История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-10-16 | 1728 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Задание 2
На основе вышеприведенной схемы, иллюстрирующей социальную реакцию на преступность, а также схемы, изображающей основные направления воздействия на преступность, раскройте значение предупреждения преступлений и его соотношение с уголовно-правовым направлением воздействия на преступность.
Задание 2
Прокомментируйте нижеприведенную схему:
Социальная система предупреждения преступности
| |||
Задание 3
Какие из возрастных групп (14–17 лет; 18–24 года; 25–29 лет; 30–40 лет) более всего проявляют себя в следующих преступлениях: кражи (квартирные, карманные, автомототранспорта), грабежи, разбой, мошенничество?
Задание 4
Перечислить известные вам преступления против собственности и охарактеризовать современное состояние комплекса криминогенных факторов, продуцирующих их совершение на:
а) общесоциальном уровне;
б) специально-криминологическом уровне;
в) индивидуальном уровне.
Назвать и раскрыть содержание мер профилактического характера данных факторов; указать субъекты, призванные осуществить эти меры.
Задание 5
Проанализируйте главу 22 уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления в сфере экономической деятельности» и составьте в форме таблицы перечень криминогенных детерминант, продуцирующих совершение следующих групп преступлений:
а) в сфере кредитно-денежных отношений и банковской деятельности;
б) во внешнеэкономической деятельности;
в) в сфере приватизации государственного и муниципального имущества;
|
г) в сфере потребительского рынка;
д) в сфере налогообложения;
е) в сфере обращения ценных бумаг.
Распределите криминогенные детерминанты по уровням их действия, уделив особое внимание специально-криминологическому и региональному уровням.
Задание 6
На основе имеющихся знаний и данных современной статистики составьте прогноз о перспективах развития экономической преступности в России на ближайшие 3–5 лет.
Задание 7
Найдите и кратко поясните обстоятельства, затрудняющие применение уголовно-правовых мер к лицам, совершающим экономические преступления в современный период, проиллюстрируйте соответствующими примерами.
Задание 8
Две трети сексуальных преступлений совершают люди в возрасте до 21 года. Наиболее высока преступная активность несовершеннолетних в возрасте 16–17 лет, для которых характерны групповые изнасилования. На долю лиц старше 30 лет приходится не более 10–12% общего числа выявленных насильников.
Факты указывают на криминогенность возраста. Дайте им научно-доказательную оценку.
Задание 9
В США (по данным агентства ЮСИА) каждые 12 секунд женщины в возрасте от 15 до 44 лет подвергаются нападению. Угроза им со стороны супруга или любовника гораздо серьезнее, чем та, которую представляют онкологические заболевания или дорожные происшествия.
В России 1% мужчин и 4 % женщин постоянно избиваются в семье, а 13% мужчин и 23% женщин подвергаются регулярным избиениям. Избивает жену почти каждый 4-й мужчина.
Как вы полагаете, чем обусловлена такая уголовно-статистическая закономерность или стабильность противоправного явления?
Задание 10
Н., будучи осужден за разбойное нападение и отбывая наказание в пенитенциарном учреждении, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику данного учреждения. За эти преступления Н. был осужден к лишению свободы.
|
Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном случае.
Рецидив
1. Общий 1. Однократный 1. Фактический
2. Специальный 2. Многократный 2. Легальный
3. Пенитенциарный
Задание 11
В каких из приведенных ниже показателей точнее выражается уровень рецидивной преступности:
а) количество и доля рецидивистов, содержащихся в местах лишения свободы;
б) количество и доля рецидивистов в общем числе осужденных;
в) количество рецидивистов в общем числе взрослого населения региона;
г) количество рецидивистов в общем числе лиц, отбывших наказание.
Задание 12
Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:
1. Что такое криминальный профессионализм?
2. Каковы его основные проявления и характерные признаки?
3. Для каких категорий преступников он считается более характерным?
Задание 13
Дайте сравнительную характеристику групповой преступности взрослых и несовершеннолетних.
Задание 14
Охарактеризуйте сферы преступной деятельности, для которых наиболее характерны организованные формы криминальных проявлений:
а) незаконный оборот оружия, взрывчатых средств и боеприпасов;
б) незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;
в) секс индустрия.
