Б. Важнейшие данные из сравнительной психологии — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Б. Важнейшие данные из сравнительной психологии

2017-10-16 184
Б. Важнейшие данные из сравнительной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Факты биологические

 

Если взглянуть на предмет с широкой точки зрения и представить себе весь сложный путь развития нервной системы в восходящем ряду животного царства, начиная с низших форм и кончая высшими, с человеком включительно, то можно принять, как общую схему, что животное царство, в своем постепенном развитии, прошло четыре периода, или этапа.

В первом периоде нервная система существовала в форме разбросанных по всему телу, незначительных отдельных аппаратов, которые, оставаясь друг от друга изолированными, несли «местную» службу – каждый в соответствующем ему участке. Такой организацией обладают в настоящее время пресноводные полипы. Нервные клеточки у этих животных еще не специализированы, каждая из них одинаково, но очень неясно воспринимает все виды внешних воздействий – будут ли то воздействия механические, химические, оптические или иные.

Второй период развития нервной системы ознаменовался развитием органов чувств, как специальных аппаратов или приемных станций, назначенных для восприятия внешних впечатлений. Вкус, обоняние, осязание, слух и зрение развились не единовременно, но в известной последовательности. В настоящее время еще существуют многочисленные животные, напр., черви, которые не поднялись выше этого биологического уровня. Животные этого типа еще не обладают всеми пятью органами чувств, например, у червей есть только один орган чувств – осязание, но еще нет ни глаз, ни ушей. Подобное животное чувствует внешний мир только осязанием, но не может знать ни звуков, ни красок. О червях можно поэтому сказать, что они проводят всю свою жизнь в состоянии гробовой тишины и могильного мрака. Появление на теле некоторых червей отдельных пигментированных точек (глазоподобных пятен) дает им впервые возможность чувствовать кожей тепло и свет в той степени, в какой пигментные пятна концентрируют тепловые и световые лучи. Это первобытное биологическое приспособление для захвата световых и тепловых впечатлений представляет собой в зачатке особый орган чувств, который при своем дальнейшем усовершенствовании обращается в так называемый термоптический глаз, свойственный, например, некоторым черепахам. Подобным же образом предшественником уха является у низших животных простое углубление в коже, о стенки которого ударяются движущиеся частицы окружающей среды. Параллельно с постепенным развитием и усовершенствованием каждого из органов чувств идет развитие центральных приемных станций в подкорковых узлах головного мозга. Эти – особые аппараты служат местом для сохранения полученных из внешнего мира впечатлений и для переработки их. Это вместилище будущей памяти и будущего инстинкта и разума. Простейшие, зачаточные душевные способности Т. Рибо (Ribot)5 называет бессознательной или предсознательной памятью и познанием. Описываемый сейчас второй психо-биологический период характеризуется развитием и усовершенствованием внешних органов чувств и внутренних приемных аппаратов, т. е. простейших нервных центров. Путем физиологического опыта страсбургскому профессору Гольцу (Goltz) удалось низвести собаку до уровня животных, стоящих на второй ступени биопсихического развития, и таким образом получить экспериментальную живую модель низшего психического существования.

Третий громадный шаг на пути прогрессивного развития животного царства обозначился появлением специального отдела нервной системы, который представляет собой наиболее совершенную и наилучше организованную часть мозга, где полученные впечатления, рассортированные по их свойствам, хранятся раздельно и достаточно долгое время (специальные аппараты памяти и ассоциаций). Этот совершенно новый в животном царстве орган нервной системы называется передним или большим мозгом; он впервые появляется в классе рыб. На фигуре 1-й эта часть обозначена сплошным черным цветом. Передний или большой мозг представляет собой тот орган, который дает животному возможность применять к жизни впечатлений вчерашнего дня и прошедшего времени и таким образом связывать предшествующий опыт с последующим, объединяя свои давние впечатления с новыми (ассоциация). Этот специальный орган памяти и элементарного разума развивается в животном царстве не вдруг и не за один раз, но в известной последовательности; раньше всего появился психический орган для обоняния, затем видим другие органы; наконец, развились психические аппараты для слуха и зрения.

