Нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза

2017-10-16 234
Нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Третий тип аномалии развития характеризуется более гру- бым органическим дефектом в связи с повреждением нервной системы инфекционными, токсическими и травматическими агентами в течение внутриутробного или раннего постнаталь-ного периода. Как указано было выше, по сложности струк- туры дефекта этот тип аномалии развития отличается от пер- вых двух форм. Здесь признаки уклонения в развитии нервной системы сочетаются с симптомами резидуальной церебральной недостаточности в связи с перенесенным мозговым заболева-нием.

В детской клинике эта форма аномалии развития нервной системы наиболее часта. Она лежит в основе большинства случаев психопатии у детей и подростков. Однако вопрос о месте этой формы среди других аномалий развития нервной системы является еще дискуссионным. Некоторые авторы вы-сказывают даже сомнение в том, можно ли эти формы рас-сматривать как аномалию развития, поскольку в этих слу- чаях наблюдается поражение вредными агентами уже более зрелых элементов нервной системы. Для характеристики этих форм предлагается другой термин — «психопатоподобные со-стояния».

Эти возражения справедливы лишь в отношении тех слу- чаев, когда болезненный процесс начинается в зрелом воз- расте. Но они совершенно необоснованы, когда речь идет о развивающемся организме ребенка. Возможность возникно- вения аномалии развития мозга и после рождения вполне понятна, если учесть, что созревание коры, особенно филоге-нетически наиболее молодых областей, продолжается и после рождения ребенка.

 

Как показали исследования Е. П. Кононовой, развитие полей лобной области продолжается и в постнатальном периоде. Ширина коры с возрастом увеличивается, причем в постнатальном периоде это рас- ширение идет более быстро, чем в пренатальном. В первое время после рождения особенно быстро растет ширина поля 10, к 12 годам дости- гающая 45% (у взрослого общее расширение коры достигает 58%).

 


Очень интенсивно расширяются и поля 44 и 46. К возрасту одного года они достигают 40—48% и остаются без изменения до 3½ лет; затем начинается более постепенное увеличение ширины этих полей, продол- жающееся до 7-летнего возраста и дальше. Очень своеобразный скачко- образный рост дает поле 45: в первые месяцы после рождения оно растет очень медленно, затем до года наблюдается резкий подъем роста, сменяющийся незначительным расширением до З½ лет, после чего опять отмечается резкий подъем к 7-летнему возрасту. Развитие отдельных полей идет не только за счет расширения коры, но и за счет дифференциации клеточных элементов и увеличения площади.

 

Эти факты служат важным аргументом в пользу того, чтобы выделить данный тип аномалии развития нервной си- стемы как самостоятельную форму со своеобразным и более сложным патогенезом. В связи с тем, что в основе третьей группы психопатии лежит более грубая по своей органической основе аномалия развития нервной системы, эту группу психо-патий обычно называют «органической».

Клиническая картина психопатий этой группы складывается из различных психопатологических синдромов, наблюдающихся при мозговых заболеваниях (инфекционной, интоксикационной и травматической природы). В зависимости от характера и распространения мозгового заболевания, его тяжести, степени снижения коркового контроля над деятель-ностью нижележащих инстанций, силы расторможенных вле-чений и инстинктов отмечаются различные психопатологиче- ские синдромы. Форма и тяжесть клинических проявлений ча- сто зависят от характера изменившихся взаимоотношений между корой и подкорковой областью.

В клинической картине могут повторяться отдельные синд-ромы, отмечавшиеся уже в первой группе психопатий. Однако сочетание этих синдромов и вся клиническая картина в целом резко отличаются от первой группы психопатии. Так, напри- мер, синдром неустойчивости, наблюдающийся при органи-ческих психопатиях, отличается от такого же синдрома у пси-хопатической личности первой группы. Неустойчивость здесь обычно сочетается с повышенной откликаемостью на внешние раздражители, с эйфорическим настроением, с б́ольшим огру-бением эмоций, чем в первой группе. Интеллектуальная дея-тельность у этих детей более резко нарушена, чем при дисгар-моническом инфантилизме. При органических психопатиях нет таких характерных для первой группы особенностей, как живость интеллекта, догадливость. Наряду с неустойчивостью нередко отмечается инертность психики, наклонность к пер-северативности и повторениям. Значительно чаще, чем в пер- вой группе, наблюдаются аффективные вспышки и агрессив- ные тенденции. В соматическом состоянии у этих детей чаще имеются аномалии строения черепа (микро- и макроцефалия, гидроцефалия), диспропорция телосложения, отсталость в росте, эндокринные нарушения, но нет характерных для пер-

