Создание банка диагностических материалов для оценки компетенций на основе учебно-ознакомительной практики — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Создание банка диагностических материалов для оценки компетенций на основе учебно-ознакомительной практики

2017-10-16 658
Создание банка диагностических материалов для оценки компетенций на основе учебно-ознакомительной практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Создание банка диагностических материалов для оценки компетенций на основе учебно-ознакомительной практики

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

- способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7);

- готовностью моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8).


 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические положения создания оценочного инструментария для оценки компетенций по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение». 5

1.1 Специфика направления подготовки «Профессиональное обучение» 5

1.2...................................... Анализ ФОС для проверки компетенций. 12

1.3 Учебно-ознакомительная практика будущих педагогов профессионального обучение. 19

Глава 2. Разработка диагностических материалов по учебно-ознакомительной практике. 23

2.1 Виды оценочных средств для учебно-ознакомительной практике 23

2.2 ФОС для проверки компетенций по учебно-ознакомительной практике 28

Заключение. 29

Список используемой литературы.. 30

 


 

Введение

Переход высшего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС ВПО) и разработка в соответствии с ними основных образовательных программ ставит перед вузами задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.

Результаты образования - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, раскрывающие, что должен будет в состоянии делать обучающийся/выпускник по завершении всей или части образовательной программы. Основным требованием, предъявляемым к результатам образования, является их оценивание, для чего необходимы некоторые инструменты и методы оценивания, позволяющие определить степень достижения обучающимися установленных результатов образования. А основными единицами оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции.

Компетенции – это динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.

Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством.

Согласно ФГОС ВПО и международным документам в области высшего образования можно выделить два метода оценивания:

- метод прямого оценивания (письменные экзамены, проектные работы, аттестация, тест и т.д.), проводящиеся непосредственно в ходе образовательного процесса;

- метод косвенного оценивания (опрос работодателей, сравнение с другими вузами, анкетирование выпускников т.д.).

Неотъемлемой и существенной частью реализации основной образовательной программы (далее – ООП ВПО) является оценивание успешности ее освоения обучающимся. Основой для разработки вузом контрольно-оценочного инструментария (оценочных средств) служат заданные в диагностируемой форме компетенции выпускника, а также планируемые на их основе для каждой дисциплины (модуля) ООП ВПО результаты обучения в формате знаний, умений и навыков.

Полная оценка компетенций выпускника осуществляется на итоговой государственной аттестации. В процессе же текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, как правило, проводится оценивание более локальных результатов обучения – компонентов компетенций (знаний, умений, навыков по дисциплинам или модулям ООП ВПО).

 


Цель дисциплины Бакалавр по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) должен быть подготовлен к учебно-профессиональной и научно- исследовательской деятельности. Цель дисциплины – формирование у студентов системы профессионально- педагогических знаний умений и навыков в области общей педагогики и теоретико- методологической педагогики профессионального образования.

Задачи дисциплины Задачи дисциплины: – обеспечение целостного, системного, концептуального изучения материала по проблемам общей и профессиональной педагогики, формирование общих представлений о проблемах дидактики и теории воспитания, задачах, формах и методах деятельности педагога профессионального обучения; – приобретение навыков определения цели, принципов, содержания, методов, средств, форм педагогического процесса, применения методов научно-педагогических исследований, оценивания качества образовательного процесса.

Глава 1. Теоретические положения создания оценочного инструментария для оценки компетенций по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение»

1.1 Специфика направления подготовки «Профессиональное обучение»

Направление подготовки - это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и виды деятельности. Документ, где регламентирован список/перечень данных направлений называется: перечень специальностей и направлений высшего образования – это документ, где на разных уровнях образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры, подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки).

Последнее утверждение данного перечня датировано 2013 годом. Редакция данного документа от 2009 года имела некоторые недостатки. В этой редакции содержались сведения о 29 укрупненных группах направлений подготовки и специальностей, 295 профессиях начального профессионального образования, 241 специальностях среднего профессионального образования. В перечне также содержались записи о более чем 350 направлениях подготовки бакалавриата и магистратуры, 114 специальностях высшего профессионального образования.

Однако, данный подход не соответствовал принятым на международном уровне документам и не позволял обеспечить сопоставимость национальных показателей в международном статистическом учете. Кроме того, до принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ программы аспирантуры относились к послевузовскому образованию. Соответственно, на них не устанавливались перечни направлений подготовки, не утверждались федеральные государственные образовательные стандарты. В лицензиях на ведение программ аспирантуры указывались конкретные специальности научных работников. По используемым подходам и по структуре Номенклатура специальностей научных работников не совпадала с подходами и структурой Перечней направлений подготовки высшего образования.