Четвертый (пока последний) важнейший шаг в развитии нервной системы соответствует возникновению двух больших высших центров (П. Флексиг), назначение которых состоит во всесторонней переработке впечатлений, хранящихся в памяти.

Все дальнейшее развитие животного царства до человека включительно сводится, главным образом, к увеличению переднего или большого мозга и расширению его деятельности. Данные сравнительной анатомии и сравнительной психологии показывают, что весь успех духовного развития в классе животных связан с развитием этой именно части мозга: валовое увеличение массы мозга у позвоночных происходит почти исключительно за счет увеличения переднего мозга, который, составляя у рыб (см. фиг. 1-я, стр.) незначительную часть общей массы мозга, у животных выше стоящих (амфибий, птиц, млекопитающих) настолько перевешивает другие части мозга, что ему, по справедливости, присвоили название большого мозга (см. фиг. 2-ю, стр.). В количественном отношении этот замечательный факт выражается нижеследующими цифрами. Масса мозга относится к массе тела животного:

у рыбы как 1: 5568

у амфибий как 1: 1331

у птиц как 1: 212

у млекопитающих 1: 186

у человека как 1: 50 и даже как 1: 40

 

В самой массе большого мозга впоследствии, путем диффекцирования (обособления), выделились два существенно различные между сбой психические органа или центра – один, предназначенный для восприятия впечатлений внешнего мира (означен зеленым) – для переработки впечатлений в психические акты. Органы, назначенные для восприятия внешнего мира, П. Флексиг назвал чувственными центрами, те же, которые предназначены для переработки впечатлений, он назвал высшими центрами, психическими центрами, ассоциативными центрами, центрами духовной жизни. Чувственных центров столько, сколько и внешних органов чувств, отсюда – зрительный чувственный центр, слуховой чувственный центр, осязательный, обонятельный и вкусовой. (Все обозначены на фиг. 3-й красным цветом). В свою очередь высшие центры подразделяются на два отдела: передний или малый ассоциативный центр, задний или большой ассоциативный центр (оба обозначены на фиг. 3-й зеленым цветом). Задний ассоциативный центр перерабатывает впечатлений, получаемые от внешнего мира, а передний подобным же образом перерабатывает впечатления, получаемые индивидуумом от собственного тела. Наблюдения над больными показывают, что если заболевают или разрушаются чувственные центры (например, зрительный, слуховой), то субъект становится слепым, глухим и пр.

Если же болезненным процессом поражаются высшие ассоциативные или духовные центры (зеленые поля фигуры), то в этом случае субъект теряет способность понимать полученные впечатления, например, видя брата или слыша голос сестры, не узнает их, не помнит их и относится к ним, как к чужим. Из этих примеров видно значение чувственных и ассоциативных центров. Два высшие центра являются представителями как объективного познания (передний ассоциативный центр). Объединение деятельности переднего и заднего ассоциативных центров составляет необходимое условие для возникновения сознания и воли.

У человека высшие центры (ассоциативные) очень развиты и занимают 2/8 всего объема мозга (Flecksig), между тем, у животных они составляют только незначительную часть всей мозговой массы. Таким образом, уже по одному строению своего тела, человек есть, по преимуществу, мыслящее существо, тогда как животные скорее могут быть названы существами смотрящими, слушающими, обоняющими и т. п., но всего менее – мыслящими.

2. Психология животных

 

На низшей ступени жизни психические явления трудно отделимы от физиологических, или по крайней мере, их невозможно распознать. Исследования этой области едва начались Верворн (Verworn и др.). В виду этого приходится пройти мимо всю обширную область низшей жизни (Protozoa, Coelenterata, Echinodermata). Остановим наше внимание только на выше стоящих животных и остановимся на разборе некоторых образцов той жизни, где психические явления уже вполне очевидны.

а) Черви

Со своей точки зрения человек относится с презрением к червю, как существу, которое в умственном отношении стоит столь низко, что не может защищать свою жизнь, не понимает опасности и не спасается от нее. Причина последнего явления лежит в том обстоятельстве, что у многих червей еще нет других органов чувств, кроме осязания: червь только ощупью чувствует внешний мир и приходит в движение только тогда, когда что-либо касается его кожи непосредственно. Но, не обладая ни глазом, ни ухом, червь совершенно лишен возможности чувствовать внешний мир издалека, понимать приближающуюся опасность. Но уже у некоторых видов червей появляются глазоподобные пятна, т. е. кучки темного пигмента, рассеянные в коже и способные удерживать лучи света и тепла, давая червям зачаточную, примитивную возможность чувствовать внешний мир издалека. Таким образом, у презираемого человеком червя, впервые в животном царстве, совершается эволюция органов чувств – развитие высших органов из низших.

