Методы воздействия в психологии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методы воздействия в психологии

2017-10-16 395
Методы воздействия в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы психологического воздействия — совокупность приемов, реализующих воздействие на:

1) потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека;

2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность;

3) на эмоциональное состояние, в котором человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. п.) и которое изменяет его поведение.

1) Методы психологического воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать с каким-то определенным лицом («Все равно куда, лишь бы с тобой быть») либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и используя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в группе, делать то-то»), либо используя желание ребенка приобщиться к взрослой жизни или желание человека к повышению престижа. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению — если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.

2) Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, — регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

3) Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки — создать новые установки, изменить актуальность существующих установок или их разрушить. Речевое воздействие имеет цель: изменить или сформировать установки (определенный взгляд на вещи), произвести сдвиг в системе ценностей слушателя.

В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются, т. к. в общении всегда есть элемент осознанного или неосознанного стремления повлиять на другого человека, изменить его установки. Но поскольку установки соединены между собой, образуют систему, то они не могут изменяться быстро. В этой системе есть установки, которые находятся в центре с большим количеством связей, — это центральные фокальные установки. И есть установки, которые находятся на периферии и имеют мало взаимосвязей, поэтому поддаются более легкому и быстрому изменению. В качестве фокальных установок выступают установки к знаниям, которые связаны с мировоззрением личности, с ее моральным кредо. Главная центральная установка — это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок, т. к. в процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для нас явления с мыслью о себе, поэтому установка самооценки собственного «Я» оказывается в пересечении всех связей системы.

Вероятность изменения установки зависит и от ее сбалансированности. Сбалансированные системы установок, мнений человека характеризуются психологической совместимостью, поэтому с большим трудом поддаются воздействию, чем несбалансированные системы, которые и сами по себе склонны к разрыву.

Человек, как правило, стремится избегать информации, Которая способна вызвать когнитивный диссонанс — несоответствие между установками или несоответствие между установками и реальным поведением человека.

В случае сбалансированной системы установок речевое психологическое воздействие другого человека или группы действует по принципу ассимиляционного контрастного действия: если у человека есть твердые сбалансированные мнения, установки, которые отличаются от мнения оратора, то после речи оратора эти убеждения еще более отличаются от позиции оратора (если оратор не смог привести сверхубедительных доводов своей правоты), т. е. имеет место контрастный эффект. Если мнения человека близки к мнению оратора, то после его речи они еще более приблизились к позиции оратора, т. е. происходит ассимиляция, объединение мнений. Чем ближе установки аудитории к мнению оратора, тем более это мнение оценивается аудиторией как объективное и беспристрастное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять свои установки, чем люди с умеренными воззрениями. У человека существует система селекции (отбора) информации на ряде уровней:

1) на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует, соответствует взглядам человека);

2) на уровне восприятия (так, даже восприятие, понимание юмористических картинок зависит от установок человека);

3) на уровне памяти (запоминается то, что совпадает, приемлемо интересам и взглядам человека).

В результате этого трехэтапного процесса отбора информации очень трудно переубеждать людей.

Требуемая социальная установка формируется у человека:

1) если он периодически включается в соответствующую деятельность:

2) если он многократно получает соответствующую информацию;

3) если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддерживается.

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного, или эмоционального, переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультфильмах опасные и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог произойти перенос: «Все советское — опасное, плохое»).

Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием «совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить», поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки. Этот прием используется в военных инструкциях, где пишут: «Запустить ракету в объект Б» (а не в город I»), поскольку стереотипное слово «объект» снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку.

Порой методы социально психологического воздействия направлены на то, чтобы разрушить имеющиеся установки человека, ибо если установки разрушены, деятельность распадается. Этому способствует фактор неопределенности — чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий), неопределенность поступающей информации (ее противоречивость: неясно, какой из них можно доверять), неопределенность моральных к социальных норм — все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься:

1) пытаясь переосмыслить ситуацию;

2) осуществляя поиск новых целей, либо;

3) уходя в регрессивные формы реагирования (пьянство, безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.). Франкл писал: «Самый тяжелый вид неопределенности — неопределенность окончания неопределенности».

Одним из направлений социально-психологического воздействия является воздействие на эмоциональное состояние, настроение человека, что приводит к изменению и поведения. Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием «воспоминания горького прошлого»: если человек усиленно будет вспоминать прошлые неприятности («как было плохо до того, как...»), увидев прошлую жизнь в черном свете, — происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства человека сегодняшним днем, и создаются «розовые иллюзии» на будущее. В нашей стране этот прием применялся неоднократно.

Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием «канализации настроения», когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей, видя рост возмущения и недовольства людей действиями правителей, провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей, но выступали «козлами отпущения» или громоотводом, позволяющим отвести гнев толпы от правителей в нужное требуемое направление для самого правителя. Поисками «виноватых стрелочников» до сих пор решают аналогичные задачи воздействия на людей.

Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки, мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие будет наиболее действенным как на уровне отдельного человека, так и на уровне группы лиц. В каждой группе существуют свои групповые нормы, которые определяют, регулируют поведение членов группы и группы в целом. Чтобы изменить поведение группы, необходимо оказать воздействие и изменить ее групповые нормы. Активное воздействие на групповые нормы может осуществить лидер, либо этого можно достичь через включение группы в иную деятельность. От чего зависит сопротивление? Оно зависит:

1) от уровня групповой сплоченности;

2) от фиксирования на содержании прежних групповых норм и новых требований;

3) от степени расхождения групповых норм с содержанием внедряемых установок и норм.

 

 

Первоначально в нарождающейся научной психологии методов было немного: наблюдение и заимствованный из точных наук экспериментальный метод. Постепенно психология разрабатывала свои методы, которые сами являются прямыми или побочными продуктами исследований тех или иных предметов психологии. В различных направлениях и областях психологии возникает ориентация на собственные группы методов.

История психологии - это и история накопления методического инструментария. По мере этого накопления возникает необходимость анализа структуры созданных методов.

Постепенно с накоплением методов и превращением их в систему появилась необходимость в создании классификации. Одна из первых в отечественной психологии классификация методов была разработана Б.Г.Ананьевым, который использовал в своей разработке некоторые идеи болгарского психолога Генчо Д. Пирьова [ ].

На этапе планирования важно выбрать принцип, общую схему его проведения -организационный метод. После этого, на 4-м этапе, выбираются эмпирические методы, с помощью которых проводится сбор данных, которые анализируются с помощью специальных методов обработки данных и, далее, интерпретируются.

Классификация методов психологии по Б.Г. Ананьеву:

Группа методов Этапы исследования
1.Организационные методы. Этап планирования (3-й)
2.Эмпирические методы. Этап подбора эмпирических методов (4-й) и далее.
3.Способы обработки данных. Этап обработки, анализа данных (6-й).
4.Интерпретационные методы. Этап интерпретации (7-й).

I.Организационные методы.

Это методы организации исследования, направляющие его ход и организующий взаимодействие конкретных эмпирических методик. В других традициях вместо термина организационный метод используют термин методический подход, Выбор организационных методов определяет весь ход исследования. Б.Г.Ананьев называет в числе организационных методов сравнительный, лонгитюдный, комплексный методы, а также метод поперечных срезов.

Сравнительный метод.

(Метод \"поперечных срезов\") заключается в сопоставлении свойств у лиц разного возраста с целью изучения динамики психических явлений Он требует критериев в формировании выборки испытуемых (по уровню образования, принадлежности к определенной социальной группе и т.д.) В достаточно больших группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например, уровень развития интеллекта В результате получают данные, характерные для этой группы - детей одного возраста, или школьников, учащихся по одной учебной программой Таких срезов делается несколько и данные по каждой группе сравниваются между собой Метод поперечных срезов требует однозначных критериев в формировании выборки испытуемых Например, при изучении особенностей потребностей взрослых, значительно отличающихся по возрасту, часто трудно сформировать выборку по уровню образования, принадлежности к определенной социальной группе или пола, а также отделить эффекты хронологичного возраста от эффектов исторического периода, в котором жили люди.

Лонгитюдный (лонгитюдинальный) метод

Весьма трудоемкий и долговременный метод, который предполагает многократное исследование характеристик психического развития одних и тех же испытуемых на протяжении достаточно длительного отрезка жизненного пути.

Различают большой лонгитюд (10 лет и более) и малый лонгитюд, границы которого доставляют условно несколько лет, но «на короткие дистанции его применение неэффективно». Лонгитюд обеспечивает большую точность прогноза дальнейшего развития за счет отсутствия мешающего фактора межгрупповых различий в сравниваемых разных по возрасту выборках, поскольку в лонгитюде сравнение происходит в пределах одной группы, а также в определении генетических связей между фазами психического развития.

Как пишет, Б.Г.Ананьев, итогом лонгитюда является индивидуальные монографии, психологические портреты испытуемых.

В большом лонгитюде требуется также предусмотреть формирование выборки с запасом, поскольку неизбежно ее сокращение за счет различных «жизненных» факторов. Большие лонгитюдные исследования проводились такими психологами, как Ш.Бюлер, Ж.Пиаже, в психогенетике - Равич-Щербо и др. [ ].

Комплексный метод.