В основу модернизации перечней направлений подготовки и специальностей были положены следующие принципы:

1. Структура перечней по всем уровням профессионального образования (среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура (адъюнктура), ординатура, асссистентура-стажировка) должна быть унифицированной.

2. Структура перечней по всем уровням профессионального образования должна соответствовать структурам современных международных классификаторов по образованию и классификаторов по научным областям.

3. Структура перечней должна строится на основе трех иерархических уровней:

- область образования,

- укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - укрупненные группы);

- направление подготовки (для бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и адъюнктуры), или специальность (для специалитета, ординатуры и ассистентуры-стажировки), или профессия (специальность) среднего профессионального образования.

4. Для обеспечения принципов преемственности всех уровней профессионального образования в свете концепции образования в течение всей жизни Области образования и Укрупненные группы формируются едиными для всех уровнях профессионального образования.

Таким образом, были образованы 8 областей образования:

- Математические и естественные науки;

- Инженерное дело, технологии, технические науки;

- Здравоохранение и медицинские науки;

- Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

- Науки об обществе;

- Образование и педагогические науки;

- Гуманитарные науки;

- Искусство и культура.

Ну а конкретно в укрупненную область «Образование и педагогические науки» входят следующие подгруппы:

44.00.00 Образование и педагогические науки

44.03.01 Педагогическое образование

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

44.03.04 Профессиональное обучение

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

Итак, направление подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» относится к укрупненной группе направления подготовки «Образование и педагогические науки», код данного направления 44.03.04.

Направление профессиональной подготовки (44.03.04 – Профессиональное обучение) (данное понятие можно рассмотреть в нескольких значениях):

- ограниченная область трудовой деятельности, сформировавшаяся в результате разделения труда в рамках какой-либо профессии;

- вид профессиональной подготовки определенного уровня в учебных заведениях системы профессионального образования и в других формах;

- результат профессионального образования и опыта работы представленный совокупностью усвоенных человеком знаний, умений и навыков в определенном виде трудовой деятельности.

Итак, направление подготовки «профессиональное обучение» – это вид профессиональной подготовки, дающий вместе с опытом работы совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.

К основным понятиям данной темы так же относят понятия «профиль», «профессия», «квалификация».

Профиль – предполагает углубленное изучение относительно узкого и специфического поля деятельности в рамках направления подготовки.

Данную категорию можно рассматривать как характеризующую направленность и содержание образования при обучении в высшем и среднем специальном учебном заведении. Это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание. Т.е. профиль указывает, прежде всего, на род деятельности специалиста и сферу применения его труда (например: декоративно-прикладное искусство и дизайн, экономика и управление, ИВТиКТ, Машиностроение и материалообработка, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и т.д.). Получить образование по профилю – значит, овладеть совокупностью знаний, умений и навыков, дающих возможность выполнять определенные профессиональные функции.

Профессия- род трудовой деятельности (занятия) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы, который является основным источником его дохода и определяет его социальный статус.

Необходимо отметить социальную сторону данного понятия: профессия представляет собой социальный портрет человека и дает обобщающее представление не только об основном источнике дохода, уровне дохода, но и об общественном положении, образе жизни, образовательном и культурном уровне, политической ориентации и социальной активности человека.

Квалификация(степень) выпускника (бакалавр) – это степень и уровень профессиональной подготовки, с одной стороны, степень сложности профессиональной деятельности – с другой стороны.

Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (из закона «Об образовании»).

Педагог профессионального обучения – это работник сферы профессионально-педагогического образования. Или это педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Но у данного педагогического работника специфика профессиональной деятельности несколько иная. Давайте рассмотрим, что же предстоит делать вам, как будущим педагогам профессионального обучения.

- организует и проводит теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также практическое обучение по группам родственных профессий своего профиля, основанное на сочетании практического обучения с производительным трудом при использовании передовых методов и технологий, внедрении передовых средств обучения;

- организует и проводит учебно-воспитательную работу, профессионально ориентирует молодежь и развивает профессионально важные и значимые качества личности современного рабочего и специалиста;

- организует и принимает активное участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования;

- осуществляет организационно-методическую деятельность в учебных организациях, а также в учебно-курсовой сети предприятий и организаций, создавая проекты содержания образования, частных методик обучения и инновационной деятельности;

- разрабатывает учебно-методическую документацию (основные профессиональные образовательные программы: учебные планы и программы учебных предметов, пособия и рекомендации);

- принимает участие в организационно-управленческой работе в учреждениях и организациях профессионального образования.

