Введение в профилактическую медицину. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Введение в профилактическую медицину.

2017-10-16 455
Введение в профилактическую медицину. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение в профилактическую медицину.

План:

1. Содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни».

2. Периоды жизнедеятельности человека.

 

3. Показатели динамики рождаемости.

4. Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды.

Основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды.

 

  1. Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, когда органы и системы организма человека уравновешены с окружающей, производственной и социальной средой (определение ВОЗ).

Качество жизни – социально-экономическая категория, представляющая обобщенное понятие уровень жизни, включающая в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, сохранение здоровья, увеличение продолжительности жизни.

Факторы риска болезни. Известно, что лучший способ предотвратить развитие любой болезни заключается в ликвидации ее причины.

Все факторы риска делятся на две группы:

· немодифицированные (те, на которые мы не можем влиять), например пол, возраст и т.д.

· модифицированные (те, на которые мы можем влиять).

  1. Периоды жизнедеятельности человека.

Возрастная периодизация

    1. Внутриутробный период.
    2. Внеутробный период.

- от рождения до15 лет –период детства

- от15 до 24- период юношества

- от 25 до 44 лет период ранней зрелости

- от 45 до 59 период поздней зрелости

- от 60 до 69 лет период пожилого возраста

- от 70 до 79 лет период ранней старости

- от 80 и старше период глубокой старости

3. Показатели динамики рождаемости. Рождаемость - демографический термин, характеризующий отношение количества рождений за определённый период на 1000 жителей. Рождаемость зависит от экономических, культурных, психологических и других условий.

Естественное воспроизводство населения определяется соотношением числа родившихся и числа умерших.

4.Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды.

В 1943 г. американский психолог А.Маслоу разработал иерархию потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. Исходя из этой пирамиды, потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если нарушено удовлетворение потребностей более низкого базового уровня. Первый уровень – физиологические потребности (воздух, пища, вода, выделение продуктов жизнедеятельности, движение, сон, отдых, секс) Второй уровень –безопасность (надежность, помощь,защита, жилище, одежда). Третий уровень- социальные потребности (одобрение, понимание, привязанность, любовь, семья и друзья). Четвертый уровень – самоуважение и уважение окружающих (поощрение, уважение, самоуважение, успех, владение имуществом). Пятый уровень-самовыражение (достижения, самостоятельность, личное отличие). Для укрепления и сохранения здоровья людям необходимы знания о тех факторах, которые могут повлиять на организм. Эти факторы разные в каждом возрастном периоде, они разные у мужчин и женщин. Цель просветительской работы мед.персонала – донести информацию до населения, обучить методам борьбы с факторами риска для здоровья.

Контрольные вопросы:

1.Дайте характеристику понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни». 2.Какие периоды жизнедеятелности выделяют? 3.Какие особенности факторов риска нужно учитывать медицинскому персоналу в своей работе? С чем это связано? 4. Какие универсальные потребности людей должна знать и помогать удовлетворять медицинская сестра? Что ей в этом помогает?

Периоды детского возраста.

План:

1. Краткая характеристика периодов детского возраста.

2. Универсальные потребности ребёнка. Особенности сбора информации о детях разных возрастных периодов.

 

3. Критерии здоровья детей.

4. Группы здоровья.

5. Факторы, влияющие на рост и развитие ребёнка, профилактика ранних отклонений в здоровье.

1. Внутриутробный период (антенатальный) длится с момента зачатия до момента рождения и равен в среднем 280 дням, что составляет 40 недель или 9 календарных месяцев, или 10 лунных месяцев. Для нормального физиологического развития плода первостепенное значение имеют состояние здоровья матери и условия её жизни. Антенатальный период состоит из:

Эмбриональной фазы (первые 12 недель беременности). В этот момент происходит закладка органов и тканей. При воздействии на формирующийся плод неблагоприятных факторов могут возникнуть грубые пороки его развития.

Фазы фетального развития (с 12 недели по 40). Особенность этого периода заключается в быстром росте плода, формировании и увеличении массы органов и систем. При воздействии неблагоприятных факторов в этот период, повреждения у плода носят функциональный характер.

Интранатальный период - период родов, начинается с момента появления регулярных родовых схваток и продолжается до перевязки пуповины.

