Социально-психологический и аффективно-ролевой тренинги — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Социально-психологический и аффективно-ролевой тренинги

2017-10-16 230
Социально-психологический и аффективно-ролевой тренинги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социально-психологический и аффективно-ролевой тренинги

Занятие 1. Знакомство, становление группы (начальный тренинг общения)

Цель:

-получить опыт самопрезинтации;

-почувствовать атмосферу открытости и доверия, раскрепоститься;

-начать процесс сплочения группы (почувствовать себя единой группой).

 

1. «Мое имя»: напишите на карточке свое имя, под которым хотите быть в тренинге, испробуйте это имя выразить в почерке, вразмере и расположении букв, можете пририсовать какой-либо символ себя.

Прикрепите имена. Произнесите их по кругу - как они звучат.

 

2. «Поменяйтесь те, кто…»: называется любой признак, который относится к некоторым участникам, например: «Поменяйтесь местами все, кто сегодня проснулся рано!» Тот, кого это касается, встает с места и бежит на другое, стараясь занять чье-то место. Кто не успел занять место - водит.

 

3. «Мы похожи?» Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:
-Ты похож на меня тем, что...
-Я отличаюсь от тебя тем, что...
Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

 

4. «Атомы и молекулы»: все участники становятся «атомами» и хаотично перемещаются по комнате. Когда ведущий называет число, например, «три», участники объединяются в «молекулы» по три «атома» в каждой, взявшись за руки. Если в группе больше «атомов», лишние садятся. Продолжают играть оставшиеся участники.

 

5. «Что есть только у меня?»: это упражнение продолжает предыдущее: все «молекулы» объединяются по три «атома». Необходимо найти как можно больше отличий каждого члена группы от других. Выигрывает тот, у кого больше всего отличий.

 

6. «Контакт глаз»: каждый попробует встретиться взглядом с другим человеком. Если это удалось, кивните друг другу и постарайтесь встретиться взглядом ещё с кем-нибудь.

 

7. «Прощальный круг»: в кругу все участники делятся впечатлениями от занятия. Ведущий делает это в конце круга, чтобы избежать ориентации подростков на мнение ведущего. В завершении ведущий говорит: «Вот и заканчивается наша первая встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!»

 

Занятие 2. Взаимодействие

Цель:

- выработка правил группы;

- научиться взаимодействовать при конфликте интересов;

-научиться работать в команде, находить себе место в групповой работе.

 

1. «Разожми кулак!»: подростки делятся на пары. Один из них крепко сжимает кулак. Задача второго участника - разжать этот кулак. При этом можно говорить.

После этого обсуждение происходит сначала в группе, а затем в общем кругу. При обсуждении важно выслушать всех и отметить разные стратегии

взаимодействия: сила, подкуп, лесть, попытка договориться, понять, зачем

другому нужно не разжимать кулак.

 

2. «Правила группы»

На доске вопросы:

Что мне в себе не нравиться?

Что нужно сделать, чтобы у меня появилось много друзей?

Что такое счастье и счастлив ли я?

Хороший я человек или не очень?

На эти вопросы не надо отвечать группе. Каждый должен решить

самостоятельно:

-Какое поведение, какие слова других людей мешают говорить о своих

переживаниях?

-Какие действия, какое поведение других людей способствует тому, что у тебя возникает желание говорить о своих переживаниях?

Ответы обсуждаются в общем кругу, в результате обсуждения необходимо

прийти к мнению о необходимости правил, выполнение которых дало бы

возможность свободно говорить о своих чувствах и проблемах. Каждый участник предлагает свое правило, все правила обсуждаются и принимаются общим голосованием. Предлагается каждому участнику высказаться о том, какое правило ему будет трудно соблюдать.

 

3. «Кот и дом»: участники делятся на пары. В парах договариваются, кто будет первым, а кто - вторым. Первые номера должны нарисовать дом, причем свое задание должны держать в тайне. Вторые номера рисуют кошку, не говоря об этом партнеру. Упражнение должно проходить в полной тишине, разговаривать нельзя. Каждая пара получает лист бумаги и один фломастер на двоих. Необходимо взять фломастер одновременно (!) обоим партнерам и выполнить задание. При обсуждение разных стратегий взаимодействия важно поговорить о том, какие чувства вызывает агрессия партнера: нежелание уступить или, наоборот, полное подчинение чужому желанию? Удачные варианты решения - нарисовать дом, в котором сидит кошка, дом в виде кошки или кошку в виде дома, но еще лучше - дать партнеру возможность выполнить задание, а потом сделать свое.

