Как поддержать первоклассников с низким стартовым уровнем: конспекты занятий — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Как поддержать первоклассников с низким стартовым уровнем: конспекты занятий

2017-10-16 432
Как поддержать первоклассников с низким стартовым уровнем: конспекты занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как поддержать первоклассников с низким стартовым уровнем: конспекты занятий

Ксения Шалагинова
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии управления ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 4», город Тула

Чтобы создать социально-психологические условия для адаптации первоклассников с низким стартовым уровнем, психолог обязан иметь программу. Какие задания и упражнения в нее включить? Предлагаем готовые конспекты занятий программы.

 

 

Чтобы выявить у учащихся 1-х классов стартовый уровень, проведите диагностику сформированности основных психических функций. (СКАЧАТЬ программу диагностики) Диагностика поможет определить причины низкого стартового уровня, составить социально-психологический портрет ребенка, наметить формы и методы помощи. Если результаты диагностики показывают низкий стартовый уровень у ребенка, используйте программу по психологическому сопровождению первоклассников. Содержание занятий третьего раздела программы «Развитие коммуникативных умений и навыков». Основная цель программы – создать социально-психологические условия для успешной адаптации первоклассников с низким стартовым уровнем. На каждом занятиии у детей развиваются коммуникативные, познавательные, личностные универсальные учебные действия (УУД). Программу проводите в течениетрех месяцев: 10 занятий, 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.

СКАЧАТЬ
содержание первых двух разделов программы

СКАЧАТЬ
программу по психологическому сопровождению первоклассников с низким стартовым уровнем

 

Приложение

Программа по психологическому сопровождению первоклассников с низким стартовым уровнем

РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Занятие 5. «Что такое общение»

Цели: развивать социальную компетентность, научить слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, помочь усвоить нормы общения со сверстниками и взрослыми (коммуникативные УУД), выработать доброжелательное отношение друг к другу, сплотить коллектив класса.

Материалы: клей, сердце из цветного картона, журналы, краски, карандаши, стимульный материал к упражнениям.

Ход занятия

Вступление. Ритуал приветствия

Упражнение «Хорошее настроение»

Инструкция. Встаньте в круг вместе с детьми. Запустите хорошее настроение по кругу, передав его соседу справа, через пожатие руки.

Разминка. Упражнение «Подарок другу»

Цель: установить дружеские отношения в коллективе.

Инструкция. Каждый ребенок по очереди «дарит» подарок своему соседу слева. Подарок дети изображают жестами и мимикой без слов. Тот, кто получает подарок, отгадывает, что ему подарили, и «дарит» подарок своему соседу.

Основная часть

Педагог-психолог: Общение — это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают для себя других людей и свои новые качества. Давайте обсудим тему общения: всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? нужно ли учиться общению? как вы считаете, для чего это нужно?

Игра «Кряк-квак»

Цель: развивать свойства внимания, показать роль общения.

Инструкция. Прочитайте вслух стихотворение Б. Липановича «Интересный разговор»:

Лягушонок «Квак-квак!»,
А утенок «Кряк-кряк!»,
Все сказали, все спросили…
Хорошо поговорили!

Дети встают в ряд. В произвольной последовательности произносите слова «лягушонок» и «утенок». Мальчики хором говорят слова лягушонка («Квак-квак»), девочки — слова утенка («Кряк-кряк»). Проводите игру в быстром темпе на выбывание: кто ошибется — садится. В конце подведите итог, кто был внимательнее «утенок» или «лягушонок».

Вопросы для обсуждения:

· Согласны ли вы с тем, что герои стихотворения «хорошо поговорили»? Почему?

· Зачем люди разговаривают между собой?

· Известно, что Робинзон Крузо 28 лет провел на необитаемом острове. Как вы думаете, что было для него самым трудным? (Одиночество, не с кем поговорить.)

Упражнение «Мостик дружбы»

Цели: развивать социальные и коммуникативные умения, создать доброжелательную атмосферу, воспитать уважение друг к другу.

Инструкция. Дети по желанию образуют пары, придумывают, как они изобразят мостик (при помощи рук, ног, туловища), и показывают его. Спросите, кто из детей хотел бы «построить» мостик втроем, вчетвером. В конце упражнения все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».

