Ветеранам лесозаготовительного производства, труженикам Дуниловского лесопункта посвящаю. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ветеранам лесозаготовительного производства, труженикам Дуниловского лесопункта посвящаю.

2017-10-16 360
Ветеранам лесозаготовительного производства, труженикам Дуниловского лесопункта посвящаю. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Год за годом

Г.

Деревня Дунилово, Завражского с/с, Никольского р-на. Селение упоминается в грамоте 1664 г.: «На р. Югу в Дунилове два наволока» (Акты Холмогорской и Устюженской епархий: В 3-х томах М., 1890-1908. – РИБ (рус. ист. библиотека). АХУ, XII, 387.

Июля 1677 г.

Произошло чудесное явление Дуниловской чудотворной иконы Казанской Божией Матери. На правом берегу р. Юг в д. Дунилово, месте явления иконы была построена часовня (Местные жители в Дунилове и сегодня с благоговением укажут вам место явления чудотворной иконы на берегу Юга, где некогда стояла деревянная часовня с граненым алтарем и одной главкой, крытой осиновым лемехом).

Г.

Была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Место постройки храма на правом берегу р. Юг как бы указала Сама Пречистая.

В XVIII веке

Была основана Дуниловская Богородицкая пустынь — небольшой монастырь. Через полстолетия обитель упразднили из-за бедности.

Г.

В июне 1815 года Дуниловская пустынь была приписана к Сретенскому собору в Никольске, а явленная икона торжественно перенесена в город.

Г.

Построена каменная церковь.

Г.

В списках селений середины ХIХ в. отмечается д. Дунилово при р. Юге, 5 дворов. Ранее возле деревни располагалась Дуниловская пустынь (монастырь) – СНМИРИ, VII, 185. (Списки селений середины XIX в. – Списки населённых мест Российской империи. Вологодская губерния: По сведениям 1859 г. СПБ., 1866,т. 7).

Г.

От русского мужского личного имени Дунило. В.Он. (Веселовский С. Б. Ономастикион: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М.: Наука, 1974.) отмечен Пётр Еремеевич Дунило Бахметьев, XVI в., Ярославль – 101. По деревне получила название река Дуниловка.

28-29 июня 1877 года, Дуниловскую пустынь посетил Архиепископ Вологодский и Устюженский Феодосий.

Г.

С началом гонений на церковь в 20-е годы XX века явленная икона была перенесена из Никольска обратно в Дунилово и помещена в каменном храме.

Г.

В Дунилове была создана церковная община. Ее первым настоятелем указом Преосвященнейшего Михаила (Мудьюгина), архиепископа Вологодского и Великоустюжского, был определен иеромонах Ефрем (Виноградов), а через год — иерей Сергий Колчеев.

Г.

Каменный храм передают общине и дуниловцы всем миром приступают к его восстановлению. Ранее там помещался клуб; снесена была восьмигранная шатровая колокольня, кровля церковного купола отсутствовала, там росли молодые березки...

Г.

Весной икона Божией Матери торжественно вернулась под своды Казанской церкви: внесла ее на руках под несмолкающие песнопения Заступнице Усердной раба Божия Любовь. Годы состарили ее, согнули, ступала она с трудом, но слезы радости текли по ее щекам, соединяясь со святой крещенской водой, которой священник окроплял возрожденный храм.

23 сентября 2002 г. Чудотворная Дуниловская икона была украдена из Дуниловской церкви.

Фото. Д еревня Дунилово.

«ДЕРЕВНЯ ДУНИЛОВО - В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА»

После упразднения Дуниловской пустыни в Сретенском соборе находилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. Поскольку названная икона являлась почитаемой во всем Никольском крае, то целесообразно остановиться на ее истории. Предоставим слово о. Сергию (Колчееву):

Дуниловская чудотворная явленная икона Божией Матери — главная святыня Никольского края. Во всей России едва ли найдется несколько мест, в которых сохранились до наших дней живые святыни родной веры, живые святыни православия. Дуниловская икона является средоточием духовной жизни православного населения никольской земли, она неразрывно связана с его историческими судьбами в прошедшем, настоящем и будущем.

Иконография Дуниловской иконы следующая: размеры деревянной доски,

на которой написана икона, — 62,5 на 37,3 сантиметра. В верхней части иконы — образ Казанской Божией Матери с предстоящими святым пророком Илией и святым Архангелом Михаилом, держащим в руках скипетр и державу. В нижней половине изображен святитель Николай, архиепископ Мир Аикийских, чудотворец; по бокам в круглых медальонах — святитель Тихон Амафунтский и святая великомученица Параскева «Пятница».