 

4. «Официант, в моем супе муха»: участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах. Ведущий дает каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.
Объясняет, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.
Ведущий просит двух исполнителей выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начинает игру.
После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.
РОЛЬ А Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.
РОЛЬ Б Вы - управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Анализ:
1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?
2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?
3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?
4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: Например: одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение:
Никто не в силах указать наилучший способ решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

5. «Вавилонская башня»: группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы,стопку газет. Дается задание за 15 минут построить башню. После постройкиона должна простоять хотя бы минуту. После выполнения задания идетобсуждение, какие чувства испытывали ребята, что было трудно, что можнобыло бы изменить, кто был лидером, кто остался без дела, кто выдвигал идеи.

6. «Представление»

Цель упражнения:

- формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств;

- умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими.
Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Например, "Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин, но главное, на что хочу обратить ваше внимание - со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило играю роль тамады" или "Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь может быть лучше других и готова посвящать все свое время - это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю".

7. «Комплименты»

Цель упражнения:

- отработка навыков эмпатии и новых способов поведения.
Дается задание: "Вы можете свободно передвигаясь по комнате подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом обойдите всех участников тренинга.

 

8. «Прощальный круг»: все участники обмениваются впечатлениями, полученными от совместной деятельности.

Занятие 3. Уверенность

Цель:

- осознание ситуации полной зависимости;

- формирование навыков изменения собственного поведения;

- знакомство с конкретными техниками уверенного поведения в

ситуациях давления, ущемление прав;

1. «Марионетка»

Цель упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией "наркоман-наркотик", так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников.
Участники разбиваются на тройки. В каждой выбирается "марионетка" и два "кукловода". Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где "кукловоды" управляют всеми движениями "марионеток". Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.
После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент как на чувствах "марионетки", так и на чувствах "кукловодов", управлявших ее движениями.
Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта; важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными.

2. «Преувеличение или полное изменение поведения»

Цель упражнения: - формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.
Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения.
Участник сам выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается.
Если член группы не осознает этого поведения, он должен преувеличить его. Например, робкий член группы должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому дается 5-7 минут. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами.

 

3. «Адекватные и неадекватные ответы»: участники делятся на две подгруппы, которые садятся друг против друга в два ряда; одному ряду раздаются карточки с негативными высказываниями подростков о себе, об окружающих, о жизни (заготавливаются ведущим заранее; их примерный список приведен ниже).

Участник из ряда с карточками с выраженными чувствами зачитывает их своему партнеру напротив с другого ряда, а тот должен дать на это высказывание заведомо неадекватный ответ, который отвергает и унижает говорившего, усиливает его негативные чувства, прерывает общение между ними, вызывает агрессию. Затем тоже самое делает второй участник ряда с карточками и т.д. до конца ряда. Далее снова первый участник зачитывает своему визави негативное высказывание, а тот теперь дает уже адекватный ответ, который выражает понимание чувств говорящего, снижает его тревогу, агрессию и напряжение вызывает у него чувство доверия, приглашает к дальнейшемуразговору и сотрудничеству. Далее ряды меняются местами и упражнение повторяется со сменой ролей и раздачей следующего набора карточек с негативными высказываниями. Каждый должен достичь точного адекватного ответа; его поиски можно продолжать до получения у заявителя указанных выше положительных чувств - эти чувства в упражнении используются как критерий достижения адекватного ответа.

Типовой набор способов сформулировать адекватный ответ:

- отвечающий говорит о своем желании сотрудничать или помочь («я хочу тебе помочь», «я с тобой», «я на твоей стороне», и т.п.).

- отвечающий говорит о понимании им чувств заявителя («понимаю тебя»).

