Научно-методологические основы курса — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Научно-методологические основы курса

2017-10-16 255
Научно-методологические основы курса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Б. М. Неменского ( УМК «Школа России») утверждённая Минобрнауки в 2011г. Программа отвечает требованиям ФГОС начального образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторская программа опубликована в «Сборнике рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Школа России). М.: Просвещение, 2012».

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Для реализации программного содержания используются учебники Изобразительного искусства:

1 класс – Л.А. Неменская. Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

2 класс – Е.И. Коротеева. Ты и искусство.

3 класс – Е.И. Коротеева. Искусство вокруг нас.

4 класс – Л.А. Неменская. Каждый народ – художник.

Все учебники выпущены в свет издательством «Просвещение»,М:, 2016г. И рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

 

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС,

поэтому в данную рабочую программу не внесено изменений.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

 

Ведущая задача:

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности.

 

Научно-методологические основы курса

Для решения поставленной задачи важны СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:

 

МОТИВАЦИЯ и ПОНИМАНИЕ сути культуры человека, общества (внутренняя потребность в приобщении себя к миру культуры России, родины и художественном самовыражении).

Художественно-эстетическое развитие учащихся действительно рассматривается как важнейшее условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самореализации.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме и в процессе художественного творчества каждого ребёнка.

Художественное образование направлено на развитие эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают ребёнку подниматься год за годом по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребёнка выражен в структуре программы.

Основные виды деятельности.

В системе обучения изобразительному искусству выделяются три основных вида художественной деятельности и три способа освоения этих видов деятельности:

- изобразительная художественная деятельность - изображение;

- декоративная художественная деятельность - украшение;

- конструктивная художественная деятельность – постройка.

 

В программе сохранен игровой подход к представлению всех видов деятельности с помощью героев-братьев:

Мастера-Изображения, Мастера-Украшения и Мастера-Постройки.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность, чёткость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, овладение образным языком искусства, где в единстве восприятия произведений и созидательной деятельности происходит формирование творческого, образно-художественного мышления детей.

Особый вид деятельности учеников – выполнение творческих проектов, компьютерных презентаций, что требует работы со словарями, использования собственных фотографий, поиска художественной информации в Интернете.

Программа построена так, что дети сами почувствуют необходимость применения собственного опыта, наблюдений и переживаний, связанных с окружающей реальностью. Развитие наблюдательности и творческой фантазии (умение вглядываться в явления жизни, способность на основе развитой наблюдательности строить художественный образ) помогут развитию художественно-образного мышления учащихся.

 

Планируемые результаты освоения учебной программы.

№ класс Раздел программы Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться:
1. Восприятие искусства и виды художественной деятельности. *различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла *различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику *эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка *узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны ОМ и жизненных явлений (разнообразие, красоту, трагизм…) *называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. *воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений *видеть проявление художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре *высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
2. Азбука искусства. Как говорит искусство? *создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве *использовать выразительные средства ИЗО: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла *различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла и собственной учебно-творческой деятельности *создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека *наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, графике, скульптуре, художественном конструировании *использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России (с учётом местных условий). *пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы *моделировать новые формы, различные ситуации, путём трансформации известного создавать новые образцы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики *выполнять простые рисунки, орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.
3. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? *осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности *выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия *передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления…) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта. *видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов *понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям *изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё эмоциональное отношение *изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

 

 


Содержание учебного курса

Класс

Изображать можно в объеме

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. По­смотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).

Изображать можно линией

Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о се­бе»— рисунок или последовательность рисунков.

Наши краски

Проба красок. Радость общения с красками. Овладе­ние навыками организации рабочего места и пользова­ния красками. Названия цветов. Что в жизни напомина­ет каждый цвет? Игровое изображение красочного мно­гоцветного коврика.

Мир природы полон украшений

Развитие наблюдательности, приобретение детьми опы­та эстетических впечатлений. Украшение крыльев ба­бочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заго­товки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в при­роде.

Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.

Красоту надо уметь замечать

Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рас­сматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства факту­ры. Накопление опыта зрительных поэтических впечат­лений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

Дом для себя

«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персо­нажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Раз­ные дома для разных дел. Развитие воображения.

