Цель и задачи курсового проектирования. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Цель и задачи курсового проектирования.

2017-10-16 278
Цель и задачи курсового проектирования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)


Кафедра “Управление и информатика в технических системах“

 

В.Б. ДАВЫДЮК

Утверждено

редакционно-издательским

советом университета

 

Методические указания к курсовому проектированию

по дисциплине

«ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ»

 

для студентов 3 курса специальности

«УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАТИКА В ТЕХНИЧЕСКИХ

СИСТЕМАХ»

МОСКВА – 2005

 

 

 

УДК 378:62-52

Д-13

 

ДАВЫДЮК В.Б. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Технические средства автоматизации и управления». - М.: МИИТ. 2005, - с.

 

В методических указаниях приведены краткие сведения по проектированию логико-командных регуляторов управления электродвигателями, используемых в качестве исполнительных механизмов в системах автоматизации и управления техническими объектами и технологическими процессами. В приложении приводятся типы и технические характеристики пуско-регулирующей аппаратуры.

 

 

© Московский государственный

университет путей сообщения

(МИИТ), 2005

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

 

В системах автоматизации и управления техническими объектами и техническими процессами находят применение различные датчики, измерительные и преобразующие устройства, усилители, исполнительные механизмы, контролирующие приборы и т.п.

Излагаемые в дисциплине «Технические средства автоматизации и управления» принципы построения, конструктивные особенности, параметры, характеристики перечисленных технических средств позволят студентам обоснованно использовать их при проведении инженерных расчетов при проектировании отдельных комплексов и систем управления технологическими процессами.

В проекте поставлена задача разработки схемы логико-командных регуляторов управления электроприводами постоянного и переменного тока.

В результате выполнения курсового проекта студент должен приобрести знания по основам теории и методам расчета электропривода, принципам автоматического регулирования координат (скорости, тока, момента, положения), построения принципиальных схем логико-командных регуляторов.

 


ТЕМЫ И РАБОЧЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

3.1. При построении механических и регулированных характеристик двигателя независимого возбуждения следует использовать уравнение «вход-выход» двигателя:

 

, (1)

 

где (в системе единиц СИ)

р, N, 2а – соответственно число пар полюсов, общее число проводников обмотки якоря, число параллельных ветвей обмотки;

Uя - напряжение якоря, Мд – вращающий электромагнитный момент, Rяц - активное сопротивление якорной цепи, которое следует рассчитывать с учетом нагрева обмотки по формуле:

 

(2)

 

где Rд.п. – сопротивление дополнительных полюсов

=1,32 температурный коэффициент приведения сопротивления к расчетной температуре: .

3.2. Для построения пусковой механической характеристики двигателя независимого возбуждения определяют максимальное значение пускового момента, исходя из перегрузочной способности по току ():

(3)

 

Минимальное значение пускового момента Мп min, подбирают так, чтобы пуск двигателя происходил в (3÷4) ступени (рис.1). Рассчитывают сопротивление ступеней пускового реостата графо-аналитическим методом (рис.1) Определяют номинальное сопротивление двигателя

 

. (4)

 

Этому сопротивлению соответствует отрезок ад на рис. 1. Сопротивление ступеней реостата определяют из соотношений:

 

; ; ; . Полное сопротивление пускового реостата: .

 

Рис. 1. Пусковые характеристики двигателя независимого возбуждения.

 

 

Рис. 2. Зависимость момента и скорости от тока i якоря двигателя последовательного возбуждения в относительных единицах: ; ; ; .

 

 

3.3. Для линеаризованной зависимости между потоком и током якоря и неучете насыщения магнитной системы уравнения «вход-выход» двигателя последовательного возбуждения имеет вид:

(5)

По уравнению (5) следует построить естественную механическую (ЕМ) и регулировочную характеристику двигателя последовательного возбуждения, которые дают лишь общее представление взаимосвязи между скоростью, моментом и напряжением.

