Коррекция просодических нарушений — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Коррекция просодических нарушений

2017-10-16 223
Коррекция просодических нарушений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- вдох через нос – на выдохе- Ай! — руки прижать к себе, на лице выражение испуга

- вдох через нос – на выдохе- Ай! — руки прижать к себе, на лице выражение испуга

-вдох через нос – на выдохе- Ай! — руки прижать к себе, на лице выражение испуга

-вдох через нос – на выдохе Ай-я-яй! — укоризненно покачать головой и погрозить пальцем

-вдох через нос – на выдохе Ай-я-яй! — укоризненно покачать головой и погрозить пальцем

-вдох через нос – на выдохе Ай-я-яй! — укоризненно покачать головой и погрозить пальцем

-вдох через нос – на выдохе Ой! — на лице радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу

-вдох через нос – на выдохе Ой! — на лице радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу

-вдох через нос – на выдохе Ой! — на лице радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу

- вдох через нос – на выдохе Ой-е-ей! — покачать головой с сожалением, руки развести в стороны

- вдох через нос – на выдохе Ой-е-ей! — покачать головой с сожалением, руки развести в стороны

- вдох через нос – на выдохе Ой-е-ей! — покачать головой с сожалением, руки развести в стороны

-вдох через нос – на выдохе Эй! — радостный окрик, руку вытянуть вверх

-вдох через нос – на выдохе Эй! — радостный окрик, руку вытянуть вверх

-вдох через нос – на выдохе Эй! — радостный окрик, руку вытянуть вверх

-вдох через нос – на выдохе Эй-е-ей! — радостно крикнуть и приветливо помахать рукой

-вдох через нос – на выдохе Эй-е-ей! — радостно крикнуть и приветливо помахать рукой

-вдох через нос – на выдохе Эй-е-ей! — радостно крикнуть и приветливо помахать рукой

ВТА процедура закончена.

 

Физкультминутка (2-3 минуты).

ПИНГВИНЫ

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

Имитируя движения пингвинов, шагать по кругу.

IV. Логопедическое занятие -15 мин.

 

 

ГЛАВА 8

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку. Чтение по речевым тактам скрывает в себе еще одну более важную практическую пользу: оно помогает самому процессу переживания. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите. Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты, с расстановки логических ударений.

К.С.Станиславский

 

