Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-10-16 | 1492 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. 1598-1606 -династический период - правление Б.Годунова и Лжедмитрия I.
2. 1606-1610 - социальный период - правление В.Шуйского и деятельность Лжедмитрия II – «Тушинского вора» («двоевластие»), начало польско-шведской интервенции.
3. 1610-1613 - национальный период - «семибоярщина», призвание польского королевича Владислава на московский престол, I и II народные ополчения, освобождение Москвы от поляков, избрание Михаила Романова на царствование.
Продолжая рассматривать третий вопрос, необходимо отметить, что Смута затронула все стороны жизни русского общества – экономику, власть, социальные отношения, идеологию, нравственность. Смута характеризовалась непрекращающейся борьбой за царский престол, появлением самозванцев, иностранным вмешательством в дела России. Необходимо понять, что самозванство – одно из проявлений монархического сознания, характерного для периода Смуты.
Трудностями России решили воспользоваться польские и шведские правители для захвата западнорусских земель.
В польско-литовской интервенции (1604 – 1613) принято выделять два этапа:
1) Первый этап (1604 – 1609) – скрытая интервенция, проявившаяся в действиях самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.
2) Второй этап (1609 – 1613) – открытая интервенция, когда в Россию вторглись польско-литовские, а затем и шведские войска.
Раскройте ход и содержание каждого из этапов интервенции (см. приложение 36).
Ø Назовите причины польской и шведской интервенции.
Ø Почему Василий Шуйский решил обратиться за помощью к Швеции?
Ø К каким последствиям это привело?
Изучите основные события третьего этапа Смуты (1610 – 1613), который связан с борьбой русского народа против польско-шведской интервенции. (см. приложение 38, приложение 39, приложение 40) и карту смутное время начала XVII в. Ответьте на следующие вопросы:
|
· Какую роль сыграл патриарх Гермоген в организации отпора интервентам?
· Когда было сформировано первое ополчение? Кто его возглавил?
· Почему первому ополчению не удалось освободить Москву?
· Когда и где было сформировано второе ополчение? Кто его возглавил?
· Чем отличалось второе ополчение от первого?
· Когда Москва была освобождена от поляков?
· Можно ли назвать народными героями П. Ляпунова, К. Минина, Д. Пожарского?
Что Вам известно об Иване Сусанине? (см. приложение 41). В каких произведениях литературы и искусства отражен подвиг И. Сусанина?
Подводя итог изучению данной темы, можно сделать следующие выводы:
· Смута стала тяжелейшим социальным потрясением для России. Многие исследователи приравнивают события Смутного времени к гражданской войне.
· Россия сумела преодолеть Смуту, т.к. в общественном сознании победила идея общего блага, а не личной выгоды.
· В политическом отношении выбор был сделан в пользу сохранения самодержавия как формы государственного правления.
Приступая к четвертому вопросу необходимо уяснить, что Смута обострила чувство ответственности всех сословий за историческую судьбу России, привела к осознанию необходимости восстановления государственной самостоятельности и единства. Главной задачей, стоявшей перед страной, было преодоление тяжелейших последствий Смуты, восстановление разрушенной экономики и институтов государственной власти. Подумайте и ответьте на вопрос:
· какие вопросы решал Земский собор (см. приложение 42), собравшийся в Москве в январе 1613 года?
· почему на российский престол был избран Михаил Романов (1613-1645)? (см. приложение 43)
Проанализируйте первые шаги, которые были предприняты новым царем для преодоления последствий Смуты. Прежде всего, изучите первые внешнеполитические действия Михаила Романова и выясните:
|
· каковы были результаты русско-шведской войны 1615-1617гг., закончившейся подписанием Столбовского мира?
· почему началась русско-польская война 1617-1618гг., и какими были ее итоги? В чем значение Деулинского перемирия?
Для лучшего понимания мер, которые были предприняты для восстановления государственного управления, ответьте на следующие вопросы:
· какая система государственного управления возродилась в России с приходом к власти первых Романовых?
· вспомните, что такое Земский собор и когда они начали созываться?
· какова особенность первых лет правления новой династии?
· какова была в этот период роль патриарха Филарета? (см. приложение 44)
С приходом в 1645 г. к власти Алексея Михайловича (1645-1676) (см. приложение 45) - второго царя династии Романовых, начинается постепенная эволюция государственного строя России от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной. Чтобы понять этот процесс, необходимо выяснить:
· чем отличались представительные органы европейских государств того времени от Земских соборов?
