Отношение к рекламе пива специалистов социального обслуживания г. Казань — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Отношение к рекламе пива специалистов социального обслуживания г. Казань

2017-10-16 227
Отношение к рекламе пива специалистов социального обслуживания г. Казань 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Соловьев М. М., научный сотрудник Государственного казенного учреждения «Республиканский ресурсный центр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан», волонтер МНАТ

 

Реклама пива – это деятельность, направленная на увеличение объема потребления и продаж пива. В настоящее время реклама алкогольной продукции запрещена на телевидении, радио, в печати и т.д. Но сейчас активно распространяется реклама так называемого безалкогольного пива. Оно рекламируется повсеместно, в том числе на спортивных мероприятиях. Автор данной статьи 22 июня 2017 г. присутствовал на футбольном матче Кубка конфедерации между сборными командами Германии и Чили, проходившем в г. Казань на стадионе «Казань-Арена» и непосредственно столкнулся с рекламой безалкогольного пива. Сотрудники пивных компаний зазывали пришедших на мероприятие испробовать безалкогольное пиво. Стояло красочное, яркое оборудование, возле которого нарядно одетые продавцы-промоутеры, улыбаясь, привлекали к покупке пива болельщиков. Более того, замечательный футболист Чили Алексис Санчес, забивший гол в этом матче, получил приз BUD AF Man of the Match от компании безалкогольного пива. То есть спорт увязывается с безалкогольным пивом.

В связи с таким натиском пивных компаний общественность Казани выступает против безалкогольного пива и поднимает вопрос о запрете его рекламы. Активно данная тема обсуждается в трезвеннической прессе.[68] В социальной сети «вконтакте» Казанским отделением Международной независимой ассоциации трезвости (КО МНАТ) и Центром профилактики зависимостей «Выбор» создано сообщество «Запретим рекламу безалкогольного пива».[69]

Нами в июне-августе 2017 г. было проведено социологическое исследование «Отношение к рекламе пива» методом анкетирования, среди специалистов, работающих в сфере социального обслуживания г. Казань. Опрашивались социальные работники, психологи, научные сотрудники и методисты. Мнение данных специалистов ценно в том смысле, что они являются экспертами в области помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в ситуации алкоголизма. Количество респондентов – 49 человек. Респондентам задавались открытые вопросы.

На вопрос о преимуществах жёсткого ограничения рекламы пива ответы респондентовразделились на 4 группы. Первая группа респондентов –те, кто перечислил преимущества ограничения рекламы (58,7 %); вторая группа – те, кто считает, что преимуществ нет (30,4 %); третья группа – те, кто ответил на вопрос «не знаю» (4,4 %); четвертая группа – те, кто затруднились ответить на данный вопрос (6,5%). Таким образом, более половины специалистов социального обслуживания считают, что были достигнуты определенные преимущества благодаря жёсткому ограничению рекламы пива. Перечислим некоторые положительные явления, отмеченные респондентами:

- «Улучшение здоровья детей и подростков»;

- «Увеличение телепрограмм познавательного характера»;

- «Расширение сферы самозанятости и познавательного досуга детей и подростков»;

- «Отсутствие пропаганды легких алкогольных напитков среди молодежи»;

- «Дети меньше смотрят подобные рекламы, меньше знают и соответственно не возникает желания пить спиртосодержащие напитки»;

- «Созданы условия, препятствующие потреблению подростками алкоголя»;

- «По крайней мере, выражено отношение к пиву, что это алкогольный напиток и это плохо»;

- «Уменьшилось количество подростков, употребляющих данную продукцию»;

- «За последние 5 лет в России снизилось потребление алкоголя на треть: взрослый человек потребляет в год 12,5 л. 5 лет назад официальная цифра была 18 л.»;

- «Думаю, что снизился на него спрос в магазине»;

- «Отсутствие знаний о различных видах пива»;

- «Молодёжь стала меньше употреблять пива»;

- «Снижение покупки…алкогольных напитков»;

- «Запрет или ограничение рекламы пива снизили потребление водки»;

- «Соблазна на употребление меньше, на психологическом уровне, в том числе для детей»;

- «Снижение потребления пива и более крепких алкогольных напитков»;

- «Появились преимущества у производителей безалкогольной продукции».