12 июля (по новому стилю) 1677 года -произошло чудесное явление Дуниловской иконы.

Государственный крестьянин из Кичменгского Городка Диомид Крохалевский перебрался со всей семьей на жительство в Никольскую Слободку, теперешний город Никольск. В стародавние времена Никольская Слободка со всех сторон была окружена непроходимыми лесами. Диомид Крохалевский вместе

с сыновьями расчищал места под сенные покосы по берегам Юга-реки и добрался до устья речки Дуниловки. Место ему понравилось, и он решил здесь задержаться. 12 июля, в праздник святых апостолов Петра и Павла, Диомид сидел на берегу Юга и ловил рыбу. Внезапно его внимание привлек некий предмет, находящийся неподалеку. Он увидел икону, стоящую вертикально на сухих сучьях, никем не поддерживаемую. От иконы исходил необыкновенный свет.

Пораженный удивительным явлением Диомид стал молиться, затем высек

в большом дереве углубление и поставил туда икону, а сам поспешил

в ближайшее селение, чтобы поведать о случившемся. Благая весть быстро разнеслась по округе — люди из окрестных сел и деревень спешили поклониться новоявленной иконе Пресвятой Богородицы. Священники с причтом церковным приходили на место явления и совершали молебны. Благодать Божия совершала чудотворения. По вере своей больные получали исцеление, помолясь от всего сердца перед новоявленной иконой и приложившись к святыне.

Диомид с сыновьями вскоре поставил на месте явления часовню и поместил в ней икону. Постепенно вокруг часовни стали селиться крестьяне

- так возникла деревня Дунилово, существующая и поныне.

Местные жители в Дунилове и сегодня с благоговением укажут вам место явления чудотворной иконы на берегу Юга, где некогда стояла деревянная часовня с граненым алтарем и одной главкой, крытой осиновым лемехом.

Сын Диомида Никита после смерти отца стал трудиться возле часовни как монах-отшельник. Он был доброго нрава и крепкой веры: принимал богомольцев, заботился о них и так прожил двадцать лет; умер и похоронен здесь же, на берегу Юга-реки.Место явления иконы, где стояла часовня, весною затоплялось. Поэтому дуниловские крестьяне с благословения священноначалия решили построить на новом месте, но уже не часовню, а церковь.

Местные жители в Дунилове и сегодня с благоговением укажут вам место явления чудотворной иконы на берегу Юга, где некогда стояла деревянная часовня с граненым алтарем и одной главкой, крытой осиновым лемехом.

Сын Диомида Никита после смерти отца стал трудиться возле часовни как монах-отшельник. Он был доброго нрава и крепкой веры: принимал богомольцев, заботился о них и так прожил двадцать лет; умер и похоронен здесь же, на берегу Юга-реки.

Место явления иконы, где стояла часовня, весною затоплялось. Поэтому дуниловские крестьяне с благословения священноначалия решили построить на новом месте, но уже не часовню, а церковь. По молебствии Пресвятой Богородице была пущена стрела из лука; стрела упала на другой берег Юга, прямо против места явления, где вскоре —

в 1712 году — была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Итак, место постройки храма как бы указала Сама Пречистая. Здесь на горке и поныне стоят две церкви: деревяннаяи каменная.

1865 году построена каменная церковь.

В XVIII веке здесь была основана Дуниловская Богородицкая пустынь — небольшой монастырь. Через полстолетия обитель упразднили из-за бедности.

В XIX веке пустынь возродилась и имела при себе небольшое хозяйство, богадельню (дом для престарелых и немощных людей), школу и библиотеку.

В таком виде обитель дожила до 20-х годов XX столетия.

1815 год В июне 1815 года Дуниловская пустынь была приписана к Сретенскому собору в Никольске, а явленная икона торжественно перенесена в город. Жители Дунилова на протяжении всего века сетовали и просили вернуть им святыню, но безуспешно. Всех желающих поклониться иконе мог вместить только Сретенский собор. Отныне летом икона находилась в верхней церкви собора, освященной в честь святителя Николая, а зимой — в нижнем храме, в иконостасе. А в Дунилове находился список иконы, который также сохранился до наших дней. На средства Никольского купца А. П. Рыжкова для иконы был изготовлен великоустюгскими мастерами серебряный оклад, около восьми фунтов весом, с эмалевыми полями и ценными камнями в венцах. Стоил оклад свыше шестисот рублей — сумма по тем временам немалая. К тому же времени — второй половине XIX века — следует отнести написание Акафиста Божией Матери в честь Ее Дуниловской иконы — замечательного местно-чтимого памятника духовной поэзии, в котором продолжают жить молитвенные устремления и крепкая вера народа.

