Раздел I Система конституционного права — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Раздел I Система конституционного права

2017-10-16 170
Раздел I Система конституционного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель начальника

Санкт-Петербургского университета

МВД России

генерал-майор полиции

 

А.А. Кочин

«____» ___________ 2017 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

профиль подготовки – уголовно-правовой

 

квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Санкт-Петрбург

Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное право» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1511.

Рабочая программа подготовлена: доцентом кафедры конституционного и международного права, кандидатом юридических наук Васильевой О.И.

 

 

Рецензенты:

 

1. Ю.А. Евстратова, профессор кафедры конституционного и административного права Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент;

 

2. А.И. Казамиров, доцент кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент

 

Настоящая рабочая программа обсуждена и одобрена:

 

на заседании кафедры конституционного и международного права

«____» ________ 2017 г., протокол № ___;

на заседании методического совета Университета

«____» _________ 2017 г., протокол № ___;

на заседании Ученого совета Университета

«____» _________ 2017 г., протокол № ____.

 

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2017

 

 

1. Наименование дисциплины:

 

Дисциплина «Конституционное право» предназначена для слушателей факультета заочного обучения Санкт-Петербургского университета МВД России, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, профиль подготовки – уголовно-правовой (узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции).

 

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Учебная дисциплина «Конституционное право» входит в Блок 1. Дисциплины (модули) (Б.1.Б.8).

При изучении конституционного права, обучающиеся должны опираться на знания, умения и навыки, полученные в результате освоения «Теории права и государства», «Истории государства и права России», а именно:

знать: природу и сущность государства, систему и структуру права, современные правовые системы, общеправовые принципы, механизм государства, механизм и средства правового регулирования, роль государства и права в политической системе общества;

уметь: характеризовать основные отрасли права, объяснять содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права, различать формы (источники) права, оперировать юридическими понятиями;

владеть: навыками работы с правовами актами, навыками юридической терминологии, способностью получать и осмысливать правовую информацию.

Логически учебная дисциплина «Конституционное право» связана с отраслевыми дисциплинами профессионального цикла: «Муниципальное право», «Административное право», «Гражданское право» «Гражданский процесс», «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право», «Международное право», «Экологическое право» и другие, по отношению к которым «Конституционное право» является предшествующей.

Освоение слушателями положений ведущей отрасли российской правовой системы обеспечит необходимую базу для получения знаний по другим правовым дисциплинам. Знания, полученные при изучении дисциплины «Конституционное право», могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы.

 

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Конституционное право», соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы:

 

Процесс изучения дисциплины «Конституционное право» направлен на формирование компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, профиль подготовки – уголовно-правовой (узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции):

 

Индекс компетенции Формулировка компетенции Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОПК-1 Способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ Знать: сущность и содержание Конституции РФ; принципы конституционного строя РФ; основные положения федеральных конституционных законов; Уметь: правильно применять конституционно-правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с Конституцией РФ; Владеть: навыками работы с Конституцией РФ; федеральными конститционными законами
ПК-2 Способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Знать: сущность и содержание конституционных ценностей; основных понятий, категорий и институтов конституционного права, способствующих формированию высокого уровня правосознания и правовой культуры Уметь: анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм в процессе осуществления профессиональной деятельности; Владеть: навыками применения конституционно-правовых норм в конкретной правовой ситуации в точном соответствии с Конституцией РФ;
ПК-3 Способность обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права Знать: сущность и содержание основных понятий, категорий институтов конституционного права, содержание правовых статусов субъектов конституционных правоотношений; Уметь: анализировать конституционно-правовую практику деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений Владеть: применения конституционно-правовых норм в конкретной правовой ситуации в точном соответствии с Конституцией РФ;
ПК-4 Способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации Знать: содержание Конституции РФ и других нормативных правовых актов, регулирующих конституционно-правовые отношения; Уметь: квалифицировать факты в конституционном праве; Владеть: навыками реализации конституционного законодательства
ПК-5 Способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Знать: содержание нормативных правовых актов, регулирующих конституционно-правовые отношения; Уметь: ориентироваться в действующем конституционном законодательстве; правильно определять нормы конституционного права, подлежащие применению в конкретных конституционно-правовых отношениях; Владеть: навыками реализации нормативных правовых актов конституционного характера в профессиональной деятельности
ПК-6 Способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства Знать: предмет конституционно-правового регулирования, специфику конституционно-правовых отношений; Уметь: анализировать правоприменительную практику в области конституционного права Владеть: навыками примения конституционно-правовых норм в конкретных ситуациях
ПК-9 Способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина Знать: особенности правового положения личности в РФ; содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности Уметь: использовать свои правовые знания в целях защиты прав и свобод человека и гражданина Владеть: навыками принятия необходимых мер защиты прав и свобод человека и гражданина
ПК-15 Способность толковать нормативные правовые акты Знать: действующее конституционное законодательство Уметь: анализировать содержание нормативных правовых актов в области конституционного права Владеть: навыками толкования нормативных правовых актов, регулирующих конституционные правоотношения
ПК-16 Способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности Знать: сущность и содержание основных понятий, категорий институтов конституционного права, содержание правовых статусов субъектов конституционных правоотношений; действующее конституционное законодательство; Уметь: квалифицировать факты в конституционном праве; правильно определять нормы конституционного права, подлежащие применению в конкретных конституционно-правовых отношениях; Владеть: навыками консультирования по конституционно-правовым вопросам