Важное значение обладания более развитыми органами чувств выясняется всего лучше на примере двух типов животных – одних, у которых глаз устроен элементарно, т. е. глаз неподвижен – лишен движущего мышечного аппарата, и – других, где глаз снабжен мышцами. Животные последнего типа могут иметь понятие о движении предметов, потому что их подвижной глаз перемещается за движущимся предметом, или, по крайней мере, принимает его последовательно на различные фасетки роговой оболочки, как это видим в сложном глазе насекомых. Оттого эти животные имеют некоторое понятие о приближении к ним предмета и способны удаляться от преследования; но другие животные (черви), со своим неподвижным глазом, не могут иметь никакого понятия о движении предмета в направлении к ним и потому не убегают от врагов, даже рискуя быть раздавленными. В силу этого червь легко может быть пойман, а муравей или бабочка спасаются бегством, не даются в руки.

б) Муравей

Муравей обладает всеми пятью органами чувств и соответственным числом нервных центров; поэтому муравью доступны все те внешние воздействия, которые воспринимаются и высшими животными. Своей неутомимой деятельностью муравей привлек особое внимание человека. Столько же заслуживают внимания необыкновенные инстинкты, которые выработал муравей в отношении устройства жилищ и организации общественной жизни. Между насекомыми муравей имеет самый большой мозг по сравнению с размерами тела. Муравей заслуженно получил название «психического атома», так как у него впервые встречаем душу со всеми ее главнейшими свойствами, т. е. пятью органами чувств, сложными инстинктами, одним высшим чувством и необыкновенно подвижной деятельностью. Наблюдения, сделанные над образом жизни и душевными качествами муравья (Дж. Леббок), показали, что муравей обладает короткой памятью, длящейся не более нескольких дней, после чего он забывает то, что узнал. В этом кроется причина крайней ограниченности индивидуального психического развития муравья и других животных, имеющих короткую память.

к/т

Душа ребенка

 

Обладая пятью органами чувств, муравей фактически пользуется почти только одним – обонянием, которое играет у него первую роль: обонянием муравей определяет путь, пройденный товарищами, отыскивает пищу, разыскивает куколок. Джон Леббок6 наблюдал муравьев, ходивших за куколками, положенными на верхушке карандаша А, воткнутого в землю (См. фиг. 4-ю). Муравьи ходили от гнезда к карандашу ближайшим путем, который показан белыми толстыми линиями; но когда наблюдатель (пока муравей был в гнезде) перенес карандаш с точки А в точку В, то муравей, придя в точку А и не застав здесь карандаша с куколкой, но чуя обонянием их близость, начал кружить вокруг места, где карандаш стоял, и в поисках исколесил путь, показанный тонкой белой линией. Если бы муравей руководился зрением, он тотчас заметил бы торчавший карандаш и на нем куколку, и ему не пришлось бы понапрасну пройти огромный путь и затратить бесполезно колоссальную энергию на передвижение при неудачных поисках.

Муравьи в своих переходах умеют сохранять раз принятое направление и если площадь, по которой они движутся (например, тихо вертящийся картонный кружок), слегка уклоняется в сторону, – муравей продолжает верно держать свой путь: в этом случае он руководится, очевидно, памятью раз принятого направления.