Тексты для формирования навыка мягкой голосоподачи

Алмаз и в мутной воде блестит.//

Алчный всегда в нужде.//

Уши обманывают,/ глаза правдивы.//

И волки сыты,/и овцы целы.//

Ищи ветра в поле.//

Обогащайся знанием.//

Ах ты, Лешка, простота, /купил лошадь без хвоста.//

Один говорит —/ двое смотрят,/ двое слушают.//

А счастье было так возможно!..//

От шума вдалеке,/ живу я в городке...//

О, князь,/ наперсник муз,/ люблю твои забавы...//

О, вы,/ в моей пустыне Любимые творцы!//

И тихо дремлют рощи,/ и шорох по лесам...//

Один во тьме ночной/ над дикою скалою/ сидел Наполеон...//

И муза верная со мной:/ Хвала тебе, богиня!//

Итак,/ я счастлив был,// итак,/ я наслаждался,//

Отрадой тихою,/ восторгом упивался...//

Уж полем всадники спешат,/

Дубравы кров покинув зыбкой...//

Унылая пора,/ очей очарованье...//

О, вы,/ поэзии прелестной/ Благословенные мечты!..//

Ах! / Обмануть меня не трудно!//

Я сам обманываться рад!//

И медлят поминутно спицы/

В твоих наморщенных руках...//

Уж небо осенью дышало,/

Уж реже солнышко блистало...//

А демон/мрачный и мятежный/ Над адской бездною летал...//

А хозяйка ждет милого,/ Не убитого, живого...//

Исполнен отвагой,/ Окутан плащом,/

С гитарой и шпагой / Я здесь под окном...//

Ах ты,/ мерзкое стекло!//

Это врешь ты,/ мне назло...//

А ткачиха с Бабарихой/ Да с кривою поварихой//

Около царя сидят,/ злыми жабами глядят.//

А сама-то величава,/ Выступает, будто пава...//

А как речь-то говорит,/ Словно реченька журчит...//

А у князя женка есть,/ Что не можно глаз отвесть...//

А орешки не простые,/ Скорлупы-то золотые...//

Ядра — чистый изумруд,/ Белку холят, берегут...//

А царевна всё ж милее,/ Всё ж румяней и белее...//

И царевна к ним сошла,/ Честь хозяям отдала...//

Ой вы,/ молодцы честные,// Братцы вы мои родные...//

А. С. Пушкин

 

Тексты для формирования навыка правильного

произношения звуков

 

Скороговорки, пословицы, поговорки

В работе над скороговорками нельзя просто прогова­ривать слова, нужно найти в них определенный смысл. Начинать работу над текстами скороговорок нужно в медленном темпе, предварительно потренировавшись в произнесении наиболее сложных сочетаний слов отдель­но. Затем можно постепенно ускорять темп произнесе­ния скороговорок, не забывая о логических ударениях. Например, в скороговорке «У осы не усы, не усищи, а усики» есть явное противопоставление, и оно требует точной передачи мысли. Даже в быстром темпе нельзя забывать об этом.

Предлагаемые тексты соединенных скороговорок представляют собой уже определенный рассказ о том или ином событии. Здесь отдельные фразы связаны друг с другом смысловыми отношениями, в них есть развитие той или иной мысли, заканчивающейся на последней точке. Эти тексты очень полезны для дикционной тре­нировки, а соединение их в незатейливый рассказ при­дает упражнению особый интерес. Тексты нужно знать наизусть и рассказывать их со своим отношением к про­исходящим событиям.

Задание

Выберите скороговорки для тренировки на каждый со­гласный звук, произнесите тексты с различной интонацией.

Арина грибы мариновала,/

Марина малину перебирала.//

Бык тупогуб,/ тупогубенький бычок,/ у быка бела гу­ба была тупа.//

Белые бараны били в барабаны.//

Белый снег,/ белый мел.//

Белый сахар тоже бел.//

А вот белка не бела.//

Белой белка не была.//

Близок локоток,/ да не укусишь.//

Баран/ — буян залез в бурьян.//

Бублик,/ баранку,/ батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку.//

Бегают две курицы прямо на улице.//

Бодливой корове/ Бог рог не дает.//

Вот топор,/ вот топорище,/ вот тут кнут,/ вот кнуто­вище.//

Бабкин боб расцвел в дождь,/

Будет бабке боб в борщ.//

Был в саду переполох/ —

Там расцвел чертополох.//

Чтобы сад твой не заглох,/

Прополи чертополох.//

В огороде Фекла ахала и охала,/

Уродилась свекла не на грядке,/ а около.//

Жалко Фекле свеклу,/ жалко свеклу Фекле,/ Жаловалась Фекла:/ — Заблудилась свекла.//

Вкусная халва/ — мастеру хвала.//

В цветнике цветут цветы.//

Всех скороговорок не перескороговоришь,/ не пере- выскороговоришь.//

Водовоз вез воду из-под водопровода.//

Век живи/ — век учись.//

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках,/ санки скок,/ Сеньку/ — с ног,/ Саньку/ — в бок,/ Соньку/ — в лоб,/ все в сугроб.//

Всё хорошо,/ что хорошо кончается.//

Всякому овощу/ свое время.//

Готовь сани летом,/ а телегу/ — зимой.//

Дал Макар роману карамель,/

А Роман Макару карандаш.//

Два дровосека,/ два дровокола,/ два дроворуба говорили про Ларю,/ про Варю,/ про Ларину жену.//