Дуниловская икона почиталась не только жителями Никольского уезда, но и соседних губерний — Вятской и Костромской, и даже паломники с Поволжья и Поморья приходили к святыне. Каждый год 10 июля (по новому стилю) в четыре часа вечера крестный ход выходил из Никольска с иконой, направляясь

в Дунилово. Множество жителей выходило проводить святыню. Несли ее на особых носилках, в особом киоте, с непрестанными песнопениями. Ночевала икона в деревне Козловка, в часовне, где совершался первый молебен Заступнице Усердной. В четыре часа утра 11 июля прихожане и паломники отправлялись в дальнейший путь. Замечательное описание крестного хода оставил Василий Лебедев, преподаватель Вологодской Духовной Семинарии, в своей книге «Сказание о чудотворной Дуниловской иконе Божией Матери и о Дуниловской Богородицкой пустыни». Живые впечатления участника священного шествия сохранили свою свежесть до наших дней, словно шагаешь вслед за Пречистой... «22 версты дорога идет громадным сосновым бором. Идущие поют вместе с первыми птицами, восходит солнце; в бору, словно в храме, тихо, светло и прохладно. По дороге народ все прибывает, так что на половине волока (леса) сплошная вереница людей, лошадей, повозок растягивается на целую версту. Не доходя трех верст до Дунилова, священник отправляется на лошади вперед, чтобы с Крестным ходом встретить икону. Встреча двух Крестных ходов происходит на месте явления, около часовни, в которой совершается молебен. Затем с иконой поднимаются на берег и вносят ее сначала в деревянную церковь, там совершают еще один молебен, а после отдыха бывает благовест и звон к царскому молебну «в воспоминание победы под Полтавой».

Богослужение продолжалось два дня; на второй день перед храмом накрывались столы и всем желающим предлагали отобедать: рыбу с квасом и уху с хлебом, сколько кому угодно. Богомольцев за трапезой бывало от пятисот до тысячи человек. 13июля икона возвращалась в Никольск. Эта трогательная картина заслуживает подробного описания. До отправления святой иконы никто из богомольцев не уходил, но к 12 часам дня все уже были готовы в путь. Лишь только услышав благовест в один колокол, все выходили на дорогу и вставали по два и по три человека в ряд. Когда слышали звон во все колокола, все падали на колени и святую икону проносили над лежащими ниц. Вереница богомольцев шла на коленях от самой церкви на четверть версты, затем они вставали, делали земной поклон Царице Небесной и отправлялись каждый своей дорогой. Пение не умолкало до самого Никольска.

Многие никольчане выходили встречать крестный ход в Козловку. Когда икона находилась от города в семи верстах, в соборе били в большой колокол. Тогда все, кто находился в городе, стар и млад, выходили встречать «Дуниловскую дорогую гостью». Крестные хода встречались в Никольске около десяти часов вечера. В это время всегда бывала тихая погода. Сотни голосов взлетали к вечернему небу, поющие позади и впереди святыни, бесчисленная толпа народа — на версту, зажженные свечи, звон колоколов, слезы радости...» Какое удивительное единодушие и какая светлая радость жила в сердцах наших предков! И какое опустошение и оскудение духовное постигло нас за какое-то семидесятилетие...

С каждым годом к иконе приходило все больше и больше людей. Причина тому — благодатная помощь, которую получали приходящие по своей вере и получают по сей день. К сожалению, далеко не все случаи исцелений и другие необыкновенные явления, связанные с Дуниловской иконой, были засвидетельствованы документально. И все же имеются свидетельства, запечатленные в Акафисте, в соборной церковной летописи и в преданиях

Г.

1. «В 1860 году в Никольске случился пожар в доме Щукиной. Порывистый ветер сносил огонь прямо на сеновал: уголья и кипы бумаг с чердака летели дальше, чем за версту, стекла винного погреба лопались от жара. Большая часть города неизбежно должна была выгореть. Вдруг кому-то пришла мысль принести из собора Дуниловскую икону Богородицы. Бросились за ней в церковь, обошли с ней квартал, где был пожар, и остановились у дома под самым пламенем. Ветер внезапно стих и огонь пошел резко вверх, наподобие пламени горящей свечи; обгоревшие стены упали внутрь, и огонь не перекинулся на постройки, которые стояли вплотную к пожарищу. Город был спасен от огня».