Деятельность педагога связана с подготовкой кадров средней квалификации в соответствующих профессиональных образовательных организациях (т.е. в системе среднего профессионального образования). А так как в системе среднего профессионального образования профильная специализация всегда конкретна, то педагог осуществляющий подготовку этих специалистов, сам должен быть профильно подготовлен, быть высококвалифицированным специалистом в какой-то конкретной области.

Специфика деятельности педагога профессионального обучения состоит в том, что ему как педагогическому работнику придется организовывать и осуществлять производственное обучение на принципах сочетания его с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса. Это предъявляет высокие требования к специальной отраслевой подготовке.

Термин «педагог профессионального обучения» обозначает утвержденное в 2000 г. наименование квалификации для лиц, получивших высшее профессионально-педагогическое образование. Кроме того, это обобщающее название персонала, занятого в процессе подготовки рабочих и специалистов среднего звена, работающего на административных должностях или в качестве преподавателей общетехнических, специальных и общеобразовательных дисциплин, старших мастеров, мастеров производственного обучения и др.

Предназначение педагогов профессионального обучения – перспективная подготовка рабочих и специалистов среднего звена под внедряемые инновационные производства. Т.е. можно утверждать, что для полноценного формирования квалификация таких работников необходим специалист, способный не только объяснять принципы действия оборудования, но и умеющий сформировать устойчивые профессиональные компетенции на основе детального производственно-педагогического анализа инновационного производства. Успешность такой деятельности определяется готовностью педагога профессионального обучения к педагогическому анализу производственных анализов (производственно-педагогическому анализу). В свою очередь, в этой деятельности четко виден интегративный характер труда педагога профессионального обучения, проявляющийся во внутреннем соединении осуществляемых одновременно производственно-технологической и педагогической форм деятельности. Поэтому педагог профессионально обучения вынужден соотносить чисто педагогические моменты своей деятельности с ее производственными составляющими уже на уровнях целевых установок.

Но очень часто профессионально-педагогическую деятельность идентифицируют с педагогической деятельностью учителя в школе, и как следствие, отождествляют профессионально-педагогическое образование с педагогическим.

Главное отличие профессионально-педагогического образования состоит в том, что ППО нацелено на формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере среднего профессионального образования (СПО), способной к выполнению всех профессионально- образовательных функций по подготовке рабочих и специалистов, а также способной заниматься подготовкой кадров на предприятиях, в организациях.

 

Инструкция к тесту

На выполнение теста дается ровно 30 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием.

В каждом вопросе только один правильный ответ. Ответ оформите ввиде таблицы: первая строка – номер вопроса, вторая – вариант ответа:

 

       
         

 

Критерии оценивания тестовых работ

Оценка за контроль ключевых компетенций производится по пятибалльной системе. При выполнении заданий ставится отметка:

«3» - за 50-70%(15-21) правильно выполненных заданий,

«4» - за 70-90%(22-27) правильно выполненных заданий,

«5» - за правильное выполнение более 90%(28-30) заданий.

Основным критерием эффективности усвоения содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного материала – Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся к общему количеству вопросов (по В.П. Беспалько).

Ку=N/K, где N – количество правильных ответов учащихся, а К – общее число вопросов. Если Ку >0.7, то учебный материал считается усвоенным.

Текст тестового задания

1.Самосознание – это

отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

2. Самосознание включает:

A. Самопознание

B. Самоконтроль, Самопознание

C. Самооценку, Самопознание, Самоконтроль, Самопринятие, Самоуважение.

D. Самопринятие, Самоуважение, Самопознание

E. Самоуважение.

3. Уровни самосознания:

A. Природный и социальный

B. Социальный и личностный

C. Личностный и природный

A. С помощью самосознания человек контролирует, организует и регламентирует собственное поведение и деятельность, что проявляется как в отношении к самому себе, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.

B. Данная функция основана на рассмотрении самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних преобразований личности. Благодаря мотивационному потенциалу самосознание направляет личность на пути качественных изменений, побуждает к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства.

C. Связана с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни.

 

5. Что из ниже перечисленных относиться к Экзистенциальной функции

A. Данная функция основана на рассмотрении самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних преобразований личности. Благодаря мотивационному потенциалу самосознание направляет личность на пути качественных изменений, побуждает к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства.

B. Связана с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни.

C. Самосознание принимает участие в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями), а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией.

6. Что из ниже перечисленных относиться к Защитной функции

A. Связана с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни.

B. Самосознание принимает участие в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями), а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией.

