По типу социально-экономической системы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

По типу социально-экономической системы

2017-10-16 439
По типу социально-экономической системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1. Планирование как наука.

2. Сущность и содержание планирования.

3. Особенности планирования на предприятии.

 

Вопрос 1. Планирование как наука

Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем.

Роль науки планирования, как и потребность в ней со стороны об­щественного производства, возрастает. К факторам, обусловлива­ющим возрастающую роль науки планирования, относятся:

• рост числа управленческих кадров, который усиливает тре­бования к уровню организации его работы и подготовке;

• рост масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей, что требует улучшения координации про­цессов производства, распределения, обмена и потребления;

• расширение и усложнение международных связей;

• изменение методов хозяйствования, переход крыночным отношениям, что требует кардинальной перестройки системы пла­нирования на всех уровнях управления экономикой;

• развитие научно-технического прогресса;

морально-политические аспекты, связанные с необходимос­тью преодоления застоя в общественной жизни,

• повышение материальной и моральной заинтересованности работ­ников и т.п.

 

Задачи теории планирования:

• объяснять (исследовать) механизм отношений, возникаю­щих в производстве в процессе планирования;

• находить пути и способы эффективного решения конкрет­ных хозяйственных задач;

• изучать и разрабатывать пути комплексного применения ме­тодов воздействия на людей в процессе планирования производст­ва и т.п.

 

Процессы планирования исследуются наукой планирования в двух разрезах:

• применительно к первичным звеньям производства (пред­приятиям, производственным объединениям);

• применительно к производству в масштабе всей страны.

 

Предмет – исследование закономерностей, принципов и методов построения возможных состояний организации предпринимательской деятельности на предприятии в будущем.

Объект науки — процесс конкретного производства продук­ции (товаров, услуг) на предприятии отрасли.

Задачи данной науки на современном этапе определяются стратегией развития предприятия в условиях планово-рыночной экономики, нацеленной не только на обеспечение эффективного функционирования в настоящее время, но и на его развитие в интересах будущего.

«Планирование на предприятии» — экономическая наука. Она основывается на достижениях экономической теории в обла­сти познания закономерностей и законов развития экономики, выяснении тенденций социально-экономического и научно-технического прогресса в условиях ее изменения.

Планирование на предприятии тесно связано с такими экономическими дисциплинами, как экономическая теория, экономика предприя­тия, организация производства на предприятии, организация предпринимательской деятельности, менеджмент, маркетинг и др.

 

Вопрос 2. Сущность и содержание планирования

Экономическая сущность планирования выражается в определении «планирования» как экономической категории.

Планирование – это процесс определения и реализации будущей модели функционирования национального хозяйственного комплекса в целом, его структурных подразделений на основе предвидения, целенаправленной сознательной деятельности, заключающейся в постоянном поддержании динамической пропорциональности и эффективном использовании имеющихся и потенциально возможных ресурсов. (П. Половинкин)

В литературе встречаются различные определения «планирования».

Майкл Мескон: «Планирование – процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения».

Планирование хозяйственной деятельности – это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации планов развития и функционирования предприятия. (Камаев В.Д.)

Планирование – это процесс разработки и установления руководством предприятия количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. (Скляренко, Прудников, Волков)

Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства.

 

Планирование соотносится с более широким понятием – предвидением.

Предвидение - опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Выделяют три формы предвидения: гипотезу, прогноз, план, которые отличаются степенью конкретности и характером воздействия на ход исследуемых процессов.

Гипотеза – это научное предвидение на уровне общей теории. Исходной базой построения гипотезы являются теория и открытые на ее основе закономерности и причинно-следственные связи формирования и развития исследуемых объектов. Гипотеза раскрывает качественную характеристику объекта, выражает общие закономерности его развития.

Прогноз – это научное предвидение на уровне конкретно-прикладной теории. Он имеет значительно большую определенность в сравнении с гипотезой. В основе разработки прогноза находятся не только качественные, но и количественные параметры. В отличие от гипотезы прогноз характеризует объект с меньшей степенью неопределенности и с большей степенью достоверности. При этом прогноз, естественно, носит вероятностный характер.