 


вой группы признаков детскости, грацильности движений, жи-вости мимики. Мимика у них более однообразна, движения часто неуклюжи. Органические симптомы со стороны нервной системы отмечаются значительно чаще, чем в первой группе. При изучении анамнеза этих больных нередко можно встре- тить указание на судорожные припадки в раннем детстве, длительное ночное недержание мочи и задержку интеллек-туального развития.

Представленную систематику психопатий отнюдь нельзя считать исчерпывающей, ее можно рассматривать лишь как исходную позицию для дальнейших исследований. Если учесть многообразие клинических проявлений психопатии и сложность патогенетических соотношений в каждом конкрет- ном случае, то становится понятным наличие смешанных и переходных форм, не укладывающихся в одну из этих трех групп.

Преимущество данной группировки нам представляется в том, что она приближается к патогенетической и позволяет ближе подойти к пониманию болезненной сущности психопа- тий и более дифференцированной их терапии. Это преимуще-ство мы стремились продемонстрировать, когда выше указы- вали на качественное различие синдрома неустойчивости при психопатии, развившейся на почве дисгармонического инфантилизма и органической психопатии. При большом внешнем сходстве симптоматики этих двух клинических разновидностей психопатии они резко отличаются между собой по патогенетической основе (при инфантилизме нет гру-бых структурных нарушений нервной системы, речь идет лишь о нарушениях общей трофики, расстройстве функций эндо-кринных желез, тогда как при органических психопатиях на- ряду со структурными изменениями нервной системы наблю-даются часто расстройства крово- и ликворообращения).

Таким образом, в диагнозах «органическая психопатия» или «психопатия на почве дисгармонического инфантилизма» уже кроется известное понимание болезненной основы психо-патического состояния.

Патогенетическими особенностями той или другой формы аномалии развития нервной системы можно отчасти объяснить и особенности дальнейшего течения психопатии. В отличие от синдромологической классификации, когда учитывается только статика психопатий, в предложенной группировке от-дельные варианты отличаются между собой и по их динами-ке. Хотя тип течения психопатии всегда зависит от усло- вий воспитания и окружающей среды, все же степень этой зависимости и характер патологических реакций, наступающих под влиянием неблагоприятной среды, различны в каждой из трех групп. Наиболее резко выражена зависимость течения психопатий от условий среды и воспитания в первой группе —

 


при благоприятных условиях патологические черты характера здесь постепенно более или менее выравниваются. Психопа-тические личности второй группы и более тяжелые формы третьей группы менее податливы благоприятным влияниям среды. Однако достигнутые успехи часто бывают более стой-кими, чем в первой группе.

Частота психопатий каждой их трех отмеченных выше групп неодинакова. Наиболее частыми в детском и подростко- вом возрасте являются психопатии третьей группы, так назы-ваемые «органические» психопатии. Вторая группа, которая рассматривалась ранее как основная, истинная форма («кон-ституциональные» психопатии), по данным детской клиники, встречается редко. Психопатии первой группы с чертами дис-гармонического инфантилизма по своей частоте занимают среднее место.

Возраст ребенка, в котором выявляется психопатия, неодинаков в этих трех группах. Диагноз психопатий первой группы устанавливается главным образом после периода полового созревания. В этих случаях, как и при всех других проявлениях инфантилизма, требуется длительный срок, чтобы исключить наличие только временной задержки, замедленности темпа развития. Отдельные патологические черты характера, обнаруживаемые у детей в допубертатном периоде, должны быть расценены как «предвестники», началь-ные проявления психопатий с чертами дисгармонического ин-фантилизма. Диагноз психопатий второй группы («конституцио-нальных») может быть установлен нередко уже в школьном возрасте.

«Органические» психопатии также могут быть распознаны еще в допубертатном периоде.