Внеутробный период включает в себя:

- Период новорожденности (неонатальный), период от момента перевязки пуповины до 28 дней жизни, или в среднем 4 недели _ самый критический период детского возраста. Ребёнок приспосабливается к условиям внешней среды, в этот период необходимо облегчить адаптацию, уберечь ребёнка от инфекций, научить родителей правильному гигиеническому уходу за ребёнком.

- Грудной период длится с 29 дня жизни до 1-го года. В этот период происходит наиболее интенсивное физическое, нервно - психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребёнка. Главные задачи медицинской сестры: решить проблему рационального вскармливания, научить родителей правильному гигиеническому воспитанию ребёнка, обучить их методам укрепления здоровья ребёнка (массаж, гимнастика, закаливание, прогулки), убедить в необходимости своевременного проведения профилактических прививок, выработать у родителей настороженность к несчастным случаям, закрепить у родителей навыки по режиму дня ребёнка.

- Преддошкольный («период молочных зубов»). Этот период характеризуется увеличением двигательной активности ребёнка, происходит познание мира, развитие эмоциональности, идет формирование основных черт характера и поведения. Главные задачи - уберечь ребёнка от травм и отравлений, воспитать гигиенические навыки, привить основные правила и нормы морали, заложить основы полового воспитания, способствовать укреплению здоровья.

- Дошкольный период. Этот период характеризуется подготовкой к школе. Главная задача: приобретение навыков, необходимых для поступления в школу, помощь в адаптации детей к новым условиям и детскому коллективу.

- Период раннего школьного возраста. В этот период резко изменяется образ жизни ребёнка. Задачи медицинской сестры тоже усложняются: необходимо вовремя выявить перегрузки на нервную систему, выявить нарушения режима. Особая роль отводится профилактике травматизма.

- Период старшего школьного возраста. Характеризуется резким изменением функции эндокринных желез (период полового созревания). Необходимо свести к минимуму действие вредных факторов на организм подростка, сделать акцент на половом воспитании. Следует осуществлять контроль за физическим развитием подростков, проводить санитарно-просветительную работу по вопросам вредных привычек, вен.заболеваний, СПИДа.

2. Сестринский уход - работа, выполняемая медицинской сестрой в соответствии с её функциональными обязанностями, т.е. поддержание и укрепление состояния здоровья пациентов, уход за больным и оказание реабилитационной помощи. Медицинская сестра осуществляет уход за пациентом через сестринский процесс, который включает удовлетворение универсальных потребностей ребёнка:

  • гигиенический комфорт,
  • безопасность среды,
  • дыхание,
  • питание,
  • движение,
  • общение,
  • поддержание нормальной температуры тела,
  • физиологические отправления,
  • отдых и сон.

Работа с детьми имеет свои сложности. У ребёнка отсутствует осознание болезни в целом, он не умеет формулировать жалобы, что создаёт определённые трудности в диагностике и лечении. В больничной обстановке у ребёнка может наблюдаться капризность, агрессивность, замкнутость, сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы. А некоторые лечебные и диагностические процедуры вызывают страх. Поэтому проявление заботы, внимания, вежливость, ласковое обращение и добрая улыбка медицинской сестры помогут ребёнку адаптироваться в новой обстановке. Больного ребёнка следует отвлечь от болезни, создать обстановку, приближенную к домашней. Больного ребёнка всегда надо оберегать от психической травмы. Недопустимы грубость, пререкания с больными, легкомысленные шутки, нежелательны сухость и официальность в общении с детьми. Помимо контактов с детьми медицинской сестре приходится налаживать контакты с родителями и родственниками больного ребёнка. Это общение требует большого такта и индивидуального подхода в кажодой конкретной ситуации. Родители оказывают неоценимую помощь в сборе информации о ребёнке, они должны понимать важность проводимого лечения и стать вашими союзниками. Ещё большего внимания требует работа с подростками. При сборе информации медицинская сестра должна учитывать психологические особенности подростка: обращаться на «вы» и уважительным тоном, в беседе делать упор на самостоятельность и взрослость, не акцентировать внимание на внешнем виде подростка, если это не вредит его здоровью и здоровью окружающих, привлекать родителей к беседе, диагностике, лечению, исходя из согласия подростка или используя щадящие приёмы.