План – это научное предвидение, которое предполагает четкую постановку точно определенной цели и отражение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. План, как и прогноз, основан на закономерностях и достижениях конкретно-прикладной науки. В нем предвидение получает наибольшую конкретность и определенность.

Все формы предвидения тесно взаимосвязаны между собой как на стадии познания поведения объекта в будущем, так и на стадии принятии управленческих решений. В качестве исходного начала познания объекта выступает гипотеза, завершающий этап – разработка плана развития объекта как нового качественного и количественного состояния его в будущем. Связующим звеном между гипотезой и планом выступает прогноз.

Содержание планирования наиболее полно выражается в самом процессе планирования на предприятии, который включает три этапа:

1. Процесс разработки планов, то есть принятие управленческих решений о целях предприятия и методах их осуществления. Результатом непосредственного процесса планирования на предприятии является система планов.

2. Этап выполнения плановых решений. Результатом этой управленческой деятельности являются итоговые реальные показатели развития предприятия.

3. Контроль над выполнением планов развития предприятия путем сопоставления фактических показателей с плановыми и корректировка реализации поставленных целей.

 

Планирование также является специализированным видом уп­равленческой деятельности, широко распространенным в произ­водстве.

Планирование производства, как особый вид управленческой деятельности, обеспечивает целенаправленность и согласован­ность работы всех участников производственного процесса. Пла­нирование обособилось в самостоятельный вид деятельности в хо­де разделения труда, возникновения кооперации и увеличения масштабов производства.

Как вид управленческой деятельности планирование

направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

· всегда представляет собой предварительное принятие решений, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе;

· должно быть гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменениям внешней среды;

· направлено на достижение желаемого состояния объекта хозяйствования, предполагает предотвращение ошибочных действий и сокращение неиспользованных возможностей;

· роль заключается не в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования.

 

Вопрос 3. Особенности планирования на предприятии.

Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия, является важней­шей предпосылкой эффективного производства и предпринима­тельства. При ограниченных производственных ресурсах оно слу­жит экономической основой определения номенклатуры и коли­чества производимой продукции, оказываемых услуг, а также уста­новления цен на эту продукцию и услуги. На этапе планирования деятельности предприятия ведется расчет производственных ре­сурсов, необходимых для выполнения объема произ­водства продукции и услуг, установленного на плановый период - материальных, трудовых, финансовых.

Потребность в планировании вызвана тем, что достижение желаемого состояния зависит от целого набора взаимосвязанных решений, т.е. от системы решений. Принимаемые решения дол­жны быть взаимосвязаны и направлены на достижение в буду­щем желаемого состояния хозяйствующего субъекта. Это состоя­ние может не наступить, если не принять специальные меры, увеличивающие вероятность достижения благоприятного исхода.

Планирование представляет собой непрерывный процесс принятия решений по обеспечению развития экономической системы, которой является предприятие, и достижения желаемых результатов. При этом решения должны приниматься заблаговременно.

Предприятие — это сложная система, эффективное управление которой возможно только на основе планирования с целью обес­печения комплексности, сбалансированности и взаимосвязи всех элементов предприятия для достижения основной цели его дея­тельности — удовлетворение потребностей общества в определен­ных видах продукции и услуг и получение необходимой для его развития прибыли.

В рыночных условиях планирование и прогнозирование дея­тельности осуществляется на уровне самого предприятия. Одной из основных предпо­сылок его эффективной работы является планирование произ­водственной, хозяйственной и финансовой деятельности. На ос­нове планов определяются пути и сроки повышения техниче­ского и организационного уровня производства, а также техни­ческого уровня и качества изготавливаемой продукции и выпол­няемых услуг.

