Интермодальная терапия творчеством — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Интермодальная терапия творчеством

2017-10-16 475
Интермодальная терапия творчеством 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интермодальная (полимодальная) терапия творчеством связана

 

с использованием не одной, а нескольких экспрессивных модаль-ностей или средств творческого самовыражения. Они могут при-меняться в разной комбинации и последовательности и включать не только изобразительную деятельность, но и музыку, движение

 

и танец, ролевую игру, экспрессивное письмо (творческую повест-вовательную активность). Дополнение изобразительных средств иными средствами творческого самовыражения позволяет:

 

• мобилизовать творческий потенциал клиента или группы;

 

• дать дополнительные возможности для получения полисен-сорного опыта, выражения чувств, представлений и их про-работки;

 

• активизировать невербальную коммуникацию между участ-никами арт-терапии;

 

• достичь более согласованного взаимодействия между эмоцио-нальными, когнитивными, поведенческими и физическими аспектами личностного функционирования.

 

Использование интермодальных практик в арт-терапии так-же обеспечивает более эффективное децентриовование – пере-ориентацию участников занятий с привычных схем мышления

 

и поведения на альтернативные или дополнительные, связан-ные с творческой деятельностью, прежде всего, в группе. Это имеет немаловажное значение при работе с психической трав-мой. Эффект интермодальномго децентрирования может до-стигаться за счет применения разных видов общинной практи-ки, связанной с совместными творческими действиями группы, что обеспечивает «заземление», сближает участников, обеспечи-вает фокусировку на здесь-и-теперь и формирует новую струк-туру восприятия реальности (Knill, 2013). К некоторым видам общинной интермодальной практики, ориентированным на со-здание общей динамической формы, помимо совместной изоб-разительной деятельности, П. Нилл относит:


 


• инструментальную или голосовую импровизацию либо их со-четание;

 

• танцевальную импровизацию с самопрезентированием в круге;

 

• драматизацию (пластическое воплощение) ресурсного обра-за, в том числе на основе использования стимула (поэзия, ви-зуальный образ и др.).

 

Комплексная интермодальная программа помощи лицам с пост-травматическим стрессовым расстройством представлена в пуб-ликации Л. Уинн (Winn, 2006) и проводится в Naval Hospital (Нью Хейвен, США). Используются разные экспрессивные модальнос-ти – визуально-пластические искусства (создание фотоколлажа, построение «спектрограмм» из предметов и фотографий), повест-вовательные и драматерапевтические приемы.

 

Программа рассчитана на трехнедельный срок стационарно-го лечения групп с ограниченным числом участников. Клиенты подробно описывали свои чувства в терапевтических дневниках. Они также создавали коллажи, затрагивающие их травматичес-кий опыт, и отвечали на вопросы, относящиеся к разным дета-лям изображения. Их ответы записывались на видео, и в конце курса лечения они получали копию видеозаписи.

Из драматерапевтических приемов применялись работа

в круге с обменом ролями, создание и проигрывание историй,

 

а также построение спектограмм и их драматизация. Спектро-граммы представляли собой картины, созданные с помощью фо-тографий, рисунков и предметов, отражающие травматические события и моделирующие разные исходы ситуации по их эмо-циональному значению для клиента. Также использовался экс-прессивный прием «рассказывания историй» (например, напря-мую или косвенно связанных с пережитым опытом, восприятием своего настоящего или будущего) при помощи танца, движения и действия.

 

Использование проективных средств (рисунков, предметов и фотографий) при построении спектрограмм и в иных видах практики упрощает передачу травматического опыта и делает его менее опасным. Клиенты могут сохранить эстетическую дис-танцию при рассказе историй из жизни, осознать ранее неосо-знаваемые отношения, моделировать и исследовать ситуации

 

в динамике (Winn, 2006).


 


Важная роль отводится взаимопомощи участников занятий

 

и освоению ими роли фасилитатора. На определенных этапах занятий клиенты работают по парам: один рассказывает свою историю и создает спектрограмму, второй слушает и задает во-просы, что способствует созданию дистанции между рассказчи-ком и событием.

 

Л. Уинн (Winn, 2006) полагает, что терапевтическая группа является для клиентов с ПТСР полезной с точки зрения обмена опытом. Проблемы адаптации, которые появляются после трав-матической ситуации, у большинства клиентов сходные, и об-мен опытом может оказаться весьма благотворным для осозна-ния дезадаптивных поведенческих схем и поиска новых, а также преодоления ощущения изолированности, которым сопровожда-ется ПТСР. Предоставление взаимной поддержки и ассистирова-ние в группе является значимой характеристикой личностного роста (который осуществляется на основе преодоления травма-тического опыта) и индикатором начинающегося процесса вы-здоровления.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.