Проявляется в направленности самосознания на удовлетворение стремления человека поддерживать и охранять устойчивый, привычный образ своего «Я».
7. Основными компонентами профессиональной компе­тентности являются:

A. социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также вла­дение приемами профессионального общения и поведения;

B. специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

C. персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

D. аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций;

E. Варианты A, B, C;

F. Варианты A,C,D;

G. Все варианты верны.

8. Период выбора профессии в учебно-профессиональ-ном заведении ЭТО:

A. оптация

B. адаптация

C. фаза интервала

D. мастерство

Мастерсво – это

A. приобретение профессионального опыта;

B. квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

C. достижение профессионалом высокой ква­ли-фикации;

D. передача профессионалом своего опыта.

10. Пять ключевых компетенций:

A. Правовая компетенция, коммуникативная компетенция, социально-информационная компетенция, когнитивная компетенция, специальная компетенция;

B. Социальная компетенция, персональная компетенция, социально-информационная компетенция, когнитивная компетенция, специальная компетенция;

C. Социальная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-информационная компетенция, когнитивная компетенция, специальная компетенция;


Заключение


Список используемой литературы

1. Европейские публикации по вопросам написания результатов обучения - Электронный ресурс – // umu.vspu.ac.ru/files/doc…

2. Ефремова Н.Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 132 с.

3. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: Учеб. пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 216 с.

4. Ефремова Н.Ф. Проблемы формирования фондов оценочных средств вузов. – Высшее образование сегодня, № 3, 2011.

5. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А. Тарлыков, А.А. Шехонин. – М.: Изд-во МГУ, 2013г.

6. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс. Введение в проект. / Перевод с англ. С.Р. Кульда и С.Т. Афониной; Науч. ред. М.В. Ларионовой, Б.В. Железова, Е.М. Горбуновой. - М.: Логос, 2014г.

7. Образцы оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе по направлению «Филология» (бакалавриат) / Составители: Е.Н.Ковтун, С.Е. Родионова, Д.В. Харитонов. – М., Изд-во МГУ, 2007. - 208 с.

8. Положение о фонде оценочных средств по дисциплине Оренбургского государственного университета (ОГУ) – Электронный ресурс: www.osu.ru/docs/official/markfond.doc.

1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов. Издатель - Питер - 2014 2. Голованова Н.Ф. Педагогика. Учебник для студентов высшего профессионального образования. Издатель – Академия - 2013 3. Джуринский А.Н.История педагогики и образования. Учебник для бакалавров. Гриф МО - 2016 4. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебник. Гриф УМО. Издатель – Академия - 2014 5. Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. Учебник для бакалавров. Гриф МО. Издатель - Юрайт - 2016 6. Cластенин В.А. Психология и педагогика. Учебник для бакалавров - Издатель - Юрайт - 2015 7. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. Издатель - Феникс - 2014

Создание банка диагностических материалов для оценки компетенций на основе учебно-ознакомительной практики

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

- способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7);

- готовностью моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8).


 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические положения создания оценочного инструментария для оценки компетенций по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение». 5

1.1 Специфика направления подготовки «Профессиональное обучение» 5

1.2...................................... Анализ ФОС для проверки компетенций. 12

1.3 Учебно-ознакомительная практика будущих педагогов профессионального обучение. 19

Глава 2. Разработка диагностических материалов по учебно-ознакомительной практике. 23

2.1 Виды оценочных средств для учебно-ознакомительной практике 23

2.2 ФОС для проверки компетенций по учебно-ознакомительной практике 28

Заключение. 29

Список используемой литературы.. 30

 


 

Введение

Переход высшего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС ВПО) и разработка в соответствии с ними основных образовательных программ ставит перед вузами задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.

Результаты образования - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, раскрывающие, что должен будет в состоянии делать обучающийся/выпускник по завершении всей или части образовательной программы. Основным требованием, предъявляемым к результатам образования, является их оценивание, для чего необходимы некоторые инструменты и методы оценивания, позволяющие определить степень достижения обучающимися установленных результатов образования. А основными единицами оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции.

Компетенции – это динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.

Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством.

Согласно ФГОС ВПО и международным документам в области высшего образования можно выделить два метода оценивания:

- метод прямого оценивания (письменные экзамены, проектные работы, аттестация, тест и т.д.), проводящиеся непосредственно в ходе образовательного процесса;

- метод косвенного оценивания (опрос работодателей, сравнение с другими вузами, анкетирование выпускников т.д.).

Неотъемлемой и существенной частью реализации основной образовательной программы (далее – ООП ВПО) является оценивание успешности ее освоения обучающимся. Основой для разработки вузом контрольно-оценочного инструментария (оценочных средств) служат заданные в диагностируемой форме компетенции выпускника, а также планируемые на их основе для каждой дисциплины (модуля) ООП ВПО результаты обучения в формате знаний, умений и навыков.