Планирование и прогнозирование деятельности предприятия ведется на основе маркетинговых исследований рынка сбыта и определения возможного объема продажи изготавливаемой пред­приятием продукции и выполняемых услуг, а также изучения рынков сырья, материалов и комплектующих изделий. В условиях рынка принципиально изменяются цель, задачи и содержание планирования на предприятиях.

Целью планирования является разработка и построение систе­мы планов предприятия, направленных на удовлетворение спро­са потребителей и получение достаточной и стабильной прибыли от результатов его производственно-хозяйственной деятельности в течение длительного времени. Указанная цель достигается реше­нием комплекса плановых задач по сбору, обработке и анализу информации для подготовки, обоснования и принятия решений по разработке плановых документов.

Задачи системы планирования подразделяют на планово-рас­четные, информационно-справочные и функциональные. К планово-расчетным задачам относятся:

а) определение потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах как для производства выпускаемых изделий, так и для подготовки и освоения новых;

б) расчеты производственных мощностей предприятия и его структурных подразделений.

Информационно-справочные задачи включают в себя:

а) разработку необходимой справочной и нормативной информации;

б) формирование плановой документации;

в) накопление и хранение справочной, нормативной и плано­вой информации.

К функциональным задачам относятся:

а) подготовка и разработка плановых документов;

б) решение кадровых вопросов;

в) обработка данных, оптимизация плановых решений.

В современных условиях предприятие самостоятельно плани­рует свою деятельность и определяет перспективы развития, ис­ходя из спроса на производимую продукцию и услуги. Основу пла­нов составляют хозяйственные договоры, заключаемые с потре­бителями продукции и поставщиками сырья, материалов, комп­лектующих изделий. В качестве потребителей выступают предпри­ятия различных форм собственности, в том числе государствен­ные, муниципальные и частные.

Тема 2. Основные формы, принципы и функции планирования

 

План

1. Формы экономического и социального планирования на предприятии.

2. Принципы внутрипроизводственного планирования на предприятии.

3. Функции планирования на предприятии.

 

Вопрос 1. Формы экономического и социального планирования на предприятии.

На предприятиях применяются различные формы планирования, поскольку планирование в различной степени охватывает все сферы социально-экономической деятельности: научно-техническую, организационно-технологическую, социально-экономическую, экологическую, финансовую и т. д. Каждая форма планирования, наряду с присущими характерными чертами сущности и содержания в целом, имеет свою специфику.

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования.

По сферам деятельности

1) производственное,

2) финансовое,

3) кредитно-банковское,

4) инновационное,

5) социальное и т. д.

5. По масштабу уровня планирования

1) международное,

2) общегосударственное,

3) отраслевое,

4) региональное,

5) корпоративное,

6) внутрихозяйственное

6. По методологии планирования

1) системное,

2) ситуационное,

3) генетическое,

4) нормативное и др.

7. По типологии планирования (временная ориентация)

1) реактивное планирование (возврат к прошлому). Представители реактивного планирования свои идеалы и способ существования находят в прошлом. Они отрицают все достижения научно-технического прогресса, негативно относятся к технике и современному технологическому обществу.

2) инактивное планирование (инертность). При инактивном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое и вместе с тем стремится к движению вперед. Удовлетворение настоящим – отличительная черта инактивизма.

3) п реактивное планирование (упреждение). Преактивное планирование ориентировано в основном на будущие изменения. Преактивисты стремятся ускорить изменения, быстрее приблизить будущее. Преактивисты положительно относятся к технике и к экономико-математическим методам планирования. Планирование на предприятии осуществляется «сверху вниз», т.е. на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действия.

4) и нтерактивное планирование сводится к проектированию желательного будущего и поиску путей его построения

 

Выделяют 7 классификационных признаков форм планирования.