Итак, по мнению респондентов ограничение рекламы пива позволило сократить употребление алкоголя: не только самого пива, но и более крепких напитков. И, как следствие, произошло улучшение здоровья личности. В СМИ место рекламы пива заняла позитивная альтернатива – информация развивающего характера. Также важно, что ограничением рекламы пива был обозначен нравственный критерий, где пиво является злом. Это радует, потому что только на понимании обществом, что такое хорошо, и что такое плохо может развиваться духовная культура и, в частности, трезвенническое движение. И если общество назовет добро – злом, а зло – добром, то будет самая страшная катастрофа, которая может быть – антропологическая катастрофа. Эту мысль ярко выразил создатель первого общества трезвости современного типа, великий писатель Л.Н. Толстой: «Человек сознает себя Богом и он прав, потому что Бог есть в нем. Сознает себя свиньей, и он тоже прав, потому что свинья есть в нем. Но он жестоко ошибается, когда сознает свою свинью Богом».[70]

Ответы респондентов на вопрос «Каковы возможные последствия неограниченной (широкой) рекламы безалкогольного пива?» можно объединить в 10 групп:

1 группа –Реклама безалкогольного пива приносит вред здоровью. Приведем в качестве примера некоторые ответы:

- «Пропаганда пива станет причиной алкоголизма сотен тысяч людей, особенно подростков»;

- «Вред здоровью»;

- «Деградация нации и алкоголизация населения, травматизм, генетические заболевания, бесплодие и т.д.»;

- «Увеличится рост детского алкоголизма»;

- «Увеличение потребления пива подростками, впоследствии алкоголизм подростковый»;

- «Увеличение спектра заболеваний среди детей и подростков»;

- «Безалкогольное пиво – вредный искусственный напиток, от него вреда более, чем от классического пива. Вывод – широкая реклама – вред для организма»;

- «Несмотря на свое название безалкогольное пиво содержит в своем составе небольшое количество алкоголя, поэтому вред безалкогольного пива становится очевидным»;

- «Несмотря на широко разрекламированную безвредность, такое пиво, безусловно, способно нанести вред здоровью. Оно все-таки содержит алкоголь»;

- «Если употреблять этот продукт длительное время, считая его безвредным, можно серьезно навредить своему здоровью».

Таким образом, респонденты выделяют следующие заболевания, к которым приводит реклама безалкогольного пива: алкоголизм, травматизм, генетические заболевания, бесплодие. Особый вред, как отмечается, реклама наносит детям и подросткам. Безалкогольное пиво некоторыми опрошенными считается вреднее, чем алкогольное пиво. Здесь следует вспомнить стихи В.В. Маяковского, где он трагично описывает влияние алкоголя на здоровье детей:

«Телом – клопики,

рты –

обезьяньи,

узкие лобики.

Олька

да Колька,

дети алкоголика».[71]

2 группа –Реклама безалкогольного пива – это реклама алкогольного пива:

- «… в рекламе запоминается только марка пива, а то, что оно безалкогольное на это общество не смотрит»;

- «Где безалкогольное пиво, там и алкогольное. С помощью рекламы население на бессознательном уровне зомбируют на употребление данного напитка, в том числе и несовершеннолетних»;

- «Реклама безалкогольного пива – уловка рекламщиков. Как правило любое безалкогольное пиво имеет в своем арсенале алкогольное. Соответственно в магазине покупатель скорее возьмет алкогольную продукцию нежели безалкогольную»;

- «Реклама и продвижение безалкогольного пива не исключает повышение интереса к алкогольному аналогу»;

- «Риск перехода на употребление обычного пива детьми»;

- «Реклама безалкогольного пива равноценна рекламе алкогольного пива»;

- «Я думаю, что реклама безалкогольного пива воспринимается как продвижение алкогольного продукта»;

- «Скрытая реклама алкогольного пива»;

- «Увеличение употребления пива среди несовершеннолетних»;

- «После безалкогольного пива употребляющие его перейдут на обычное»;

- «От безалкогольного пива не долго дойти и до алкогольного. Т.к. этикетка о пиве и выглядит бутылка точно также, как и с градусами».

Мнение данной группы схоже с мнением, выраженным председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви с обществом и СМИ Владимиром Легойдой, что реклама безалкогольного пива приведет к росту употребления алкогольного пива.[72]

3 группа – Реклама безалкогольного пива в итоге приводит к преступности:

- «Повышение уровня преступности в молодёжной и подростковой среде».