Г.

2. «В 1866 году некая крестьянка деревни Чешувина долгое время каждую неделю была искушаема во сне, после чего всегда чувствовала сильное расслабление всего тела. Такая страшная и мучительная напасть от злого духа очень беспокоила ее, и она по невежеству и суеверию отправилась к знахарю (колдуну). Проезжая через Никольск, она встретилась с родственником, и тот отговорил ее от такого безрассудного намерения и посоветовал обратиться

с молитвой к явленной Дуниловской иконе, сам просил местного протоиерея отслужить молебен перед иконой. Во время молебна больная переносила ужасные страдания, однако молилась на коленях. После молебна она встала с колен очень спокойно, священник окропил ее святой водой, и она вернулась домой. Страшных искушений с ней больше не повторялось».

Г.

3. «В 1859 году весна была сухая, дождя не было до июня, озимые и яровые не росли, а в июне стали сохнуть. Приближался страшный голод. Раньше всегда молебствовали на полях перед началом сева, но в том году крестьяне в'начале июня решились молебствовать вторично: на полях и в деревнях с изнесением чудотворной Дуниловской иконы. Молились в деревне Осиново. Здесь увидели православные, со слезами молясь Царице Небесной: солнце по-прежнему палило и жгло землю. Но только лишь начался молебен перед иконой, явилось маленькое облачко, а в середине водосвятия ударил гром с сильнейшей молнией, хлынул ливень, да такой, что на улице в деревне не осталось ни одной сухой щепки.

Так под ливнем и заканчивался молебен, а потом снова засияло солнце. Во всех других деревнях дождь также шел только во время молебна, а в следующую деревню переходили при ясной погоде. Молебствовали четыре дня: земля ожила, посевы исправились, и была в то лето 1859 года обильная жатва, какую никто не ожидал».

Г.

4. «Зимой 1869 года и до весны 1870 года в деревне Верхний Рыстюг свирепствовала болезнь черная оспа, от которой умирали многие. Врачи были бессильны. Когда больные были уже в каждом доме, крестьяне вспомнили о Заступнице Усердной: Дуниловскую икону принесли в марте и стали молебствовать. К маю болезнь исчезла».

Г.

5. «Летом 1882 года от жары начался падеж скота в деревне Кожаево: эпидемия сибирской язвы. 30 июня в Кожаево был перенесен чудотворный образ Дуниловской Божией Матери и другие чтимые иконы. Среди деревни совершили водосвятный молебен, окропили святой водой скотину и скотные дворы

с внесением в них иконы. Дали обет: в случае избавления от мора поставить

на месте молебствия деревянный крест с надписью о чуде. Язва очень скоро отступила, и в Кожаеве был поставлен обетный крест, а затем часовня».

Г. – 1884 г.

6. «В 1883—1884 году Господь посетил деревню Дор червобоем озимых,

и трижды в деревне начинался пожар. Крестьяне дали обет устроить посреди деревни деревянный крест со списком Дуниловской иконы. Ее принесли в Дор

и начали молебен. Одновременно сооружали крест. И в тот же вечер, не успели окончить молебна, как на озимое поле слетелось такое множество птиц, что они покрыли собою всю землю. Птицы склевали червей.

В 1897 г. Вместо деревянного креста была поставлена часовня — шестигранная, застекленная, она была украшением деревни, рядом был разбит сквер, посажены деревья»- (в деревне Дор).

В 1890 году 25 октября Город Никольск праздновал столетний юбилей со дня освящения Сретенского собора. В программу торжеств 1890 года вошли молебствия Пресвятой Богородице с привнесением Дуниловского чудотворного образа во все дома городских жителей и в приходские деревни. Город был распределен на особые участки: по 20—25 домов на один день. Вынесение из церкви и возвращение святой иконы должно было сопровождаться торжественным колокольным звоном ежедневно. Этот светлый праздник настолько понравился никольчанам, что решено было проводить его ежегодно. Торжество сие было установлено как «благодарность Божией Матери за Ее милость и благодеяния ко граду Никольску и округе, за Ее покров града и весей и спасение от всех бед и напастей».

С 1892 года Торжества начинались 2 октября и заканчивались 4 ноября.

С началом гонений на церковь в 20-е годы XX века явленная икона была перенесена из Никольска обратно в Дунилово и помещена в каменном храме.

