Систематизация литературы по науковедению — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Систематизация литературы по науковедению

2017-10-16 762
Систематизация литературы по науковедению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 72 Наука. Науковедение предназначен для литературы по общим вопросам науковедения и научно-исследовательской работы, истории науки в целом и персоналий ученых-энциклопедистов, организации науки. Литература об отдельных науках и научно-исследовательской деятельности в отдельных отраслях знания относится к соответствующим подразделениям классификации. Литература по философии науки традиционно отражается в отделе философии.

 

Систематизация литературы по образованию и педагогическим наукам

Раздел 74 Образование. Педагогические науки включает все отрасли педагогической науки. В настоящем издании изменена индексация и последовательность делений основного ряда раздела 74. Открывает ряд подраздел 74.0 Общая педагогика. Далее представлены подразделы возрастной педагогики — Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика; Общеобразовательная школа. Педагогика школы; Образование взрослых. Андрагогика. Затем следуют подразделы профессиональной (74.4) и коррекционной (74.5) педагогик, специализированных отраслей педагогики (74.6). Завершается ряд комплексным подразделом семейной педагогики (74.9).

В подразделе 74.0 Общая педагогика собирается литература по проблемам и закономерностям воспитания и обучения разновозрастного состава учащихся, по истории образования и педагогической мысли, по организации образования в отдельных странах. В данном издании выделены деления 74.00 Теория и методика воспитания и 74.02 Дидактика для отражения литературы по общим теоретическим проблемам и принципам воспитания и образования без указания на уровень обучения или относящимся ко всем возрастным категориям. Аналогичные деления достаточно полно детализированы в подразделе 74.2 Общеобразовательная школа. Педагогика школы. Темы и проблемы, характерные только для определенной возрастной дидактики или ступени обучения, приводятся в соответствующих делениях этих подразделов.

Подразделение 74.03 История образования и педагогической мысли помимо истории образования в целом и в отдельных странах традиционно отражает литературу по истории общеобразовательной школы. Здесь же следует собирать литературу по истории и деятельности отдельных общеобразовательных учреждений, прекративших свое существование.

Подразделение 74.04 Организация образования предназначено для литературы по проблемам реформирования современного образования, проблемам соотношения государственной и частной систем образования и другим актуальным вопросам организации образования в отдельных странах.

Тема дополнительного образования касается всех ступеней обучения, где рассматриваются общие проблемы дополнительного образования, его содержание и организационные формы. Уточнение тематики позволит правильно систематизировать литературу. Например, литература общего характера о развитии дополнительного образования в России соберется под индексом 74.04(2Рос). Работы о конкретных формах осуществления дополнительного образования систематизируются в соответствии с этими формами и уровнем обучения. Например, литературу общего характера о дополнительном образовании школьников следует собирать в делении 74.200.58 Внеурочная воспитательная работа. Дополнительное образование. В тех случаях, когда под дополнительным образованием подразумевается получение второго высшего образования, литература общего характера отражается под индексом 74.48, а о втором образовании как дополнительном — в соответствии с отраслью получаемых знаний. Аспирантура рассматривается как форма подготовки научных кадров, поэтому литература общего характера собирается под индексом 72.

В подраздел 74.1 Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика систематизируется литература об особенностях воспитания и обучения дошкольников. Книги о технологиях, методах и средствах обучения дошкольников следует отражать в делении 74.102. Например, издания о применении технологий ТРИЗ-педагогики в дошкольной дидактике, т.к. ее основной целью является формирование мышления. Здесь же собирается литература об умственном воспитании дошкольников, о сенсорном воспитании детей и др. Умственное воспитание дошкольников в процессе отдельного направления воспитания отражается под индексом 74.100.5. Литература об умственном воспитании дошкольников в процессе игры — 74.100.57 Игра.

Подраздел 74.2 Общеобразовательная школа. Педагогика школы имеет определенные особенности. В нем отсутствует история общеобразовательной школы, которая, как неотъемлемая часть общей истории образования, собирается под индексом 74.03.

Вся литература об отдельных направлениях воспитания школьников как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования, в урочное и внеурочное время собирается в подразделениях индекса 74.200.5. Исключение составляет литература о воспитании в процессе преподавания отдельного учебного предмета, которая систематизируется в соответствии с учебным предметом. Литература о дополнительном образовании школьников систематизируется так: работы по отдельным направлениям дополнительного образования (техническое творчество, туристско-краеведческая деятельность и др.) получат отражение под индексами 74.200.585.2, 74.200.585.4. Публикации об отдельных формах дополнительного образования в рамках различных направлений воспитательной работы получат индекс этого направления (например, спортивные секции и клубы — 74.200.55). Ли­тература об образовательной деятельности в целом, осуществляемой центра­ми дополнительного образования, собирается под индексом 74.200.58. Изуче­ние учебного предмета в процессе дополнительного образования отражается в подразделениях 74.26 под индексом соответствующего предмета.

Литература об организации отдыха детей в оздоровительных центрах (лагерях и др.) получит индекс 74.200.585.8.

Содержание подраздела 74.202 Дидактика обновлено с учетом совре­менных образовательных стандартов. Формирование познавательных потреб­ностей, развитие творческих возможностей учащихся осуществляется с по­мощью различных технологий, методов, форм и средств обучения. Наиболее разработанные педагогические технологии перечислены в делении 74.202.5. Традиционные методы обучения школьников пополнились новыми современ­ными, широко практикуемыми активными методами обучения. Изменилась и литература о классических методах обучения. Для нее предназначено деление 74.202.6.

