Занятие 5: «философские проблемы современной науки» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Занятие 5: «философские проблемы современной науки»

2017-10-16 603
Занятие 5: «философские проблемы современной науки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия: преднаука, наука, критерии научности, классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука, вненаучное и околонаучное знание, научная революция, парадигма, сциентизм; антисциентизм, кумулятивизм и антикумулятивизм, экстернализм и интернализм, верификация, фальсификация, синергетика

1. Семинарские вопросы:

1.1. Наука и преднаука. Наука как система знаний, вид деятельности, и социальный институт. Сущность и функции науки, проблема трансформации её критериев в ХХ в.

1.2. Исторические типы научной рациональности. Кумулятивизм и антикумулятивизм. Научная революция. Научная картина мира.

1.3. Экстернализм и интернализм как модели развития науки. Наука как часть социокультурной системы.

2. Методические рекомендации:

В рамках подготовки к этому семинару студент должен разобраться в особенностях научного познания, выявить его специфические особенности, сопоставить с другими видами познания, такими как обыденное, художественное и др.

2.1. На протяжении XX века и вплоть до настоящего времени вопрос о критериях научности находится в центре внимания философии науки, поскольку именно его решение позволяет провести строгую границу, отделяющую собственно научные формы знания от иных вненаучных форм. Соответственно, при подготовке к ответу на этот вопрос основное внимание необходимо уделить идейным источникам трансформации философских представлений о критериях научности в ХХ-XXI вв. В частности, следует разобраться с такими двумя вариантами решения вопроса о критериях научности, как верификация (логический позитивизм) и фальсификация (К. Поппер).

2.2. При рассмотрении феномена научной революции студенты должны обратить особое внимание на то, что в структуре научного знания выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. При этом необходимо различать между собой «эмпирическое» и «чувственное», а также «теоретическое» и «рациональное». Опираясь на эти различения, следует постараться выявить линии сходства и различия двух наиболее популярных в современной философии науки понятий «парадигма» Т. Куна и «научно-исследовательская программа» И. Лакатоса. Анализ этих понятий должен прояснить мотивы и основания отказа современной философии науки от традиционной кумулятивистской концепции науки.

2.3. При изучении роли социально-культурного контекста в эволюции научного знания студенту необходимо разобраться в понятиях «основания науки», «философские основания науки», «интернализм», «экстернализм». В ходе подготовки к этому вопросу необходимо обратить внимание на экстерналистский подход к логике развития науки и научного знания. В частности, на систему аргументов, свидетельствующих в пользу того, что наука является органичной частью социокультурной системы в целом, а её история – частью социального процесса, а значит, не только динамика и направление развития научного знания, но и его содержание находятся под влиянием различных негносеологических факторов.

3. Вопросы для самоконтроля:

3.1.1. В чём заключается специфика научного познания? Приведите примеры того, что наука выходит за рамки обыденного опыта.

3.1.2. Чем преднаука отличается от науки?

3.1.3. Перечислите критерии научности. Почему к середине ХХ в. они стали предметом острых дискуссий?

3.1.4. Охарактеризуйте процедуры верификации и фальсификации как попытки провести границу между научным и вненаучным знанием.

3.1.5. Дайте характеристику вненаучного (религиозное, мифологическое, обыденное) и околонаучного (паранаучное, квазинаучное, антинаучное) типов знания.

3.1.6. Перечислите и охарактеризуйте методы эмпирического и теоретического уровней познания.

3.2.1. Как рассматривается развитие науки в рамках кумулятивистской и антикумулятистской моделях соответственно?

3.2.2. Каков смысл понятия «парадигма», «научная революция», «нормальная наука» в рамках концепции Т. Куна?

3.2.3. Каковы причины научных революций?

3.2.4. Что общего между понятиями «парадигма» Т. Куна и «научно-исследовательская программа» И. Лакатоса, и чем они отличаются?

3.2.5. Понимание «аномального факта» и его роль в науке.

3.2.6. Синергетика как концепция организации мира.

3.3.1. Охарактеризуйте науку как социальный институт.

3.3.2. В чём специфика рассмотрения развития науки «сквозь призму» истории культуры в целом?