В то время в бывшей Богородицкой пустыни, возле храма на горке, проживало десятка полтора монашествующих и мирян. В основном это были пожилые люди из числа церковного причта. На покое здесь пребывал владыка Варсонофий — первый викарный епископ Никольский, отец Сергий Военский, воспринявший священный сан от самого святителя Тихона, исповедника земли Русской. Никольчане и поныне почитают отца Сергия (в схиме — иеросхимонаха Серафима) за благодатные дары сердечной молитвы, прозорливость и исцеления. Настоятелем Дуниловской Казанской церкви являлся протоиерей Владимир Сумароков. Вместе со вторым священником, отцом Димитрием, он был арестован в начале 30-х годов, а затем расстрелян. Вслед за арестом настоятеля в Дунилово явилась комиссия из уезда, чтобы изъять икону. Добравшись до деревни к вечеру, прибывшие зашли в храм и попытались извлечь образ из киота в иконостасе, но безуспешно. Икона, по рассказам очевидцев, «ушла в пол», под солею. Решили отложить дело до утра. А после ухода приезжих в храм проникли местные жители, чтобы спасти икону, и попытались ее отыскать, но также неудачно. И вот, когда прихожане уже были близки к отчаянию, видно Сама Пречистая надоумила кого-то послать маленькую девочку: та пробралась под полом и к великой радости нашла там пропавшую икону. Комиссия наутро иконы не обнаружила. Пытались расспросить, выяснить, но тщетно. Так и уехали ни с чем. Попытки конфисковать икону предпринимались регулярно. Выполняя строгие указания сверху, за ней приезжали наряды милиции и различные уполномоченные — группами и поодиночке. Дуниловцы хранили святыню как зеницу ока, пряча икону на чердаках, в голбцах (подвалах), на сеновалах, в детских колыбелях, уносили в лес. Притом знали: каждого могла постичь участь отца Владимира Сумарокова, в лучшем случае — восемь—десять лет лагерей, и дети твои по миру пойдут. Спасало еще то, что в округе знают все друг друга очень хорошо: кто есть кто. Знали и «ненадежных» и были с ними настороже. К счастью, добрых людей было больше: они-то и предупреждали вовремя об опасности.

Рассказывают, бывало, прискачет верхом из соседней деревни, верст за двенадцать, Василий Александрович Чегодаев,— он тогда председателем колхоза был,— а дело уж к ночи. Ему по рации начальство сообщает из города, мол, едем, встречай. А у него эти самые богомольные женщины — лучшие работницы, да и родня к тому же. Вот он и предупредит: «Бабы, по икону по вашу едут, забирайте ее куда-ни-то скорей!»

Икону в первое время постоянно переносили из избы в избу, в одном дому она подолгу не оставалась. Носили тайно, по ночам, но свои верные всегда знали, у кого икона. Дуниловцы, конечно, и тогда, и сейчас понимают: если бы очень надо было, нашли бы икону и отобрали... Да, видно, Господь Бог не допустил. Обычай снимать шапки, креститься и поклоняться святыне при встрече на улице сохранился в Дунилове до сего дня.

В самые безбожные времена приходили сюда богомольцы со всего Никольского района, тайно, скрываясь, порой километров за восемьдесят, за сто, за исцелением, за утешением к Царице Небесной в той исключительно тяжелой судьбе, которая досталась русскому крестьянству в кровавый XX век. Молились в баньках по ночам, в лесу, в поле, на берегу реки Юг. Узнав о месте молебствий, которые происходили обыкновенно на большие праздники, преследователи обливали поляну или берег реки мазутом, чтобы в том месте больше не молились. А на могилке отца Сергия в Никольске, где тоже собирались молиться (догадался же кто-то!), зарывали кишки, привезенные со скотобойни,— с той же целью. Земля все терпит.

Когда преследования несколько ослабли, к концу 60-х годов Дуниловская икона обрела пристанище в избе одной благочестивой женщины по имени Любовь. Долгое время она являлась ревностной хранительницей святыни. Рассказывают о некоторых случаях исцелений в то время. Так, один мужчина из деревни Пермас был частично парализован. По обету, данному Богу, он, преодолев дорогу, припал к образу Божией Матери и получил полное исцеление от своего недуга. К исцелению и врачеванию души и тела служила вода с киота чудотворного образа, которую брали по окончании молитв Пречистой. Этот благочестивый обычай сохранился и сегодня.

Однако враг рода человеческого все же ополчился на крестьян. Не имея возможности получать благодатную помощь в Таинствах церковных, дух слабеет. Ослабела и Люба, стала забываться, и односельчане снова решили хранить икону сообща, всем миром, перенося из дома в дом.