3. Для оценки состояния здоровья детей используют определённые критерии, которые помогают установить все признаки здоровья и болезни детей.

Анамнез (биологический, социальный, генеалогический), его собирают из истории развития ребёнка, при беседе с родителями.

Физическое развитие ребёнка определяют с помощью антропометрических измерений, с последующей оценкой по центильным таблицам.

Нервно-психическое развитие диагностируют по ведущим линиям, характерным для данного возраста.

Степень резистентности организма оценивают по кратности острых инфекционных заболеваний по обращаемости за прошедший год.

Функциональное состояние организма устанавливают по ЧСС, ЧД, АД оцениваются аппетит, сон, настроение, характер стула, показатели общих анализов крови, мочи, описание поведенческих реакций.

Наличие хронических заболеваний, пороков развития. Дети осматриваются педиатром, врачами-специалистами, проводятся лабораторные и инструментальные исследования.

4. На основании полученных данных при определении критериев состояния здоровья, детей распределяют в группы здоровья, это помогает в работе при проведении диспансеризации, в лечении и наблюдении за детьми различного возраста.

К 1 группе относят здоровых детей без отклонений по всем критериям, а также с незначительными единичными отклонениями, не влияющими на состояние здоровья и не требующие коррекции.

Ко 2 группе относят детей с отягощенным анамнезом и некоторыми изменениями в состоянии здоровья, т. е. детей с риском возможности развития у них хронической патологии.

К 3 группе относят больных детей с хроническими заболеваниями или врождённой патологией в состоянии компенсации, т. е. с редкими нетяжёлыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

К 4 группе относят детей с хроническими заболеваниями, врождёнными пороками развития в состоянии субкомпенсации, т. е. с частыми обострениями основного заболевания, с нарушениями общего состояния, самочувствия, поведения после обострения в период реконвалесценции.

К 5 группе относят детей больных тяжёлыми хроническими заболеваниями врождёнными пороками развития в состоянии декомпенсации, т. е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов.

5. В каждом периоде детского возраста существуют критические моменты и факторы окружающей среды, которые желательно вовремя уловить и благополучно избежать. Здесь неоценима роль медицинской сестры, которая должна постараться донести свои знания до родителей, помочь им выработать навыки воспитания здорового ребёнка. Здоровый образ жизни ребёнка связан с постоянным выполнением элементов личной гигиены. Личная гигиена подразумевает режим дня, рациональное питание, физические упражнения, закаливание, гигиену зрения, гигиену тела, одежды, обуви, жилища. Основные законы здоровья: достаточная двигательная активность, полноценное питание, закаливание, профилактика нервных перегрузок, отсутствие вредных привычек.

Большое значение для здоровья ребёнка имеет наследственность. Родословная каждого человека «наполнена» своими генами, которые вступают в комбинацию с генами другой родословной при зарождении новой жизни. В этом случае возникают необходимые комбинации рецессивного и доминантного наследования. У супругов-родственников такой комбинации нет, поэтому у них часто рождаются больные дети и медицинские работники должны пропагандировать вред кровнородственных браков.

Одним из значимых критических периодов в жизни ребёнка является внутриутробный. От благополучного его протекания зависит дальнейшая жизнь ребёнка. Поэтому о здоровье и судьбе ребёнка нужно задумываться ещё до его зачатия. Важную роль в этом играет санитарно-просветительная работа и своевременная постановка на учет в женскую консультацию беременной женщины.

В последние десятилетия всё более заметным становится влияние экологии. Постоянными атрибутами современной жизни человека, проживающего в промышленно-развитых странах, является воздействие на его организм факторов химической, физической и биологической природы, в частности таких, как загрязнение воды и атмосферы, химизация сельского хозяйства, добавки в пищевые продукты, синтетические лекарственные препараты. Более 80% случаев раковых заболеваний вызывается действием химических продуктов и вирусов, содержащихся в окружающей среде. Около 50% заболеваний людей в промышленных городах связано с поражением дыхательной системы.

