Ландшафтная арт-терапия и работа — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Ландшафтная арт-терапия и работа

2017-10-16 301
Ландшафтная арт-терапия и работа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

с найденными объектами

В работе с последствиями психической травмы иногда приме-няются элементы так называемой ландшафтной арт-терапии, связанные с использованием множества физических и симво-лических форм, которые находятся в окружающей природной и антропогенной среде (Копытин, Корт, 2013; Kalmanowitz, Lloyd, 2011; Davis, 1997, 1999). Как в любой арт-терапии, в ландшафт-ной арт-терапии используется, прежде всего, изобразительная деятельность, однако допускается применение несколько ино-го набора средств, найденных объектов и материалов, а также целостного ландшафта. Участникам занятий предоставляется возможность определенную часть времени сеансов проводить за пределами арт-терапевтического кабинета.

 

Использование ландшафтной арт-терапии при травматичес-ком стрессе и постстрессовых расстройствах может быть обос-новано по-разному. Во-первых, имеет немаловажное значение позитивное, исцеляющее воздействие природного ландшафта, значительное разнообразие сенсорных стимулов, способных ожи-вить заблокированные в результате пережитой травмы физичес-кую и эмоциональную сферы. Во-вторых, выход в окружающую


 


среду и использование найденных объектов способствует ак-тивизации участников арт-терапии, получению новых впечат-лений и преодолению состояния изоляции. В-третьих, имеет значение сигнальная, символическая функция, присущая окру-жающей среде и найденным объектам, выделяемым в качестве наиболее значимым для личности. В результате переноса на эти предметы личного опыта (как травматического, так и ресурсно-го) обеспечивается его экстернализация, установление контро-ля над переживаниями, осознание прошлого и восстановление биографической памяти.

 

Проводя арт-терапию с жертвами политических и военных конфликтов в разных странах (бывшей Югославии, Гонконге

 

и др.), Д. Калманович, Б. Ллойд (Kalmanowitz, Lloyd, 2011) вынуж-дены были отступить от требований, связанных с организаци-ей арт-терапевтического пространства. Они стали более актив-но использовать ресурсы внешней среды с находящимися в ней объектами. Постепенно оформилась идея «портативной студии» как более открытой творческой среды, допускающей большую степень контакта с окружающим пространством.

 

Они отмечают: «Игра на стыке внутреннего и внешнего раз-ворачивалась весьма часто, когда мы проводили свою работу в ситуациях социальных и политических изменений. Работая в такой обстановке, мы не могли контактировать только с вну-тренним или внешним, но должны были охватить и то, и другое, смотреть, как они взаимодействуют друг с другом и какие эмо-циональные реакции при этом возникают… Наша работа была отчасти связана с тем, чтобы помочь беженцам освоить новое до-ступное для них пространство, в том числе, путем работы непо-средственно со средой и находящимися в ней объектами» (Kal-manowitz, Lloyd, 2011, р. 125).

 

Знакомясь с территорией, окружающей бараки в лагере для беженцев, D. Д. Калманович, Б. Ллойд заметили, что она со-держит в себе определенные ресурсы. Они решили в ходе арт-те-рапевтических занятий пригласить детей выходить на эту тер-риторию, в частности, в сосновый лес, а также посетить свалку ненужных вещей. Они предложили детям использовать внеш-нюю среду с находящимися в ней природными и неприродными объектами. По наблюдениям авторов, «перемещение во внеш-нюю среду, как в физическом, так и эмоциональном смысле ожи-вило и раскрепостило детей. В то же время, эта среда выполня-


 


ла важную удерживающую функцию» (Kalmanowitz, Lloyd, 2011, р. 107).

 

Так, во время одного занятия пятеро старших детей отпра-вились на свалку старых вещей и, используя найденные пред-меты, стали строить из них дома. Когда они после перерыва вер-нулись на то место, где построили дом, то обнаружили, что дом кто-то разрушил. Тогда дети построили живую цепь и начали передавать камни, чтобы укрепить дом. При этом одна девочка начала вспоминать о своем разрушенном доме в Боснии. Восста-новление и укрепление дома детьми в этот день продолжалось некоторое время и сопровождалось спорами и часто неприятны-ми воспоминаниями. Дети постепенно преобразовали двухком-натную постройку в дом с одной большой комнатой. Затем они сфотографировались на фоне построенного дома.