· для решения каких вопросов созывались Земские соборы при Алексее Михайловиче?
Изучая изменения в органах исполнительной власти при первых Романовых, ответьте на вопросы:
· как в течение XVII в. меняется число приказов и почему?
· что представлял собой Приказ Великого государя тайных дел, созданный в 1654г.? Каковы были его функции?
· как и почему менялись роль и значение таких органов государственной власти, как Земские соборы, Боярская Дума?
· что в этих изменениях свидетельствует об укреплении самодержавной власти?
· почему при Федоре Алексеевиче (1676-1682)(см. приложение 46, приложение 47, приложение 48, приложение 49) было отменено местничество?
Важно уяснить:
· как и кем в XVII в. осуществлялась власть на местах?
· какие функции выполняли воеводы?
· что являлось низшим звеном местного управления?
Рассматривая вопрос о новых явлениях в хозяйственной жизни страны в XVII в., необходимо уяснить:
· что нового произошло в сельском хозяйстве?
· что вы понимаете под специализацией районов?
· как развивалось ремесленное производство в XVII в., и какие новые тенденции появились в его развитии?
Рост ремесел, превращение их в мелкотоварное производство, использование наемного труда, специализация отдельных районов страны создавали условия для мануфактурного производства, развития рыночных торговых связей, формирования всероссийского национального рынка.
|
Чтобы лучше понять эти процессы, подумайте над следующими вопросами:
· какие новые черты появились в хозяйстве России в XVII в.?
· что препятствовало интенсивному развитию хозяйства?
· чем объяснить, что промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем сельское хозяйство?
· чем российские мануфактуры отличались от мануфактур в странах Западной Европы?
Рост ремесленного и мануфактурного производства стимулировался развитием торговли. Очень важно уяснить:
· как шел процесс складывания всероссийского рынка?
· где в XVII в. на территории России сформируются главные центры внутренней торговли?
· с какими государствами Россия вела внешнюю торговлю?
Изменения экономического характера приводили к изменениям и в социальной структуре российского общества. Чтобы глубже понять эти процессы, необходимо, прежде всего, выяснить:
· какие категории населения формировали российское общество?
· какие обязанности по отношению к государству выполняли различные категории населения?
Важным событием XVII в. считается принятие Земским собором в январе 1649г. Соборного уложения. В связи с этим необходимо ознакомиться с содержанием его статей (см. приложение 50) и ответить на вопросы:
· почему наиболее тяжкими считались преступления против царя, царской семьи и церкви?
· как определялся статус, права и обязаности служилого сословия «по отечеству» и «по прибору»?
· какие новые обязанности появились у посадского населения?
· как изменилось положение крестьян по Соборному уложению?
Централизация власти, произвол местной адмиистрации, неудачные финансовые начинания – все это вызывало протест всех слоев населения и особенно народных низов. Для боле глубокого понимания этих явлений ответьте на вопросы:
· почему XVII в. называют «бунташным»?
· в чем проявились особенности народных движений XVII в.?
· почему среди антиправительственных выступлений преобладали именно городские восстания?
· какие изменения в экономической и политической жизни страны привели к крестьянской войне (см. приложение 51, приложение 52) под предводительством Степана Разина (см. приложение 52).
|
· какие обещания Степана Разина привлекали к нему сторонников? (см. приложение 53)
К XVII в. авторитет православной церкви в России был очень высок. Но коренные изменения, происходившие в обществе и государстве, настоятельно требовали проведения церковной реформы. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, необходимо уяснить:
· какие цели преследовала церковная реформа?
· кто такие патриарх Никон (см. приложение 54, приложение 55, приложение 56) и протопоп Аввакум (см. приложение 57), и какова их роль в проведении реформы?
· в чем проявилась суть церковных нововведений?
· чем был вызван церковный раскол? (см. приложение 58)
· что такое старообрядчество? (см. Приложение приложение 59, приложение 60)
Продолжая рассматривать четвертый вопрос, важно обратить внимание на следующие вопросы:
· какие задачи стояли перед внешне политическим ведомством России в XVII в.?
· каковы были основные направления внешней политики России?
· какими были результаты русско-польской войны 1632-1634 гг. и Поляновского мирного договора?
Очень остро в XVII в. встал вопрос о воссоединении Украины с Россией. Для лучшего понимания этого процесса необходимо выяснить:
· как решался в России вопрос о воссоединении украинских и русских земель?
· что заставило гетмана Украины Богдана Хмельницкого (см. приложение 61) обратиться за помощью к российскому правительству?