Дорога ложка к обеду.//

Еле-еле Лена ела,/

Есть из лени не хотела.//

Забавной обезьяне бросили бананы,/

Бросили бананы забавной обезьяне.//

Звала по малину Марина Галину,/

Галина Марину звала по калину.//

Из-под Костромы,/ из-под Костромщины шли четы­ре мужчины,/ говорили про покупки,/ про крупу/ да про подкрупки.//

И волки сыты,/ и овцы целы.//

Ищи ветра в поле.//

Из-за леса,/ из-за гор/

Едет дедушка Егор.//

Иней лег на ветки ели,/

Иглы на ночь побелели.//

Испекла Иришка куклам по коврижке,/

Нравятся коврижки Гришке и Маришке.//

Играл Егорка с Игорьком,/

Скатился с горки кувырком.//

Ишак в кишлак дрова возил,/

Ишак дрова в траву свалил.//

У Ивана рубашка,/

У рубашки кармашки.//

Клала Клава лук на полку,/

Кликнула к себе Николку.//

Купила бабуся бусы Марусе.//

Клубок упал на пол.//

Кот катал клубок.//


Котик ниток клубок укатил в уголок,/

Укатил в уголок котик ниток клубок.//

Козел,/ мукомол,/ кому муку молол?/

А кому не молол?/

От того,/ кому молол,/ получал пироги,/

От того,/ кому не молол,/ получал тумаки.//

Кот молоко лакал,/

А Боря булку в молоко макал.//

Клим клин колотил,/ колотил и выколотил.//

На рынке Кирилл/ крынку и кружку купил.//

Коля колет колья.//

Купи кипу пик,/

Кипу пик купи,/

Пик кипу купи.//

Кошка Крошка на окошке/ кашку кушала на крошке.//

Кровельщик Кирилл/ криво крышу крыл.// Перекрыть крышу/ пригласили Гришу.//

Купили Валерику и Вареньке/

Варежки и валенки.//

Съел Валерик вареник,/

А Валюшка/ — ватрушку.//

Как на горке на пригорке/

Стоят тридцать три Егорки.//

Кричал Архип,/ Архип охрип.//

Не надо Архипу/ кричать до хрипу.//

Курочка-ряба пестра,/ с носа востра,/ Уточка-белогрудочка с носа плоска.//

Летела гагара над амбаром,/

А в амбаре сидела другая гагара.//

Летят три пичужки через три пустых избушки.//

Летел на болото носатый удод.//

Глядел на удода усатый Федот.//

Покуда не сел на болото удод,/

Стоял и глядел на удода Федот.//

Любишь кататься/ — люби и саночки возить.//

Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала,/ болтала-выбалтывала да не выболтала.//

Москва не сразу строилась.//

Мимозы Мила маме купила.//

Михейка на скамейке/ плетет лапти Андрейке.//

Не годятся лапти Андрейке на ножки,/

А годятся лапти на лапки кошке.//

Муха-горюха села на ухо.//

Маму я молю упрямо://

«Молочка налей мне,/ мама,/

Мам,/ мам,/ мам,/ — молока бы нам».//

Вы малину мыли ли?/

Мыли,/ но не мылили.//

Мама Милу мылом мыла,/

Мила мыла не любила,/

Но не ныла Мила.//

Медный ковш упал на дно/ —

И обидно,/ и досадно,/

Ну да ладно,/ всё одно.///

На дворе трава,/ на траве дрова:/ раз дрова,/ два дрова,/ три дрова;/ дрова вдоль двора,/ дрова вширь двора/ — не вместит двор дров;/ дрова выдворить!//

Не тот,/ товарищи,/ товарищу товарищ,/ кто при то­варищах товарищу товарищ,/ а тот,/ товарищи,/ товари­щу товарищ,/ кто без товарищей товарищу товарищ.//

Не красна изба углами,/

А красна/ — пирогами.//

Наша река широка,/ как Ока.// Как/ — как Ока?/ Так,/ как Ока,/ широка наша река.//

