Приемы развития фантазии и воображения. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Приемы развития фантазии и воображения.

2017-10-16 581
Приемы развития фантазии и воображения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приемы развития фантазии и воображения.

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка - горят...). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования. Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!), животных, растений...

 

 

Ниже рассмотрено 35 приемов фантазирования.

Увеличение – уменьшение.

Это самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике... Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль...

Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости...

Увеличивать можно неограниченно: от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.

Приведем пример игры-беседы для освоения приема «Увеличение – уменьшение».

Ребенку говорим: Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?

— Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время.

— Хотела бы уменьшить домашние задания.

— Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

— Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. И т.д.

Исключение некоторых качеств человека.

Перечислите свойства и качества человека, а потом одно свойство исключите и посмотрите, что получилось.

— Человек не спит.

— Человек не чувствует боли.

— Человек потерял вес, обоняние.

Задание. Назовите не менее 10 жизненно важных качеств и свойств человека и подумайте, к каким последствиям приведет их потеря.

Превращение человека в любой объект.

Человек превращается в другого человека, в животных (зверей, насекомых, рыб..), в растения (в дуб, розу, баобаб..), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш...). Это богатейший материал для новых сказок.

Но самое главное в этом приеме - это воспитание эмпатии - умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.

Задание. Предложите не менее 10 примеров превращения человека, например в сказках.

Антропоморфизм.

Антропоморфизм - это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать...) любых объектов, одушевленных и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ.

… Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей.

— Братец мой,-

Отвечает месяц ясный, —

Не видал я девы красной…

Здесь Пушкин наделил месяц умением видеть, узнавать, соболезновать и говорить.

Задание. Вспомните 10 примеров антропоморфизма из известных вам сказок, мифов и басен и сами придумайте не менее 10 примеров возможного антропоморфизма.

Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.

А именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

— Мальчик сидит верхом на палочке и воображает ее лошадью, а себя всадником.

— В какое живое существо ты бы превратил воздушный шарик?

Задание. Придумайте не менее 10 примеров подобных превращений.

Оживление умерших людей, животных, растений.

Например:

— Что было бы, если бы воскресли бронтозавры?

— Что бы создал еще Пушкин, если бы не ушел из жизни так рано?

Можно оживить все виды вымерших животных и всех людей!

Задание. Предложите 10 вариантов такой игры.

Метафора.

Метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд»… Вот отрывок, составленный из одних метафор:

На нити праздного веселья

Низал он хитрою рукой

Прозрачной лести ожерелье

И четки мудрости златой. А.С.Пушкин

Задание. Назовите метафоры и попросите детей объяснить, какие свойства и кому перенесены.

Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Стальные мускулы. Железный характер. Бронзовое тело.

Фантастическое объединение.

Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка; лошадь + человек = кентавр… Кто такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.

Задание. Предложите 10 примеров сочетания неожиданных качеств реальных различных существ.

Фантастическое дробление.

Вспомните сюжет замечательного романа "12 стульев" или сюжет сказки Светлова о человеке по фамилии Рубль, который упал с пятнадцатого этажа и разбился на десять гривенников. У каждого гривенника своя судьба. Один гривенник разменяли на копейки, другой стал большим начальником и выглядел важнее рубля, третий начал размножаться...

Задание. Придумайте и вы сказку на подобный сюжет. Например, апельсин разлетелся на дольки, гранат рассыпался на 365 зернышек (именно 365 зерен в любом гранате, проверьте), судьба сестер-горошин из одного стручка…

Как мне повезло».

— Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце.

— Как мне повезло, — говорит другой подсолнух, — а я похож на…

— Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей.

— Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.

Задание. Придумайте 10 вариантов такой игры.

Машина времени.

У вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.

Хроноклазм.

Это парадокс, вызванный вмешательством в предыдущую жизнь. Переместился некто в прошлое и что-то там поменял, а потом вернулся, а на Земле все по-другому. Для побуждения фантазировать в этом направлении задаются вопросы типа:

— Что было бы сейчас, если бы в прошлом что-то произошло иначе или вообще чего-то не произошло?

— Что надо бы было изменять в прошлом, чтобы не произошло то, что произошло.

Например:

— Я потерял ключи. (Не беда, возвращаюсь в прошлое и не беру с собой ключи).

—Что было бы, если бы не было переворота в 1917 году?

— Что можно менять в прошлом? (Все можно менять в прошлом! Поступки людей, явления живой и неживой природы, окрестности...).

Хроноклазм, машина времени, хронотур, хронодин — это замечательные приемы фантазирования, они дают неисчерпаемое количество сюжетов.

Задание. Предложите несколько сумасшедших сюжетов на указанные приемы.

(Отправился искать невесту в прошлое... Узнал, почему вымерли бронтозавры).

Метод Л.Н. Толстого.

Пишут, что Л. Н. Толстой регулярно пользовался каждое утро в качестве утренней гимнастики ума следующим методом.