Реальные естественную (ЕМ) и реостатную механические характеристики можно построить с помощью универсальных характеристик в относительных единицах, приведенных на рис. 1 для заданных в табл. 2 типов двигателей, используя уравнение «вход-выход» в относительных единицах:

 

, (6)

 

где (см. (2) и (4)); ; ; ; ;

 

- значение скорости на естественной характеристике ЕМ;

- сопротивление обмотки возбуждения;

- сопротивление реостата.

Механические характеристики в режиме динамического торможения построить для схемы с независимым возбуждением, включив обмотку возбуждения через добавочное сопротивление, величину которого следует рассчитать, при номинальном напряжении питания.

 

3.4. Пусковую механическую характеристику двигателя последовательного возбуждения следует строить – графо-аналитическим способом (рис.3). Число ступеней пускового реостата должно быть равно (3÷4). Максимальное значение пускового момента выбирают, исходя из допустимой перегрузочной способности двигателя:

 

(7)

где - коэффициент перегрузки по току.

 

 

Рис. 3. Пусковые характеристики двигателя последовательного возбуждения.

 

 

Минимальное значение пускового момента подбирают графически. В начале строят естественную механическую характеристику ЕМ (рис.3). Для момента по ЕМ характеристике находят скорость и откладывают тg влево от оси ординат на расстоянии, равном в соответствии с выбранным масштабом внутреннему сопротивлению двигателя: По оси абсцисс влево откладывают отрезок , соответствующий в том же масштабе сопротивлению и проводят линию аg.

Задаваясь несколькими значениями минимального пускового момента

, строят линию mh. Отрезок 0m в масштабе равен сопротивлению . Построив ломанную линию a b c d e f g (пунктир), получают пусковую характеристику двигателя. Отрезки bc, de, fg в масштабе соответствуют сопротивлениям реостата , , .

3.5. Для выполнения задания по п.п. 2.3.1., 2.3.2. следует использовать известные соотношения [1,2] для 3-х фазных асинхронных двигателей:

 

- формула Клосса; (8)

 

- скорость вращения ротора; (9)

 

- номинальное скольжение; (10)

 

- скорость вращения магнитного поля; (11)

 

p – число пар полюсов обмотки статора; (12)

 

- максимальный (критический) момент; (13)

 

- критическое скольжение; (14)

 

- реактивное сопротивление короткого замыкания;

(15)

 

- номинальное сопротивление ротора; (16)

 

- активное сопротивление обмотки статора; (17)

 

- приведенные активное и реактивное сопротивление обмотки ротора; (18)

 

- коэффициент трансформации; (19)

 

- номинальный момент двигателя. (20)

 

Построение механических характеристик двигателя провести по точкам скольжение S изменять в пределах от 0 до 1 с дискретностью 0,1. Результаты вычислений по соотношению (8) свести в таблицу. При пониженном напряжении питания следует пересчитать значение момента в нескольких точках: , где - значение момента на ЕМ характеристике при номинальном напряжении. По полученным данным в тех же осях построить механическую характеристику двигателя.

3.6. Построение пусковой механической характеристики двигателя и расчет сопротивлений пускового реостата следует выполнить графоаналитическим способом (рис.4)

Рис. 4 Пусковая механическая характеристика асинхронного двигателя

Максимальный пусковой момент принять равным (0,8 ÷ 0,9) . Построив естественную механическую характеристику (ЕМ), через точки и провести перпендикуляры соответственно к оси абсцисс и ординат. Задаваясь несколькими значениями , построить линию переключения bд и kg, параллельно оси ординат. Через точки а и b провести прямую at. Т. t является центром, из которого исходят прямые tc, te, tд. Отрезки gh, ef, cd являются участками реостатных механических характеристик двигателя. Сопротивления пускового реостата определяют из следующих соотношений: ; ; ; - полное сопротивление пускового реостата. Для найденных сопротивлений в тех же осях построить искусственные механические характеристики в диапазоне скольжений от 0 до 1. Расчетные данные привести в таблице.

3.7. Расчет и построение разгонной пусковой характеристики (п.п. 2.1.5 и 2.2.4) проводится с помощью уравнений динамики для двигателей постоянного тока:

 

 

где , - суммарные значения индуктивности и активного сопротивления контура якоря при пуске двигателя.