 

В результате освоения учебной дисциплины «Конституционное право» обучающийся должен:

знать: сущность и содержание основных понятий и категорий конституционного права; особенности конституционного строя, правового положения граждан, устройства, организации и функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления (ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-6, ПК-9)

уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями в области конституционного права; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними конституционые правоотношения; анализировать и толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с конституционным законодательством; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по различным вопросам конституционно-правового характера (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15, ПК-16)

владеть: юридической терминологией в области конституционного права; навыками работы с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами, навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики по вопросам конституционного права; навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина (ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-16).

 

4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, профиль подготовки – уголовно-правовой, узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции (на базе высшего образования)

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц* Курс
 
уст. итог.
Контактная работа (всего)      
Лекции (Л)      
Семинары (С)      
Практические занятия (ПЗ)      
Контрольная работа (КР)      
Самостоятельная работа (всего)    
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям 40 40
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям    
Практикум    
Подготовка к контрольной работе    
Другие виды самостоятельной работы 186 186
Изучение дисциплины   139
Контрольная работа    
Подготовка к промежуточной аттестации: экзамен    
Промежуточная аттестация экзамен    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    

5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам, разделам, с указанием количества академических часов и видов учебных занятий:

5.1. Содержание тем, разделов дисциплины:

Раздел II. Конституция

Тема 16. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации

Понятие и функции Федерального Собрания Российской Федерации. Место Федерального Собрания Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации.

Структура Федерального Собрания Российской Федерации, порядок формирования его палат и их внутренняя организация. Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Основания и порядок роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Парламентский контроль и его формы.

Понятие и стадии законодательного процесса. Субъекты законодательной инициативы. Особенности принятия федеральных конституционных законов. Особенности рассмотрения предложений о пересмотре положений Конституции Российской Федерации и внесении в нее поправок. Порядок опубликования и вступления в силу законов и иных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Оценочные материалы

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

Процесс изучения учебной дисциплины «Конституционное право» направлен на формирование следующих компетенций:

– общепрофессиональные компетенции (ОПК): ОПК-1;

– профессиональные компетенции (ПК): ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-15, ПК-16;

Общепрофессиональные и профессиональные компетенции формируются в течение 1 курса.