Взять самый обычный предмет - стул, стол, подушку, книгу... Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

Например, что бы сказал о часах австралийский абориген?

Задание. Составьте несколько описаний предметов для аборигена.

Свободное фантазирование.

Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.

Придумайте фантастическое растение.

На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы…

На одном растении растут все известные фрукты и овощи (помидоры и картофель, из листьев можно сделать табак, получить болеутоляющее лекарство и «средство красоты». В принципе, это возможно, так как помидоры, картофель, табак, белладонна (по-итальянски - прекрасная дама) принадлежат к одному семейству — пасленовые.

На одном растении растут известные и неизвестные фрукты, овощи и орехи.

Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек — леденцы. Это тоже возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом.

На одном дереве растут объекты живой и неживой природы.

Цветок сделан из шоколада и никогда не отцветает,

сколько его ни ешь.

Метод Нади Рушевой.

Приведем еще один замечательный способ развития фантазии и умения рисовать. Это широко известный универсальный способ, которым владела гениальная девочка Надя Рушева. Она к 16 годам прочитала с фломастером или пером в руке книги более пятидесяти писателей, от античных до современных:

Гомер, Шекспир, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Экзюпери, Булгаков… и рисовала, рисовала, рисовала... Читала, фантазировала и рисовала. Это помогло ей достигнуть легкости, изысканности и «парения» линий в своих рисунках. За семнадцатилетнюю жизнь она создала десять тысяч замечательных рисунков. Занималась в детстве балетом, она знала, каким огромным трудом достигается эта «легкость парения». Этот замечательный, но не популярный способ называется трудолюбие и упорство!

Метод «РВС».

РВС — это аббревиатура трех слов: размер, время, стоимость.

Надо отметить, что метод «РВС» — это частный случай общего метода «уменьшение — увеличение», когда изменять можно от нуля до бесконечности любые характеристики системы, а не только размеры, вес или стоимость. Например, скорость, количество, качество, силу трения, силу мышления, силу памяти, прибыль фирмы, численность, оклады.… Такие мысленные эксперименты размывают привычное представление об улучшаемой системе, делают ее мягкой, изменяемой, дают возможность посмотреть на проблему с необычной стороны.

Метод РВС основан на диалектическом принципе перехода количественных изменений в качественные. Еще этот метод называют «методом проверки на монстра», или «методом предельного перехода», или «методом усиления противоречий».

Метод РВС очень хорошо развивает фантазию и воображение, а также позволяет преодолеть психическую инерцию мышления. Надо помнить, что мы проводим мысленный эксперимент, где все можно, а не практический, когда действуют неумолимые законы природы.

Разумеется, использованию метода РВС надо учиться.

Метод переноса свойств.

Рассмотрим очень веселый, озорной и очень простой (для умеющего фантазировать) метод наделения обычных предметов совершенно необычными для них свойствами, взятыми, однако, у обычных предметов. В науке этот метод называется методом фокальных объектов (МФО).

Алгоритм очень прост. Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который хотят усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства. Для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект. Например, выберем в качестве фокального объекта куклу Барби. Кажется, она уже - предел выдумки в классе кукол. Посмотрим, что получится.

Второй шаг: выбирают несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор.

Третий шаг: для этих случайных объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.

Электрическая лампочка - светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть…

Воздушный шарик — летает, надувается, не тонет, отскакивает…

Телевизор — показывает, говорит, поет, имеет ручки управления…

Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.

Итак, что же получится? Давайте фантазировать и особенно не заботиться о реальной возможности реализовать придуманное. Поехали:

Барби светится изнутри матовым розово-молочным светом. В комнате темно, а она светится. Это хорошо: не потеряешь и даже читать можно.

Барби всегда приятно теплая, как живая. Ее можно брать на улицу и греть руки. Можно рядом с теплой Барби положить птичьи яйца, и из них вылупятся птенцы или цыплята. Можно прислонить к аквариуму, и Барби будет подогревать воду для рыбок.

Барби прозрачная. Видно, как у нее бьется сердце, по сосудам течет кровь, можно изучать анатомию…

Перегорает. Понятно, надо, чтобы у Барби были запасные части: набор рук, ног, голов, платьев... И т.д. и т.п.

Комбинация приемов.

«Высшим пилотажем» фантазирования является использование многих приемов одновременно или последовательно. Использовали один прием и к тому, что получилось, добавляют новый прием. Это уводит очень далеко от начального объекта и куда приведет - совершенно неизвестно. Очень интересное занятие, попробуйте. Но это под силу только смеломыслящему человеку.

Задание. Возьмите какой-нибудь сказочный объект (Буратино, Колобок...) и примените к нему последовательно 5—10 приемов фантазирования. Что получится?

Приемы развития фантазии и воображения.

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка - горят...). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования. Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!), животных, растений...

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.