3.3.3. Охарактеризуйте принципы экстернализма и интернализма в понимании эволюции научного знания.

3.3.4. Сопоставьте понятия «основания науки» и «философские основания науки».

3.3.5. Охарактеризуйте коллективный характер современных научных изысканий (на примере открытий, получивших Нобелевскую премию).

3.3.6. Приведите примеры, подтверждающие справедливость того, что современную культуру характеризуют как техногенную цивилизацию, возникшую на базе инноваций, привносимых в техносферу именно наукой.

4. Дополнительные задания:

4.1. Темы докладов и рефератов:

4.1.1. Критика околонаучного мышления.

4.1.2. Проблема эволюции критериев научности.

4.1.3. Синергетика как концепция организации мира.

4.1.4. Этические проблемы современной науки.

4.1.5. Специфика неклассической и постнеклассической науки.

4.1.6. Мировоззренческая функция научной картины мира.

5. Литература:

5.1. Основная литература:

5.1.1. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. – М., 2011. – С.524-532, 548-564, 569-575, 783-788.

5.1.2. Философия: учеб. для бакалавров вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2012. (DVD-ROM). Гриф ЭБС.

5.1.3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.О. Бернацкий [и др.]. – Омск, 2009. (CD-ROM). Гриф ЭБС.

5.2. Дополнительная литература:

5.2.1. История и философия науки: учеб. пособие / сост. Н.В. Бряник, О.Н. Томюк, Е.П. Стародубцева, Л.Д. Ламберов. – Екатеринбург, 2014. – С.76-84, 84-93.

http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/28647/1/978-5-7996-1142-2_2014.pdf (дата обращения 30.11.2015)

5.2.2. История и философия науки: учеб. пособие для вузов / сост. Н.И. Мартишина, В.Д. Верескун, [и др.]. – Новосибирск, 2011.

5.2.3. Лебедев С.А. Экстернализм // Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М., 2008. – С.663-664.

http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/slovari_ehnciklopedii/lebedev_filosofija_nauki_kratkaja_ehnciklopedija/23-1-0-4368 (дата обращения 30.11.2015)

5.2.4. Наука. Технологии. Человек. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. – 2015. – № 9. – С.5-39.

http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1235&Itemid=52 (дата обращения 30.11.2015)

5.2.5. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2003.

http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/filosofija_nauki_tekhniki/kun_t_struktura_nauchnykh_revoljucij/30-1-0-3437 (дата обращения 30.11.2015)

5.2.6. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // Кун Т. Структура научных революций. – М., 2003.

http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/filosofija_nauki_tekhniki/kun_t_struktura_nauchnykh_revoljucij/30-1-0-3437 (дата обращения 30.11.2015)

5.2.7. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие для вузов. – М., 2012.

http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/uchebnye_posobija_uchebniki/ruzavin_g_i_metodologija_nauchnogo_poznanija_uchebnoe_posobie_dlja_vuzov/27-1-0-3679 (дата обращения 30.11.2015)

5.2.8. Общие проблемы философии науки: словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н.В. Бряник. – Екатеринбург, 2007.

http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/slovari_ehnciklopedii/brjanik_obshhie_problemy_filosofii_nauki_slovar_dlja_aspirantov/23-1-0-1035 (дата обращения 30.11.2015)

5.2.9. Огурцов А.П. Парадигма // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.3 (Н-С). – М., 2010. – С.193-194.

5.2.10. Порус В.Н. Научная революция // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.3 (Н-С). – М., 2010. – С.34-35.

5.2.11. Стёпин В.С. История и философия науки: учеб. для системы послевуз. проф. образования. – М., 2011.

5.2.12. Стёпин В.С. Наука // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т. 3 (Н-С). – М., 2010. – С.23-28.

5.2.13. Стёпин В.С. Научная картина мира // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.3 (Н-С). – М., 2010. – С.32-34.

5.2.14. Стёпин В.С. Основания науки // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.3 (Н-С). – М., 2010. – С.167-168.

5.2.15. Стёпин В.С. Философские основания науки // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.4 (Н-С). – М., 2010. – С.249-250.

МОДУЛЬ 2.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.