Нередко ученые объединяют методы лонгитюдного и поперечного срезов. Например, американская исследовательница Стелла Витбурн в 1968-1976 годах исследовала развитие Я-образа, социальные отношения и жизненные ценности студентов старших курсов колледжей. В 1984-1990 годах она повторила это исследование с новыми группами старшекурсников, а также вновь исследовала тех, кто принимал участие в исследовании раньше. Каждую из этих 4-х групп он рассматривал как возрастную когорту Старейшая возрастная когорта до завершения исследования обследовалась 4 раза Возрастные изменения в ней можно было проанализировать тем же способом, что и за лонгитюдного исследования, в течение длительного времени. Кроме того, эту когорту можно было сравнить с другими на каждом возрастном уровне.

Можно также отметить и другие организационные методы, не вошедшие в эту классификационную схему - исследование отдельного случая, клиническая модель и пр.

Тенденция сегодняшнего дня - сочетание различных организационных методов в одном исследовании.

П.Эмпирические методы.

1.Обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение).

2.Эксперимент (лабораторный, естественный, полевой, идеальный, психофизический и т.д.).

3.Психодиагностические методы (психологическое тестирование и т. п.).

4.Праксиметрические методы (анализ процессов и продуктов деятельности).

5.Моделирование.

6.Биографический метод.

Первые две подгруппы - представлены общенаучными методами. Отмечается, что большая объективность метода объективного наблюдения сегодня обеспечивается средствами записи видео- и аудиосигнала. В отношении самонаблюдения Б.Г.Ананьев пишет, что «самонаблюдение как обсервационный метод имеет особый смысл при изучении динамики сознания...», «нет сомнения в ошибочности представления самосознания как проявления лишь субъективного в форме самонаблюдения» [ с.304].

Обсуждая экспериментальный метод, Б.Г.Ананьев отмечает многообразие вариантов вариаций. Главный их них, метод лабораторного эксперимента, именуемый «королевским» методом исследования, является, как известно, единственым, позволяющим выявлять причинно-следственные отношения между явлениями. Эксперимент определяется со времен Вудвортса, автора знаменитой «Экспериментальной психологии», как «упорядоченное исследование, в ходе состоит в том, что исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений» Гудвин с. 172]. Факторы, которые модифицирует исследователь, именуются независимыми переменными, факторы, поддерживаемые постоянными -внешними, измеряемые поведенческие реакции - зависимыми переменными.

Среди психодиагностических методов Б.Г.Ананьев называет вопросники (например, личностные - Айзенка или Кеттелла), тесты интеллекта, тесты успешности или достижений, тесты профессиональной пригодности, социометрию, прожективные (проективные) тесты, психомоторные, психовегетативные тесты, тесты нейродинамических свойств и др. Б.ГАнаньев не включает уже заимствовавшиеся в социологии опросные методы в состав основных шести подгрупп, но в его текстах они присутствуют — методы анкетирования, беседы, интервью с.308]. Добавим к этому списку тесты способностей, методы измерения актуальных состояний.

Компендиум психодиагностических методов настолько велик и разнообразен, что требует для своей классификации многих критериев, к примеру, их дифференцируют по следующим основаниям:

- по содержанию (области изучаемых явлений или предмету изучения) на пять категорий - личностные, интеллекта, достижений, специальных способностей, состояний и настроений);

- по назначению: диагностические, профориентационные, профпригодности;

- по качеству: стандартизированные, исследовательские;

- о количеству одновременно тестируемых (по процедуре обследования): индивидуальные и групповые;

- по форме ответа испытуемого: устные и письменные;

- по однородности заданий:а гомогенные, с единообразными заданиями (например, шчностные вопросники Айзенка, ММР1) и гетерогенные, с разнообразными по форме заданиями, например, тест интеллекта Векслера.

- по комплексности: на изолированные, тестовые батареи;

- по материалу с которым оперирует испытуемый: бланковые, предметные (кубики Коосса), аппаратурные, компьютерные;

- по измеряемой переменной:

а) тесты скорости, где определяется время выполнения задачи

б) тесты результативности, где определяется факт решения задачи или задач, а скорость в расчет не берется (личностные тесты).

б) мощности (оценивается эффектность - результат, соотнесенный со временем.

в) смешанные.

- по характеру умственных действий испытуемого: вербальные, невербальные.

- по целям применения:

а) отсеивающие;

б) отбор;

в) классификация типов испытуемых;

г) отличие одного класса от другого (в медицине - ксЬ или МДП).

- по используемой шкале измерения:

а) номинативная (тесты личностной акцентуации);

б) ранговая (тест ценностных ориентации Рокича)

в) интервальная (личностный вопросник Кеттела 16 РР).

- по особым шкалам измерения:

а) измерение все или ничего;

б) измерение интенсивности (сильное - слабое);

в) измерение количества (много - мало);

г) измерение оригинальности;

д) измерение качества;

е) измерение адекватности.