Чтобы разобраться в том, какие внешнеполитические последствия для Российского государства имело принятие Украины в свой состав, необходимо:
· используя карту (Русско-польская война 1654-1667 гг.) проследить ход русско-польской войны 1654-1667 гг. и русско-шведской войны 1656-1661гг.(Русско-шведская война 1658-1661 гг.);
· проанализировать содержание заключенного со Швецией Кадисского перемирия 1661 г. и Андрусовского перемирия с Польшей 1667 г.
В 70-80-х годах XVII в. особое значение для России приобрели отношения с Османской империей и Крымским ханством, поэтому необходимо, используя карту (Русско-турецкая война 1676-1681 гг.), проследить ход русско-турецкой войны 1676-1681 гг. и ответить на вопросы:
· какие цели преследовала Турция в этой войне?
· какие последствия для России имело подписание Бахчисарайского мирного договора 1681 г.?
В XVII в. подданными России становятся многие народы Сибири и Дальнего Востока. Чтобы лучше разобраться в этом поцессе, выясните:
· как шло освоение этих регионов?
· какие открытия были сделаны русскими первопроходцами Семеном Дежневым (см. приложение 62), Василием Поярковым (см. приложение 63), Ерофеем Хабаровым (см. приложение 64), Владимиром Атласовым (см. приложение 65).
|
· какое значение для России имело освоение этих земель?
Контрольные вопросы
1. Дайте определение таким понятиям как «вотчина» и «поместье». Чем они отличаются друг от друга?
2. Почему В.О. Ключевский назвал процесс складывания Российского централизованного государства «национально-религиозным движением»?
3. Подготовьте сравнительную таблицу идей, отстаиваемых последователями Нила Сорского и Иосифа Волоцкого.
4. Составьте генеалогическую схему великих московских князей от Ивана III до Федора Ивановича с указанием наиболее значимых событий их правления.
5. Какую роль в централизации верховной власти сыграл Судебник Ивана III и каково его историческое значение?
6. Насколько важным для великих князей московских было создание социальной базы в лице поместного дворянства?
7. Проанализируйте реформ Ивана IV конца 40-50-х гг. XVI в. Какова была цель их проведения?
8. Каковы были причины Ливонской войны? Было ли единодушие в окружении царя по поводу необходимости активизации политической деятельности в Прибалтике?
9. Чем можно объяснить успехи завоевательной политики России в Поволжье и Сибири?
10. Какие территории страны перешли на сторону Лжедмитрия I в ходе его похода?
11. Каковы были первые шаги новой династии Романовых для выхода из Смуты?
12. В чем при первых Романовых проявилась тенденция России к абсолютизму?
13. Чем было вызвано принятие Соборного уложения 1649 г. и какую систему обязанностей оно ввело?
14. С какой целью была проведена церковная реформа и в чем ее суть?
15. Какими были результаты русско-польской войны 1654-1667 гг. и русско-шведской войны 1656-1661гг. Чем закончилась для России русско-турецкая война 1676-1681 гг.
Логические задания и проблемные вопросы
1. Прочтите обращение шестнадцатилетнего Ивана IV к митрополиту Макарию.( Обращение к митрополиту Макарию 13 декабря 1546 г.)
<…> Милостию божиею и пречистой его матери, молитвами и милостию великих чудотворцев, Петра, Алексея, Ионы, Сергия и всех русских чудотворцев, положил я на них упование, а у тебя, отца своего, благословяся, помыслил жениться. Сперва думал я жениться в иностранных государствах у какого-нибудь короля или царя; но потом я эту мысль отложил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если я приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого бог благословит, по твоему благословению. <...> По твоему, отца своего митрополита, благословению и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, и сродник наш великий князь Владимир Всеволодович Мономах на царство, на великое княжение садились; и я также этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть. <...>
Справка
Петр (ум. 1326) – русский митрополит. Перевел митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Заложил Успенский собор. Канонизирован Русской православной церковью
Алексей – Алексий (между 1293-98 – 1378) – святой, русский митрополит. Во время княжения Дмитрия Ивановича Донского был фактически главой правительства. Выступал против притязаний литовских князей, стремившихся создать отдельную митрополию в Киеве
Иона (? – 1461) – митрополит Московский, писатель. Стал первым русским митрополитом после ареста и осуждения грека Исидора за принятие тем унии католической и православной церквей во Флоренции в 1439г. Стал первым главой Русской автокефальной церкви в 1448г.
Сергий Радонежский (ок.1321 – 1391) – основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!