Муравьи не знают друг друга лично (личное знакомство основано, главным образом, на зрительных впечатлениях, а эти впечатления, как мы уже видели, слабы у муравьев); но жильцов своего гнезда муравьи отличают от «чужаков» по запаху. Некоторые опыты произведены над муравьями с целью определить их ум, т. е. их способность установить (на основании новых впечатлений) ряд новых ассоциаций для решения конкретной задачи; оказалось, что муравьи очень тупоумны. Джон Леббок давал, например, муравью такую простую задачу: перекладинку, по которой муравей ходил, он разрезал на две части и одну часть опустил несколько ниже другой, так что образовался разрыв пути – род ступеньки, и надлежало спрыгнуть вниз или придумать что-либо, например, подложить какой-нибудь предмет или принести несколько земли и подсыпать для выполнения промежутка. Муравьи решительно не могли дойти до этого своим умом, несмотря на их отличное знакомство со строительным делом, с установкой подпор и подставок в их подземельях. Очевидно, что операция узнавания новых условий и делания новых выводов решительно недоступны уму муравья. Муравей силен только в тех умственных актах и действиях, которые входят в состав инстинкта и которые заучены вековой практикой, но за этими пределами его ум бессилен, и область индивидуального развития ему почти недоступна.

Муравьи обладают в зачатке высшими чувствами. Потерявшего ногу или увязшего муравья товарищи тащат в гнездо, между тем, как, например, муха смотрит безучастно на гибнущую, подобную ей, муху и не только не оказывает ей помощи, но проходит мимо и ничем не обнаруживает, что она понимает несчастье и сочувствует страждущему. У муравьев развито чувство гнева: драки их между собой и с «чужаками» необыкновенно жестоки и возникают легко. Чувство страха не выражено ясно. Хотя муравей убегает от опасности, но, по-видимому, значительной эмоции не испытывает.

в) Пчелы

Подобно муравью, пчела имеет все пять органов чувств. В отличие от муравья, пчела, в своем душевном обиходе, руководится не только обонянием, но и зрением. В перелетах, передвижениях и дальних экскурсиях пчела пользуется зрением, зрительными представлениями и зрительной памятью; она замечает некоторые выдающиеся предметы (деревья, кусты) и по ним запоминает путь к улью и от него. Пчела различает цвета (на полосках из цветной бумаги или материи разных цветов пчелы садятся с различной частотой), предпочитая одни цвета другим. Подобно тому, как и у муравья, обоняние (т. е. обонятельное восприятие и обонятельная память) играет у пчел, как, вообще, у низших животных, роль первого и важнейшего органа: обонянием пчелы узнают «своих», отличают их от «чужаков». Бедность ума пчелы, как и ума муравьиного, выясняется из того факта, что пчеле недоступна способность личного знакомства с товарищами по улью: существует только суммарное, валовое различение «своих от чужих», руководимое чувством обоняния. Если пчелу лишить обоняния, например, окурить дымом или опрыскать ароматным веществом, – пчела потеряет обоняние на несколько часов или дней, и тогда возможно соединить два роя, без риска вызвать между ними столкновения и драки. Пчелы, как и муравьи, почти глухи. Память у пчелы коротка: арестованная на несколько дней – на неделю, пчела, как и муравей, не найдет более пути домой, не узнает своего улья и своих; равным образом возвращенную в улей из ареста пчелу, после продолжительного (8–10 дней) отсутствия, свои не узнают и относятся, как к чужой; но через три-четыре дня пчела узнает своих, и свои узнают ее. Однако же, в пределах инстинкта, память продолжается до нескольких месяцев, как и у муравья. Направление движения пчела сохраняет в совершенстве.

к/т

Душа ребенка

 

г) Паук

Паук обладает пятью органами чувств. Независимо от обоняния, развитого у паука, как у всех животных (пищу отличает от несъедобных предметов обонянием), у паука особенно тонко развито осязание, т. е. осязательное и стереогностическое восприятие.

Посредством осязания паук определяет вибрации воздуха и всякое прикосновение к его паутине и пр. О пауке рассказывают наблюдатели-любители, что он любит музыку, но о музыкальности у паука не может быть и речи; он воспринимает лишь вибрации, например, камертона, и, следовательно, дело идет только об осязательных, но не слуховых перцепциях. Камертон неприятен пауку, от звуков камертона паук прячется в глубину своей паутины, как от опасности, но вибрации камертона воспринимает только как воздушные колебания, а не как музыку.

В постройке паутины паук проявляет тонкий строительный инстинкт; не менее тонко у паука и понимание механических условий передвижения по паутине, подъема грузов (по диагонали, но не вертикально) и т. п. Но за пределами специальной постройки своей паутины, ум паука остается ограниченным, как и ум муравья, и какие-либо иные новые формы архитектурных сооружений пауку решительно недоступны: паутинная сеть составляет первое и последнее слово его зодческого творчества.