На семеро саней/ по семеро в сани/ уселися сами.//

Не зная броду,/ не суйся в воду.//

На горе Арарат/

Растет крупный виноград.//

Не рой яму другому,/

Сам в нее попадешь.//

На воре и шапка горит.//

Не будь тороплив,/ а будь терпелив.//

Не всё коту масленица,/

Бывает и Великий пост.//

На болоте,/ на лугу/

Стоит миска творогу.//

Около кола/ — колокола.//

От топота копыт пыль по полю летит.//

Около ямы три хвои вялы.// На хвою стану,/ хвою достану.//

Один в поле не воин.//

Огорченная сорока/

Возвращается с урока.//

Весь урок болтала с сойкой/

И домой вернулась с двойкой.//

Отвори,/ Варвара,/ воротй,/

У двора на траве коли дрова.//

Пришел Прокоп,/ кипел укроп,/

Ушел Прокоп,/ кипит укроп.//

Как при Прокопе кипел укроп,/

Так и без Прокопа кипит укроп.//

Полчетверти четверика чечевицы без червоточины.//

Прилетели две тетери,/

Поклевали/ — улетели.//

Погода размокропогодилась.//

Проворонила ворона вороненка.//

Петя пилил пилой пень.//

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.//

Пара птиц порхала,/ порхала/ — да не выпорхнула.//

Повтори без запинки:/

На осинке росинки/

Засверкали утром// перламутром.//

Перепел перепелочку и перепелят В перелеске прятал от ребят.//

Поле-то не полото,/ поле-то не полито,/

Просит полюшко попить,/ просит полюшко полить.//

Полкан попал в капкан.//

Променяла Прасковья карася/

На три пары полосатых поросят,/

Пробежали поросята по росе,/

Простудились поросята,/ да не все.//

Пилил Филипп полено из лип,/

Притупил пилу Филипп.//

Петр Петру пек пироги.//

Поля пошла полоть петрушку в поле.//

По бревну бобры бредут.///

Прохор и Пахом ехали верхом.//

Рубили древорубы сыры дубы на сруб.//

Рыла свинья тупорыла,/ белорыла,/ полдвора рылом изрыла,/ вырыла,/ подрыла.//

Рыбы в проруби/ — пруд пруди.//

Расскажите про покупки.// Про какие про покупки?// Про покупки,/ про покупки,/ про покупочки мои.//

Стоит Петр на копне в попоне и колпаке.//

А в попоне у Петра гороха полколпака.//

Свет не без добрых людей.//

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,/ да все с творогом.//

С вишен галок поп пугая,/ в саду увидел попугая.// Ты,/ поп,/ галок попугай,/ попугая не пугай.//

Сшит колпак не по-колпаковски,/ вылит колокол не по-колоколовски.// Надо колпак переколпаковать,/ пе- ревыколпаковать,/ надо колокол переколоколовать,/ пе- ревыколоколовать.//

