Дух и материя: практики концентрации и телесные практики — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Дух и материя: практики концентрации и телесные практики

2017-10-16 313
Дух и материя: практики концентрации и телесные практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как обсуждалось в главах 3–5, взаимодействие (единство) духа и материи можно представлять себе в виде двух типов «воздействий», или двух энергетических потоков; один из них направлен «от материального мира к духу» – «снизу вверх», другой направлен «от духа к материи» – «сверху вниз». Таким образом, систему дух-материя можно рассматривать как замкнутую систему с круговым движением энергии; в этой системе нет причинно-следственных связей: дух воздействует на материю, а материя на дух, и это происходит одновременно.

Благодаря этому механизму система дух – материя (иногда мы будем называть ее системой дух – тело) обладает большой стабильностью. Все попытки создать изменения только на одном полюсе (т. е. на уровне духа или на уровне материи), не воздействуя одновременно на другой, блокируются потоками, идущими от другого полюса.

Образно говоря, нельзя исцелять (совершенствовать) тело, не совершенствуя дух, и наоборот – нельзя совершенствовать (исцелять) дух, не исцеляя тело.

Естественно, что это утверждение не абсолютно. Его следует воспринимать как метафору, выражающую стабильность системы дух – тело. Суть метафоры в том, что изменения в этой системе крайне медленны, если они происходят под воздействием только одного из двух энергетических потоков.

Сказанное относится также к задачам реальных изменений в различных жизненных контекстах. Каждая проблема, на каком бы уровне она ни возникала изначально, вскоре будет в разных вариантах обнаружена также и на других уровнях. Например, сложные отношения с людьми могут проявляются как хроническое уныние или телесный симптом; наоборот, телесное недомогание может служить источником проблем ментального или событийного уровней (обычно это слабо осознается). Таким образом, для решения любой проблемы необходимо создавать изменения в разных (иногда во всех) слоях.

В древних духовных традициях такие изменения достигаются с помощью энергетических практик, которые можно разделить на две категории: телесные практики и практики концентрации. Телесные практики основываются на первом потоке («снизу вверх»), а практики концентрации – на втором потоке («сверху вниз»). Основу обучения составляют телесные практики. Практики концентрации включаются на поздних этапах. Обучение занимает длительный период, исчисляемый годами или десятилетиями. Причина столь медленного прогресса – в указанном выше механизме, обеспечивающим стабильность системы дух – тело.

 

* * *

 

Телесные практики, применяемые изолированно, подразумевают регулярное воздействие на тело в течение длительного времени. Например, это может быть ежедневный комплекс хатха-йоги. В основе телесных практик лежит навык расфокусировки. Под воздействием телесных практик исчезают хронические мышечные напряжения и восстанавливается эмоциональное равновесие. Эти изменения переносятся первым потоком («снизу вверх») от одного слоя к другому и постепенно изменяет всю систему дух – тело.

Эффективность телесных практик высока в случае интенсивных переживаний нижних четырех слоев. Такие переживания сопровождаются сильными мышечными напряжениями, которые легче преодолеть с помощью прямого физического воздействия, чем волевым усилием (концентрацией). Концентрация на ощущении боли или сильной эмоции также ведет к трансформации и исцелению, но это требует длительных усилий. Поэтому в нижних слоях более уместны хатха-йога и массажные воздействия. Проблемы более тонких (вышележащих) слоев также решаются, однако это происходит без ясного осознания в чем состояла проблема. Постепенно могут возникать стабильные изменения картины мира. Как уже сказано, такой способ трансформации проблемных состояний тонких слоев требует длительного временного периода. Под воздействием практик концентрации это происходит существенно быстрее.

Практики концентрации, применяемые изолированно, подразумевают высокий уровень осознанности, приходящей из области духа, и длительную концентрацию на тонких ощущениях смысла переживаний. Процесс концентрации необходимо продолжать до тех пор, пока появится новое понимание проблемного сюжета и возможных вариантов его развития. Эти результаты переносятся потоком «сверху вниз» от одного слоя к другому, изменяя мысли, эмоции и ощущения. Постепенно изменяется и тело.