Какие можно придумать дома

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадрат­ный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длин­ный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.

Дом снаружи и внутри

Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображе­ние дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?

Город, где мы живем

Задание на тему «Я рисую любимый город». Изобра­жение по впечатлению после экскурсии.

Обобщение темы

Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учат­ся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в ху­дожников и зрителей. Можно сделать обобщающее пан­но «Наш город» или «Москва».

КЛАСС (34 ч)

Ты и искусство

Тема «Ты и искусство» — важнейшая для данной концепции. Она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного «приращения» к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понима­ния их связей с окружающей жизнью ребенка. Понима­ние языка и связей с жизнью выстроено в особой после­довательности.

Задача всех этих тем — введение ребят в мир искус­ства, эмоционально связанный с миром их личных наблю­дений, переживаний, раздумий.

Реальность и фантазии (7ч)

Изображение и реальность

Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблю­дательным. Мастер Изображения учит видеть мир во­круг нас.Изображение животных, увиденных в зоопар­ке, в деревне, дома.

Изображение и фантазия

Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих жи­вотных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: дра­коны, кентавры.

Украшение и реальность

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы. Изобра­жение паутинок с росой и веточками деревьев, снежи­нок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

Украшение и фантазия

Без фантазии невозможно создать ни одного украше­ния. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).

Постройка и реальность

Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций — сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей).

Постройка и фантазия

Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов.

Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная групповая работа по воображению.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы)

Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.

 

О чем говорит искусство (10 ч)

Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для детей. Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

Как говорит искусство (8 ч)

Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими явля­ются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»

Пропорции выражают характер

Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности (обобщение темы)

Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

Обобщающий урок года

Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года.

Класс

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы являются носителями духовной культуры. Надо помочь ребёнку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства.

В итоге этого года обучения дети должны почувствовать, что они ежедневно связаны с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей.

Твои игрушки

Учатся создавать игрушки из пластилина, глины и других материалов.

Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды, изображения в изго­товлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).

Мамин платок

Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.

Обои и шторы в твоем доме

Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чет­кое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу молено выполнить и в технике набойки.

Твои книги

Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказ­ки или конструирование книжки-игрушки.

Поздравительная открытка

Эскиз открытки или декоративной закладки (по расти­тельным мотивам). Возможно исполнение в технике грат­тажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

В создании всех предметов в доме принял участие ху­дожник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого изних. Форма предмета и его украшение.

На обобщающем уроке можно организовать игру в ху­дожников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Пони­мание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобрази­тельного, декоративно-прикладного искусства, архитек­туры, дизайна, должно стать итогом урока и одновре­менно открытием.

Парки, скверы, бульвары

Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).

Ажурные ограды

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в род­ном городе. Резные украшения сельских и городских де­ревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеива­ние в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».

Фонари на улицах и в парках

Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже созда­ет художник. Образы фонарей: праздничный, торжест­венный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирова­ние формы фонаря из бумаги.

Витрины магазинов

Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

При наличии дополнительного времени можно сде­лать групповые объемные макеты.

Транспорт в городе

В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бума­ги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Что сделал художник на улицах моего города (села)

На этом уроке из отдельных работ соз­дается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Допол­няется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и жур­налистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Художник и зрелище (10 ч)

По усмотрению педагога можно объединить большин­ство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декора­ции, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.

Театральные маски

Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.

Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Художник в театре

Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Деко­рации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

Театр кукол

Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Театральный занавес

Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная ра­бота 2—4 человек).

Афиша, плакат

Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.

Художник и цирк

Роль художника в цирке. Образ радостного и таин­ственного зрелища. Изображение циркового представле­ния и его персонажей.

Художник и музей (9 ч)

Познакомившись с ролью художника в нашей повсе­дневной жизни, с разными прикладными формами ис­кусства, мы завершаем год темой об искусстве, произве­дения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петер­бурга, других городов России — хранители великих про­изведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и на­учиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры,— Третьяковская гале­рея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огром­ную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.

Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой куль­туры. Бывают и домашние музой в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей куль­туры.

Музеи в жизни города

Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Треть­яковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи род­ного города.

Картина-пейзаж

Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выра­женным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.

Картина-портрет

Знакомство с жанром портрета. Изображение портре­та по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

КЛАСС (34 ч)

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Деревнядеревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодче­ство. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.