Стоит поп на копне,/ колпак на попе,/ копна под попом,/ поп под колпаком.//

Стеша спешила,/ рубашку шила,//

Да поспешила/ — рукава не пришила.//

Слишком много ножек у сороконожек.//

С виду бабушка Улита/

И сурова,/ и сердита.//

Вы зайдите в гости к ней,/

Да отведайте сластей.//

Ткач ткет ткани/ на платки Тане.//

Терпение и труд/ всё перетрут.//

Топоры остры до поры,/ до поры остры топоры,/ до времени.//

Тридцать три корабля лавировали,/ лавировали,/ да не вылавировали.//

Труба трубит,/ труба поет,/

Трубач по улице идет.//

Тридцать три вагона в ряд/ тараторят,/ тарахтят.//

У Бори винт,/ у Вити бинт.//

У Аграфены и Арины/ растут георгины.//

Филат не бывает виноват.//

Филипп к печке прилип.//

Фрося полет в поле просо,/

Сорняки выносит Фрося.//

У Фани/ — фуфайка,/ у Феди/ — туфли.//

Флот плывет к родной земле,/

Флаг на каждом корабле.//

У Фили пили/ — Филю же и побили.//

У осы не усы,/ не усищи,/ а усики.//


Улов у Поликарпа/ —

Три карася,/ три карпа.//

Хлеб ржаной,/ батоны,/ булки/

Не добудешь на прогулке.//

Что в лоб,/ что по лбу.//

Чтобы не было беды,/

Наберите в рот воды.//

Чует кошка,/ чье мясо съела.//

В четверг,/ четвертого числа,/ в четыре с четвертью часа/ четыре черненьких курчавеньких чертеночка/ чер­тили черными чернилами чертеж.// Чрезвычайно чисто.//

Яблоко от яблони/

Недалеко падает.//

Язык без костей.//

Задание

Разберите предварительно, какая основная мысль за­ключена в скороговорочных текстах. В целом ряде из них она выражена пословицей или поговоркой, заканчивающей рассказ. Например: «О пустяках спорить — дело упус­тить» и т.д.

* * *

Из-под Костромы, из-под Костромщины везет Сень­ка Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорка­ми так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева; мол, у гусыни усов ищи не ищи, не сы­щешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.

* * *

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говори­ли про Ларю, про Варю, про Ларину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколов- ски. Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. О пустяках спорить — дело упустить.

* * *

От топота копыт пыль по полю летит — едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришел Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги По- то играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто переносит вести, тому бы на день плетей по двести.

* * *

Маланья-болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. На язык пошлин нет, что хочет, то и лопочет. Болтала-болтала, болтала-болтала, да так все не выболтала: ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

* * *

Я ему по секрету, а он по всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника, не до деготниковой жены и не до деготниковых детей. Так вот скажет друг дружке, а друж­ка — подружке, а подружка — борову, а боров — всему городу, язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь смолоду: один раз соврешь — в дру­гой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а об­манщик, так и плут, а плут, так и мошенник, а мошен­ник, так и вор.

* * *

Маланья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, что не скажешь: на дворе трава, на траве дрова, — раз дрова, два дрова, три дрова, — не вместит двор дров — дрова выдворить. И не скажешь: тридцать три корабля лавиро­вали, лавировали да не вылавировали. Однако прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке. Зна­чит Маланья-болтунья зря болтала, что всех скорогово­рок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.


Береги честь смолоду, а то была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру — Лавру на Фрола на­врет, ведь язык без костей и от лжи не краснеет, без того красный. У злой Натальи все люди канальи, а еще гово­рит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при то­варищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ».

* * *

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, везет да языком, что решетом, так и сеет: и про щук и про ле­ща, — мол, плавниками трепеща, пищи на обед ища, хо­дит щука вокруг леща — вот так это штука, — тщетно тщится щука ущемить леща. Вот так эта штука!

* * *

Болтал, болтал — на чужой роток не накинешь пла­ток: санки скок, Сеньку — с ног, Саньку — в бок, Сонь­ку — в лоб, все — в сугроб! Всякая сорока от своего язы­ка погибает — знай больше, а говори меньше.

* * *

Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины, говорили про покупки, про крупу да про под- крупки; говорили, что купили полчетверти четверика че­чевицы без червоточины. А все потому, куда ветерок — туда и умок! Хиханьки да хаханьки — доходишки ма- хоньки, лежа пищи не добудешь — вот у молодца только и золотца, что пуговка из оловца. Хорошо, хоть купили полчетверти четверика чечевицы без червоточины. Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.

* * *

В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью ча­са шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича

— шли, шли, вдруг перед ними река — широка, как Ока. А на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидели попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики — путаная ворона куста боится.


От топота копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык тупогуб никуда не спешил, у дороги лежал, головой лишь мотал, бык тупо­губ, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

* * *

Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпра­порщика, а про подпрапоршицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола — колокола, что у осы не усы, не усищи, а усики.