Дифференциальный диагноз психопатий с дру- гими формами психических нарушений также неодинаков в каждой из этих трех групп. Первую группу психопатий необ-ходимо отграничить от различных форм инфантилизма и от искусственной «инфантилизации» личности под влиянием не-благоприятных условий воспитания и перенесенных соматиче-ских заболеваний. Во второй группе требуется дифференци-альный диагноз психопатии с так называемыми эндогенными психическими заболеваниями, а в третьей — с процессуальными формами органических заболеваний головного мозга.

Лечебно-педагогические воздействия и про-филактические мероприятия также различны в зависи-мости от группы психопатии, от ее клинических и патофизио-логических особенностей.

При выборе лечебно-педагогических мероприятий, медика-ментозных средств в каждом конкретном случае необходимо учесть не только ведущие клинические симптомокомплексы, но и особенности патогенетической основы данной клинической

 


разновидности психопатии. Так, например, при лечении пато-логической личности с синдромом неустойчивости требуется строго дифференцировать лечебные и лечебно-педагогические мероприятия в зависимости от того, развивается ли этот син- дром на фоне дисгармонического инфантилизма или при органической психопатии. Хотя в том или другом случае ос-новным лечебно-педагогическим мероприятием является вос-питание ребенка, привитие ему навыков к систематическим занятиям и любви к труду, однако самый метод работы раз- личен в первом и втором случаях. При органической психопа- тии тренировку способностей к трудовому напряжению сле- дует проводить очень осторожно, так как подросток, страда-ющий органической психопатией, быстро утомляется, устает, он не может долго работать, тогда как инфантильный пси- хопат не хочет работать, испытывает иногда даже отвра- щение к труду. Поэтому при органической психопатии тре- буется очень тщательная дозировка часов занятий; иногда даже следует начинать не с умственного, а с физического тру- да, который для таких больных легче. Медикаментозные сред-ства также неодинаковы в первом и втором случаях. Если у неустойчивой психопатической личности, чье развитие проис-ходит на фоне дисгармонического инфантилизма, прежде все- го необходимо применять средства, стимулирующие развитие, то при органической психопатии необходимо обратить особое внимание на расстройства крово- и ликворообращения, на возможность обострения бывших воспалительных очагов. Соответственно этому наряду со стимулятором надо приме- нять антибиотики и средства, снижающие внутричерепное дав-ление.

В заключение считаем необходимым подчеркнуть, что во- прос о патогенетической группировке психопатии находится еще в начальной стадии своего разрешения и требует даль-нейших исследований. Для того чтобы достигнуть положитель-ных результатов в изучении этого вопроса, необходимо корен-ным образом пересмотреть самый метод изучения психопатии. Статический метод, как показал П. Б. Ганнушкин, не может привести к положительным результатам. Основным в изуче- нии психопатии должен быть динамический метод, так как изменчивость клинических проявлений в зависимости от воз-растной фазы и условий окружающей среды — кардинальное свойство всякой психопатии. Психопатическую личность нужно изучать в процессе ее развития и становления, уделяя особое внимание начальным ее проявлениям в детском возрасте. При изучении той или иной клинической разновидности психопатии требуются тщательные клинические наблюдения не только наиболее характерных признаков данной болезненной формы, ной патологических реакций, возникающих у дан- ной личности под влиянием неблагоприятной среды. Чтобы

 


установить пути происхождения отдельных синдромов, тре-буется подробный анализ условий социальной среды и вос-питания данного лица.

Для разрешения задачи патогенетической группировки психопатии также важно, чтобы каждая разновидность пси-хопатии изучалась как «клиническое целое». Нельзя ограни-читься только изучением основных признаков психопатоло-гической картины. Необходимо учесть и все дополнительные, вторичные образования, а также соматические особенности данного болезненного состояния. Для изучения психопатии должны быть использованы существующие методики пато-физиологического обследования больных.

Для понимания природы психопатии очень важно знать пути обратного развития патологических проявлений под влиянием лечебно-педагогических меро-приятий. Для разрешения вопроса о причинах декомпенсации психопатии и факторах, способствующих восстановлению рабо-тоспособности больного, необходим тесный контакт врача и педагога.

 

 


 

 

Л е к ц и я 15

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.