Иногда тесты классифицируют на вопросники и проективные тесты. Проективные тесты характеризуются информационной неопределенностью, заставляющей испытуемых при их выполнение проецировать содержание внутреннего мира - мотивы, потребности, свойства личности, жизненный опыт. В них изучаются не отдельные функции, а целостная личность в ее взаимоотношении с миром, собой и т.д. Неопределенность возникает в разных тестах на разных этапах, в разных формах.- в неопределености стимульного материала, инструкции и др. Проективные методы также классифицируются на методы структурирования (Роршаха), интерпретации (ТАТ), дополнения (незаконченные предложения), катарзиса (психодрама), анализа экспрессии (Мира-Лопеца), продуктов творчества (рисунки дом-дерево-человек и т.д.) [ Соколова с. 10].

Уже после Б.Г.Ананьева появились и другие эмпирические методы - метод экспертных оценок, разнообразные междисциплинарные методы психолингвистические, психосемантические, в последнее время - синергетический метод [ ].

Праксиметрические методы, иначе именуемые методами анализа процессов и продуктов деятельности, а также архивными методами Б.Г.Ананьев называет здесь хронометраж спортивных или рабочих достижений, циклографическую запись актов поведения, профессиоведческое описание производственного комплекса. При анализе продуктов деятельности в виде текстов уже на современном этапе развития может быть назван контент-анализ, психолингвистический, психосемиотический, психогерменевтический методы анализа текстов. Особые методы количественного анализа разработаны для анализа рисунков, речевых сигналов. Здесь можно подчеркнуть такой универсальный метод, как метод семантического дифференциала.

Моделирование Б.Г.Ананьев представляет как новый метод или методы теоретического исследования, «необходимые как для познания психических явлений, так и для воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим явлениям, их информационной функции и саморегуляции. Сегодня компьютерное моделирование, действительно, один из самых эффективных методов.

Биографический метод - «собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекте деятельности...», Б.Г.Ананьев отмечает его слабую разработанность. Отметим, что за прошедшие годы появились биографически-ориентированные личностные опросники (биографический опросник нарушения поведения - БИФ Вертшера, Лишера, Ягера, метод построения субъективной картины жизненного пути личности [ ].

Методы обработки данных.

1.Математическо-статистического анализа данных. 2.Методы качественного описания данных.

Методы математико-статистического анализа эмпирических данных выборочного исследования можно разделить на одномерные и многомерные, первичные и вторичные. С помощью этих методов проверяется справедливость нулевой или альтернативной статистической гипотезы [ ].

К одномерным относят описательные методы подсчета различных среденегрупповых параметров, определение ошибок репрезентативности, построение графиков частотных распределений отдельных переменных, проверка нормальности их распределения, анализ достоверности межгрупповых различий с помощью критериев различия, подсчет отдельных коэффициентов корреляций.

Многомерные методы, такие как факторный, кластерный анализ, многомерное шкалирование часто используют как вторичные методы анализа при построении математических моделей явлений.

Качественные методы анализа «заключаются в дифференциации обрабатываемого материала по типам, видам, вариантам, в общем в категоризации количественно обработанного материала что необходимо для подготовки обобщающей фазы исследования. Один из типов качественного анализа описание случаев, типических для данной популяции либо являющихся исключениями.

Производятся сегодня помощью специализированных компьютерных программ статистической обработки даннах типа Зшйзйса, 8Р88, включающий широкий арсенал методов.

Интерпретационные методы.

Б.Г.Ананьев пишет, что на этом уровне метод становится в известном смысле теорией. Интерпретационные психологические методы складываются в зависимости от двух основных видов взаимосвязей психических явлений «вертикальных» генетических связей между фазами и уровнями развития и структурных «горизонтальных» связей между характеристиками личности или социальных групп.

Генетический метод позволяет интерпретировать материал в характеристиках развития, выделяя фазы развития, критические моменты становления психических функций или свойств личности (в современных синергетических терминах это точки бифуркации). Близнецовый метод как частный случай генетического позволяет дифференцировать в полученном материале влияние генетического фактора, фиксированного у однояйцевых близнецов и фактора влияния среды.

Структурный метод интерпретирует материал в характеристиках систем и типов связей, системообразующих факторов, образующих личность или социальную группу.

В дальнейшие годы, кроме классификации Б.Г.Ананьева, в отечественной психологии предлагались и другие классификационные схемы. Так, В.Н.Дружинин выделяет три класса методов:

1.Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

2.Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью предмета исследования.

3.Интерпретации и описание данных, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим описанием объекта (графиками, таблицами, схемами, расчетами).

В результате применения первой группы методов появляются данные, фиксирующие состояние объекта, показания приборов, памятью компьютера. Результаты применения теоретических методов предстают в форме естественно-языковой, знаково-символической, пространственно-схематической. Интерпретационно-описательные методы - продукт соединения теоретических и экспериментальных методов.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.