Всероссийская олимпиада школьников Школьный этап — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Всероссийская олимпиада школьников Школьный этап

2017-10-16 404
Всероссийская олимпиада школьников Школьный этап 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всероссийская олимпиада школьников Школьный этап

Учебный год

Биология, 10 класс, задания

I вариант.

Время выполнения 90 минут. Максимальное количество баллов-80.

Разработчик Маторина Лидия Александровна, МБОУ СШ № 2

Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех. Максимальное количество баллов – 30 (по 1 баллу за каждое правильное задание).

  1. Растения отличаются от грибов наличием в клетке:

а) ядра; б) хлоропластов, в) митохондрий; г) оболочки.

  1. Энергетическая станция клетки:

а) ядро; б) лизосома; в) митохондрия; г) хлоропласт.

  1. Плод померанец (или гесперидий) имеет растение:

а) томат; б) баклажан; в) банан; г) апельсин.

  1. Манную крупу или «манку» изготавливают из:

а) проса; б) овса; в) пшеницы; г) ячменя.

  1. Бактериофаги представляют собой:

а) лишайники; б) вирусы; в) низшие грибы; г) простейшие.

  1. Запас питательных веществ в эндосперме содержит:

а) папоротник; б) лиственница; в) водоросль; г) мох.

  1. Нервная система лестнично-стволового типа характерна для представителей типа:

а) плоские черви; б) кишечнополостные; в) моллюски; г) членистоногие.

  1. Транспортный белок гемоглобин в организме человека содержат:

а) эритроциты; б) лейкоциты; в) лимфоциты; г) тромбоциты.

  1. Плазмиды – это:

а) паразиты; б) небольшие кольцевые молекулы ДНК; в) черви; г) насекомые.

  1. Назовите растение, которое размножается клубнем:

а) топинамбур; б) ландыш; в) пырей; г) тюльпан.

  1. Вьющийся стебель характерен для:

а) клевера; б) арбуза; в) хмеля; г) астры.

  1. На рисунке изображено строение сердца. Укажите, какому животному оно соответствует:

а) окуню; б) кошки; в) тритону; г) орлу.

 

  1. Немембранный «сборочный аппарат» клетки:

а) комплекс Гольджи; б) рибосома; в) лизосома; г) клеточный центр.

  1. К хрящевым рыбам относят:

а) осётр; б) хвостокол; в) сазан; г) камбала.

  1. Основная структурно-функциональная единица почки:

а) нейрон; б) нефрон; в) аксон; г) дендрит.

  1. Самая маленькая кость нашего тела:

а) молоточек; б) наковальня; в) стремечко; г) бедренная.

  1. Вакцину используют для формирования у человека:

а) естественного врожденного иммунитета; в) искусственного активного иммунитета;

б) естественного приобретенного иммунитета; г) искусственного пассивного иммунитета.

  1. Какая фаза митоза изображена на рисунке под цифрой 2:

а) профаза; б) метафаза; в) анафаза; г) телофаза.

  1. Ближайшими предками ресничных червей считаются:

а) кишечнополостные; б) простейшие; в) круглые черви; г) кольчатые.

  1. Какой набор хромосом имеет сперматозоид человека:

а) 22 аутосомы и X-хромосому;

б) 22 аутосомы и Y-хромосому;

в) одна половина 22 аутосомы и X-хромосому, другая половина 22 аутосомы и Y-хромосому;

г) 44 аутосомы и XY-хромосомы.

  1. Тритикале – это межродовой гибрид:

а) редьки и капусты; б) пшеницы и пырея; в) пшеницы и ржи; г) пшеницы и овса.

  1. Правильная пищевая цепь:

а) фитопланктон – дафнии - личика стрекозы - жук-плавунец - окунь;

б) фитопланктон – дафнии - жук-плавунец - личинка стрекозы - окунь;

в) фитопланктон - личинка стрекозы - жук-плавунец – дафнии – окунь;

г) личинка стрекозы – дафнии – жук-плавунец – фитопланктон – окунь.

  1. Как называется наука, изучающая грибы:

а) микориза; б) микология; в) микробиология; г) грибология.