В 1990 году в Дунилове была создана церковная община. Ее первым настоятелем указом Преосвященнейшего Михаила (Мудьюгина), архиепископа Вологодского и Великоустюжского, был определен иеромонах Ефрем (Виноградов), а через год — иерей Сергий Колчеев.

В 1991 году каменный храм передают общине и дуниловцы всем миром приступают к его восстановлению. Ранее там помещался клуб; снесена была восьмигранная шатровая колокольня, кровля церковного купола отсутствовала, там росли молодые березки... До боли знакомая картина! И, тем не менее, ничем не закрытая кирпичная кладка купола за несколько десятков лет не протекла и не дала ни одной трещины.

Весной 1992 года икона Божией Матери торжественно вернулась под своды Казанской церкви: внесла ее на руках под несмолкающие песнопения Заступнице Усердной раба Божия Любовь. Годы состарили ее, согнули, ступала она с трудом, но слезы радости текли по ее щекам, соединяясь со святой крещенской водой, которой священник окроплял возрожденный храм. Все плакали и радовались о Господе несказанно: это была победа! Царица Небесная нас не оставила, грешных. Дуниловская икона является сегодня местночтимой святыней Вологодской епархии. Все больше паломников и из других областей России приходят в Дунилово на поклонение. Возрождается благочестивый обычай совершать крестный ход из Никольска в Дунилово, в котором принимают участие и дети — ученики воскресной школы в Никольске. В Дуниловском храме вновь приносится бескровная Жертва, совершаются церковные Таинства. Преосвященнейший Максимилиан, епископ Вологодский и Великоустюгский,

в каждый свой приезд на никольскую землю непременно посещает дуниловский храм. С особым благоговением владыка совершает пред чудотворным образом молебен с Акафистом Пречистой.

Недавно Епархиальный Совет утвердил новую редакцию Акафиста, который до того времени переписывался от руки и не всегда безошибочно, а прилуцкие мастера восстанавливают серебряный оклад. Художники-иконописцы выполняют несколько списков Дуниловской иконы для храмов Вологодчины: дабы не умолкал в землях Фиваиды Северной архангельский глас радования, согласно славящий Богоизбранную Отроковицу, Заступницу рода христианского: Радуйся, Благодатная, иконою Твоею на путь спасения нас наставляющая! 23 сентября 2002 года Чудотворная Дуниловская икона была украдена из Дуниловской церкви.

Литература: Никольская старина: Исторические и этнографические очерки.

Отв. ред. С. А. Тихомиров. Вологда: «Древности Севера», 2000. 384 с.

 

Фото. Явленная Чудотворная Дуниловская икона Казанской Богоматери.

 

«В год двухсотлетия явления Чудотворной иконы Божией Матери, 28-29 июня 1877 года, Дуниловскую пустынь посетил Архиепископ Вологодский и Устюженский Феодосий. Владыке очень понравилась местность, и он сказал: «Пожил бы здесь».  

 

 


ДУНИЛОВО: «Пожил бы здесь»

Настоятель Никольской православной общины в статье «Казанский храм» (газета «Авангард», май 1990 года), написанной на основании книги В. Лебедева «Сказание о чудотворной иконе Божией Матери и Дуниловской Богородицкой пустыни», вышедшей из печати в Вологде в 1899 году, рассказывает такую историю образования деревни Дунилово.

Государственный крестьянин Кичменгского городка Диомид Крохалевский, будучи первопроходцем, в этих местах, расчищал места под сенные покосы по берегам реки Юга – реки и добрался до устья речки Дуниловки. Место ему понравилось, и он решил здесь задержаться.

29 июня 1677 года, в праздник святых апостолов Петра и Павла, на берегу реки Диомиду явилась икона Божией Матери. На месте явления Диомид с сыновьями поставил часовню, вокруг которой стараниями Крохалевских начал зарождаться посёлок. Такова церковная легенда возникновения деревни Дунилово.

В народных преданиях она то же имеет место. Однако приходится признать, что эта версия во многом не соответствует историческим фактам. То, что Диомид Крохалевский лицо реальное, вполне допустимо. Переселение русского народа в 17 веке вверх по Югу, со стороны существовавшего уже ни одно столетие Устюга Великого и Кичменгского Городка – факт несомненный. На это, в частности, указывают повторы фамилий и географических названий (топонимов). Так что житель деревни Крохалево, что существует и в наши дни и расположена рядом с К. Гродком, у моста через реку Юг, на его левом берегу, вполне мог в поисках свободных земель и свободной жизни добраться до здешних мест: часто пустели в те годы дворы «от хлебного недороду, от солдатской службы и от великих податных платежей».