 

Контрольные вопросы:

1.Дайте характеристику внутриутробного периода. На какие фазы его делят? 2.Какие ещё периоды детства выделяют? 3.Какие особенности детского возраста нужно учитывать медицинскому персоналу в своей работе? С чем это связано? 4. Какие универсальные потребности детей должна удовлетворять медицинская сестра? Что ей в этом помогает? 5. Что такое критерии здоровья, для чего они нужны? 6. В какие группы здоровья распределяют всех детей? 6. Для чего это нужно? 7. От чего зависит здоровье ребенка? 8. Что нужно для того, чтобы ребёнок рос здоровым?

Доношенный новорождённый.

План:

1.Период новорождённости. АФО органов и систем новорождённого.

2.Признаки доношенного ребёнка.

3.Правила кормления новорождённого.

4.Понятие о дородовом патронаже.

1. Период новорождённости (неонатальный период) начинается с момента перевязки пуповины и длится 4 недели (28 дней). Это важный критический период в жизни человека, в течение которого происходит адаптация организма ребёнка к существованию вне материнского организма. С первым вдохом новорождённого расправляются лёгкие и начинают функционировать, включается в работу малый круг кровообращения. ЧСС = 120 - 140 в мин., ЧД = 40 - 60 в мин. Система терморегуляции начинает активно работать при более низкой температуре (в утробе температура 36-37гр.С, а в род.зале – 23-25гр.С). Происходит принципиальная смена питания, одновременно начинает активно функционировать пищеварительная и мочевыделительная системы. В момент родов в ответ на внешние раздражители у новорожденного появляется обездвиживание, глубокий вдох, крик, повышенный мышечный тонус и типичная поза новорождённого – конечности согнуты и приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки.

В периоде новорождённости нередко обнаруживаются дефекты развития, некоторые наследственные заболевания, требующие хирургических и других вмешательств.

Оценка функционального состояния новорождённого проводится по шкале Апгар через 2 и 5 минут после рождения. Здоровые новорождённые имеют оценку 8-10 баллов. Таких детей прикладывают к груди матери сразу или не позднее первых двух часов.

К особенности неонатального периода относят наличие переходных состояний, они являются физиологичными для новорождённого, так как появляются в родах или после рождения, не нарушают общего состояния ребёнка, относительно быстро исчезают и специального лечения не требуют. Вместе с тем при неблагоприятном антенатальном развитии, осложнённом течении родового акта, нарушениях сан.- эпид. режима, дефектах ухода и вскармливания переходные состояния могут способствовать возникновению заболеваний, поэтому они являются пограничными:

- простая эритема - яркая гиперемия кожи сразу после рождения. Развивается в результате расширения капилляров кожи в ответ на более низкую температуру, чем в утробе матери, у здоровых детей она держится до 2-3 дней и к концу первой недели проходит самостоятельно. При угасании эритемы отмечается мелкое или крупнопластинчатое шелушение кожных покровов. При выраженном шелушении кожу смазывают стерильным растительным маслом.

- физиологическая желтуха обусловлена накоплением в крови и тканях свободного билирубина, образующегося при распаде фетальных эритроцитов. Функционально незрелая печень ребёнка не может обеспечить перевод большого количества билирубина в нетоксичную форму и выделение его из организма. Желтуха появляется на 2-3 день жизни в виде желтушного окрашивания кожных покровов, слизистых оболочек рта и склер. Кал и моча остаются обычной окраски, печень и селезёнка не увеличиваются, общее состояние ребенка не нарушается. Желтуха теряет интенсивность и исчезает к 7-10 дню. Встречается у большинства новорождённых.

- физиологическая потеря (убыль) массы тела. Наблюдается в первые 3-4 дня жизни у всех новорождённых и не превышает 10 %. Восстановление массы происходит к 7-10 дню. Снижение массы связано с потерями воды с дыханием, с мочой и калом, а также с потерями воды с дыханием и через кожу. Для предупреждения большой потери массы тела необходимо раннее прикладывание к груди, кормление по требованию ребёнка, соблюдение оптимального теплового режима. При правильном уходе масса к 10 дню восстанавливается.