Это мнение созвучно мнению, выраженному в 1920-х годах на языке поэзии В. В. Маяковским:

«И преступления

всех систем,

и хрип хулигана,

и пятна быта

 

сегодня

измеришь

только тем —

сколько

пива

и водки напи́то».[73]

4 группа. Реклама – причина автомобильных аварий:

- «Употребление такого пива в большом количестве… водителями автомобилей, которые считают, что в таком пиве нет алкоголя – повышенный риск аварийных ситуаций на дорогах».

5 группа – Реклама безалкогольного пива привлекает к употреблению этого вида пива:

- «Реклама увеличит количество молодежи, употребляющей безалкогольное пиво»;

- «Повышение интереса покупателя к употреблению данного вида продукции»;

- «Большее распространение (популяризация) среди граждан всех возрастов»;

- «Широкий спрос: как среди взрослых потребителей, так и среди молодежи»;

- «Возможно увеличение количества молодежи употребляющих безалкогольное пиво»;

- «Влияние на детей, т.е. будут знать, что такое пиво»;

- «… дети, подростки ведутся на рекламу»;

- «… плохо для малолетних, соблазняет»;

- «Маркетинг построен на том, чтобы потребитель постоянно покупал то, что ему не нужно. Следовательно – меньше рекламы – меньше продаж. Больше рекламы…».

6 группа – Реклама не приведет к серьезным проблемам:

- «Неограниченное использование рекламы безалкогольного пива не приведет к серьезным проблемам, ограничить необходимо алкогольную рекламу».

7 группа – «Переход части населения, употребляющее пиво с алкогольного на безалкогольное».

8 группа – Реклама не приносит вреда:

- «Считаю, в данном случае, это никак не отразится на проценте алкоголизма в стране»;

- «Последствия неограниченной рекламы безалкогольного пива никак не скажутся на гражданах РФ, главное не рекламировать часто алкогольные марки пива, безалкогольные можно и без ограничений»;

- Последствий рекламы безалкогольного пива нет «… никаких, как было, так и будет»;

- «Если человеку плохо – он будет пить пиво и водку, и на Ваше безалкогольное пиво он вообще клал. И если человек быдло и бухает пиво, то он вообще вряд ли смотрит рекламу».

9 группа – Положительные последствия рекламы:

- «Уменьшение потребления алкоголя молодежью».

10 группа – те, кто затруднились высказаться по данной теме.

Отметим, что значительное большинство опрошенных выделяют негативные последствия рекламы безалкогольного пива.

Что касается вопроса о запрете рекламы безалкогольного пива или распространения на неё ограничений, то большинство респондентов (67,4 %) высказалось за необходимость таких мер. Чуть более четверти опрошенных (28,3 %) считают, что запрещать рекламу безалкогольного пива и ограничивать ее распространение не нужно. 4,3 % – затруднились высказаться по данной теме. Интересны конкретные ограничительные меры, предложенные психологом Центра социального обслуживания: «Временное ограничение в СМИ (после 22.00 разрешено, до этого времени – под запретом); Запретить на спортивных мероприятиях (невзирая на спонсорство пивоваренной компании в отношении команды); Запретить рекламные баннеры в общественных местах, где их могут увидеть лица до 21 года; Запретить продажу лицам, не достигшим 21 года». При этом мы полностью согласимся с ценным мнением, одного из респондентов, что запрет на рекламу безалкогольного пива повлечет за собой сокращение спроса на алкогольную продукцию в целом.

Итак, результаты данного исследования – это еще один аргумент в пользу запрета рекламы безалкогольного пива. Материалы исследования целесообразно использовать в профилактической работе как светским, так и религиозным организациям[74], а также представителям государственной власти в принятии решения о запрете рекламы безалкогольного пива. Рекламу любого пива следует заменить позитивной альтернативой – рекламой питьевой воды, сока, чая, используя при этом антиалкогольные и трезвеннические идеи великих писателей, ученых, художников и поэтов.[75]

E-mail: [email protected]

Механизмы гражданского общества в противодействии алкоголизации населения на примере г.Казани

Хакимова Л.К., специалист по работе с молодёжью Центра профилактики зависимостей «Выбор» КЦСО «Доверие», Казань

«Выходу (пивной [76] ) отрасли из кризиса также могут способствовать сохранение благоприятного режима для развития рынка безалкогольного пива. Этот сегмент развивается динамично и имеет потенциал для роста»

Представитель компании Efes Rus Павел Филиппов

https://lenta.ru/articles/2017/06/20/pivokrizis/

 

События, о которых пойдёт речь в данной статье, берут свое начало 15 лет назад, и именно эта круглая дата, и не только она, послужили поводом для обращения к данной теме.