- отвечающий констатирует (бодрым и утверждающим тоном), что каждый человек вправе испытывать подобные чувства и высказывать их («я хочу тебе сказать, что ты, как и каждый, безусловно имеешь право на такие чувства и это очень здорово, что ты их так прямо и выразил!»)

- отвечающий отзеркаливает (повторяет или кратко описывает) чувства говорящего («да, ты сейчас переживаешь», «тебе сейчас плохо» и т.п.).

- отвечающий говорит о своих чувствах от заявления говорящего - о сопереживании («мне больно за тебя», «я сожалею»), о сходстве части собственного жизненного опыта («да, и у меня в жизни было примерно так же»), своей растерянности от заявления говорящего и о том, что не может сейчас найти, чем помочь.

- отвечающий приглашает заявителя подумать вместе, как теперь быть после сделанного им заявления («давай вместе подумаем, что мы можем сделать теперь?» и т.п.)

Список 25 типичных подростковых негативных высказываний (приводятся в

«мужском» варианте):

- Ты никогда меня не понимаешь! Я тебе не верю!

- Уйди от меня!

- Не хочу жить!

- Ты бы хоть раз обо мне позаботился!

- Нечего на тебя время терять!

- У тебя на меня никогда нет времени!

- Все люди - гады!

- Не хочу домой - это не дом!

- Лучше - напиться!

- И ты туда же - поучать!

- Самое большее, что ты заслуживаешь - в морду!

- Я так от тебя устал!

- Заткнись!

- Ты мне не друг!

- Чего лезешь?!

- Сволочей надо расстреливать!

- Мне нужна настоящая помощь, а не твои разговоры!

- Видеть тебя не могу!

- Лучше в тюрьму, чем в эту школу!

- Нет в жизни счастья!

- Ты меня бросила!

- Эх ты!

- Ну и кто ты после этого?!

- Ты падла, а не друг!

После упражнения в общем круге участники делятся впечатлениями о самочувствии в данном упражнении, сравнивают себя в роли говорящего и отвечающего, оценивают степень уверенности при адекватных ответах и выбирают из них индивидуально наиболее подходящий тип.

 

4. «Примирение»: группа делится на малые группы по 3 человека; двое -в ссоре, третий - примиряющий их. Сначала участники договариваются о причине ссоры ( молодежнаятематика), затем идет сама сцена ссоры, а затем - примирения. Упражнение выполняется с полной сменой ролей участниками.

Анализируются: фазы развития микрогруппы из двух ссорящихся в процессе ссоры и последующего примирения; какие наиболее оптимальные способы примирения; какие границы/возможности у примирения; условия, при которых примирять нельзя, а можно только навредить.

 

5. «Решение ролевых ситуаций»: ведущий зачитывает ролевые ситуации (приведены ниже), а участники их записывают. Группа делится на пары; в них последовательно кратко разыгрываются предложенные ситуации, в каждой из которых реагирующий на ролевую ситуацию участник игры дает сначала неуверенный, затем агрессивный, и затем уверенный ответ (обеспечивающий утверждение собственной позиции и интересов, но без утраты дружеских отношений с другим участником сцены). Затем роли меняются.

Каждый участник должен достичь уверенного ответа в каждой из трех ситуаций.

В общем круге участники рассказывают о своих чувствах по ходу упражнения и о способах формулировки уверенных ответов. Ролевые ситуации (изложены в мужском роде):

1. Приятель вернул Вам магнитофон, взятый на вчерашний вечер, испорченным. Вы говорите...

2. Приятель взял у Вас взаймы, но не больно хочет отдавать к просит у Вас

еще. Вы говорите...

3. Ваш сосед по комнате вобщежитии без Вашего ведома привел в гости

незнакомого Вам человека и поставил Вас в неловкое положение. Вы

говорите...

 

6. «Умение сказать нет!»: группа в круге; один из участников находится внутри круга и по очереди подходит к каждому участнику в круге, садясь перед ним на переносимый с собой стул; тот обращается к участнику внутри круга с какой-либо настойчивой просьбой или настойчивым предложением, а участник внутри круга должен уверенно и спокойно отказать.

Просьбы и предложения не повторяются. Упражнение могут выполнять все те, кто чувствует необходимость укрепитьспособность сказать «нет!».