Красота человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «доб­рый молодец». В образе женской красоты всегда выража­ется способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внима­ние, что фигуры в детских работах должны быть в дви­жении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные празд­ники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Празд­ник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обоб­щением материала темы.

Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу госу­дарства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменно­го храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. За­вершение «постройки» древнего города. Возможный ва­риант: изображение древнерусского города.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерье­ры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подго­товка фона для следующего задания.

Пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивиду­альные изображения пира.

Древняя Эллада

Древнегреческое понимание красоты человека — муж­ской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гар­моничным, спортивно развитым человеком — особен­ность Древней Эллады. Изображение фигур олимпий­ских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Гармония человека с окружающей природой и архи­тектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделиро­вание из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, кото­рым греки поклонялись).

Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, лите­ратуры посвящены этой теме. Героическая тема в искус­стве разных народов.

Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребен­ком).

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радо­сти детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путеше­ствиях, открытиях.

Проект

Критерии и нормы оценки:

  • Актуальность проблемы
  • Корректность методов исследования
  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его инди вид уальными возможностями
  • Характер общения участников проекта
  • Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
  • Умение аргументировать свои заключения, выводы
  • Эстетика оформления проекта

 

Календарно-тематическое планирование (см.в приложении).

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Для учителя

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования второго поколения

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012год (Стандарты второго поколения).

2.Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник. «Искусство вокруг нас» - М.: Просвещение, 2011 г.

3. Неменский Б.М. «ИЗО и художественный труд» М.: Просвещение, 2016г.

4. Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству». М.: Просвещение, 2016 г.

Для учащихся

1. Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 1-4класс.» - М.: Просвещение, 2015-2016 г.

2. Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 1-4класс.» - М.: Просвещение,2015- 2016 г.

Оборудование

1.Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.

2.Тумбочка на колесах для технических средств обучения.

3.Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)

4.Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

Альбомы

 

 

Методический фонд

1.Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

2.Серии фотографий и иллюстраций природы.

3.Фотографии и иллюстрации животных.

4.Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

5.Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

6.Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

7.Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник «Искусство вокруг нас» - М.:Просвещение, 2015-2016

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Б. М. Неменского ( УМК «Школа России») утверждённая Минобрнауки в 2011г. Программа отвечает требованиям ФГОС начального образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторская программа опубликована в «Сборнике рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Школа России). М.: Просвещение, 2012».

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Для реализации программного содержания используются учебники Изобразительного искусства:

1 класс – Л.А. Неменская. Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

2 класс – Е.И. Коротеева. Ты и искусство.

3 класс – Е.И. Коротеева. Искусство вокруг нас.

4 класс – Л.А. Неменская. Каждый народ – художник.

Все учебники выпущены в свет издательством «Просвещение»,М:, 2016г. И рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

 

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС,

поэтому в данную рабочую программу не внесено изменений.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

 

Ведущая задача:

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности.

 

Научно-методологические основы курса

Для решения поставленной задачи важны СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:

 

МОТИВАЦИЯ и ПОНИМАНИЕ сути культуры человека, общества (внутренняя потребность в приобщении себя к миру культуры России, родины и художественном самовыражении).

Художественно-эстетическое развитие учащихся действительно рассматривается как важнейшее условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самореализации.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме и в процессе художественного творчества каждого ребёнка.

Художественное образование направлено на развитие эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают ребёнку подниматься год за годом по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребёнка выражен в структуре программы.

Основные виды деятельности.

В системе обучения изобразительному искусству выделяются три основных вида художественной деятельности и три способа освоения этих видов деятельности:

- изобразительная художественная деятельность - изображение;

- декоративная художественная деятельность - украшение;

- конструктивная художественная деятельность – постройка.

 

В программе сохранен игровой подход к представлению всех видов деятельности с помощью героев-братьев:

Мастера-Изображения, Мастера-Украшения и Мастера-Постройки.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность, чёткость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, овладение образным языком искусства, где в единстве восприятия произведений и созидательной деятельности происходит формирование творческого, образно-художественного мышления детей.

Особый вид деятельности учеников ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228268']=__lxGc__['s']['_228268']||{'b':{}})['b']['_697691']={'i':__lxGc__.b++};


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.