- половой гормональный криз, наблюдается у большинства новорождённых, обусловлен переходом эстрогенов от матери к плоду в периоде внутриутробного развития и с грудным молоком матери после рождения ребёнка. Половой криз может проявляться нагрубанием молочных желёз, возникает на 3-4 день практически у всех девочек и у 50% мальчиков. Увеличение молочных желёз симметрично, кожа над железой не изменена, иногда слегка гиперемирована. Из желёз может выделяться содержимое серого или бело - молочного цвета. Физиологический мастит максимального развития достигает на 7 -8 день жизни, затем железы начинают уменьшаться и к концу первого месяца едва прощупываются. Выдавливать секрет не следует из-за опасности травмирования и инфицирования желёз. При сильном нагрубании, для предохранения раздражения кожи, рекомендуют накладывать тёплую стерильную повязку.

Другим проявлением гормонального криза является физиологический вульвовагинит, который характеризуется наличием необильных слизистых серовато - белых выделений из половой щели у девочек, которые появляются в первые три дня жизни, продолжаются 2-3 дня и самостоятельно исчезают. У 10 % девочек на 5-8 день жизни могут возникнуть кровянистые выделения из влагалища, их продолжительность реже 2-3 дней. Лечения не требуется. Рекомендуется обмывание наружных половых органов теплой кипячёной водой с КmnО4. У мальчиков может отмечаться гиперпигментация мошонки и кожи вокруг сосков. Половой гормональный криз может сопровождаться отёком наружных половых органов.

- транзиторная лихорадка - физиологическое переходное состояние, проявляющееся повышением температуры тела до 38-39 градусов на 3-5 день жизни, которое сопровождается беспокойством ребёнка. Температура держится несколько часов. Причинами её являются недостаточное поступление в организм воды, высокое содержание белка в молозиве, несовершенство терморегуляции, перегревание. Необходимо назначение обильного питья в виде 5% раствора глюкозы; 0,9 % раствора NaCl.

- транзиторные особенности почек. В первые 3 дня жизни у здоровых новорождённых отмечается физиологическая олигурия. Количество мочеиспусканий составляет 4-5 раз в сутки, в последующие дни ребёнок мочится чаще, к 10 дню до 20-25 раз. К транзиторным особенностям почек относят мочекислый инфаркт, он появляется на 3-4 день жизни и представляет собой отложение мочевой кислоты. Инфарктная моча мутная, имеет красновато - коричневый оттенок, такого же цвета пятна остаются на пелёнках. Постепенно, по мере нарастания диуреза, соли вымываются, и в течение 7-10 дней инфаркт проходит.

- отхождение мекония. Происходит в первые дни жизни и представляет собой не имеющую запаха густую вязкую массу темного цвета. Меконий состоит из выделений зародышевого пищеварительного тракта, эпителия, проглоченных околоплодных вод. Позднее первородный кал становится более частым, неоднородным по консистенции и окраске.

- физиологический дизбиоценоз. Ребёнок при физиологических родах рождается стерильным. В первые часы и дни жизни желудочно - кишечный тракт заселяется микрофлорой, которая присутствует на коже и сосках матери, в окружающей обстановке, на предметах по уходу за ребенком. При нарушениях санитарно - гигиенического режима кишечник новорождённого может заселиться патогенной микрофлорой, что может привести к тяжёлым заболеваниям желудочно - кишечного тракта.

2. В зависимости от срока беременности к моменту рождения различают: доношенных, недоношенных и переношенных новорождённых. Доношенным новорождённым считается ребёнок, прошедший полный цикл внутриутробного развития, родившийся в срок и функционально зрелый, то есть подготовленный к внеутробной жизни. Признаки доношенного ребёнка:

- Срок гестации 38-42 недели.

- Масса тела при рождении более 2,5 кг, в среднем 3,0 - 3,5 кг, дети с массой 4,0 кг и более считаются крупными.

- Длина тела (рост) более 47 см в среднем 50-52 см.

- ЧСС = 120-140 в мин. ЧД = 40-60 в мин.

- Окружность головы 34-36 см, она относительно больших размеров и составляет ¼ длины тела. Мозговой отдел черепа более развит, чем лицевой. Швы черепа широкие, несросшиеся, закрываются к 2-3 месяцам. Череп новорождённого имеет ряд особенностей – наличие родничков. Всего их четыре: большой, малый и два боковых. Роднички – это соединительнотканные мембраны. Они обеспечивают значительное смещение костей черепа в период родов, что облегчает прохождение головы через родовые пути.