№ темы Разделы дисциплины Код формируемых компетенций Планируемые результаты
    1. Раздел I. Система конституционного права России ОПК-1 ПК-2 Знать: сущность и содержание основных понятий и категорий конституционного права; Уметь: выявлять особенности конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений, распознавать их виды; правильно квалифицировать юридические факты в конституционном праве Владет ь: навыками работы с источниками конституционного права
2. Раздел II. Конституция ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-15 Знать: определение конституции и ее сущность; юридические свойства конституции; особенности принятия Конституции РФ, ее структуру, содержание и порядок внесения изменений Уметь: выделять основные этапы развития российкой конституции и давать им характеристику Владеть: навыками работы с Конституцией РФ, необходимыми при ее применении в конкретных правовых ситуациях; навыками толкования норм Конституции РФ и применения их, основываясь на теоретических знаниях и решениях Конституционного Суда РФ; осознавать значимость Конституции для личности, общества и государства
3.
4.
5. Раздел III. Конституционный строй ОПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 Знать: понятие и содержание конституционного строя РФ и его основ; осознавать социальную и правовую значимость основ конституционного строя для своей будущей профессии; понятие и формы народовластия; Уметь: уметь применять нормы Конституции, закрепляющие основы конституционного строя Российской Федерации к конкретной правовой ситуации Владеть: юридической терминологией в области основ конституционного строя, непосредственной и представительной демократии
6.
7. Раздел IV. Конституционо-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации     ОПК-1 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-15 ПК-16 Знать: осознавать как высшую ценность человека, его права и свободы, и раскрывать обязанности государства по их признанию, соблюдению и защите;   Уметь: давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам гражданства РФ; классифицировать конституционные права и свободы человека и гражданина, раскрывать их содержание; применять материальные и процессуальные нормы, а также судебные решения, связанные с реализацией конституционных прав, свобод и обязанностей; обнаруживать факты нарушений и недопустимых ограничений конституционных прав и свобод, обосновывая свою позицию; оценивать правомерность ограничения прав и свобод в конкретных ситуациях   Владеть: конституционно-правовой терминологией в сфере конституционно-правового статуса человека и гражданина в РФ; навыками защиты прав и свобод граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства в конкретных правоприменительных ситуациях; навыками проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свобод человека и гражданина, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
8.
9.
10.
11.
12. Раздел V. Федеративное устройство   ПК-2 ПК-6 ПК-15 ПК-16 Знать: понятие и виды государственно-территориального устройства; принципы федеративного устройства России; порядок принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ; решения Конституционного Суда РФ по проблемам федеративного устройства; Уметь: выявлять особенности РФ, отличающие ее от других федеративных государств; толковать нормы Конституции РФ, закрепляющие основы федеративного устройства России, иллюстрируя их содержание примерами из практики Конституционного Суда РФ Владеть: терминологией в области государственно-территориального устройства; квалифицировать факты и обстоятельства, свидетельствующие о нарушении конституционных принципов федерализма
13. Раздел VI. Конституционные основы организации и функционирования государственных органов и местного самоуправления     ОПК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-15 ПК-16   Знать: принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ; основные термины в области избирательного права, парламентаризма, местного самоуправления; основные направления деятельности прокуратуры РФ; Уметь: анализировать полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ; прокуратуры РФ, определять их место в системе органов госудрственной власти; анализировать полномочия органов государственной власти субъектов РФ; раскрывать содержание законодательного процесса; выявлять в нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с обращением граждан в Конституционный Суд РФ Владеть: терминологией в области избирательного права, в сфере парламентаризма; навыками применения норм избирательного права в конкретных ситуациях, основываясь, в том числе, на решениях Конституционного Суда РФ; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по обращениям граждан с жалобами в Конституционный Суд РФ
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

 

 

7.1 Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Конституционное право»

 

1. Понятие и предмет отрасли конституционного права.

2. Конституционно-правовые отношения: понятие, структура, виды, особенности.

3. Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация, особенности.

4. Источники конституционного права России: понятие, классификация.

5. Конституционно-правовая ответственность.

6. Система конституционного права.

7. Наука конституционного права: понятие, этапы развития.

8. Понятие, классификация, функции конституций.

9. Этапы конституционного развития России.

10. Общая характеристика Конституции Российской Федерации: особенности принятия, структура, содержание.

11. Порядок внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Пересмотр Конституции Российской Федерации.

12. Правовая охрана Конституции Российской Федерации.

13. Понятие и содержание основ конституционного строя России.

14. Понятие и формы народовластия в Российской Федерации.

15. Референдум Российской Федерации.

16. Понятие, структура и принципы правового статуса личности.

17. Понятие и классификация конституционных прав и свобод.

18. Понятие и содержание конституционных обязанностей.

19. Ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

20. Ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения.

21. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: понятие и классификация.

22. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

23. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

24. Способы приобретения гражданства Российской Федерации.

25. Основания прекращения гражданства России.

26. Правовые режимы нахождения иностранных граждан в Российской Федерации.

27. Особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

28. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

29. Конституционные принципы федеративного устройства Российской Федерации.

30. Конституционно-правовые признаки России как федеративного государства.

31. Конституционно-правовые признаки субъекта Российской Федерации.

32. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

33. Понятия и принципы избирательного права.

34. Понятие и виды избирательных систем.

35. Правовые основы и порядок организации выборов в Российской Федерации.

36. Понятие и признаки органа государственной власти.

37. Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.

38. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, состав, структура.

39. Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

40. Государственная Дума Федерального Собрания: порядок избрания, структура, состав.

41. Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

42. Организационно-правовые формы деятельности палат Федерального Собрании Российской Федерации.

43. Понятие и содержание законодательного процесса в Российской Федерации.

44. Субъекты права законодательной инициативы.

45. Особенности принятия федеральных конституционных законов и поправок к Конституции Российской Федерации.

46. Основания и порядок роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

47. Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти

48. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации.

49. Полномочия Президента Российской Федерации.

50. Акты Президента Российской Федерации.

51. Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

52. Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации.

53. Компетенция Правительства Российской Федерации. Акты Правительства РФ.

54. Основания и порядок отставки Правительства Российской Федерации.

55. Досрочное прекращение полномочий Правительства Российской Федерации.

56. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция.

57. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок образования, структура, компетенция.

58. Конституционные принципы организации и деятельности судебной власти.

59. Судебная система Российской Федерации.

60. Конституционно-правовой статус судьи в Российской Федерации.

61. Конституционный Суд Российской Федерации: структура и организация деятельности.

62. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

63. Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.

64. Понятие, принципы и формы осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.

65. Понятие и содержание гарантий местного самоуправления в Российской Федерации.

Критерии оценки:

Степень сформированности компетенций у обучающихся при проведении промежуточной аттестации определяется посредством экзамена: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся демонстрирует глубокое познание программного материала, в полном объеме раскрывает теоретическое содержание вопросов билета, не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы экзаменатора, умеет последовательно, логично, аргументированно излагать, анализировать, обобщать изученный материал, не допуская ошибок.

Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание вопросов билета, но при ответе допускает незначительные ошибки и неточности.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся усвоил только основные положения программного материала, соответствующие уровню сформированности компетенции, содержание вопросов билета излагает поверхностно, допускает неточности и ошибки, нарушает последовательность в изложении материала, испытывает затруднения при ответе на дополнительные вопросы экзаменатора.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся не знает основных положений программного материала, соответствующих уровню сформированности компетенции, при ответе на вопросы билета допускает существенные ошибки, не смог ответить на дополнительные воп­росы или отказался отвечать.

 

7.2. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения учебной дисциплины «Конституционное право»

Методические рекомендации для слушателей факультета заочного обучения по выполнению контрольной работы

Контрольная работа, как одна из форм учебного процесса, содержит в себе самостоятельные элементы научно-исследовательской деятельности слушателя факультета заочного обучения, а также преследует конкретные целевые установки: углубить, систематизировать и закрепить полученные слушателем теоретические знания и практические навыки по избранной теме изучаемого предмета; научить слушателей собирать и обобщать фактический материал и делать правильные выводы по тому или иному вопросу предстоящей профессиональной деятельности; научить слушателей самостоятельно применять полученные знания для решения практических задач, предусмотренных программой учебной дисциплины; проверить умение слушателей самостоятельно работать с первоисточниками и учебными материалами.

 

Примерная тематика контрольных работ:

1. Источники конституционного права.

2. Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

3. Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.

4. Конституционный контроль в Российской Федерации.

5. Конституционно-правовая ответственность: понятие и содержание.

6. Этапы конституционного развития России.

7. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации.

8. Гражданское общество как обязательный атрибут конституционного строя.

9. Правовое государство: понятие и содержание.

10. Российская Федерация – социальное государство.

11. Российская Федерация – светское государство.

12. Конституционные институты непосредственной демократии в Российской Федерации.

13. Принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.

14. Референдум в Российской Федерации: конституционно-правовые основы и практика реализации.

15. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации.

16. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации.

17. Институт гражданства в Российской Федерации.

18. Особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

19. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

20. Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

21. Федеративное государство: понятие, признаки, виды.

22. Понятие и принципы избирательного права Российской Федерации.

23. Виды избирательных систем: основные достоинства и недостатки.

24. Избирательный процесс в Российской Федерации: понятие, содержание, проблемы.

25. Возникновение и эволюция института Президента Российской Федерации.

26. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

27. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации.

28. Отрешение от должности Президента Российской Федерации: правовая основа, порядок, проблемы.

29. Федеральное Собрание Российской Федерации - представительный и законодательный орган государственной власти Российской Федерации.

30. Формирование Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: правовая основа, порядок, проблемы.

31. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, содержание, проблемы.

