируется на проведении террористических актов против частных лиц, журналистов и иностранных граждан, стремясь доказать неспособность светской власти поддерживать политическую стабильность в стране.

В последние несколько лет "Вооруженная исламская группа" провела ряд широкомасштабных террористических кампаний, уничтожая целые деревни в зоне своего влияния.

 

"Исламская Армия"

"Исламская Армия" - экстремистская организация, основанная бен Ладеном в начале 1990-х годов и объединяющая арабов, воевавших в Афганистане против советских войск.

В настоящее время сотрудничает с союзническими исламскими экстремистскими группами по свержению "неисламских" режимов и удалению западных граждан из мусульманских стран. Конечной целью организации является установление мирового исламского государства.

"Исламская Армия" обвиняется в следующих террористических актах:

1992 год – три террористических акта против присутствия американских войск в Йемене;

1994 год – подготовка покушения на Папу Римского Иоанна Павла Второго во время его визита в Манилу с одновременными взрывами американских и израильских посольств в Маниле и других азиатских столицах;

1995 год – подготовка покушения на президента США Б.Клинтона во время его визита на Филиппины;

1998 год – участие во взрывах американских посольств в Найроби (Кения) и Дар-Эс-Саламе (Танзания), во время которых погибло более 300 и ранено более 5 тысяч человек.

 

"Талибан" 1

"Талибан" - суннитское движение консервативно-фундаменталистского толка, вставшее в авангарде борьбы за интересы Пакистана в 1994 г.

Движение "Талибан" зародилось среди пуштунских племен и смогло объединить все пуштунские силы.

К 1995 г. талибы овладели всей населенной пуштунами частью страны, захватили Герат и Кабул, подчинив себе всю страну, за исключением северо-востока (район Панджшера), удерживаемого Северным Альянсом во главе с Ахмадом Шах Масудом.

В сентябре 2001 г. двое талибов-смертников уничтожили Ахмад Шах Масуда. Под видом тележурналистов одного из независимых арабских телеканалов они встретились с лидером Северного альянса и привели в действие взрывное устройство, спрятанное в видеокамере.

За годы советско-афганской и гражданской войн в Афганистане выросло целое поколение террористов. Вплоть до падения Кабульского режима в 1992 г. пакистанцы с помощью подпольных структур "Братьев-мусульман" и при материальной помощи США (до 1989 г.) и Саудовской Аравии (до 1991 г.) подготовили в тренировочных лагерях тысячи моджахедов, прежде всего арабов, а также турок и курдов. К середине 1990-х гг. приблизительно 12,5 тысяч фанатиков не афганцев оказались безработными и стали членами международных экстремистских организаций.

На сегодняшний день Афганистан – горная страна площадью около 650 тысяч квадратных километров, - продолжает быть идеальным местом для размещения лагерей и баз террористов.

 

"Исламская партия Туркестана" ("Хезбе ислами Туркестан")

"Хезбе ислами Туркестан" ("Исламская партия Туркестана") – исламистская организация, образованная в конце 1990-х годов из части "Исламского движения Узбекистана" под непосредственным влиянием "Аль-Каиды".

Создателем "Исламской партии Туркестана" является узбекский террорист Джума Намангани.

Организация ставит своей целью исламизацию всей Средней Азии, а также Синь-цзян-Уйгурского автономного района Китая, большинство населения которого составляют мусульмане.

Штаб-квартира организации находится в городе Дех-е-Дади к югу от Мазари-Шарифа, столицы афганской провинции Балх.

"Исламская партия Туркестана" является центром по координации подготовки моджахедов в лагерях, расположенных на афганской территории вдоль реки Аму-Дарья.

В состав "Исламской партии Туркестана" кроме узбеков входят чеченцы, арабы, пакистанцы, уйгуры. Численность боевиков составляет до 3300 человек (март 2002 г.).