  1. Повреждение наружных покровов, вызванное действием высокой температуры окружающей среды, - это:

а) потертость; б) опрелость; в) ожог; г) отморожение.

  1. Продукты световых реакций фотосинтеза, поступающих в темновую фазу:

а) углекислый газ и АТФ; б) вода и окисленный;

в) АТФ и НАДФ восстановленный; г) сахар и кислород.

  1. В состав ДНК не входят:

а) аденин; б) цитозин; в) тимин; г) рибоза.

  1. Автором «закона» «Упражнения и неупражнения» является:

а) Ч.Дарвин; б) Аристотель; в) К.Линней; г) Ж.Б.Ламарк.

  1. Соматотропин – один из гормонов железы внутренней секреции:

а) щитовидной; б) гипофиза; в) паращитовидной; г) надпочечников.

  1. Человек разумный и шимпанзе обыкновенный относятся к разным:

а) царствам; б) отрядам; в) классам; г) видам.

  1. На основании анализа рисунка можно утверждать, что при переливании крови люди, обладающие четвертой группой крови:

а) могут являться универсальными донорами;

б) могут являться универсальными реципиентами;

в) могут являться, как универсальными донорами, так и универсальными реципиентами;

г) не могут быть донорами, ни реципиентами.

 

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов - 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

  1. К семейству бобовые относят следующие растения:

а) фасоль, соя, капуста; б) горох, арахис, люпин;

в) клевер, соя, редис; г) акация, люцерна, яблоня.

  1. Бактерии вызывают заболевания:

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Размножение у амёбы бесполое, а у инфузории-туфельки – и бесполое, и половое.

2. Дизентерийную амёбу переносят комары.

3. Побег и корень – главные вегетативные органы растения.

4.Создатель учения о биосфере К. Линней.

5. Число хромосом в диплоидной клетке человека с синдромом Дауна равно 45.

6. Гидра реагирует на раздражители благодаря наличию нервных клеток.

7.Во всех без исключения артериях течёт артериальная кровь, во всех венах – венозная.

8. Флюорографию применяют для того, чтобы выявить юных курильщиков.

9. Гетерозис часто приводит к значительному повышению продуктивности в животноводстве и урожайности в растениеводстве.

10. Учение о центрах происхождения культурных растений создано выдающимся ученым В.И Вернадским.

11. Малощетинковые черви участвует в почвообразовании.

12. Органические удобрения – это навоз, торф, компост, перегной.

13. Папоротники, хвощи и плауны – высшие семенные растения.

14. Картофель, томат, баклажан – их родина Южная Америка.

15. Немецкий физиолог и цитолог Т. Шванн сформулировал основы клеточной теории.

16. Цитология – это наука о клетке и тканях.

17. Кайнозой – расцвет рептилий, птиц и млекопитающих.

18. Белки, жиры и углеводы распадаются под действием ферментов.

19. Авитаминоз – это полное отсутствие витамина.

20. Наземно-воздушная среда – это среда резких колебаний температур, смены погодных условий, неравномерного распределения света и влаги.

 

Часть IV.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов – 10 (по 5 баллов за каждое тестовое задание). Если допущена 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла, 3 ошибки – 2 балла, 4 ошибки – 1 балл.

Характеристика. Процессы.

А. Происходит на рибосомах. 1) Биосинтез белка.

Б. Возбуждается молекула хлорофилла квантами света. 2) Фотосинтез

В. Свойственен для автотрофных организмов.

Г. Обусловлен матричными реакциями.

Д. Происходит во всех живых клетках

А Б В Г Д
         

2. Установите соответствие между примером и направлением эволюции.

Пример. Направления эволюции.

А. Упрощение строения паразитического организма. 1) Ароморфоз.

Б. Возникновение систем органов. 2) Идиоадаптация.

В. Покровительственная окраска у животных. 3) Дегенерация.

Г. Возникновение процесса фотосинтеза.

Д. Видоизменения листьев.

А Б В Г Д
         

 

Всероссийская олимпиада школьников Школьный этап

Учебный год

Биология, 10 класс, задания

I вариант.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.