32. Парламентский контроль в Российской Федерации.

33. Конституционно-правовой статус парламентария (члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы) в Российской Федерации.

34. Конституционно-правовой статус членов Правительства Российской Федерации.

35. Конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

36. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: структура, порядок формирования, полномочия, ответственность.

37. Судебная система Российской Федерации.

38. Конституционный Суд Российской Федерации: правовая природа, место в судебной системе, состав, порядок формирования, полномочия.

39. Прокуратура Российской Федерации: конституционно-правовые принципы организации, структура, полномочия.

40. Модели местного самоуправления.

 

Критерии оценки:

1) оценка «зачтено» выставляется, если:

- тема контрольной работы полностью раскрыта, слушатель максимально использовал рекомендованную программой учебную, научную, нормативно-правовую литературу, работу отличает стройность изложения и логическая завершенность, оформление работы соответствует предъявляемым требованиям;

- тема контрольной работы, в целом, раскрыта, в работе использованы актуальные учебные, научные и нормативно-правовые источники, однако оформление контрольной работы содержит некоторые недочеты;

2) оценка «не зачтено» выставляется, если:

- тема контрольной работы не раскрыта, в работке используется устаревшая учебная, научная литература, утратившее юридическую силу нормативно-правовые акты, оформление работы не отвечает установленным требованиям;

- контрольная работа полностью либо в большей части, заимствована из информационной сети «интернет» или других источников.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины:

  1. Найдите в Конституции РФ: императивные нормы, диспозитивные нормы, запрещающие нормы, нормы-принципы, нормы-дефиниции.
  2. Каково соотношение конституционного права и других отраслей российского права?
  3. Можно ли привлечь гражданина РФ к уголовной (административной) ответственности только на основании норм Конституции РФ?
  4. По какому критерию нормативные правовые акты относят к источникам конституционного права?
  5. Являются ли источниками права постановления Конституционного Суда РФ, послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ?
  6. Назовите примеры нормативных правовых актов субъектов РФ - источников конституционного права.
  7. Является ли многонациональный народ РФ субъектом конституционного права?
  8. Назовите статьи Конституции РФ, в которых закреплены ее юридические свойства.
  9. Как может быть отменено или изменено решение, принятое на референдуме?
  10. Является ли перечень основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, исчерпывающим?
  11. Могут ли субъекты РФ устанавливать свое гражданство?
  12. Назовите основания приобретения гражданства РФ.
  13. Дайте консультацию о процедуре приема в гражданство РФ.
  14. В каком случае выход из гражданства РФ не допускается?
  15. Какие из закрепленных в Конституции РФ прав и свобод относятся к политическим?
  16. Дайте консультацию о порядке проведения митинга.
  17. Назовите условия и основания ограничения права на неприкосновенность частной жизни.
  18. Как соотносятся правовое положение граждан РФ и правовое положение иностранных граждан?
  19. Подготовьте проект жалобы Уполномоченному по правам человека в РФ. Каковы критерии ее приемлемости?
  20. Каковы условия обращения граждан в межгосударственные органы по защите прав и свобод?
  21. Какие принципы положены в основу формирования субъектов РФ?
  22. Составьте схему этапов принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ.
  23. Назовите основные принципы организации и деятельности органов государственной власти.
  24. Назовите критерии, которые лежат в основе классификации органов государственной власти в РФ.
  25. Каково соотношение понятий «активное избирательное право» и «пассивное избирательное право»?
  26. Назовите стадии избирательного процесса.
  27. Чем несостоявшиеся выборы отличаются от недействительных?
  28. Каково место Президента РФ в системе органов государственной власти? Можно ли говорить о существовании отдельной ветви государственной власти – президентской власти?
  29. Назовите полномочия Президента РФ, которые он реализует как гарант Конституции РФ.
  30. Каковы пределы гарантии неприкосновенности Президента РФ?
  31. Назовите основания ответственности Президента РФ.
  32. Привидите примеры «скрытых» полномочий Президента РФ.
  33. Чьи интересы представляют палаты Федерального Собрания (с учетом разных способов их формирования)?
  34. Вправе ли избиратели отзывать депутатов Государственной Думы?
  35. Какие законы, принятые Государственной Думой, должны быть обязательно рассмотрены Советом Федерации?
  36. В отношении каких законов Президент РФ не пользуется правом отлагательного вето?
  37. Назовите формы парламентского кон

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.