- Окружность груди в среднем составляет 32-34 в см.

- Длина руки равна длине ноги.

- Кожа розовая, бархатистая, упругая покрыта смазкой (секрет сальных желёз), на спине и плечах лёгкий пушок.

- Подкожно - жировой слой развит хорошо.

- Характерно преобладание на конечностях тонуса мышц — сгибателей.

- Пупочное кольцо расположено на середине расстояния между мечевидным отростком грудины и лоном.

- Наружные половые органы сформированы: яички в мошонке, большие половые губы прикрывают малые.

- Хрящи носа и ушные раковины упругие.

- Громкий, настойчивый крик.

- Хорошо удерживает постоянную температуру тела.

- Проявляет достаточную двигательную активность.

- Выражены безусловные рефлексы (сосательный, глотательный, чихательный).

3. Кормление новорождённых детей.

Организм матери приспособлен к потребностям новорождённого ребёнка. Химический состав молока в период становления лактации меняется. Так, в первые дни после родов, выделяется молозиво, с 4-5 дня - переходное молоко, со 2-3 недели молоко становится зрелым.

Молозиво - это высококалорийное питательное вещество, по содержанию многих компонентов оно превосходит зрелое молоко. Молозиво содержит защитные факторы (иммуноглобулины, макрофаги, лейкоциты), предохраняющие организм ребёнка и в первую очередь его кишечник, от болезнетворных организмов. Самая высокая концентрация факторов иммунной защиты определяется в первые часы становления лактации. Поэтому молозиво действует на ребёнка подобно первой иммунизации. Молозиво стимулирует развитие кишечника и подготавливает ребёнка к усвоению и всасыванию зрелого молока, оно оказывает слабительное действие и помогает прохождению мекония. После отделения от матери, если позволяет состояние новорождённого, его выкладывают на материнскую грудь. Тесный контакт (кожа к коже) как можно раньше после рождения способствует заселению новорождённого сапрофитной флорой матери. Инстинктивный поиск пищи начинается через 10-20 минут после рождения. Это время и является оптимальным для прикладывания к груди. Ранним прикладыванием к груди считается срок не позднее 2 часов с момента рождения. Раннее прикладывание к груди является полезным и для матери, оно оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние, способствует установлению контакта матери и ребёнка в дальнейшем, уменьшает послеродовые кровотечения, способствует более быстрой инволюции матки, снижает заболевание родильниц. В дальнейшем не следует устанавливать ограничений на частоту и продолжительность кормлений. Следует поощрять грудное вскармливание по требованию ребёнка, обычно здоровые доношенные дети устанавливают 6 -7 разовый режим кормлений с интервалом в 3 часа и ночным перерывом 6 часов. Длительность сосания индивидуальна.

В среднем дети высасывают необходимое количество молока за 15 -20 минут и засыпают. Ребёнка следует попеременно кормить то одной, то другой грудью, используя в каждое кормление только одну молочную железу. Как правило, кроме грудного молока, новорождённым детям не дают другой пищи и питья, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями. Если нужно, ребёнка поят кипячёной водой с ложечки. После кормления следует несколько минут подержать ребёнка вертикально (столбиком) для того, чтобы вышел попавший в желудок при кормлении воздух, тем самым предотвратить возможное срыгивание. Для контроля за съеденным объёмом пищи проводится взвешивание до и после кормления, такое взвешивание называется контрольным. Если ребенок плохо прибавляет в массе, часто беспокоится, не выдерживает перерывы между кормлениями, редко мочится, следует подумать о гипогалактии – то есть о снижении продукции молока у матери.

4. Патронажи. Система АТПК.

Патронаж (от фр. – покровительство) – форма работы ЛПУ, основной целью которой является проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту.

Виды патронажей: дородовый патронаж, патронаж к новорождённому, патронаж к ребёнку грудного возраста.

• Дородовый патронаж. Цель: познакомиться с будущими родителями и состоянием их здоровья, характером быта и труда, с морально - психологическим климатом в семье.

Медсестра даёт рекомендации беременной женщине по режиму дня и характеру питания, убеждает родителей в необходимости грудного вскармливания, выясняет причины, которые могут неблагоприятно повлиять на течение беременности и рождение ребёнка.