Задание 15
Распределите по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних:
– учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и т. п.);
– работающие на производстве;
– неработающие и неучащиеся.
Задание 16
Какие из ниженазванных преступлений наиболее часто совершаются несовершеннолетними (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления:
а) хулиганство; б) изнасилование; в) карманная кража; г) убийство; д) квартирная кража; е) мошенничество; и) применение насилия в отношении представителя власти; ж) неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон).
Задание 17
Укажите, совершение каких преступлений наиболее характерно для приведенных ниже групп лиц:
1. Безнадзорные несовершеннолетние.
2. Несовершеннолетние, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотическими или психотропными веществами.
3. Несовершеннолетние, систематически совершающие правонарушения.
4. Досуговые криминогенные группы.
5. Несовершеннолетние, вернувшиеся после отбытия наказания.
|
Задание 18
Какой вид профилактики воздействия является наиболее целесообразным для применения к вышеназванным группам лиц (ранняя профилактика, непосредственная профилактика, профилактика рецидива). Назовите возможные мероприятия в рамках вышеназванной профилактики.
Тематика рефератов и сообщений
1. Понятие, содержание и задачи социального контроля над преступностью.
2. Система предупреждения преступлений на современном этапе: проблемы существования и деятельности.
3. Виктимологическая профилактика и ее место в системе контроля преступности.
4. Основные направления виктимологической профилактики среди несовершеннолетних.
5. Индивидуальная профилактика преступления: понятие, объекты, методы.
6. Корысть как криминологическая проблема.
7. Формирование корыстной мотивации у лиц, совершающих преступления против собственности.
8. Имущественная преступность и специфика противодействия ей в зарубежных странах (страна на выбор).
9. Понятие, содержание и этапы легализации денежных средств, приобретенных незаконным путем.
10. Противодействие отмыванию преступных доходов: отечественный и зарубежный опыт.
11. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в сфере налогообложения.
12. Криминологический анализ наиболее актуальных преступлений в банковской сфере и финансово-хозяйственной деятельности предприятий разных форм собственности.
13. Изнасилование как криминологическая проблема.
14. Заказные убийства в России: 90-ые годы и опыт последнего десятилетия.
15. Криминологическая характеристика убийств на почве семейных конфликтов.
16. Проблема насилия в современной криминологии.
17. Рецидивная преступность несовершеннолетних и молодежи.
18. Пенитенциарные учреждения и их роль в «криминальном заражении» осужденных.
19. Криминологический анализ соотношения первичной и рецидивной преступности.
20. Криминальный профессионализм как разновидность преступного занятия.
21. Субкультура криминальной среды: проблема интенсивной экспансии.
22. Международное сотрудничество государств в борьбе с организованной преступностью.
|
23. Политическая коррупция в России и пути ее преодоления.
24. Противодействие террористической деятельности организованной преступности (проблема повышения эффективности).
25. Ювенальная юстиция: история и современность.
26. Виктимность несовершеннолетних и ее предупреждение.
27. Организованная преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования.
28. Особенности мотивации преступного поведения у подростков.
29. Семейное неблагополучие и его роль в формировании криминогенной личности подростка.
30. Социокультурный кризис в России как фактор криминализации подрастающего поколения.
31. Криминологическая характеристика и профилактика дорожно-транспортных преступлений.
32. Неосторожные преступления бытового характера: понятие, виды, криминологический анализ.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. История и современное состояние криминологической науки
Тема 1.1. Криминология как наука и учебная дисциплина
Тема 1.2. Генезис криминологической мысли
Семинарское занятие по темам 1.1, 1.2
Вопросы:
1. Понятие криминологии и ее предмет. Терминологический аппарат криминологической науки.
2. Периодизация истории криминологии. Зарождение криминологической мысли.
3. Биологические теории преступности и социологическое направление в истории зарубежной криминологии.
Практические задания
Задание 1
В различных научных работах имеет место неоднозначный подход к пониманию роли и места криминологии в системе социальных, естественных и юридических наук. В связи с чем одни ученые (А. Б. Сахаров) считают криминологию самостоятельной социальной наукой, другие (Г. А. Аванесов, И. И. Карпец) полагают, что криминология – самостоятельная юридическая наука, а третьи (Д. А. Шестаков, В. В. Орехов, Я. И. Гилинский) убеждены, что она имеет социально-правовую природу.