к/т

Душа ребенка

 

Из чувств у паука классически развиты агрессивный инстинкт и гнев; страх также совершенно ясно выработан у паука и заставляет его быстро прятаться в глубину паутины при опасности.

д) Рыбы

По своей душевной организации рыба не превосходит муравья и пчелы отдельными сторонами своей души, быть может, даже уступает им в некоторых отношениях; но рыба развита в умственном смысле всестороннее, тогда как муравей и пчела отличаются узкой односторонней гениальностью, представляя из себя как бы род курьезного, смелого этюда, созданного природой в качестве пробы. У рыбы развиты все органы чувств, и она пользуется равномерно всеми (не то, что паук, муравей, пчела, которые руководятся одним излюбленным органом при других не применяемых к делу органах, как бы существующих только в роде программы для пользы будущих поколений, но не для данного индивидуума).

Значительный умственный уровень рыбы лучше всего выясняется из того факта, что рыбу можно приучать, давая ей уроки впечатлений, например, по звонку можно приглашать к корму. Здесь звон, вид пищи и еда связываются в уме рыбы в одну общую умственную цепь, и первый член этого ассоциативного ряда (звон – сигнал) вызывает за собой в уме рыбы другие члены (т. е. представление о пище, представление о месте выдачи порции, представление о движении в направлении к пище). В приучении рыбы приходить за пищей по звонку мы встречаемся с новым душевным явлением – индивидуального психического опыта и развития. Это явление в таких размерах и с такой отчетливостью впервые встречается в животном царстве в классе рыб. Оно основано на существовании у рыб зачатков большого мозга – специального органа ассоциативных функций, допускающего индивидуальный опыт и развитие (см. выше стр. 6–7). В связи с этим, рыба обладает не только расовым опытом, как низшие животные, но и опытом индивидуальным; рыба в течение короткого времени может обучиться и усвоить себе те мыслительные ряды, ту последовательность впечатлений, для закрепления которых низшим животным требуются целые века и смены поколений.

Память рыб охватывает собой многие месяцы. Рыба имеет эстетические чувства – любит свет.

Е) Земноводные (амфибии)

В анатомическом и психическом отношении амфибии стоят выше рыб. Они обладают ясно выраженным и имеющим значительный объем большим мозгом (см. фиг. 2-ю на стр. 8) по сравнению с мозгом рыбы. Животная организация в классе амфибий впервые получает надлежаще сформированный по величине специальный орган для высших психических отправлений. В связи с этим у амфибий впервые встречаем высшие проявления душевной жизни: зачатки эстетического чувства (понимание музыки), долгую память, широкую способность индивидуального умственного развития, что сказывается ясно в легкой дрессировке змей и, в особенности, в том факте, что у амфибий, впервые в животном царстве, замечается способность к личному знакомству (узнавание людей, привязанность к ним). При таких основных условиях, амфибиям доступно более чем предыдущим классам животных, приспособление к внешним условиям, т. е. сообразование индивидуальной жизни и ее требований с условиями среды и пользование этими условиями для целей жизни. Амфибии впервые в животном царстве предчувствуют приближающееся землетрясение, т. е. воспринимают уже слабые вибрации почвы, недоступные даже человеку без помощи сейсмографа, и принимают меры к спасению от грядущей беды.

Как на интересную особенность амфибий можно указать на существование у некоторых из них термооптического глаза, т. е. такого органа, расположенного на голове (на темени), который дает животному возможность определить совместно силу освещения и степень нагревания. Это переходной орган, который у других животных разделен между глазом (светоощущение) и кожей (теплоощущение).