Первый дородовый патронаж проводится не позднее 7дня с момента взятия на учет беременной женщины, второй – на 32-34 неделе беременности, третий – по медицинским показаниям к женщинам высокой группы риска в 38 – 39 недель.

• Первичный патронаж к новорождённому. Осуществляется медсестрой и участковым педиатром детской поликлиники в течение первых трёх суток после выписки из роддома. Цель этого патронажа: собрать сведения о родах, о состоянии ребёнка в роддоме. Первичный патронаж к новорождённому необходим для оказания практической помощи матери, в новой для неё роли. Во время патронажа медсестра уделяет особое внимание мерам по сохранению грудного вскармливания. Обучает мать приёмам ухода за ребёнком (утреннему и текущему туалетам, купанию, свободному пеленанию, укладыванию в кроватку). Контролирует соблюдение гигиенического режима и условий воспитания, обращает внимание на максимальное ограждение новорождённого от излишних контактов. Знакомит родителей с режимом работы поликлиники, по необходимости обрабатывает пупочную ранку, осматривает след от БЦЖ - вакцинации, выполняет назначения врача. Проводит беседы и дает рекомендации по организации уголка ребёнка, температурному режиму в комнате, санитарному состоянию и уборке помещения, рассказывает о правилах стирки и хранении чистого и грязного белья, организации прогулок. Уголок ребёнка и организация сна. Детская комната должна быть большой и светлой, без лишней мебели. Детскую кроватку располагают так, чтобы ребёнок не находился под прямыми лучами солнца, на сквозняке или возле отопительных приборов. Рядом с кроваткой ставят стол для пеленания, тумбочку для предметов ухода. Кроватка должна быть с жестким дном и жестким матрацем. Мягкие матрацы и подушка, длительный сон в коляске способствуют перегреванию ребёнка, и искривлению позвоночника. Укладывают новорождённого в постель без подушки с приподнятым головным концом (не более 2-3 см.), лучше укладывать новорождённого на бок и на живот, такое положение предотвращает возможную аспирацию, укрепляются затылочные и спинные мышцы, не отмечается уплощение теменных и затылочных костей. Температура в помещении для детей должна быть 20-22 градуса, освещение умеренным. Ежедневно следует проводить влажную уборку, комнату проветривать не менее 6 раз в сутки по 15 - 20 минут.

Необходимые предметы ухода за ребёнком, медикаменты и их хранение. Марлевые салфетки, вату, бинты хранят в стерильной упаковке или в чистых прокипячённых стеклянных баночках с крышками. Отдельно от вещей взрослых должны находиться термометры (водяной и медицинский), рукавичка из байки для мытья ребёнка, детское мыло, кувшин, ванночка, ножницы для стрижки ногтей. В отдельных стеклянных банках хранят пипетки для глаз и носа. Для ухода за ребёнком необходимо иметь: детский крем, порошок, присыпку, порошок КmnО4, стерильное вазелиновое или подсолнечное масло, 1% раствор бриллиантовой зелени, газоотводную трубку и резиновый баллончик для клизмы.

Одежда новорождённого: комплект белья должен включать 6 простынок, 10 фланелевых и 20 ситцевых пелёнок, 20 подгузников, 6 распашонок, 6 ситцевых и 2 байковых кофточек, 1 шерстяное и 1 ватное одеяло, 2- 3 пододеяльника, 1-2 хлопчатобумажных и 1 фланелевый чепчик. В настоящее время пеленать ребёнка рекомендуют только в первый месяц жизни, затем можно перейти на ползунки, памперсы. Все вещи ребёнка готовят из мягких, натуральных (хлопчатобумажных или льняных) легко стирающихся тканей. Детское бельё и одежду хранят и стирают отдельно то вещей взрослых. При стирке используют детское мыло. Категорически запрещается использовать подсушенные после мочеиспускания пелёнки.

Последующие патронажи новорождённого проводятся на протяжении первого месяца жизни еженедельно. Задача медсестры на этом этапе: контроль за состоянием здоровья и помощь в уходе.