* * *

Дело было вечером, делать было нечего. Портной Пото играл в лото, и портниха Пото играла в лото. Но портной Пото не знал про то, что портниха Пото играет в лото. Пришел Прокоп кипятить свой укроп, рассказал про то, что портниха Пото играет в лото, но не слушал Пото. Стоит Прокоп, кипятит свой укроп, а укроп ши­пит и совсем не кипит. Ушел Прокоп. Шипел укроп, шипел укроп, закипел вдруг укроп. Услыхали про то супруги Пото. Позабыв про лото, закричали про то, что пришел Прокоп кипятить укроп. Пришел Прокоп — не кипел укроп, а ушел Прокоп — закипел укроп! Прибе­жал Прокоп и спросил Пото: «Что кричите, про что?» Но не слышат Пото и кричат лишь про то, что пришел ты, Прокоп, не кипел твой укроп, а ушел ты, Прокоп, закипел твой укроп и сбежал твой укроп. Дело было ве­чером, делать было нечего.

* * *

С вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая, ми­мо Пахом ехал верхом. Увидал Пахом, стал браниться с попом: «Ты, поп, галок попугай, попугая не пугай». Но пустой голове все трын-трава. Нашего пономаря не пе- репономаривать стать. У всякой пташки свои замашки.

От топота копыт пыль по полю летит: то послали Се­ню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а мозгу ни крошки. По виду орел, по уму тетерев. Доскакать доска­кал, да все не так рассказал: рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавирова­ли, что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с гри­бами, чтоб держать язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал, да и вздремнул. Вздремнуть не вздремнуть, всхрапнул, да и присвистнул.

* * *

Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егор­ки. Стоят да на соседний двор поглядывают, а на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров — дрова выдворить! Бросились Егорки с горки дрова таскать. Где вместе возьмутся — толку добьются.

* * *

Тень, тень — потетень, выше города плетень. Слу­шайте, кому не лень, сказку небылицу про красную де­вицу Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалты­вала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за сто­лом посидел — по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов вязка.

* * *

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простоква­ши, просто сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что я молодец-удалец съел холодец, да еще тридцать три пирога с пирогом, и все с творогом, да один пирог с грибами, да один с потрохами... Болтал- болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает.

Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли бог ума не дал, pe4t> умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой — тридцать три кораб­ля, тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали; у нас на дворе подворье, погода размок- ропогодилась; сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, нужно колпак переколпа- ковать, перевыколпаковать, нужно колокол переколоко- ловать, перевыколоколовать, нужно все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда так заговоришь, словно зажурчишь.

* * *

В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью ча­са, два дровосека, два дровокола, два дроворуба говори­ли про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену, что у них на дворе трава, а на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместит двор дров, дрова выдворить дав­но пора, а Варька с Ларькой все хиханьки да хаханьки, хиханьки да хаханьки, как детишки махоньки, и не со­бираются дрова со двора выдворять.

Присказки и сказки

Разберитесь в содержании присказок и сказок. Опреде­лите свое отношение к рассказываемому.

Не белы лебеди по небу летят,/ русские люди сказки говорят.//

Сказка быль/ — не быль,/ да и не вранье.//

Верьте ей,/ не верьте,/ а слушать слушайте до кон­ца.//

Конец/ — всему делу венец.//

Сказок у нас,/ что птиц стая,/ да ни одна из них не пустая.//


Кто намек поймет,/ тот с добычей уйдет,/ сказку на­шу услыша.//

Добру-то все жить да расти,/ а зло чтоб с земли смес­ти.//

Начинается наша сказка от правды,/ растет на вы­мысле,/ жнут ее шутками,/ провевают прибаутками,/ продают за ласковое слово сказочнику.//