 

Подсистемы форм планирования Классификационные признаки форм планирования Формы планирования
I Тип социально-экономической системы Преимущественно директивно централизованное с элементами самостоятельности объектов планирования; преимущественно индикативное в сочетании с директивностью
II Значимость целей планирования Стратегическое, тактическое
III Сроки действия разрабатываемых планов Долгосрочное, среднесрочное, текущее, оперативное
IV Сферы деятельности Производственное, финансовое, кредитно-банковское, инновационное, социальное и т. д.
V Масштаб уровня планирования Международное, общегосударственное, отраслевое, региональное, корпоративное, внутрихозяйственное
VI Методология планирования Системное, ситуационное, генетическое, нормативное и др.
VII Типология планирования (временная ориентация) Реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное

Вопрос 2. Принципы внутрипроизводственного планирования на предприятии.

Используемые в планировании принципы разделяются на три классификационные группы.

Первая группа – это общие принципы планирования, обусловленные принципами управления. К этой группе относятся:

1. Принцип научности - заключается в том, что разработка планов должна базироваться на научной основе, на глубоком познании и использовании экономических законов и закономерностей, на новейших открытиях фундаментальных и прикладных наук с учетом прогресса техники и технологии производства, широкого внедрения достижений лучших предприятий, их подразделений, отдельных работников.

Для реализации этого принципа требуется, чтобы в планах развития, предприятий находили соответствующее отражение инвестиционно-инновационные процессы, приоритетные направления механизации и автоматизации производства.

2. Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов предприятия при выполнении любого вида трудовой деятельности

3. Принцип единства планов предполагает разработку общего и сводного плана развития предприятия. В практике планирования на предприятиях наряду с годовым планом производственно-финансовой деятельности существуют отдельные программы развития структурных подразделений (цехов, бригад, и т. д.). Все эти планы должны быть тесно увязаны друг с другом. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие предприятия и подразделений на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления.

4. Принцип гибкости (адаптивности) планов тесно связан с непрерывностью планирования и предусматривает возможность корректировки плановых показателей и координации процесса выполнения плановых решений. В условиях рынка возможны значительные колебания спроса, действующих цен и тарифов, которые требуют необходимости уточнения первоначальных планов предприятия. Развитие научно технического прогресса приводит к изменениям техники, технологии и организации производства, а это в свою очередь – к снижению расхода запланированных ресурсов и, как следствие, к соответствующим поправкам в планах.

5. Принцип непрерывности планирования заключается в сопряженности плановых показателей на различных стадиях планирования (при этом соблюдаются связи прогнозирования, перспективного и те­кущего планирования) и во взаимосвязи и сопряженности пла­новых показателей по уровням иерархии и функциональным направлениям деятельности предприятия.

6. Принцип обоснованности состоит в том, что планирование на предприя­тии осуществляется на основе:

а) информации о требованиях потребителей к техническому
уровню и качеству выпускаемой продукции, уровню цен на эту
продукцию и возможному объему поставок;

б) нормативной базы планирования, необходимой для расчета
потребности в ресурсах.

7. Принцип оптимальности планирования включает в себя выбор наиболее целесообразного метода использования производственных ресур­сов предприятия (трудовых, материальных, финансовых) путем обоснования наилучшего варианта плана деятельности предприя­тия с точки зрения принятого критерия (например, максимум прибыли, минимум издержек производства).

8. Принцип точности планов определяется внутренней и внешней средой предприятия и является одним из способов более углубленного выявления внутренних и внешних условий деятельности предприятия. При этом степень точности плановых показателей определяется используемыми системами и методами планирования.

9. Принцип эффективности планирования требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях имеющихся производственных ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

и др.

Вторая группа - основные принципы планирования, определяемые экономической сущностью планирования и его содержанием независимо от форм планирования. В нее включены принципы:

- обеспечение динамичной пропорциональности и сбалансированности развития планируемого объекта (является основополагающим для всей работы по формированию перспективных, текущих и оперативных планов и организации их выполнения);

- обеспечение единства производительных сил и производственных отношений;

- обеспечение устойчивой конкурентоспособности планируемого объекта;

- обеспечение единства экономического и социального развития;

- использование многообразия форм и методов планирования;

- выделение ведущих звеньев и приоритетов в развитии планируемого объекта и другие.