Полная оценка компетенций выпускника осуществляется на итоговой государственной аттестации. В процессе же текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, как правило, проводится оценивание более локальных результатов обучения – компонентов компетенций (знаний, умений, навыков по дисциплинам или модулям ООП ВПО).

 


Цель дисциплины Бакалавр по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) должен быть подготовлен к учебно-профессиональной и научно- исследовательской деятельности. Цель дисциплины – формирование у студентов системы профессионально- педагогических знаний умений и навыков в области общей педагогики и теоретико- методологической педагогики профессионального образования.

Задачи дисциплины Задачи дисциплины: – обеспечение целостного, системного, концептуального изучения материала по проблемам общей и профессиональной педагогики, формирование общих представлений о проблемах дидактики и теории воспитания, задачах, формах и методах деятельности педагога профессионального обучения; – приобретение навыков определения цели, принципов, содержания, методов, средств, форм педагогического процесса, применения методов научно-педагогических исследований, оценивания качества образовательного процесса.

Глава 1. Теоретические положения создания оценочного инструментария для оценки компетенций по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение»

1.1 Специфика направления подготовки «Профессиональное обучение»

Направление подготовки - это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и виды деятельности. Документ, где регламентирован список/перечень данных направлений называется: перечень специальностей и направлений высшего образования – это документ, где на разных уровнях образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры, подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки).

Последнее утверждение данного перечня датировано 2013 годом. Редакция данного документа от 2009 года имела некоторые недостатки. В этой редакции содержались сведения о 29 укрупненных группах направлений подготовки и специальностей, 295 профессиях начального профессионального образования, 241 специальностях среднего профессионального образования. В перечне также содержались записи о более чем 350 направлениях подготовки бакалавриата и магистратуры, 114 специальностях высшего профессионального образования.

Однако, данный подход не соответствовал принятым на международном уровне документам и не позволял обеспечить сопоставимость национальных показателей в международном статистическом учете. Кроме того, до принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ программы аспирантуры относились к послевузовскому образованию. Соответственно, на них не устанавливались перечни направлений подготовки, не утверждались федеральные государственные образовательные стандарты. В лицензиях на ведение программ аспирантуры указывались конкретные специальности научных работников. По используемым подходам и по структуре Номенклатура специальностей научных работников не совпадала с подходами и структурой Перечней направлений подготовки высшего образования.

В основу модернизации перечней направлений подготовки и специальностей были положены следующие принципы:

1. Структура перечней по всем уровням профессионального образования (среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура (адъюнктура), ординатура, асссистентура-стажировка) должна быть унифицированной.

2. Структура перечней по всем уровням профессионального образования должна соответствовать структурам современных международных классификаторов по образованию и классификаторов по научным областям.

3. Структура перечней должна строится на основе трех иерархических уровней:

- область образования,

- укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - укрупненные группы);

- направление подготовки (для бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и адъюнктуры), или специальность (для специалитета, ординатуры и ассистентуры-стажировки), или профессия (специальность) среднего профессионального образования.

4. Для обеспечения принципов преемственности всех уровней профессионального образования в свете концепции образования в течение всей жизни Области образования и Укрупненные группы формируются едиными для всех уровнях профессионального образования.

Таким образом, были образованы 8 областей образования:

- Математические и естественные науки;

- Инженерное дело, технологии, технические науки;

- Здравоохранение и медицинские науки;

- Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

- Науки об обществе;

- Образование и педагогические науки;

- Гуманитарные науки;

- Искусство и культура.

Ну а конкретно в укрупненную область «Образование и педагогические науки» входят следующие подгруппы:

44.00.00 Образование и педагогические науки

44.03.01 Педагогическое образование

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

44.03.04 Профессиональное обучение

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

Итак, направление подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» относится к укрупненной группе направления подготовки «Образование и педагогические науки», код данного направления 44.03.04.

Направление профессиональной подготовки (44.03.04 – Профессиональное обучение) (данное понятие можно рассмотреть в нескольких значениях):

- ограниченная область трудовой деятельности, сформировавшаяся в результате разделения труда в рамках какой-либо профессии;

- вид профессиональной подготовки определенного уровня в учебных заведениях системы профессионального образования и в других формах;

- результат профессионального образования и опыта работы представленный совокупностью усвоенных человеком знаний, умений и навыков в определенном виде трудовой деятельности.

Итак, направление подготовки «профессиональное обучение» – это вид профессиональной подготовки, дающий вместе с опытом работы совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.

К основным понятиям данной темы так же относят понятия «профиль», «профессия», «квалификация».

Профиль – предполагает углубленное изучение относительно узкого


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.