В общем круге участники, репетировавшие способность сказать «Нет!» рассказываю; о своих чувствах и о том, какими психологическими способами они обеспечивали способность говорить «нет!»; участники могут подметить индивидуально наиболее трудные для отказа ситуации.

7. «Тренировка навыков уверенного поведения»: предлагается разделиться на группы по три человека. Один будет критиком, другой будет отстаивать свои права, третий - наблюдать и давать обратную связь. После каждого упражнения состав троек меняется.

 

8. «Прощальный круг»

Прощание.

Подойдите к тем, с кем вам было особенно приятно работать. Выберите двух-трех человек. Скажите им о своих чувствах.

 

 

Социально-психологический и аффективно-ролевой тренинги

Занятие 1. Знакомство, становление группы (начальный тренинг общения)

Цель:

-получить опыт самопрезинтации;

-почувствовать атмосферу открытости и доверия, раскрепоститься;

-начать процесс сплочения группы (почувствовать себя единой группой).

 

1. «Мое имя»: напишите на карточке свое имя, под которым хотите быть в тренинге, испробуйте это имя выразить в почерке, вразмере и расположении букв, можете пририсовать какой-либо символ себя.

Прикрепите имена. Произнесите их по кругу - как они звучат.

 

2. «Поменяйтесь те, кто…»: называется любой признак, который относится к некоторым участникам, например: «Поменяйтесь местами все, кто сегодня проснулся рано!» Тот, кого это касается, встает с места и бежит на другое, стараясь занять чье-то место. Кто не успел занять место - водит.

 

3. «Мы похожи?» Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:
-Ты похож на меня тем, что...
-Я отличаюсь от тебя тем, что...
Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

 

4. «Атомы и молекулы»: все участники становятся «атомами» и хаотично перемещаются по комнате. Когда ведущий называет число, например, «три», участники объединяются в «молекулы» по три «атома» в каждой, взявшись за руки. Если в группе больше «атомов», лишние садятся. Продолжают играть оставшиеся участники.

 

5. «Что есть только у меня?»: это упражнение продолжает предыдущее: все «молекулы» объединяются по три «атома». Необходимо найти как можно больше отличий каждого члена группы от других. Выигрывает тот, у кого больше всего отличий.

 

6. «Контакт глаз»: каждый попробует встретиться взглядом с другим человеком. Если это удалось, кивните друг другу и постарайтесь встретиться взглядом ещё с кем-нибудь.

 

7. «Прощальный круг»: в кругу все участники делятся впечатлениями от занятия. Ведущий делает это в конце круга, чтобы избежать ориентации подростков на мнение ведущего. В завершении ведущий говорит: «Вот и заканчивается наша первая встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!»

 

Занятие 2. Взаимодействие

Цель:

- выработка правил группы;

- научиться взаимодействовать при конфликте интересов;

-научиться работать в команде, находить себе место в групповой работе.

 

1. «Разожми кулак!»: подростки делятся на пары. Один из них крепко сжимает кулак. Задача второго участника - разжать этот кулак. При этом можно говорить.

После этого обсуждение происходит сначала в группе, а затем в общем кругу. При обсуждении важно выслушать всех и отметить разные стратегии

взаимодействия: сила, подкуп, лесть, попытка договориться, понять, зачем

другому нужно не разжимать кулак.

 

2. «Правила группы»

На доске вопросы:

Что мне в себе не нравиться?

Что нужно сделать, чтобы у меня появилось много друзей?

Что такое счастье и счастлив ли я?

Хороший я человек или не очень?

На эти вопросы не надо отвечать группе. Каждый должен решить

самостоятельно:

-Какое поведение, какие слова других людей мешают говорить о своих

переживаниях?

-Какие действия, какое поведение других людей способствует тому, что у тебя возникает желание говорить о своих переживаниях?

Ответы обсуждаются в общем кругу, в результате обсуждения необходимо

прийти к мнению о необходимости правил, выполнение которых дало бы

возможность свободно говорить о своих чувствах и проблемах. Каждый участник предлагает свое правило, все правила обсуждаются и принимаются общим голосованием. Предлагается каждому участнику высказаться о том, какое правило ему будет трудно соблюдать.