к/т

Душа ребенка

 

Ж) Птицы

В царстве птиц «душевные» качества уже очень высоки; в зачатке, птицы обладают всем, что свойственно человеку. Продолжительность памяти у птицы, во всяком случае, превосходит годичный срок (вернувшаяся с перелета птица узнает свое старое гнездо); это уже огромный шаг в деле душевного развития, так как одним этим обеспечивается возможность накапливать личный опыт и, таким образом, ускорять и расширять ход индивидуального психического развития. Продолжительная память даже дает возможность птицам, долго живущим, как, например, попугаю, обучиться начаткам членораздельной речи (имитация речи). У птиц впервые хорошо развиты те душевные качества, которые не имеют непосредственного отношения к жизни, а служат только для целей психического прогресса, как, например, эстетическое чувство, нравственное чувство и пр. Эти чувства и эти акты указывают на существование в нервной системе обширных запасов свободной нервной энергии, которая, за удовлетворением всех насущных нужд, расходуется на чистое усовершенствование самой нервно-психической организации ‹…›. Таким образом, в классе птиц впервые встречаемся с истинными задатками чисто духовного развития.

Эстетические чувства развиты у птиц в отношении высших впечатлений (зрительных, слуховых). Птицы любят цвета, любуются ими и ценят их друг в друге; столько же они понимают и ценят звуки, расположенные в ритмическом и мелодическом порядке. Пение некоторых птиц, например, соловья, удовлетворяет даже эстетическому вкусу человека. Некоторые птицы имеют зачатки интеллектуального чувства, например, попугай («обезьяна пернатого царства»), отдающийся изучению речи, хотя эта функция не может иметь для него никакого практического значения и является чистым интеллектуальным упражнением. Нравственные чувства в животном царстве впервые возникают у птиц. Птицы создают брачные пары, ведут семейную жизнь, обнаруживают идеальную привязанность друг к другу. (Эти чувства художественно изображены Тургеневым в его «Стихотворениях в прозе» в рассказах: «Воробей и «Голуби»). Хорошо развитые чувства птиц лежат в основании умственного прогресса и дают классу птиц тот психологический толчок к личному усовершенствованию, которого еще не замечается у ниже стоящих животных.

к/т

Душа ребенка

 

З) Млекопитающие

Мы остановимся на некоторых примерах, из которых можно извлечь принципиальные разъяснения.

а) Летучая мышь

Это животное обладает столь тонкой осязательной чувствительностью, что даже с выколотыми глазами может летать по комнате, переплетенной проволоками, не задевая их своими перепончатыми крыльями; летучая мышь чует близость предмета, как мы своим осязанием чувствуем близость нагретого тела.

б) Лошадь

Это животное помнит события сроком до десяти лет, но сильные впечатления, какие лошадь перенесла, не исчезают у нее из памяти всю жизнь. На последнем факте основан прием укрощения дикой лошади: пойманному на аркан, стреноженному животному наносят удары кнутом по животу; это приводит лошадь в такой панический страх, от которого она не освобождается всю жизнь, и помнит тяжелый урок. События, не связанные со страхом, не остаются у лошади в памяти на столь продолжительный срок.

в) Бык

Каким бы банальным ни показалось наблюдателю это четвероногое, – не лишен глубокого психологического интереса тот факт, что с этим животным впервые начинается в зоологическом ряду чувство благоговения. Это чувство сложного порядка состоит из синтетического объединения чувств: страха, сочувствия и удивления. Чувство благоговения можно наблюдать у рогатого скота на бойне. Многие из животных, ждущих своей очереди, глубоко понимают приближение смерти и, испытывая чувство удивления, вызванное неожиданностью событий, – испытывая также панический страх, поддаются, однако, не этим двум чувствам, но гораздо более – сочувствию к товарищам, проливаемую кровь которых они чуют своим обонянием. Таким образом, у животного возникает чувство благоговения, и бык идет на смерть не в безумном страхе, как другие животные (свиньи, овцы), но с возвышенным чувством в душе, которое переполняет его в эту трагическую минуту. (К такому выводу автора подтолкнули его собственные наблюдения за животными.)

г) Слон

При своем колоссальном теле весом до 4000 килограммов, слон обладает необыкновенно тонкой чувствительностью мышечным чувством. Его тяжелое, грузное тело, на толстых ногах могло бы разбиться вдребезги при спуске с крутых скал, но именно тонкая мышечная чувствительность выручает в этом случае слона. Его хобот так чувствителен и гибок, что его не даром называют «человеческой рукой».