Из общих экономических принципов 2-й группы принцип обеспечения динамичной пропорциональности и сбалансированности является основополагающим для всей работы по формированию перспективных, текущих и оперативных планов и организации их выполнения.

Третья группа - специфические принципы планирования в зависимости от его форм (видов), а также присущие каждому отдельно взятому объекту с учетом его миссии. Например, характерными принципами индикативного планирования будут общие принципы ценовой, антиинфляционной, налоговой, финансово-кредитной, внешнеэкономической и антимонопольной политики с целью достижения сбалансированности экономического и социального развития экономики страны. Оперативному планированию присущи принципы, обеспечивающие эффективное функционирование предприятия в определенных экономических рамках. Это учет налогов, таможенных тарифов, квот, лицензий, дотаций и т. д.

Вопрос 3. Функции планирования на предприятии.

Основные функции планирования:

1. Функция руководства

2. Функция обеспечения

3. Функция координации

4. Функция контроля

Функция руководства

- предусматривает обоснование стратегии и тактики, целей и задач предприятия, оценку и анализ внешней и внутренней среды функционирования, распределение ограниченных ресурсов, организацию и контроль выполнения намеченных планов.

Стратегия развития предприятия разрабатывается высшим руководством, а тактика – специалистами и руководителями среднего звена.

Цели и задачи должны быть:

• проверяемы и конкретны;

• строго ориентированы во времени;

• достижимы.

Функция обеспечения

- это устойчивые виды деятельности, выполняемые на предприятии непосредственно для производства продукции, работ и услуг.

Функция определяется этапами производственного цикла деятельности предприятия (закупки, производство, сбыт), элементами производственного обеспечения (материально-техническое оснащение, ресурсы, связь, транспорт) и направлениями деятельности (персонал, инновации, инвестиции, проекты, финансы, снабжение и сбыт, маркетинг, безопасность, риски, международная деятельность и т. д.).

Функция координации

- предполагает взаимоувязку планов при их разработке на всех уровнях планирования — от предприятия в целом до каждого подразделения.

Планирование на предприятии будет эффективным в случае, если деятельность одного подразделения будет увязана с деятельностью другого. При этом планирование их деятельности должно осуществляться не только одновременно, но и во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.

Функция контроля

- позволяет выявлять дополнительные резервы для выполнения плановых заданий, своевременно обнаруживать отклонения в плановых показателях, принимать необходимые меры по ликвидации диспропорций, обеспечивает повышение конкурентоспособности производимой продукции и экономической эффективности предпринимательской деятельности в целом на предприятии.

Тема 3. Методы планирования на предприятии

План

1. Классификация методов планирования.

2. Балансовый метод планирования.

3. Нормативный метод планирования.

4. Программно-целевой метод планирования.

5. Методы оптимального планирования на предприятии.

 

Вопрос 1. Классификация методов планирования.

Методы планирования — это совокупность способов и приемов разработки плана или его раздела. Формирование методик планирования определяется теми принципами, которые использует разработчик плана или раздела.

В планировании на предприятии выделяют:

1. Общие методы планирования. Они определяют общую методологическую направленность процесса планирования предпринимательской деятельности. Например, методы системного анализа.

2. Конкретные методы планирования. Они являются непосредственным инструментарием планирования.

Конкретные методы можно классифицировать на две группы:

2.1.Методы получения и анализа исходной плановой информации.

Эта группа методов используется на предплановом этапе планирования. К их числу относятся:

1) Метод прогнозирования.

Наиболее важными признаками данного метода являются:

1. С тепень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы.

2. О бщий принцип действия методов прогнозирования,

3. С пособ получения прогнозной информации.

 

По степени формализации методы экономического прогнозирования разделяются на интуитивные и формализованные.

а) Интуитивные методы - используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта планирования. В этом случае применяются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные (метод «интервью», аналитический метод) и коллективные экспертные оценки («коллективной генерации идей», матричный метод).