Примечание. Если желающих не будет, встаньте в пару с кем-то из детей и покажите, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами и ладошками).

Коллаж «Что такое дружба»

Цель: развивать социальные и коммуникативные умения, которые необходимы для того, чтобы установить межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

Инструкция. Каждая пара создает коллаж на тему «Дружба». После того, как дети выполнят задание, они демонстрируют коллажи друг другу.

Примечание. Заранее подготовьте картинки, цветную бумагу, ножницы, клей. Похвалите каждую пару, подведите итог и предложите объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса.

Заключительная часть. Ритуал прощания

Ход занятия

Основная часть

Упражнение «Друг к дружке»

Цели: развивать умение устанавливать контакты, взаимодействовать, снять напряжение.

Педагог-психолог: Любое общение, любой контакт начинается с приветствия. Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберите себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнеру руку. Вы можете приветствовать друг друга в парах разными частями тела: локтями, плечами, спинами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками.

Игра «Мы — силачи»

Цели: развивать творческий потенциал детей, снять напряжение, создать благоприятный климат в коллективе.

Инструкция. Дети встают по кругу. Предложите им поиграть в «силачей». «Силачи» показывают всем, какие они сильные: набирают воздуха и напрягают мышцы рук, сгибая их в локте. Затем делают выдох и расслабляют руки: опускают и трясут ими.

Игра «Волшебники»

Цель: развивать эмпатию, стремление проявить заботу и внимание к окружающим.

Инструкция. Попросите участников вообразить, что они — волшебники и могут исполнить свои желания и желания других. Например, Сереже мы прибавим смелости, Максиму — ловкости.

Вопросы для обсуждения:

· За кого ты порадовался?

· Что тебя огорчило?

· Что доставило удовольствие, радость?

· Что бы ты хотел изменить?

· Кто тебе помогал и кому ты помог?

Заключительная часть. Ритуал прощания

РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Занятие 7. «Мышление»

Цель: развивать словесно-логическое мышление, мыслительные операции, скорость мышления (познавательные УУД).

Упражнение «Угадай вопрос»

Цели: развивать познавательные психические процессы, активизировать мыслительную деятельность.

Инструкция. Участники сидят по кругу. Вы бросаете мяч ребенку и называете существительное. Ребенок возвращает мяч и называет вопрос к этому существительному «кто?» или «что?».

Упражнение «Подбери слово»

Цель: развивать словесно-логическое мышление.

Инструкция. Дети по очереди подбирают слово по логике с предыдущей парой.
1. Лошадь – жеребенок, корова – … (теленок).
2. Ложка – суп, вилка – … (макароны).
3. Коньки – зима, лодка – … (лето).
4. Ухо – слышать, зубы – … (жевать).
5. Собака – шерсть, щука – … (чешуя).
6. Чай – сахар, суп – … (соль).
7. Дерево – ветвь, рука – … (палец).
8. Дождь – зонтик, мороз – … (шапка).
9. Нож – железо, стол – … (дерево).
10. Птица – гнездо, человек – … (дом).

Упражнение «Назови соседей»

Цель: развивать пространственно-временные представления, вербальную память.

Инструкция. Дети встают по кругу. Бросьте мяч одному из детей и скажите название дня недели, месяца или число. Ребенок ловит мяч, называет «соседей» дня или месяца и возвращает вам мяч. Тот, кто ошибется дважды, выбывает из круга и наблюдает за игрой со стороны.

РАЗДЕЛ 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Занятие 9. «Дерево дружбы»

Цели: создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и психологической безопасности, сплотить коллектив класса, создать благоприятный психологический климат в классе (коммуникативные УУД).

Материалы: силуэтное изображение дерева, шаблоны листьев для украшения дерева, черно-белый рисунок ежика, с условным обозначением цветов, мяч.

Ход занятия

Основная часть

Упражнение «Дерево дружбы»

Цель: создать доброжелательную атмосферу в группе.

Инструкция. Скажите детям, что нужно помочь дереву украсить его. Раздайте шаблоны для украшения. Дети пишут на них свои имена, имена друзей, добрые пожелания друг другу и приклеивают к дереву.