Несмотря на свой необыкновенно долгий век (до 400 лет), слон обладает чрезвычайно долгой и точной памятью и узнает через десятки лет человека, бывшего его вожаком (Плиний)7. Подобно быку, слон обладает высшими чувствами. Хотя он бывает мстителен, если его доводят до раздражения несправедливостью, но, с другой стороны, он великодушен, что проявляется впервые в животном царстве. Когда со слоном однажды жестоко обошлись его вожаки в Лондоне, слон стерпел; но когда затем, желая загладить вину, вожак купил слону яблоки и подал, слон косо поглядел и, бросив яблоки на пол, растоптал их в кашу и швырнул от себя: он показал этим свое негодование, которое он сдерживал. Слон идет в неволю за пленными детенышами, чего не делают другие животные, ставя личное благо выше любви к детям. Оставаясь в неволе у людей, слон может сделаться нянькой человеческим детям, благодаря своей кротости. По своим нежным чувствам слон приближается к собаке, а по своему уму – к обезьяне.

к/т

Душа ребенка

 

д) Собака

Несмотря на то, что собака животное хищное, а не травоядное, как слон, она кротка, и у нее в такой степени развиты некоторые высшие чувства, что, в этом отношении, ей должно быть предоставлено первое место в ряду животных. Верность собаки оценена человеком и вошла в пословицу. Такая верность основана на силе и продолжительности эмоциональной памяти. Благодаря своему уму и нежным чувствам (т е. привязанности, верности, кротости и легко наступающему чувству виновности), собака была первым прирученным и домашним животным. Есть факты (остатки домашнего быта первобытного человека и его кухонных куч), показывающие, что собака была приручена не так, как другие животные, т. е. не насилием, но что она сблизилась с человеком, по собственной инициативе, доверилась ему и сумела оценить его. Собаке свойственно чувство долга: становясь объектом вивисекции, собака не защищает свою жизнь до последней крайности, как это делают другие животные, но покоряется своему печальному долгу, подобно человеку, идущему на казнь. Собака – единственное животное, которое человек приблизил к себе до степени товарища и друга.

е) Обезьяна

Обладая мозгом, равным третьей части мозга взрослого человека, или равным мозгу новорожденного человеческого дитяти, обезьяна всю жизнь остается, с человеческой точки зрения, дитятей, недоумком, несмотря на блестящие, по временам, умственные проявления. При малом мозге, обезьяне, как и большей части животных, не достает средств подняться выше филогенетической высоты, свойственной обезьяньему роду с отдаленных времен.

Чувство у обезьян, особенно чувство симпатии, развито очень тонко: их любовь к своим детенышам и забота о них носят уже возвышенный отпечаток. Сила чувств у страдающей обезьяны велика и трогает человека. Раненая охотником обезьяна, особенно, если на ее руках детеныш, показывает человеку кровь и нежно обнимает своего детеныша, давая понять своими жестами, что она кротко укоряет человека, разлучающего ее с ее детенышем: в предсмертный час она более объята чувством любви к детищу, чем гневом и мстительностью к своему убийце. Это уже благородная, почти человеческая смерть. В умственном отношении обезьяна отличается любопытством и даже готова рисковать, не имея сил подавить в себе влечение к новизне. Подражательность обезьяны общеизвестна; ею обезьяна больше всего забавляет и смешит людей; это свойство указывает на свободу и подвижность процесса представления и на яркость воспоминания, – чем обезьяна приближается к человеку. техника произвольных движений безукоризненна у обезьяны, ее ловкость изумительна. Но зато воля у обезьяны слаба, и это умное животное лишено сил обуздать себя: обезьяна безумно жива, весела, подвижна, и не обладает той сдержанностью, которая необходима для психического прогресса. Можно сказать, что обезьяна психически тратится по мелочам и разменивается на мелкие части, теряясь для целого.

ж) Душа животных. Душа человека.