б) Группа формализованных методов включает две подгруппы:

- методы экстраполяции - в эту подгруппу входят методы: наименьших квадратов, скользящих средних, экспоненциального сглаживания

- методы моделирования – в эту подгруппу входят структурное, сетевое и матричное моделирование.

2) Метод прямого счета - заключается в определении планового задания, исходя из научно обоснованных норм и нормативов расхода или затрат тех или иных ресурсов. Однако прямой счет показателей плана не всегда возможен, так как зачастую трудно выявить все факторы, обуславливающие развитие данного экономического явления в плановом периоде.

3) Метод соотношений. К числу методов соотношений относится индексный метод. Его сущность заключается в сравнении экономических (или иных) показателей. Например, сравнение темпов роста производительности труда за два различных периода или двух различных предприятий одинаковых отраслей.

4) Метод структуризации - является конкретизацией более общего метода анализа, применительно к задачам выявления целей плана и путей реализации отдельных плановых решений. Этот метод основан на поэтапном расчленении общих целей на их составные компоненты. Такую процедуру в экономической литературе часто называют построением «дерева целей». На нижних уровнях такого дерева могут быть представлены отдельные мероприятия по достижению выявленных целей. Возможна количественная оценка относительной важности отдельных целей и мероприятий.

5) и другие

 

2.2.Методы составления плана развития предприятия (традиционные методы планирования). Чаще всего их называют традиционными методами планирования. К этой группе относятся:

- балансовый метод планирования,

- нормативный метод,

- программно-целевой метод планирования,

- методы оптимального планирования (экономико-математического моделирования).

Вопрос 2. Балансовый метод планирования.

Балансовый метод считается основным методом планирования на всех иерархических уровнях планирования. Сущность его заключается в увязке (установлении равновесия) потребностей и ресурсов на предприятии. Этот метод обеспечивает достижение пропорциональности и сбалансированности всех элементов плана.

В зависимости от стадии разработки различают:

1. Прогнозные (провизорные) балансы - позволяют правильно обосновать расчетные показатели, касающиеся объема плановых заданий по развитию предприятия на предстоящий период.

2. Плановые балансы – в плановых балансах эти предварительные расчеты уточняются, проводится их более углубленное технико-экономическое обоснование.

3. Отчетные (исполнительные) балансы являются одновременно базой для разработки основных мероприятий по развитию предприятия на предстоящий плановый период. Таким образом, они смыкаются с прогнозными балансами.

В практике планирования на предприятии используется система балансов:

Посредством материальных балансов осуществляется координация и увязка производства и потребления конкретных видов продукции, средств производства, предметов потребления. В планировании на предприятии в группу материальных балансов входят:

1. материальныебалансы отдельных видов продукции в натуральном выражении (например, баланс продовольственного зерна, баланс кормов, баланс продукции животноводства);

2. сводные материальные балансы как в натуральном, так и в стоимостном выражении (например, баланс основных средств (движение основных машин и оборудования)).

Трудовые балансы позволяют осуществлять плановое распределение трудовых ресурсов по подразделениям предприятия, обосновать мероприятия по подготовке кадров и определить показатели использования трудовых ресурсов. Так, Баланс рабочей силы определяет обеспеченность предприятия работ­никами, выявляет дополнительную потребность в кадрах в целом и по категориям, и источники ее покрытия.

 

Стоимостные балансы составляются для обеспечения необходимых стоимостных пропорций в экономике предприятия. К ним относятся сводный финансовый план предприятия, баланс доходов и расходов внутрихозяйственных подразделений, представительств и филиалов, и др.

Особое значение для разра­ботки технико-экономических планов предприятий имеют бух­галтерские балансы, характеризующие состояние финансовых средств предприятия и их источников на определенную дату.

Энергетический баланс характеризует соответствие количества запланированной предприятием энергии по источникам получе­ния количеству необходимой энергии по различным видам и на­правлениям ее использования. К частным видам энергетического баланса относятся балансы топли­ва, тепла, электроэнергии.