Да то еще не сказка,/ а присказка,/ а сказка-то впе­реди будет.//

На море,/ на океане,/ на острове Буяне,/ стоит де­рево — золотые маковки.// По этому дереву ходит кот- баюн: вверх идет/ — песню заводит,/ вниз идет/ — сказ­ки сказывает.// Сказки сказываются с утра после обеда,/ поевши мягкого хлеба.// Это еще не сказка,/ а присказ­ка,/ а сказка вся впереди будет.//

Просим теперь,/ честные господа,/ нашей сказки по­слушать.//

Скоро сказка сказывается,/ да не скоро дело дела­ется.//

Зачинается,/ починается хорошая сказка.// Добрая повесть не от сивки,/ не от бурки,/ не от вещего каур­ки,/ не от молодецкого посвисту,/ не от бабьего покри­ку.//

Это не сказка,/ а присказка,/ сказка будет впереди.//

Жили-были журавль с журавлихой,/ поставили они стожок сенца/ — не сказать ли опять с конца?//

Вот вам сказка,/ а мне/ — бубликов вязка.//

 

Тексты стихотворений для чтения

 

Уходи,/ зима седая! //Уж красавицы Весны /Колесница золотая/ Мчится с горной вышины! // Старой спорить ли,/ тщедушной, /С ней /- царицею цветов, /С целой армией воздушной /Благовонных ветерков! // А что шума, /что гуденья, /Тёплых ливней и лучей, /И чириканья,/и пенья!.. //Уходи себе скорей! // У неё не лук,/ не стрелы, /Улыбнулась лишь - и ты, /Подобрав свой саван белый, /Поползла в овраг,/ в кусты!.. // Да найдут и по оврагам! //Вон/ - уж пчёл рои шумят,/И летит победным флагом /Пёстрых бабочек отряд! //

А.Н. Майков

***

О,/ трепещущая птичка, /Песнь,/ рождённая в слезах! //Что,/ неловко,/ знать,/у этих Умных критиков в руках? //Ты бы им про солнце пела, /А они тебя корят, /Отчего под их органчик /Не выводишь ты рулад!//

А.Н.Майков

***

Всё вокруг меня,/ как прежде - /Пестрота /и блеск в долинах... //Лес опять тенист и зелен, /И шумит в его вершинах... // Отчего ж так сердце ноет, /И стремится,/ и болеет, /Неиспытанного просит /И о прожитом жалеет? // Не начать ведь жить сначала - /Даром сила растерялась,/Да и попусту растратишь /Ту,/ которая осталась... // А вокруг меня,/ как прежде, /Пестрота и блеск в долинах! //Лес опять тенист и зелен, /И шумит в его вершинах!.. //

А.Н. Майков

Ласточки

Мой сад с каждым днём увядает; /Помят он, /поломан и пуст, /Хоть пышно ещё доцветает /Настурций в нём огненный куст... // Мне грустно! //Меня раздражает /И солнца осеннего блеск,/ И лист,/ что с берёзы спадает,/ И поздних кузнечиков треск. // Взгляну ль по привычке под крышу /Пустое гнездо над окном: /В нём ласточек речи не слышу, /Солома обветрилась в нём... // А помню я,/ как хлопотали /Две ласточки, /строя его! //Как прутики глиной скрепляли /И пуху таскали в него! // Как весел был труд их, /как ловок! //Как любо им было, /когда Пять маленьких, /быстрых головок /Выглядывать стали с гнезда!// И целый-то день говоруньи, /Как дети,/ вели разговор...// Потом полетели,/ летуньи! //Я мало их видел с тех пор! // И вот - /их гнездо одиноко! //Они уж в иной стороне - /Далёко,/ далёко,/ далёко... //О,/ если бы крылья и мне! //