Внимательно изучите данные подходы. Какой из них, по Вашему мнению, является наиболее точным и полным? Дайте аргументированный ответ.
Задание 2
Прокомментируйте схему, иллюстрирующую место криминологии в системе наук:
|
|
|
Задание 3
Определите наиболее актуальные проблемы криминологии, к числу которых относятся основные направления воздействия на преступность.
Тема 1.3. Преступность и ее основные характеристики
Тема 1.4. Детерминанты преступности
Семинарское занятие по темам 1.3, 1.4
Вопросы:
1.Преступность как социально-правовое явление и криминологическая категория. Основные показатели преступности.
|
2.Латентная преступность: понятие, виды, причины. Методика измерения и оценки.
3.Преступность и ее детерминация в современной России.
Практические задания
Задание 1
В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население 480 тыс. чел. В Городе «Б» за этот же период зарегистрировано 750 преступлений. Население здесь составляет 360 тыс. чел.
Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
Задание 2
В области «А» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население – 900 тыс. чел., из них 3000 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. чел., из них 80 тыс. дети, не достигшие 14-летнего возраста.
Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей, и определите, в какой из них он выше.
Задание 3
Прокомментируйте схему, иллюстрирующую социальные последствия преступности.
|
Задание 4
Определите вид латентной преступности, исходя из предлагаемых обстоятельств:
1. У гражданки В. на улице неизвестный ей молодой человек вырвал сумку и убежал. В сумке находились только продукты питания. Гражданка В., посчитав для себя убыток небольшим, с заявлением о произошедшем в полицию не обратилась.
2. У гражданина С. из открытой комнаты в общежитии украли носильные вещи (джинсы и куртку). В приеме заявления по данному факту в отделе полиции ему отказали, аргументируя отказ тем, что он сам виноват, так как оставил комнату не запертой.
3. Следователь О., расследуя уголовное дело в отношении гражданки Р., необоснованно квалифицировал хулиганские действия и открытое похищение имущества как разбой.
Тема 1.5. Личность преступника как объект криминологического анализа
Тема 1.6 Механизм индивидуального преступления
Семинарское занятие по темам 1.5, 1.6
Вопросы:
1. Теоретические вопросы учения о личности преступника и ее структура.
2. Классификация преступников и их типология в криминологии.
3. Понятие и основные элементы механизма индивидуального преступления.
Практические задания
Задание 1
Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность: общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, равнодушие, рассеянность, мнительность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть, акцентуации характера.
Какие из перечисленных признаков могут детерминировать асоциальное поведение, а какие являются криминологическими индифферентными?
Задание 2
Укажите, какие из ниже перечисленных свойств и качеств относятся к типологии, а какие к классификации преступников:
– мужчина, женщина;
– 25–29, 14–15, 30–40 лет;
– социальная направленность в основном выражена позитивным компонентом, негативная направленность минимальна. Характеризуется легкомысленным отношением к нормам, регулирующим поведение в социуме;
– бизнесмен, служащий, рабочий, учащийся, пенсионер, безработный;
– образование начальное, неполное среднее, среднее, среднее специальное, высшее;
– преступление вытекает из привычного стиля поведения и детерминируется стойкими асоциальными взглядами, установками и ориентациями субъекта. Ситуация совершения преступления, как правило, активно создается такими лицами.
Раздел 2. Реакция на преступность
Тема 2.1. Организация и методика криминологических исследований
Тема 2.2. Криминологическое прогнозирование, планирование и программирование
Семинарское задание по темам 2.1, 2.2
Вопросы:
1. Понятие, значение и методика криминологических исследований.
2. Организация и основные этапы криминологических исследований.
3. Понятие, значение и направления криминологического прогнозирования.
4. Планирование борьбы с преступностью: понятие, значение, виды. Общая характеристика современных программ борьбы с преступностью.
Практические задания
Задание 1
Раскройте содержание конкретно-социологических методов криминологического исследования, изображенных на нижеприведенной схеме.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!