Но был ли Диомид Крохалевский первопроходцем? Д. Д. Баданин в работе «Предания старины глубокой» (газета «Авангард», ноябрь 1985 года) цитирует документ, из которого следует, что «Никольской Слободки бобылишка Назаркр Шебунин с товарищами вверх по Югу реке на речке на Анданге» побывал не позже 1639 года. Уже в первой четверти 17 века сенокосами на устье речки Анданга пользовались жители деревни Плаксино. В Писцовой книге за 1623-1628 годы записано: за Плаксиным: «Сена на реке Югу на устье речки Анданги по обе стороны до Слудки вниз и вверх до речки до Мяндовки пятнадцать копен». В первой половине 17 века жители верховьев Юга вели активную торговлю с В. Устюгом.

Очевидно, что русские люди появились в этих краях раньше 17 века. Широко известна у нас, и она записана в исторической литературе легенда о том, что Андангские починки, а Дунилово входит в их число, основаны остатком войск Анфала Никитина. Хотя у этой легенды есть и противники, большинство исследователей признаёт, что Анфал с войском в верховьях Ветлуги был, а это 15-й век. По легенде, около Дунилова он был похоронен.

Историк А. А. Кизиветтер считал, что в южных частях северного края первые колонисты появились ещё в 11 веке. Итак, русские обживали верховья Ветлуги и Юга с их притоками, по крайней мере, за двести лет до появления в этих местах Диомида Крохалевского. А потому первопроходцем он не был. Не был он и основателем деревни. В словаре географических названий Вологодской области Ю. И. Чайкиной со ссылкой на «Акты Холмогорской и Устюженской епархий» указано, что селение Дунилово упоминается в грамоте 1664 года, т. е. за 13 лет до обретения иконы Божией Матери Диомидом: «…на реке Югу в Дунилове два наволочка».

В книге В. Лебедева то же упоминается речка Дуниловка, т.е. на момент появления тут Диомида она имела уже название, и это название было русское. Топонимы (географические названия) с этим корнем встречаются в коренной, изначальной Руси: Дуниловичи – в Витебской области; Дунилово – в Ярославской, Ивановской областях; Дунилиха в Костромской области.

По этому пути с верховьев Волги тононим пришёл, по-видимому, в наши края гораздо раньше, чем тут появился Диомид Крохалевский. Несомненным при этом остаётся то, что дальнейшая история деревни надолго, на три века в значительной степени определялась последствиями явления иконы.

На месте явления иконы была построена часовня. И. К. Степановский («Вологодская старина», 1890 год стр. 238) указывает, что в 1679 году в Дунилове была основана мужская обитель. Однако из книги В. Лебедева следует, что это событие произошло позже. Дело в том, что при часовне в течение 20 лет жил сын Диомида – Никита. Умер он не раньше 1697 года. После его смерти народ решил построить новую церковь, куда бы можно было перенести явленную икону, и получил на то благословление архиепископа В. Устюжского – Александра. С 1665 до 1699 год Преосвященный Александр был архиепископом В. Устюжским; значит, начало строительства церкви не могло быть раньше 1697 года и позже 1699 года. В книге отмечено, что храм был скоро построен. На основании изложенного можно считать, что дата постройки церкви – приблизительно 1700 год. Это самая старая сохранившаяся деревянная церковь в районе, а не церковь вообще, как отмечала Т. Шиловская (газета «Авангард», 14 сентября 1995 года), приближается к своему трёхсотлетию.

По неимению причетников (церковнослужителей) и по весьма медленному, вследствие бедности, приобретению церковной утвари, книг и колоколов, освящение храма замедлилось на несколько лет. Оно последовало 28 ноября 1912 года. От сего времени и «утвердилась Дуниловская Богородицкая общежительная обитель с малым числом братии». Приписана она была к В. Устюгскому Михайло – Архангельскому монастырю.

В 1764 году из-за удалённости от населённых мест, малочисленности и бедности прихожан пустынь находилась в крайней бедности, и по этой причине она была упразднена, а церковь причислена к Спасо – Прихожденской Андангской церкви (деревня Завражье) с оставлением явленной иконы в Дунилове. На момент упразднения пустыни в ней жили только два человека: строитель с одним послушником в одной келье размером два с половиной сажени, было два ветхих амбара да огород 60 сажен окружности.

В 1774 году к Андангской церкви были причислены от Сретенской, что в Никольской слободке, 5 дворов крестьян, живших близ Дуниловской пустыни.