В настоящее время "Исламская партия Туркестана" ведет вооруженную борьбу с силами Северного альянса в провинциях Балх и Тахар.

 

"Исламское движение Узбекистана"

"Исламское движение Узбекистана" (ИДУ) – вооруженное движение придерживающихся исламизма граждан Узбекистана и соседних государств, в частности, Таджикистана и Кыргызстана. По классификации департамента США, оно находится в списке наиболее опасных международных террористических организаций.

Движение было основано в 1996 году. В состав ИДУ вошли бывшие активисты ряда исламистских организаций Узбекистана, деятельность которых была запрещена правительством Ислама Каримова в 1992-1993 годах. Большинство членов движения в начале 1990-х годов состояло в организациях "Исламская партия Возрождения", "Исламская партия Туркестана", "Ислом Лашкорлари" ("Воины Ислама", Наманган) и других, эмигрировавших в Афганистан и Таджикистан после начала антиисламистской кампании.

ИДУ ставит своей целью создание исламского халифата на территории Центральной Азии, который должен включать население мусульманских государств региона. Ядро будущего халифата должна стать Ферганская долина, в котором исламисты имеют наиболее сильные позиции.

Вооруженная деятельность ИДУ направлена против светского режима Узбекистана и соседнего Кыргызстана, косвенным образом – против России, Таджикистана, Афганистана. Узбекистан является стратегической целью ИДУ. Находящаяся рядом Киргизия подвергается нападениям в силу географического положения – террористы пытаются проникнуть в Узбекистан через территорию Киргизии.

Таджикистан и Афганистан подвергаются агрессии со стороны ИДУ, т.к. вооруженные формирования ИДУ в этих государствах являются сторонниками "Объединенной Таджикской Оппозиции" и талибов.

Россия относится к категории государств – объектов агрессии ИДУ, т.к. ИДУ активно сотрудничает с чеченскими сепаратистами. Известно, что несколько десятков узбекских боевиков находились и находятся в составе незаконных вооруженных формирований в Чечне.

К зоне операций ИДУ следует также отнести Пакистан, Турцию и Иран, территории которых могут использоваться ИДУ в качестве тыла.

Штаб-квартира ИДУ находилась в Кандагаре.

Политический лидер ИДУ – Тахир Юлдош, лидер вооруженных формирований – Джума Намангани.

Место постоянной дислокации военизированных отрядов – Таджикистан и Афганистан. В Таджикистане "Объединенная Таджикская Оппозиция" и талибы в Афганистане солидарны с ИДУ в стремлении к уничтожению светских режимов и установлению исламского порядка в регионе.

Основными регионами специальной подготовки членов ИДУ были Чечня до конца 1999 года, были и остаются Афганистан и Пакистан.

Связи исламской оппозиции с Чечней были установлены в начале 1990-х годов через чеченскую диаспору Средней Азии, а также при содействии происламистских организаций выходцев с Кавказа, действующих на территории Турции. С помощью Хаттаба на территории Чечни был создан специальный тренировочный лагерь для узбекских исламистов, получивший название "Узбекский Фронт". В тренировочных лагерях "Исламского института Кавказа" прошли обучение более 300 исламистов.

Тренировочные лагеря Афганистана и Пакистана формально принадлежат "Аль-Каиде", "Талибану" и другим исламистским организациям. В большинстве случаев инструкторами узбекских исламистов являются люди Усамы бен Ладена, сотрудники пакистанской межведомственной разведки ИСИ, саудовской разведки СОР, специалисты из стран Ближнего Востока.

На территории Афганистана боевики ИДУ чаще всего попадали в лагеря, расположенные в провинциях Балх (на севере, в районе Мазари-Шарифа), Герат (на западе, в районе города Зияраджа), Нангархар (на востоке, в районе городов Джелалабад и Джабальус-Сарадж), Вардак (к северо-западу от Кабула, в районе города Джалрез), Пактия (на востоке, в районе города Хост) и Тахар (на северо-востоке, в районе города Варсадж).