При этом предполагается при пуске двигателя неизменными напряжение U, момент сопротивления и магнитный поток .

При расчете разгонной пусковой характеристики 3-х фазного асинхронного двигателя инерционностью электромагнитных процессов в обмотках статора и ротора пренебречь. В этом случае динамика асинхронного привода описывается уравнением (2.2), где зависимость момента от скорости в зоне пуска (рис. 4) считается линейной функцией вида:

(23)

 

Зависимости (21)÷(23) позволяют определить полное время разгона до установившейся скорости () и время торможения до полной остановки при динамическом торможении двигателей независимого и последовательного возбуждения, а также торможение противовключением асинхронного двигателя.

3.8. Принципиальная схема ЛКР должна обеспечивать следующие режимы работы двигателей:

- автоматический пуск и торможение;

- изменение направления вращения;

- задание постоянства скорости при номинальном моменте: , , , .

Следует также предусмотреть защиту схемы от короткого замыкания и перегрузок по току (моменту).

В схеме должны быть обозначены все элементы, приведена спецификация и дано описание ее работы.

В приложении приведены различные типы и характеристики пуско-регулирующей аппаратуры [3]: командоаппараты, командоконтроллеры, кнопки, выключатели, переключатели, трехполюсные рубильники, плавкие вставки предохранителей, контакторы, магнитные пускатели, автоматические выключатели, реле тока и напряжения, реле – контакторы, реле автоматики, реле времени, герконы.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Пояснительная записка оформляется на листах формата А4. Материал разделяется на разделы и подразделы, имеющие порядковые номера. Все страницы записки, включая рисунки и таблицы нумеруются. Номер страницы проставляется вверху посередине. Формулы и расчетные соотношения нумеруют, проставляя номер с правой стороны в круглых скобках. Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулы и расчетные соотношения, расшифровывают, начиная с новой строки после слова «где».

Все расчеты выполняются в международной системе единиц измерения (СИ). Условные графические и буквенные обозначения в схеме должны соответствовать требованиям ГОСТ.

На титульном листе пояснительной записки указывается:

- наименование университета и кафедры;

- тема курсового проекта;

- номер варианта;

- фамилия и инициалы студента;

- внизу – дата выполнения работы.

Следующая после титульного листа страница должна содержать исходные данные и задание на курсовой проект.

В конце пояснительной записки приводится список использованной литературы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Серии ПМЕ и ПАЕ

 

Тип пускателя Тип теплового реле для защиты от перегрузок Наибольшая мощность управляемого электродвигателя, кВт, при напряжении, В
открытого исполнения защищенного исполнения    
ПМЕ-112 ПМЕ-122 ТРН-10 1,2  
ПМЕ-212 ПМЕ-222 ТРН-25 5,5  
ПМЕ-312 ПМЕ-322 ТРН-40    
ПАЕ-412 ПАЕ-422 ТРП-60    
ПАЕ-512 ПАЕ-522 ТРП-150    
ПАЕ-612 ПАЕ-622 ТРП-60    

 

Таблица П.8

 

Серии ПМА

 

Тип пускателя Тип теплового реле Среднее значение тока теплового элемента, А Номиналь- ный ток, А, при 380 В Предельная мощность электродвигателя, кВт, при напряжении, В
       
ПМА-3000 РТТ-2П 12,5;16;20;25;32;40     18,5 -  
ПМА-4000 РТТ-2П 40;50;63; 80   18,5      
ПМА-5000 РТТ-3П 50;63;80; 100          
ПМА-6000 РТТ-2П 80;100; 125;160          

 

 

Таблица П.9

Переменного тока

Тип Наименование Число полюсов Допусти-мая частота включе-ний, 1/ч Напряже-ние втягиваю-щей катушки, В
Ток, А Напряже-ние, В
КТ6000 100,160,250,400, 630, 1000 380 и 660 2,3,4,5   127-380
КТ7000 100, 160 380 и 660 2,3,4,5   127,220, 380
КДТ121   <500     -
КТВ 75,150,300, 600 220 и 380 2,3,4,5 - -

 

П2. Реле автоматики обеспечивают измерение, контроль электрических и неэлектрических величин, сигнализацию о состоянии системы, счет числа дискретных электрических и неэлектрических величин.