 

В планировании могут широко использоваться и натурально-стоимостные балансы. Они применяются на уровне отдельных предприятий и страны в целом. В этом случае все расчеты проводятся параллельно в натуральном и стоимостном выражении.

Балансовый метод планирования обеспечивает:

а) единство планирования на всех уровнях управления пред­приятием;

б) координацию и согласованность плановых показателей различных разделов;

в) выявление и устранение «узких мест» и диспропорций;

г) вскрытие резервов в развитии отдельных производств и их дальнейшее использование при решении плановых задач;

д) установление необходимых пропорций и темпов развития различных подразделений и служб предприятия.

Вопрос 3. Нормативный метод планирования.

Нормативный метод планирования – один из способов разработки планов, основанный на использовании системы норм и нормативов. Эффективное использование данного метода возможно в том случае, когда привлекаются научно обоснованные, прогрессивные нормы и нормативы.

Под нормами понимается максимально допустимая величина расхода производственных ресурсов на производство единицы продукции или выполнение работы установленного качества в принятых в плане единицах измерения (норма расхода ГСМ, норма времени на выполнение операции). Норма показывает значение расхода ресурсов на единицу продукции в определенных условиях эталонных предприятий.

Нормы имеют конкретное отраслевое, внутрихозяйственное или внутрипроизводственное назначение. Они определяются для соответствующих условий рабочего места на предприятии при допустимых ограничениях в планируемые сроки использования.

Нормы, как правило, устанавливаются на краткосрочный период их применения в заданных отраслевых условиях с учетом взаимодействия конкретных производственно-технических и социально-экономических и других факторов процесса воспроизводства.

Все применяемые нормы должны обязательно соответствовать тем условиям, для которых они были установлены, а пересматриваться в соответствии с изменениями нормообразующих факторов.

Под нормативами понимаются относительные показатели, характеризующие степень потребления и использования различных производственных ресурсов. Таким образом, норматив – это поэлементная составляющая нормы, выражающая меру удельного расхода ресурса на единицу измерения продукции, работы, объема услуг и т. п. (норматив использования техники, норматив численности работников и т. д.)

В отличие от норм, нормативы относятся к унифицированным, межотраслевым или всеобщим показателям длительного применения, которые обеспечивают полное соответствие развития планируемых процессов на предприятии экономически рациональному уровню с учетом изменяющихся как внутренних, так и внешних условий хозяйствования.

Нормативы и нормы должны быть:

а) прогрессивными — учитывать мероприятия по внедрению в плановом периоде новой техники, технологии, организации про­изводства;

б) обоснованными — реально выполнимыми в конкретных производственных условиях;

в) комплексными — охватывать все виды плановых расчетов на предприятии: затрат труда, сырья, материалов, использования оборудования, финансовых ресурсов.

Нормы и нормативы образуют систему плановых, экономических и финансовых показателей и составляют нормативную базу для планирования, классифицируемую по различным признакам.

По своему значению нормы и нормативы могут быть абсолютными и относительными, общими и частными, плановыми и фактическими, перспективными и текущими, макро- и микроэкономическими, перспективными и текущими и т. д.

 

Нормы и нормативы в зависимости от их роли в планировании подразделяют на три группы:

1) нормы и нормативы, отражающие целевые задачи плана, например нормы потребления товаров и услуг, нормы и нормати­вы использования трудовых ресурсов, расхода материалов, ремонта оборудования и др.;

2) экономические нормы и нормативы, в частности нормати­вы отчислений от прибыли, платежей в бюджет, формирования фонда оплаты труда и отчислений на социальные нужды, норма­тивы оборотных средств;

3) технико-экономические нормы и нормативы, используе­мые при технико-экономическом анализе повышения техниче­ского и организационного уровня производства, выпускаемой про­дукции, ввода новых производственных мощностей.

Вопрос 4. Программно-целевой метод планирования.

Программно-целевой метод планирования метод, при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью целевых программ. Программ­но-целевой метод разрабатывается, главным образом,


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.