Реформирование процесса обучения в общеобразовательной школе создает условия для обучения особо одаренных детей, для создания классов, однородных по уровню подготовленности учеников, для включения в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — литература по всем этим проблемам соберется в делении 74.202.4 Процесс обучения. Инк­люзивное (интегрированное) обучение рассматривается в данном случае как составная часть процесса обучения. Публикации о проблемах организации инклюзивного образования получат индекс 74.24.

В делении 74.202.7 Формы организации обучения раскрыты основ­ные организационные формы. Здесь же будет собираться литература об экс­тернате, телекоммуникационном и дистанционном обучении школьников и др.

При размежевании литературы между делениями 74.204 и 74.24 необ­ходимо учитывать, что публикации по организационным вопросам внутрен­ней жизни типовой школы отражаются под делением 74.204 Организация работы общеобразовательного учреждения. Школоведение. Здесь же со­бирается литература о педагогическом мастерстве, педагогическом такте, об авторитете учителя и т.д. К делению 74.24 Организация общеобразова­тельной школы относится литература об организации сети общеобразова­тельных учреждений в стране, их типология, отдельные виды, отдельные уч­реждения и др. Изменение типологии образовательных учреждений, обуслов­ленное реформами образования, внесено в методическое указание к индексу 74.24 в формулировках, принятых на момент издания таблиц.

Методика преподавания отдельных учебных предметов в общеобразова­тельной школе собирается в подразделениях индекса 74.26, в основе детализации которого лежит перечень учебных дисциплин, приведенных в порядке следования отделов таблиц ББК (индекс образован путем присоединения к 74.26 первых цифр основного ряда ББК). Детализация литературы по мето­дике преподавания отдельных языков с помощью Таблицы языковых типовых делений впервые введена для таблиц данного уровня. Методика преподавания литературы отдельных народов детализируется с помощью Таблицы этничес­ких типовых делений. Практическое применение обеих таблиц показано на примере русского языка и русской литературы.

Методические пособия для учителей, преподающих интегрированные курсы, систематизируются в зависимости от учебного процесса. Если интег­рированный курс формируется из дисциплин, выступающих на паритетных началах, каждая из них должна найти отражение в каталоге. Например, ин­тегрированный курс математики и информатики (74.262.21+74.263.2), Интегрированный курс, созданный преимущественно на базе одной предмет­ной области, следует систематизировать согласно этой области, например, интегрированный курс электромагнитной экологии — 74.262.23. Интегри­рованный курс, в котором один предмет сохраняет свою специфику, а дру­гие выполняют вспомогательные функции, систематизируется по основному предмету. Например, интегрированный курс История России с древнейших времен до наших дней, предназначенный для изучения событий истории и освещения их в художественной литературе, получит индекс 74.266.32,

Учебники и учебные издания по отдельным предметам для учащих­ся отражаются в отраслевых отделах классификации, где выделяются с по­мощью типового деления я72 и его подразделений.

Подраздел 74.27 Детские движения и организации существенно пе­реработан. Вся литература о целях, задачах, роли в воспитании подрастаю­щего поколения, формах и методах работы детских движений и организаций собирается под индексом 74.27 независимо от того, на материале какой ор­ганизации или движения она написана. В подразделениях 74.273 отражается литература по истории отдельных детских движений и организаций, а также литература комплексного характера о движении или организации в целом.

Подраздел 74.3 Образование взрослых. Андрагогика занял свое мес­то в ряду возрастной педагогики. К данному подразделу относится и лите­ратура по неформальному образованию, т.е. о курсах, лекториях, народных университетах и других формах обучения; ранее литература о них собиралась в разделе 77.

Подраздел 74.4 Профессиональное и специальное образование де­лится по ступеням обучения: начальное, среднее и высшее профессиональное образование. В подразделениях индексов 74.46, 74.47 и 74.48 собирается литература по теоретическим и методическим проблемам воспитания и обу­чения, по вопросам истории и организации системы профессионального и

специального образования, а также о типологии образовательных учрежде­ний. Педагогическое образование выделено на индексы основных таблиц в соответствии с уровнем обучения — 74.479 и 74.489. Для литературы, осве­щающей общие проблемы педагогического образования в целом, включено деление 74.409.

Литература по другим отраслям специального образования собирается в соответствующих отраслевых подразделениях классификации под ОТД р. Здесь же отражается методика преподавания отдельных предметов, история и организация деятельности отдельных образовательных учреждений.

Литература о коррекционной (специальной) педагогике и специальных школах собирается в подразделе 74.5. Литература о воспитании и обучении физически слабых детей или детей с ослабленным здоровьем, отражается в соответствующих подразделениях 74.1 и 74.2.

Подраздел 74.6 Специализированные отрасли педагогики представ­ляет новые отрасли и направления педагогической науки, сложившиеся в про­цессе дифференциации и интеграции отрасли. Наиболее обеспеченная лите­ратурой социальная педагогика выделена в отдельное подразделение 74.66. Здесь собирается литература о воздействии социальной среды на воспитание и формирование личности, публикации по теории и практике регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социа­лизации как отдельного человека, так и группы лиц.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.