Используя принцип обратного кино, начнём с конца - с 25 мая 2017 года. Именно в этот день на заседании Казанского отделения Международной ассоциации трезвости у собравшихся возникла идея о необходимости противодействия рекламе «безалкогольного» пива, которая появилась в дневное время на экранах телевизоров во время демонстрации фильма про Гарри Поттера. То есть, именно в то время, когда у экранов сидят дети и подростки, а родители заняты своим делами. Реклама безалкогольного пива настолько интересная, живая, позитивная, что с легкостью проходит все внутренние барьеры и у детей, и у их родителей. А то, насколько опасна реклама именно безалкогольного пива можно понять из слов, вынесенных в эпиграф.

Для того чтобы оценить воспринимается ли эта тема также остро другими категориями населения, было проделано несколько действий. В социальной сети (https://vk.com/net_peklame_piva) был запущен опрос о необходимости запрета рекламы безалкогольного пива, и 95% ответивших указали на необходимость такого запрета, при этом количество проголосовавших (139) показывает, что тема рекламы пива воспринимается в качестве острой очень незначительным числом граждан. Кроме того, сделать конкретные шаги для её ограничения или запрета готовы 12%.

Следующим шагом в определении актуальности данной темы было проведение круглого стола в Общественной палате РТ. 26 июня в Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом состоялось обсуждение с участием специалистов государственных учреждений здравоохранения, культуры, внутренних дел, молодёжной политики, а также представителями религиозных, молодёжных, родительских, трезвеннических объединений. Признавая актуальность проблемы алкоголизации молодёжи и всего населения, участники круглого стола рекламу безалкогольного пива не оценили как острую проблему. Зато как значимые были выделены – продажа пива несовершеннолетним, обилие в городском пространстве вывесок со словом «пиво», продажа пива в разлив, необходимость антирекламы.

Таким образом, с одной стороны, производители пива тратят огромные средства в рекламу безалкогольного пива. Продавцы никогда не вкладывают средства в то, что не принесёт им доход. С другой стороны эта реклама так виртуозно сделана, что ни граждане, ни специалисты не оценивают её как наносящую очевидный вред. Возникает вопрос о том, как и какими средствами сделать эту тему настолько актуальной, чтобы она воспринималась как актуальная и ориентировала каждого взрослого человека на конкретное практическое действие. В качестве такого эффективного действия может быть обращение к депутатам Государственной думы РФ с предложением приравнять безалкогольное пиво к алкоголю с автоматическим распространением на его рекламу норм законодательства о рекламе алкоголя, а именно, запрета. Сходную позицию мы нашли на сайте «Российская общественная инициатива», где на голосование была выставлена такая же идея. https://www.roi.ru/36914

С этой идеей инициативная группа приняла участие в конкурсе социальной рекламы «Социально-активные медиа Татарстана» и стала победителем. На данный момент проект «Это не ноль!» находится в стадии реализации. По замыслу предполагается разработать содержание информационной кампании, разместить информацию на различных носителях и распространить её среди населения. Содержание материалов включает информацию двух типов – раскрытие манипулятивного характера рекламы безалкогольного пива и влияние компонентов подобного пива для здоровья различных категорий потребителей.

Данный проект является среднесрочным и предполагается получить результаты после 2018 года, когда пройдет чемпионат мира по футболу в России и Казани. Именно в рамках подготовки к футбольному чемпионату были внесены изменения в законодательство и введён «благоприятный режим для развития рынка безалкогольного пива», а, по сути, режим поддержки пивной отрасли.

В заключении хочется отметить несколько проектов этой же инициативной группы (члены Казанского отделения Международной ассоциации трезвости и сотрудники Центра профилактики зависимостей «Выбор» КЦСО «Доверие»), направленных на изменение социальной ситуации в городе Казани в сфере утверждения трезвости и влияния на региональную алкогольную политику.

Продолжая принцип обратного кино, отметим успешные инициативы.

2005 год – снос пивной «Раки» на Ярмарочной площади г.Казани.

2002 год – отмена так называемого «праздника» пива в день последнего школьного звонка 25 мая в Казани[77].

Приложение

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.