Тема 1.2. Классические социологические теории — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 1.2. Классические социологические теории

2017-10-16 432
Тема 1.2. Классические социологические теории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

Социологический проект О. Конта. Сущность позитивистского метода. Классификация наук и место в ней социологии. Социальная статика и социальная динамика. Закон трех стадий развития общества. Социологическая система Г. Спенсера. Понимание общества как организма и всеобщий закон эволюции. Социальная интеграция и социальная дифференциация. Социальные институты и их типы.

Социологическая концепция марксизма. Материалистическое понимание истории. Социология классов, классовой борьбы, социальной революции.

Натуралистическое направление в социологии. Учение Ч. Дарвина и роль биологической науки в формировании социологического мышления. Эволюционизм как основа натуралистических школ в социологии. Основные натуралистические школы: механистическая (Г. Кэри, В. Оствальд), географическая (Г. Бокль, Ф. Ратцель), расово-антропологическая (А. Гобино), органическая (А. Шеффле, Р. Вормс), социал-дарвинистская (Л. Гумплович, У. Самнер).

Концепция «социологизма» Э. Дюркгейма. Понятие социального факта и правила социологического метода. Механическая и органическая солидарность. Нормальное и патологическое в развитии общества. Социальная аномия.

Психологическое направление в социологии. Психологический редукционизм. Основные психологические теории: подражания (Г. Тард), психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гиддингс), инстинктивизм (У. Мак-Дугалл), психологии народов (В. Вундт), группового поведения (Г. Лебон). Психоаналитическая концепция З. Фрейда.

Социологическая система В. Парето. Теория иррациональности человеческого поведения и его последующей рационализации. Концепции идеологии и круговорота социальных элит.

Антипозитивизм социологии В. Дильтея. Формальная социология Г. Зиммеля и Ф. Тенниса.

М. Вебер – основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия. Структура и типы социального действия. Проблема рациональности. «Идеальный тип» как инструмент исторического и социологического исследования. Сущность власти и типы властвования. Концепция бюрократии. «Протестантская этика и дух капитализма».

Интегральная социология П. Сорокина. Социальная аналитика, социальная механика, социальная генетика. Социальная стратификация и мобильность. Социокультурная динамика.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте истоки социальной мысли и предшественников социологической науки.

2. Рассмотрите взгляды классиков социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера.

3. Изучите основные идеи натуралистического направления в социологии.

4. Рассмотрите социологическую концепцию марксизма.

5. Охарактеризуйте главные идеи психологического направления в социологии.

6. Изучите главные идеи антипозитивистской социологии конца XIX - начала ХХ вв.

7. Выясните место интегральной социологии П. Сорокина в истории социальной мысли.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

Изучение темы следует начать с выяснения предмета истории социологии, принципов периодизации и классификации социологических учений. Затем целесообразно перейти к характеристике истоков социальной мысли и предшественников социологической науки. Процесс ее институционализации следует рассмотреть в контексте генезиса и эволюции классических социологических теорий (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер). Рассматривая натуралистическое направление в социологии, необходимо указать на роль учения Ч. Дарвина и биологической науки в формировании социологического мышления, показать эволюционизм как идейно-методологическую основу натуралистических школ в социологии. Затем следует рассмотреть социологическую концепцию марксизма, обратив внимание на ее поздние интерпретации, показать место марксистской теории в истории социальной мысли XIX - ХХ вв. Изучение классических теорий следует дополнить характеристикой антипозитивизма и психологического направления в социологии. Завершить изучение темы целесообразно разбором интегральной социологии П. Сорокина.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Почему О. Конта и Г. Спенсера считают основоположниками социологии как науки?

2. В чем заключается сущность теории социального реализма и учения о методе социологии Э. Дюркгейма?

3. Какова, по К. Марксу, роль экономической необходимости в социальной, политической и духовной жизни? Подтверждаются ли, по вашему мнению, основные положения марксистской социологии в современных условиях?

4. Что такое «понимающая» социология М. Вебера?

5. В чем заключаются основные идеи социологического неопозитивизма П.А. Сорокина?

6. Какие идеи классиков социологии сохранили свою ценность до настоящего времени?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.