Эффективность практик концентрации высока в случае глубоких переживаний, сопровождаемых высоким уровнем осознаваемого объема внутренней территории, т. е. в тех случаях, когда необходимы изменения в тонких слоях. Как уже сказано, расширение сознания постепенно переносится в нижележащие слои.

Создавая визуальные образы проблемного сюжета, мы можем получить весь спектр переживаний проблемы: от уровня телесного дискомфорта до уровня ценностей. Эти переживания, к какому бы уровню они ни относились, субъективно воспринимаются как дискомфортные телесные ощущения. Концентрируясь на каждом из них поочередно, можно добиться их полной трансформации. Многократное использование подобной техники создает изменения также в плотных слоях и на уровне тела. Однако, такой результат требует длительного периода практик концентрации и может быть получен существенно быстрее с помощью телесных практик.

Итак, телесные практики более уместны для решения проблем уровня тела — нижних четырех слоев, а практики концентрации – для решения проблем уровня духа — верхних слоев от пятого и выше. Если возникает необходимость изменения картины мира и конкретных изменений на разных уровнях, необходимы трансформационные воздействия во всех двенадцати слоях. Телесные практики и практики концентрации должны дополнять друг друга.

 

* * *

 

В этой книге мы хотим представить новые методы внутренней работы, в которых объединены элементы телесных практик и практик концентрации. Это объединение инициирует оба потока в системе дух – тело («сверху вниз» и «снизу вверх») и обеспечивает синхронные изменения, происходящие одновременно и на уровне духа (ценности, события, ментальные идеи), и на уровне тела (эмоции, ощущения, физическое тело). Таким образом, любое изменение в тонких слоях, постепенно опускаясь вниз, поддерживается независимыми и одновременно производимыми изменениями в плотных слоях, и наоборот, см. рисунок.

 

Рис. 32. Синхронная медитация. Воздействие на тело обостряет локальные напряжения (ощущения) и инициирует их трансформацию. Далее эти напряжения становятся объектом концентрации (верхняя стрелка). Концентрация на ощущениях создает их перераспределение (нижняя стрелка); новое распределение ощущений является объектом дальнейшего воздействия телесных практик. Этот цикл повторяется вновь и вновь. Такое пошаговое изложение – это только способ описания. В реальности оба процесса должны выполняться синхронно.

 

Подобное объединение практик доступно современному человеку с его развитой концентрацией. Оно дает быстрый стабильный результат как в задачах исцеления, так и в решении деловых проблем.

В центре внимания здесь оказываются телесные напряжения. Эти напряжения могут быть вызваны болезненной симптоматикой, либо инициированы мыслями (визуальными образами) и переживаниями тонких слоев. В первом случае всегда можно обнаружить (с помощью техник выслеживания) следы воздействия проблемных сюжетов верхних уровней-негативных эмоций, мыслей и неточных действий. Эти телесные напряжения и являются объектом концентрации.

В обоих случаях концентрация на ощущениях (телесных напряжениях) осуществляется синхронно с приемами воздействия на тело. Это дает быстрые изменения. В каждой асане (или других телесных воздействиях) необходимо расслабить и раскрыть тело, расфокусировать внимание. Ощущения телесного дискомфорта должны быть помещены в область центрального внимания; далее необходимо концентрироваться на каждом из ощущений, раскрывая и расслабляя тело в этой области. Концентрация и раскрытие тела сопровождается движением энергии. Медитация продолжается до полного исчезновения дискомфортных ощущений. Проблемные состояния тонких и плотных слоев трансформируются по мере того, как снижаются и исчезают дискомфортные ощущения.

Рассмотрим пошаговое описание этой комбинированной трансформационной техники, в которой объединены об а типа практик. Поводом для медитации может быть проблема любого уровня – от симптомов заболевания до событийных тупиков и масштабных переживаний ценностного уровня. В следующих разделах будет дано подробное описание шагов такой медитации (см. гл. 20). Здесь мы приводим их в качестве иллюстрации и потому ограничимся кратким обзором. Первые пять шагов инициируют поток «снизу вверх», следующие пять шагов – поток «сверху вниз». В качестве примера мы рассмотрим асаны хатха-йоги, но возможны и другие воздействия на тело.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.