Упражнение «Веселое лицо»

Цели: учить распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей; совершенствовать навыки общения, формировать умение понимать друг друга.

Педагог-психолог: У злого волшебника всегда плохое настроение. Если вы посмотрите на его лицо, то вам не захочется с ним дружить. Почему? Дерево просит, чтобы вы нарисовали для волшебника лица ребят, с которыми вам самим хотелось бы дружить. Может быть, волшебник взглянет на рисунки, станет добрее, изменит свое выражение лица, захочет иметь друзей, и с ним захотят дружить? (Помогите детям приклеить готовые рисунки рядом с деревом.)

Упражнение «Раскрась ежика»

Цель: развивать свойства внимания.

Инструкция. Подготовьте заранее черно-белый рисунок ежика. Нанесите на рисунок условные обозначения и укажите, какой цвет, какому обозначению соответствует. Дети раскрашивают ежиков и помещают их под деревом. Так у волшебника появится много друзей.

Примечание. Упражнение можно усложнить: предложите детям запомнить условные обозначения и раскрасить рисунок по памяти.

Упражнение «Настоящий друг»

Цель: дать детям почувствовать важность общения и дружбы.

Педагог-психолог: У злого волшебника нет и никогда не было друзей. Почему? Волшебник не знает, каким должен быть настоящий друг. Дерево просит, чтобы вы написали письмо волшебнику и рассказали, каким он должен быть.

Примечание. Дети строят свой рассказ, опираясь на план:
1. Настоящим другом можно назвать человека, который…
2. Вместе с другом мне хотелось бы…
3. Дружбе мешает…
4. Я люблю друга за…
5. Мне нравится, когда друг…
6. Дружбе помогает…

Вопросы для обсуждения:

· У вас есть настоящие друзья?

· Каждый из вас может быть настоящим другом?

Игра «Комплименты»

Цели: создать доброжелательную атмосферу, развить навыки сотрудничества.

Педагог-психолог: Злому волшебнику никто никогда не говорил добрых слов. А вы друг другу когда-нибудь говорите добрые слова? Давайте поиграем в игру «Комплименты».

Инструкция. Приготовьте клубок ярких ниток. Дети садятся по кругу и передают его друг другу, делая комплимент соседу (что-то приятное, что создает и поднимает настроение). При этом они разматывают клубок, и у каждого ребенка в руках остается нить. Когда клубок вернется к тому, кто начал игру, дети натягивают нить и закрывают глаза. Попросите их представить, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этой группе.

Заключительная часть. Ритуал прощания

Ход занятия

Основная часть

Педагог-психолог: Дорогие друзья, поздравляю вас с тем, что наши занятия подошли к концу. Но на этом приключения не закончились, они только начинаются. Сегодня нам предстоит отправиться в большое путешествие по нашей школе. Вы готовы отправиться в путь?

Заключительная часть. Ритуал прощания

Как поддержать первоклассников с низким стартовым уровнем: конспекты занятий

Ксения Шалагинова
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии управления ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 4», город Тула

Чтобы создать социально-психологические условия для адаптации первоклассников с низким стартовым уровнем, психолог обязан иметь программу. Какие задания и упражнения в нее включить? Предлагаем готовые конспекты занятий программы.

 

 

Чтобы выявить у учащихся 1-х классов стартовый уровень, проведите диагностику сформированности основных психических функций. (СКАЧАТЬ программу диагностики) Диагностика поможет определить причины низкого стартового уровня, составить социально-психологический портрет ребенка, наметить формы и методы помощи. Если результаты диагностики показывают низкий стартовый уровень у ребенка, используйте программу по психологическому сопровождению первоклассников. Содержание занятий третьего раздела программы «Развитие коммуникативных умений и навыков». Основная цель программы – создать социально-психологические условия для успешной адаптации первоклассников с низким стартовым уровнем. На каждом занятиии у детей развиваются коммуникативные, познавательные, личностные универсальные учебные действия (УУД). Программу проводите в течениетрех месяцев: 10 занятий, 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.

СКАЧАТЬ
содержание первых двух разделов программы

СКАЧАТЬ
программу по психологическому сопровождению первоклассников с низким стартовым уровнем

 

Приложение


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.