 

Д. Калманович и Б. Ллойд отмечают, что «строительство деть-ми разных сооружений из найденных на свалке предметов дава-ло им возможность символически обозначить их прежнюю среду обитания, отреагировать переживания, связанные с утратами привычных связей, прежде всего, со своим домом и близкими» (Kalmanowitz, Lloyd, 2011, р. 108).

 

Предпосылками проведения ландшафтной арт-терапии при посттравматических расстройствах могут служить много-численные примеры спонтанных творческих проявлений с ис-пользованием подручных средств, личных и найденных пред-метов у беженцев, участников боевых действий («траншейное искусство»), узников концентрационных лагерей. Военнослу-жащие, военнопленные и гражданское население во время войн

 

и вооруженных конфликтов нередко находили на полях сраже-ний предметы и создавали из них изделия (Saunders, 2003). Такие находки и изделия отражали их личностные творческие реакции на ситуацию и служили важными документами событий. Солда-ты, например, подбирали шрапнель, осколки снарядов и другие предметы, чтобы изготавливать из них поделки.

 

Миниатюрные, переносные предметы, которые люди во мно-гих случаях берут с собой, обнаруживают особую значимость, ко-гда речь идет о вынужденном перемещении, потере связи с при-вычной средой обитания или с человеком. Включаясь в новую среду, такие предметы зачастую преображают ее. Они несут на себе отпечаток прежней среды и отношений. Кроме того, пред-меты, которые человек берет с собой, оставляя прежнее место


 


обитания, либо которые он находит в процессе арт-терапевти-ческих занятий, часто дают ему чувство большей безопасности и даже пребывания в родном доме.

 

Приемы и формы ландшафтной арт-терапии, которые мож-но использовать в работе с пережившими психическую травму, разнообразны и включают:

 

• прогулки в определенной среде с целью нахождения в ней вы-зывающих особо сильные ассоциативные и эмоциональные реакции предметов с последующим обсуждением находок

 

и созданием из них предметных скульптур (ассамбляжей), инсталляций, «талисманов» и иной авторской продукции;

 

• использование некоторых предметов и материалов (песка, воды, листвы) не столько для создания авторской продукции, сколько с целью манипуляций и исследования их сенсорных характеристик;

 

• создание «путевых заметок» и иных художественных текс-тов на основе взаимодействия с найденными предметами или средой;

 

• подготовку и проведение ритуалов с определенной терапев-тической функцией с использованием найденных объектов или в определенной, специально выбранной среде;

• фотографирование объектов и среды;

• посадку растений, создание и обустройство садов, парков

 

и мемориалов, а также формирование участниками занятий наиболее безопасной и комфортной среды (Копытин, Корт, 2013; Шарафиева, 2013).

 

При использовании ландшафтной арт-терапии участникам заня-тий могут предлагаться определенные темы, что обеспечивает фокусировку на том или ином аспекте опыта и повышает эффек-тивность терапевтической программы. Кроме того, использова-ние тематической основы деятельности может снижать тревогу

 

и растерянность участников, а также способствовать сплачива-нию группы. Затрагиваемые в ходе ландшафтной арт-терапии темы могут быть нескольких видов. Хотя большинство тем пред-назначены для индивидуальной творческой деятельности, неко-торые из них больше подходят для совместной работы семьи, те-рапевтической группы или общины. Примером может служить арт-терапевтический проект, рассчитанный на тех, кто потерял близких в результате террористической атаки 11 сентября. Боль-


 


шая группа людей, работая совместно, создала мемориал памяти жертв этого события. Такие проекты обеспечивают достижение целого ряда эффектов, которые не могут быть получены при ис-пользовании индивидуальных видов деятельности, включая:

 

• получение нового опыта совместной деятельности и сопере-живания;

 

• оказание взаимной эмоциональной поддержки;

• сплачивание членов группы, общины, семьи;

 

• освоение и реализация новых позиций и способов взаимо-действия;

 

• обучение конструктивным способам выражения чувств и раз-решения конфликтов (в частности, путем поиска компромис-сов, согласования действия и др.);

 

• активизацию и раскрытие внутренних ресурсов на уровне личности и сообщества;

 

• привлечение внимания к определенной проблеме и путям ее решения, убедительное выражение определенной социаль-ной позиции.

 

Примеры личных тем, используемых в ландшафтной арт-тера-пии с пережившими психическую травму: «Автопортрет», «Раз-ные грани моего Я», «Мои роли («Я как сообщество»), «Прошлое, настоящее, будущее», «Мои жизненные приоритеты (потребнос-ти, устремления)», «Мои скрытые возможности и секреты», «Мои помощники».