 

3. «Кот и дом»: участники делятся на пары. В парах договариваются, кто будет первым, а кто - вторым. Первые номера должны нарисовать дом, причем свое задание должны держать в тайне. Вторые номера рисуют кошку, не говоря об этом партнеру. Упражнение должно проходить в полной тишине, разговаривать нельзя. Каждая пара получает лист бумаги и один фломастер на двоих. Необходимо взять фломастер одновременно (!) обоим партнерам и выполнить задание. При обсуждение разных стратегий взаимодействия важно поговорить о том, какие чувства вызывает агрессия партнера: нежелание уступить или, наоборот, полное подчинение чужому желанию? Удачные варианты решения - нарисовать дом, в котором сидит кошка, дом в виде кошки или кошку в виде дома, но еще лучше - дать партнеру возможность выполнить задание, а потом сделать свое.

 

4. «Официант, в моем супе муха»: участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах. Ведущий дает каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.
Объясняет, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.
Ведущий просит двух исполнителей выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начинает игру.
После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.
РОЛЬ А Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.
РОЛЬ Б Вы - управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Анализ:
1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?
2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?
3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?
4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: Например: одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение:
Никто не в силах указать наилучший способ решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

5. «Вавилонская башня»: группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы,стопку газет. Дается задание за 15 минут построить башню. После постройкиона должна простоять хотя бы минуту. После выполнения задания идетобсуждение, какие чувства испытывали ребята, что было трудно, что можнобыло бы изменить, кто был лидером, кто остался без дела, кто выдвигал идеи.

6. «Представление»

Цель упражнения:

- формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств;

- умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими.
Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Например, "Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин, но главное, на что хочу обратить ваше внимание - со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило играю роль тамады" или "Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь может быть лучше других и готова посвящать все свое время - это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю".

7. «Комплименты»

Цель упражнения:

- отработка навыков эмпатии и новых способов поведения.
Дается задание: "Вы можете свободно передвигаясь по комнате подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом обойдите всех участников тренинга.

 

8. «Прощальный круг»: все участники обмениваются впечатлениями, полученными от совместной деятельности.

Занятие 3. Уверенность

Цель:

- осознание ситуации полной зависимости;

- формирование навыков изменения собственного поведения;

- знакомство с конкретными техниками уверенного поведения в

ситуациях давления, ущемление прав;

1. «Марионетка»

Цель упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией "наркоман-наркотик", так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников.
Участники разбиваются на тройки. В каждой выбирается "марионетка" и два "кукловода". Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где "кукловоды" управляют всеми движениями "марионеток". Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.
После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент как на чувствах "марионетки", так и на чувствах "кукловодов", управлявших ее движениями.
Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта; важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными.

2. «Преувеличение или полное изменение поведения»

Цель упражнения: - формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.
Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения.
Участник сам выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается.
Если член группы не осознает этого поведения, он должен преувеличить его. Например, робкий член группы должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому дается 5-7 минут. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами.

 

3. «Адекватные и неадекватные ответы»: участники делятся на две подгруппы, которые садятся друг против друга в два ряда; одному ряду раздаются карточки с негативными высказываниями подростков о себе, об окружающих, о жизни (заготавливаются ведущим заранее; их примерный список приведен ниже).

Участник из ряда с карточками с выраженными чувствами зачитывает их своему партнеру напротив с другого ряда, а тот должен дать на это высказывание заведомо неадекватный ответ, который отвергает и унижает говорившего, усиливает его негативные чувства, прерывает общение между ними, вызывает агрессию. Затем тоже самое делает второй участник ряда с карточками и т.д. до конца ряда. Далее снова первый участник зачитывает своему визави негативное высказывание, а тот теперь дает уже адекватный ответ, который выражает понимание чувств говорящего, снижает его тревогу, агрессию и напряжение вызывает у него чувство доверия, приглашает к дальнейшемуразговору и сотрудничеству. Далее ряды меняются местами и упражнение повторяется со сменой ролей и раздачей следующего набора карточек с негативными высказываниями. Каждый должен достичь точного адекватного ответа; его поиски можно продолжать до получения у заявителя указанных выше положительных чувств - эти чувства в упражнении используются как критерий достижения адекватного ответа.