А.Н. Майков

Под дождём

Помнишь:/ мы не ждали ни дождя,/ни грома, /Вдруг застал нас ливень/ далеко от дома, /Мы спешили скрыться /под мохнатой елью /Не было конца тут/ страху и веселью! //Дождик лил сквозь солнце,/и под елью мшистой /Мы стояли точно в клетке золотистой, /По земле вокруг нас/ точно жемчуг прыгал/Капли дождевые, /скатываясь с игол, /Падали,/ блистая,/ на твою головку,/ Или с плеч катились прямо под снуровку.// Помнишь -/ как всё тише смех наш становился. //Вдруг над нами прямо/ гром перекатился -// Ты ко мне прижалась,/ в страхе очи жмуря.// Благодатный дождик!// золотая буря! //

А.Н.Майков

***

Бледный луч луны пробился/ Сквозь таинственной листвы,/И приносит ветер теплый/ Запах скошенной травы.// Всё бы только здесь лежал я,/ Под навесом этих ив,/В даль немую, /в купол звездный,/ Взор бесцельно устремив;// Всё бы слушал,/ как вершина/ Ивы дремлющей шумит,/Как на темном дне оврага/ По камням родник журчит.// Это тихое журчанье,/ Шелест листьев, /свет луны -/На меня всё навевает/ Примиряющие сны...// Ночь!/ с твоим сияньем кротким,// Для усталого меня,/Ты дороже и милее/ Ярко блещущего дня...//

А. Плещеев

Весна

Опять весной/ в окно мое пахнуло,/И дышится отрадней/ и вольней...//В груди тоска/ гнетущая заснула,/Рой светлых дум /идет на смену ей.// Сошли снега...//Оковы ледяные/Не тяготят сверкающей волны...//И плуга ждут далекие,/ немые/Поля моей родимой стороны.// О,/ как бы мне из этих комнат душных/Скорей туда хотелось -/ на простор,/Где нету фраз /трескучих и бездушных,/Где не гремит /витий продажных хор.// В поля!// в поля!// знакомая природа/К себе красой стыдливою манит...//В поля! //там песнь воскресшего народа/Свободная и мощная звучит.//

А.Н.Плещеев

Дачи

Люблю я вас, /дачки!// Идешь себе ночью,/А окна, /балконы отворены все;/И звук фортепьяно оттуда несется,/И льются напевы в ночной тишине.//А вот у окна /вдруг явилась головка;/Вот черные очи/ как звезды блестят,/На плечах лилейных шелковые кудри,/Атласные щечки румянцем горят!//И смотришь -/ а ночь так свежа и ясна,/И розами пахнет,/ и светит луна!//

А.Н.Плещеев

Сирота

Не прельщайте,/ не маните,/Пылкой юности мечты!//Удалитесь, /улетите/От бездомной сироты!// Что ж вы, /злые, /что вы вьетесь/Над усталой головой?//Что вы с ветром не несетесь/В край неведомый, /чужой?// Были дни - /и я любила/Сны о радости земной;/Но надежда изменила;/Радость - /сон в судьбе моей.// Наяву же/ - в облегченье/Только слезы проливать,/И не верить в обольщенье,/И покоя не вкушать.// Не прельщайте ж,/не маните,/Светлой радости мечты!//Унеситесь, /улетите/От бездомной сироты!// А.В.Кольцов

Путник

Сгустились тучи,/ ветер веет,/Трава пустынная шумит;/Как черный полог,/ ночь висит,/И даль пространная чернеет;/Лишь там, /в дали степи обширной,/Как тайный луч звезды призывной,/Зажжен случайною рукою,/Горит огонь во тьме ночной.//Унылый путник запоздалый,/Один среди глухих степей,/Плетусь к ночлегу; /на своей/Клячонке тощей и усталой/Держу я путь к тому огню;//Ему я рад,/ как счастья дню.//И кто так пристально средь ночи/Вперял на деву страстны очи,/Кто, /не смыкая зорких глаз,/Кто так стерег условный час,/Как я,/ с походною торбою,/Трясясь на кляче чуть живой,/Встречал огонь во тьме ночной?//То наш очаг горит звездою,/То спеет каша степняка/Под песнь родную чумака!..// А.В.Кольцов

Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.186 с.