 

Примеры групповых и семейных тем, связанных с актуали-зацией и выражением травматического и ресурсного опыта: «Символы группы (семьи, сообщества)», «То, что нас объединя-ет (групповые проблемы, цели и идеалы)», «Группа (сообщество)

 

в процессе развития», «Группа как творческое сообщество», «Моя семья (мой род)», «Выражение благодарности и почтения пред-кам», «Создание группового (общинного, семейного) мемориала».

 

Возможны также темы, затрагивающие так называемые уни-версальные или трансперсональные аспекты опыта: «Жизненные циклы (циклы смерти и возрождения)», «Созидание и разруше-ние», «Раны земли и их исцеление», «Мудрость мира», «Вселен-ная», «Волшебный сад», «Природа как Мать, Целитель, Творец, Ис-точник», «Приношение во имя жизни, процветания, исцеления».

 

Примером реализации ландшафтных проектов с психотера-певтической целью, в том числе при лечении пациентов с нев-


 


ротическими, связанными со стрессом расстройствами, может служить модель динамической психиатрии, созданная Г. Амо-ном в 1960–1980-е годы и воплощенная в деятельности мюнхен-ской клиники Ментершвайге. Модель динамической психиатрии включает разные виды вербальной и невербальной психотерапии

 

и так называемую терапию средой (милье-терапию). Психотера-певтически ориентированная работа с ландшафтом характерна именно для терапии средой, предполагающей разработку и ре-ализацию группой больных какого-либо проекта, связанного

 

с созданием на территории клиники различных арт-объектов.

 

В арт-терапевтических публикациях представлены интерес-ные примеры работы с ландшафтом при лечении пациентов

 

с посттравматическими расстройствами. Описывая свою рабо-ту с ветеранами войны на базе специализированного психиат-рического отделения госпиталя, М. Хеселер обращает внимание на то, какую важную роль сыграла работа пациентов в саду гос-питаля. Пациенты вместе с персоналом подготовили территорию для создания небольшого сада в тихом месте на территории гос-питаля. Они посадили овощи, цветы и ягоды и в первое же лето собрали урожай клубники, кукурузы, помидоров, перца и трав, используемых в качестве приправы. Осенью во время проведе-ния компании по сбору пожертвований для ветеранов пациенты собрали головки подсолнечника и повесили их сушиться для по-следующей продажи вместе со свежими цветами, созданными в саду художественными фотографиями, расписанными ими са-мими вазами. М. Хеселер отмечает, что «сад также стал местом, в котором пациенты с особой остротой могли переживать чувст-ва товарищества, гордости и надежды, а также занять более ак-тивную позицию в отношениях с миром» (Хеселер, 2010, с. 52).

 

Инициатива по созданию сада как элемента лечебно-реаби-литационной программы оказалась настолько успешной, что бы-ло принято решение организовать еще несколько аналогичных садов на свободной территории между тремя корпусами госпи-таля. Для того чтобы сделать посещение сада и работу в нем до-ступной для пожилых ветеранов и инвалидов в колясках, были также предусмотрены определенные планировочные решения. Затем были высажены цветы и травы с ароматом, а также орга-низованы фонтанчики, установлены скамейки и беседка. М. Хе-селер считает, что активное участие пациентов в этом проекте привело к существенным изменениям в среде лечебного учреж-


 


дения. Кроме того, «сад стал символом общности и различий, изменений и стабильности. Он также явился своеобразным пе-реходным объектом для пациентов и персонала в период реор-ганизации деятельности госпиталя, его перехода от проведения преимущественно стационарного лечения к более активным ам-булаторным программам» (Хеселер, 2010, с. 52). Хотя основная арт-терапевтическая деятельность М. Хеселер в госпитале заклю-чалась в проведении студийных занятий, она решила возглавить группы пациентов для работы в саду.

 

Дж. Дейвис (Davis, 1997, 1999) описывает работу с исполь-зованием ландшафтной арт-терапии с психически травмиро-ванными, бездомными женщинами на базе одного из приютов

 

в Нью-Йорке. Прилегающий к приюту пустырь под руководст-вом арт-терапевта постепенно был превращен женщинами в сад. Они не только сажали растения и ухаживали за ними, но и раз-местили в нем ряд арт-объектов, создали художественную ин-сталляцию.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.