Контрольные вопросы:

1.Дайте характеристику периода новорождённости. Какие функциональные особенности характерны для этого периода? 2. Когда ребёнок считается доношенным? 3.Что такое пограничные состояния? Половой криз, убыль массы тела, физиологическая желтуха и эритема, как они проявляются и какого требуют лечения? 4. Транзиторная лихорадка, транзиторные особенности почек, физиологический дизбиоценоз как они проявляются и какого требуют лечения? 5. Что такое молозиво, переходное и зрелое молоко? 6. Как проводят кормление у новорождённых детей? 7. Что такое гипогалактия? 8.Как подготовиться к встрече ребёнка из родильного дома?

 

Недоношенные новорождённые.

План:

1. Определение понятия «недоношенный ребёнок». Степени недоношенности.

2. Причины недонашивания беременности.

3. Признаки недоношенного ребёнка.

4. АФО органов и систем недоношенного ребёнка. Особенности дальнейшего развития и пограничных состояний.

5. Уход за недоношенным ребёнком. Организация медицинской помощи.

1. Недоношенными считаются дети, не прошедшие полный цикл внутриутробного развития, родившиеся между 28 и 38 неделей беременности. Масса тела у таких детей от 2,5 до 1,0 кг, рост от 35 до 47 см. Масса тела при рождении не является абсолютным показателем, нередко рождаются недоношенные дети с массой тела более 2500гр. Дети, родившиеся в срок менее 28 недель и с массой менее 1 кг, считаются выкидышем, но их выхаживают и, если проживут 7 суток, то регистрируют.

По статистике от 3 до 16 % всех новорождённых составляют недоношенные. Следует отметить, что эти дети погибают в 20 - 30 раз чаще, чем доношенные, у них гораздо чаще наблюдаются различные патологические состояния, в 10 раз чаще наблюдаются пороки развития, но выхаживание таких детей в последние годы улучшилось, в этом сыграло роль создание специализированных род.домов, спец.отделений для выхаживания (в Омске - три род.дома, ГНЦ, спец.отделение в ОДКБ).

Исходя из гестационного возраста, выделяют четыре степени недоношенности:

1 степень - срок гестации 37-35 недель,

2 степень - 34 - 32 недели,

3 степень - 31 - 29 недель

4 степень - 28 недель и менее.

Маловесные дети по массе подразделяются на детей с низкой массой тела (2500 - 1500), с очень низкой (1500 - 1000) и чрезвычайно низкой массой - менее 1000гр.

2. Причины недонашивания.

Биологические: инфекционные и неинфекционные заболевания матери и плода, врождённые пороки развития плода, ВУИ плода, осложнения, связанные с беременностью (токсикозы, аномалии плаценты), иммунологическая несовместимость матери и плода по Rh- и групповой несовместимости.

Социальные: возраст родителей, интервалы между родами и абортами, оперативные вмешательства, низкая материальная обеспеченность, плохое питание, курение, алкоголизм и наркомания родителей.

Психологические: стрессы, нежеланная беременность.

3. Признаки недоношенности:

- срок гестации менее 38 недель

- масса тела менее2500гр.

- рост менее 47см.

- непропорциональность телосложения: относительно большая голова и короткие конечности, окружность головы больше окружности груди на 3 – 4 см. Мозговой череп преобладает над лицевым.

- кожа дряблая морщинистая, всё тело покрыто первородным пушком.

- подкожно-жировой слой развит слабо, вплоть до полного отсутствия.

- ушные раковины мягкие.

- недоразвитие ногтей на руках (не доходят до конца ногтевого ложа).

- швы черепа и роднички открыты.

- пупочное кольцо расположено ближе к лону.

- у девочек вследствие недоразвития больших половых губ открыта половая щель и хорошо виден клитор, у мальчиков часто яички не опущены в мошонку.

- крик тихий, слабый напоминает писк.

- частота сердечных сокращений приблизительно 160 в минуту, ЧД = 60-65.

4. Кроме перечисленных морфологических признаков для недоношенных характерны черты функционального недоразвития органов и систем:

• ЦНС незрелость проявляется в слабой выраженности таких важных безусловных рефлексов, как глотание, сосание, что создает большие проблемы и трудности при вскармливании. Имеется склонность к срыгиванию и рвоте. Отсутствие кашлевого рефлекса в первые недели


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.