Техники латерального мышления — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Техники латерального мышления

2017-10-16 451
Техники латерального мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Латеральное мышление включает в себя большое количество методик творчества, разработанных де Боно. С помощью различных приемов эти техники помогают выйти из устоявшихся схем мышления и позволяют посмотреть на проблему по-новому. Де Боно предложил термин po (provocation operation — провокационная операция) для обозначения интервенции в установившееся мышление для выхода за его пределы.

PMI (англ. Plus-minus-interesting — плюс-минус-интересно). Техника используется для анализа проблемных ситуаций и принятия решений. В этой технике проблема рассматривается с трех точек зрения. Записываются ее положительные, а также отрицательные стороны. После этого выписываются те аспекты проблемы, которые интересны, в которых скрыт определенный потенциал. Использование любопытства как критерия оценки проблемы является особенностью латерального мышления, поскольку оно выводит мышление из установившегося бинарного позитивно-негативного оценочного паттерна и целенаправленно переводит внимание на те аспекты проблемы, которые обычно остаются без внимания. На анализ положительных, отрицательных и интересных моментов уделяется одинаковое количество времени.

Техника шести шапок (англ. Six thinking hats) используется для рассмотрения проблемы с шести разных точек зрения. Участники дискуссии мыслят по-разному, мысленно надев каждую из шести шапок: белую — аналитическое мышление, красную — эмоциональное мышление, черную — критическое мышление, желтую — оптимистическое мышление, зеленый — творческое мышление, синюю — мышление в большой перспективе. В метафорическом смысле, надевая каждую из шапок, человек может взглянуть на проблему с нескольких точек зрения и тем раскрыть и расширить ее восприятие.

Системное решение проблем

Большие и маленькие проблемы сопровождают нашу жизнь, преграждая нам путь к достижению желаемого состояния реальной действительности.

Попытки найти универсальное средство их преодоления сходятся в области системных исследований, позволяющих выработать алгоритм, в основе которого лежит постановка задачи, отражающая специфику проблемы, а также процесс поиска и выбора ее решения.

Однако результат часто свидетельствует о том, что проблема не решена либо по причине некорректной формулировки, либо из-за слабости решения, либо по причине возникновения на этапе его реализации различных препятствий. Контур обратной связи позволяет судить об этом и вносить поправки.

Проблема представлена как система, состоящая из противоречий факторов внутренней и внешней среды, проявляющихся в неудовлетворительности совокупности связей, которая сдерживает достижение цели.

В части 1 рассмотрена суть проблемной ситуации, ментальные возможности человека и типология проблем. Затем – в частях 2 и 3 – говорится о постановке задачи и инструментах выявления проблем, а также методах обработки совокупности проблем, названных проблемным полем. Представлены процедуры определения наиболее значимых проблем, составляющих основу проблемной ситуации и находящихся в области Парето.

Часть 4 посвящена методам поиска решения проблем. Здесь подробно рассмотрены методы активизации творческого мышления лиц, принимающих решения. Они являются основой индивидуальных способов решения проблем, которыми мы пользуемся чаще всего.

Однако, как свидетельствует практика, наиболее удачные решения проблем удается разработать в группе, команде соратников, которая представляет собой систему, состоящую из непохожих друг на друга людей, мыслящих по-разному (а вовсе не единомышленников, как принято считать), что в целом позволяет выработать системное решение.

Попытки систематизировать несистемное сочетание творчески мыслящих людей, а также обеспечить креативное взаимодействие разработчиков решений проблемных ситуаций привели к созданию большого арсенала средств в виде методов и отдельных способов активизации индивидуальных знаний и опыта на основе реализации такого свойства систем, как эмерджентность, что проявляется в реализации закона синергии и дает возможность членам группы, усиливая работу друг друга, вырабатывать сильное решение.

Проблема выбора решения из числа альтернативных вариантов и разработки плана действий, направленных на его реализацию, рассмотрены с позиций системного подхода. Что же касается проблем реализации решения, то они представлены с точки зрения управления изменениями, сопровождающимися сопротивлением со стороны лиц, чьи интересы не совпадают с принятыми решениями. Рассмотрены причины и формы сопротивления изменениям и даны рекомендации по их преодолению.

В части 5 показан контур обратной связи, соединяющий выход этапа реализации решения с входом в проблему, составляющую основу проблемной ситуации. Показана специфика усиливающей, уравновешивающей, а также упреждающей обратной связи, активно влияющей на стратегическое развитие организации за счет решения стратегических проблем.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.