Типовой набор способов сформулировать адекватный ответ:

- отвечающий говорит о своем желании сотрудничать или помочь («я хочу тебе помочь», «я с тобой», «я на твоей стороне», и т.п.).

- отвечающий говорит о понимании им чувств заявителя («понимаю тебя»).

- отвечающий констатирует (бодрым и утверждающим тоном), что каждый человек вправе испытывать подобные чувства и высказывать их («я хочу тебе сказать, что ты, как и каждый, безусловно имеешь право на такие чувства и это очень здорово, что ты их так прямо и выразил!»)

- отвечающий отзеркаливает (повторяет или кратко описывает) чувства говорящего («да, ты сейчас переживаешь», «тебе сейчас плохо» и т.п.).

- отвечающий говорит о своих чувствах от заявления говорящего - о сопереживании («мне больно за тебя», «я сожалею»), о сходстве части собственного жизненного опыта («да, и у меня в жизни было примерно так же»), своей растерянности от заявления говорящего и о том, что не может сейчас найти, чем помочь.

- отвечающий приглашает заявителя подумать вместе, как теперь быть после сделанного им заявления («давай вместе подумаем, что мы можем сделать теперь?» и т.п.)

Список 25 типичных подростковых негативных высказываний (приводятся в

«мужском» варианте):

- Ты никогда меня не понимаешь! Я тебе не верю!

- Уйди от меня!

- Не хочу жить!

- Ты бы хоть раз обо мне позаботился!

- Нечего на тебя время терять!

- У тебя на меня никогда нет времени!

- Все люди - гады!

- Не хочу домой - это не дом!

- Лучше - напиться!

- И ты туда же - поучать!

- Самое большее, что ты заслуживаешь - в морду!

- Я так от тебя устал!

- Заткнись!

- Ты мне не друг!

- Чего лезешь?!

- Сволочей надо расстреливать!

- Мне нужна настоящая помощь, а не твои разговоры!

- Видеть тебя не могу!

- Лучше в тюрьму, чем в эту школу!

- Нет в жизни счастья!

- Ты меня бросила!

- Эх ты!

- Ну и кто ты после этого?!

- Ты падла, а не друг!

После упражнения в общем круге участники делятся впечатлениями о самочувствии в данном упражнении, сравнивают себя в роли говорящего и отвечающего, оценивают степень уверенности при адекватных ответах и выбирают из них индивидуально наиболее подходящий тип.

 

4. «Примирение»: группа делится на малые группы по 3 человека; двое -в ссоре, третий - примиряющий их. Сначала участники договариваются о причине ссоры ( молодежнаятематика), затем идет сама сцена ссоры, а затем - примирения. Упражнение выполняется с полной сменой ролей участниками.

Анализируются: фазы развития микрогруппы из двух ссорящихся в процессе ссоры и последующего примирения; какие наиболее оптимальные способы примирения; какие границы/возможности у примирения; условия, при которых примирять нельзя, а можно только навредить.

 

5. «Решение ролевых ситуаций»: ведущий зачитывает ролевые ситуации (приведены ниже), а участники их записывают. Группа делится на пары; в них последовательно кратко разыгрываются предложенные ситуации, в каждой из которых реагирующий на ролевую ситуацию участник игры дает сначала неуверенный, затем агрессивный, и затем уверенный ответ (обеспечивающий утверждение собственной позиции и интересов, но без утраты дружеских отношений с другим участником сцены). Затем роли меняются.

Каждый участник должен достичь уверенного ответа в каждой из трех ситуаций.

В общем круге участники рассказывают о своих чувствах по ходу упражнения и о способах формулировки уверенных ответов. Ролевые ситуации (изложены в мужском роде):

1. Приятель вернул Вам магнитофон, взятый на вчерашний вечер, испорченным. Вы говорите...

2. Приятель взял у Вас взаймы, но не больно хочет отдавать к просит у Вас

еще. Вы говорите...

3. Ваш сосед по комнате вобщежитии без В


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.