На территории Пакистана узбекские исламисты тренировались в лагерях "Фави", "Саада", "Мирам-Шах" и "Варсак" в районе Пешавара и пакистанского Пенджаба.

Всего на территории Таджикистана, Чечни, Афганистана и Пакистана в минувшее десятилетие получили специальную военную подготовку несколько тысяч боевиков ИДУ.

На начало 2002 г., по различным оценкам, организация насчитывала от 2000 до 5500 боевиков.

В последнее время ИДУ активно сотрудничает с международными и региональными исламистскими организациями, в первую очередь, с "Аль-Каидой", "Талибаном" и другими, от которых получает внешнюю помощь.

Организация подозревается в следующих террористических акциях:

1999 год, февраль – взрыв пяти автомобильных бомб в центре Ташкента;

1999 год, август – захват четырех японских геологов-заложников вместе с их охранниками в Кыргызстане (освобождены 26 октября 2000);

1999 год, осень – вторжение партизанских отрядов численностью до 500 человек со стороны Таджикистана в Киргизию;

2000 год, сентябрь – вторжение партизанских отрядов численностью до 700 человек в Киргизию и Узбекистан.

 

США официально объявили спонсорами терроризма семь государств: Иран, Ирак, Сирию, Ливию, Судан, Северную Корею и Кубу (сентябрь 2002 г.) [1].

В Великобритании в соответствие с законом о терроризме и об организациях, объявленных вне закона из-за применения политического насилия (от 2000 г., заменившем закон о предотвращении терроризма от 1974, направленного в основном против ирландских террористических групп) объявлены вне закона 21 организация. [2]

Данный список был составлен после консультаций с органами внутренней (М15) и внешней (М16) разведок и специальным отделом полиции. При этом учитывались следующие шесть факторов: характер и масштаб группы; деятельность группы; характер угрозы, которую она представляет для британских граждан за рубежом; степень присутствия группы в Великобритании; необходимость поддержки других членов международной общественности в глобальной борьбе против терроризма.

Приведем список указанных террористических организаций:

"Аль-Каида".

"Египетский исламский джихад".

"Аль-Гамаа-аль-Исламия", Египет.

"Вооруженная исламская группа", Алжир.

Салафистская группа призыва и борьбы", Алжир.

"Международная сикхская федерация", Индия.

Бабаар Кхалса", Индия.

"Харакат Муджахедин", Кашмир.

"Джаиш-э-Мохаммед", Кашмир.

"Лашкар-э-Тайиба", Кашмир.

"Тигры освобождения тамила", Шри Ланка.

"Хезболлах", Ливан.

ХАМАС, Палестина.

"Палестинский исламский джихад".

"Организация Абу-Нидаля", Ирак.

"Исламская армия Адена", Йемен.

"Моджахеддин-э-Халк", Иран.

"Курдская рабочая партия", Турция.

"Революционная партия Народного освобождения", Турция.

"Родина и свобода басков" (ЕТА), Испания.

"Революционная организация 17 ноября", Греция.

Необходимость принятия нового закона была вызвана тем, что, по данным полиции Великобритании, в последние годы Лондон стал базой для ряда террористических групп. Достаточно сказать, что только от законной торговли, бизнеса и инвестирования террористические группировки зарабатывают в Великобритании до 3,0 млн. ф. ст. в год.

Как полагают эксперты, объявление террористических групп вне закона в долгосрочной перспективе снизит угрозу безопасности Великобритании, но в краткосрочном плане британское правительство, по-видимому, подвергнется террористическим атакам.

14 февраля 2003 г. Верховный Суд Российской Федерации признал террористическими 15 экстремистских исламских организаций. Список был подготовлен Генеральной прокуратурой после консультаций с ФСБ России. Ни одна из них не была официально зарегистрирована, но все они активно дей


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.