В 1783 году, при Генеральном межевании, земля, принадлежавшая обители, замежевана под крестьян, поселившихся на правом берегу Юга под деревнею Дуниловым.

В 1815 году указом Вологодской Духовной консистории Дуниловская пустынь приписана к Никольскому Сретенскому собору с пребыванием чудотворной иконы в соборе.

Притч Андангской Спасо - происхожденской церкви и жители деревни Дунилова не были согласны с таким поворотом событий в течение 50 лет, многократно просили под разными причинами и условиями возвратить явленную икону в Дуниловскую пустынь, обращаясь с этим прошением и по духовному ведомству и даже на Высочайшее имя. Просьбы были безуспешны и прекратились только тогда, когда

В 1885 году указом Святого Синода притчу Андангской церкви было объявлено, «…что если оно будет продолжать утруждать духовное начальство просьбами, то будет подвергнуто ответственности». Между тем церковь время от времени ремонтировалась и благоустраивалась.

В 1795 году взамен обветшавшей построена новая паперть.

В 1849 году она вновь перестроена. В том же году церковь и колокольня покрыты новым тёсом.

Никольский протоиерей А. Соколов, который очень много сделал для устройства Дуниловской церкви, в рапорте в Никольское Духовное правление в 1851 году писал: «Деревянная церковь в Дунилове существует с 1712 года (в 2016 году – 304 года), но, как построена из старинного кремнистого леса, стоит совершенно прямо, и нигде доселе нет ни признаков гнили, ни посадки и как храм холодный, то и на будущее время нет причин ожидать скорой ветхости; крыша прочная, устроена, соборным церковным старостой Никоном Ельцыным».

В 1869 году под церковь подведён каменный фундамент, она обшита тёсом, покрыта железом и покрашена.

В праздники церковь не вмещала всех молящихся, и протоиерей А. Соколов решил приступить к постройке каменной церкви. Строилась она на средства богомольцев и чтителей Чудотворной Дуниловской иконы. Выше отмечалось, что притч Андангской церкви и окольное население настаивали на возвращении иконы из Никольского собора. Жители Никольска то же не были безучастными свидетелями этой тяжбы: в свою очередь они обращались с просьбами по начальству оставить икону в соборе. В ответ на удовлетворение их просьбы Вологодской Духовной консисторией никольчане писали епархиальному начальству: «Принимая волю Епархиального начальства видимым знаком соизволения Заступницы Усердной на пребывание Чудотворною Ея Дуниловскою иконою в незначительном нашем городе, в утешение скудности и немощи нашей, жители г. Никольска единодушно изъявляем общую благодарную готовность нашу каждогодно и посильно жертвовать на построение каменной церкви в Дунилове».

«Хлебом, трудами и деньгами» жертвовали на постройку храма и крестьяне – прихожане Никольского собора. Кружечный сбор денег осуществляли 10 келейниц обители. Купец Грибанов И. Я. На колокольный звон пожертвовал тысячу рублей.

В 1857 году начато строительство каменной церкви.

В 1865 году. строительство каменной церкви было завершено.

29 июня 1867 года тёплый придел во имя Николая Мирликийского освящён; 29 июня 1874 года холодный придел освящён во имя иконы Казанской Божией Матери.

В 2017 году- 150 лет - каменной Дуниловской церкви.

Деревня Дунилово за прошедшие годы мало изменилась: к началу 20-го столетия в ней было 9 дворов, мужских душ – 36, женских – 33.

В Дунилове открыта церковная школа грамоты для детей из соседних деревень Андангского Спасо – Происхожденского прихода, с ночлежным приютом для учащихся. Учились в школе 22 мальчика и 5 девочек.

Через два года в Дуниловской пустыни открыта богадельня для престарелых и бесприютных шести лиц духовного звания (по инициативе протоирея Замараева).

28-29 июня 1877 года В год двухсотлетия явления Чудотворной иконы Божией Матери, Дуниловскую пустынь посетил Архиепископ Вологодский и Устюженский Феодосий. Владыке очень понравилась местность, и он сказал: «Пожил бы здесь». Дуниловская обитель существовала до 20-х годов нынешнего столетия, а служба в церкви отправлялась до 30-х годов. Население окрестных деревень собиралось на богомолье ещё в 50-е годы.

В начале 30-х годов в Дунилове создан лесопункт, и с тех пор именно он определял жизнь Дунилова, об этом периодически писали свидетели и участники тех событий. Замечу только, что в наши дни церковь стараниями местных жителей вновь открыта для службы.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.