Человеческий мозг равен у мужчин 1380, у женщины 1350 граммам (при меньшем росте женщины). Наименьший вес мозга у здорового человека равен 900 граммам; при весе мозга, меньшем 900 гр., умственные способности уже являются недостаточными для человеческого существа: отмечается слабоумие или идиотизм. Микроскопическое строение человеческого мозга способно поразить своими деталями самое развитое воображение. Мозг состоит, как и все другие органы человеческого тела, из отдельных клеточек, величина которых такова, что они заметны в лупу при увеличении в 10 раз. Количество нервных клеточек в мозгу достигает колоссальной цифры 9,2000,000,000 ‹…›. Еще более поражается человеческое воображение при мысли о громадном, почти невероятном, количестве проводящих путей мозга, связывающих между собой отдельные нервные клеточки и центры. Общая длина проводящих путей превышает десятки тысяч километров (П. Флексиг). Таким образом, если бы все эти нити соединить в одну общую длинную нить, то ею можно было бы опоясать земной шар по экватору. Какова же может быть сложность работы в этом грандиозном аппарате!

к/т

Душа ребенка

 

Крупные размеры человеческого мозга в сравнении с мозгом животных (см. фиг. 2 на стр. 8) разъясняют количественную сторону психических явлений у человека и животных. Однако же, главное и существенное отличие человеческой души от души животных кроется не в количественных отношениях, но в качественных. Человек не только глубоко, но принципиально отличается от животных по своим душевным способностям. Хотя эта разница очевидна для всякого, но она не была научно сформулирована и, благодаря этому, душа животных то слишком переоценивалась, то ставилась очень низко. Сущность дела удобнее представить на примерах. Паук так математически тонко строит свою паутинную сеть, что, казалось бы, с этой опытностью легко идти дальше в системе построений. Или соловей: он так художественно поет, что и человеческая эстетика восхищается этим пением. В свою очередь, собака обнаруживает столь высокие нравственные качества (верность до смерти, долг, привязанность), что, казалось бы, животное обладает всем, что необходимо, для дальнейшего крупного усовершенствования, а между тем этого усовершенствования нет. И таковы все животные: они – существа глубоко односторонние: паук ничего не может сделать больше своей традиционной сети, соловей не может спеть иной арии, кроме единственной, и не только здесь невозможен прогресс индивидуальный, но даже филогенетические успехи на протяжении веков мало заметны. Собака, проявляя высокие чувства, лишена, в то же время, стыда, не имеет даже зачатков этого чувства, и человек не без основания называет цинизмом, т. е. по имени собаки (cines - собака), проявления самых тяжелых видов бесстыдства у представителей людского рода. У человеческого существа подобной душевной узости не замечается: изучивший одну песню может спеть их десяток и сотню, умеющий сплести одну сеть сплетет и множество вариантов ее, обладающий одними чувствами – не лишен и других. Сущность этого глубокого различия двух психологий – психологии человека, и психологии животных – состоит в том, что животные имеют не душу, а так сказать отдельные этюды ее. Душа животных – это художественный музыкальный ящик, который может сыграть одну только арию, если его завести, если ему дать толчок извне. Самое большее – если в этом инструменте содержатся механизмы для нескольких пьес! Душа человека устроена на подобие музыкального ящика с бесконечно большим числом регистров, притом с широкой возможностью, путем многих перестановок, варьировать регистры и получать неисчислимое количество новых пьес, тонких работ, невиданных новых комбинаций. Душа животных сильна только в границах инстинкта (еда, сон, родовая функция), где возбудимость чувствительных и двигательных механизмов почти так велика, как у человека, и где восприятие впечатления и распознавание его происходит быстро, отчетливо и также быстро и точно следует двигательная реакция; но за пределами инстинктов, т. е. этих немногих пьес музыкального ящика жизни, нервная система имеет жалкие свойства. У человека все отделы нервной системы, как входящие в цепь инстинктов, так и не входящие, развиты одинаково полно и совершенно.

Долгая память (на всю жизнь), тонкий подвижный ассоциативный механизм, все виды чувств, а не образцы их (как у собаки) – вот принцип человеческой души: отнимите у человека стыд или иное чувство, и он обратится в нравственного идиота – в животное. Но полнота развития всех сторон и всех отделов души обеспечивает ее человечность. Души же различных животных – это как бы ряд пробных этюдов и набросков для будущей, имеющей когда-то прийти, души. Такой душой, поистине, является человеческая душа. В ней сконцентрированы, объединены и развиты все отдельные этюды, образцы которых в зачатке заложены в душе животных.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.