В некоторых случаях реле выполняют двойную функцию – коммутации сильноточных цепей и управление (защита) этими цепями. Такие реле называют реле-контакторы. Данные о реле-контакторах приведены в таблице П.10

 

 

Таблица П.10

Реле-контактакторы

Тип Число кон-такторов Номинальное напряжение, В Длительный ток контак-тов, А Допустимая частота срабатываний ч-1
постоян-ное переменное
ПЭ-20 4р+4з - 12-240   -
ПЭ-21 4-8 12-220 12-380    
ПЭ-23 3з-3р 12-110 12-240    
РП-23   12-220 - - -
РП-41, РП-42 8, 4 12-220 -   -
ЭП-41В 3-6 - 36-500    
РП-8, РП-9 РП-11,РП-12 7,7. 1,3 24-220 24-220 - -
РПМ-0 4-12 - 12-500    
МКУ-48с 2-6 12-220 24-380    
МКУ-48г 2-8 12-220 24-380    

 

Примечание: р – размыкающие, з – замыкающие контакты.

 

Таблица П.11

Реле тока и напряжения

Реле автоматики объединяют широкий класс электромагнитных и электромеханических реле, включая шаговые искатели, реле угловой скорости, счетно-шаговые реле и т.д. Данные о некоторых типах реле автоматики приведены в таблице П.12.

В таблице П.13. приведены данные о некоторых реле времени.

 

Таблица П.12.

 

Реле автоматики

Наименование Тип реле Номинальное напряжение или ток срабатывания
Реле импульсной сигнализации РИС-ЭЗМ РИС-Э2М-02 220 В =18; 60; 220В
Реле сигнальные РУ-21 =0,01-4 А (токовые) =12;48;220В (напряжение)
Сигнальные устройства ЭС-41 От 0,01 до 0,5 В
Блоки сигнальных реле СЭ-2 От 0,01 до 1А
Реле счетно-импульсное Е-531 220 и 380 В
Реле счетно-шаговое Е-526 127; 220 и 380 В
Реле обрыва фаз Е-511 380 В
Реле счета импульса РСИ-1 РСИ-2 380 В =220 В
Шаговые искатели ШИ-25 ШИ-50 =24; 48; 60 В
Реверсивные шаговые искатели РШИ-25 =90 В; 127; 220; 380 В
Реле угловой скорости РС-2М 220 В

 

 

 

Данные о выпускаемых промышленностью герконах и реле, на основе их использования приведены в таблицах П.14, П.15.

 

 

Таблица П.14

 

Технические данные герконов

Тип Размер баллона, мм Максима-льная комму-тируемая мощность, ВТ Максимальная комму-тируемый ток, А Максималь-ное комму-тируемое напряжение, В Время срабатыва-ния, мс Время отпускания мс
КЭМ-1 54х50   0,5   3.0 0,8
КЭМ-2 3х20 7,5 0,25   1.0 0,3
КЭМ-3 4х18 7,5 1,0   1.5 2,3
КЭМ-6 4,1х36   0,2   2.0 0,5
МК-10-3 2,3х10,5 0,6 0,03   0.8 0,3
МК-16-3 2,8х16 0,3 0,01   1.0 0,5
МК-27-3 3,8х16   0,3   1.5 2,3
МК-27-М 4х28 1,0 0,01   2.0 1,5
МУК-1А-1 3х21,5   0,05   2.0 0,3
МК-52-3В 5,4х53   -   3.0 2,0
МК-27-П 5х53 10-12 0,2   2.0 3,5
КЭМ-4 -       10.0 8,0

Таблица П.15

 

Реле на герконах

Параметры РЭС42 на одном КЭМ-2 РЭС43 на двух КЭМ-2 РЭС на трех КЭМ-3
Рабочее напряжение, В            
Напряжение срабатывания, В 6,5   5,5 5,5 11,5 14,0 6.0 6.0 15,0 13,5
Напряжение отпускания, В 1,2 3,0 1,0 1,0 2,0 2,5 1.0 1.0 2,5 2,0
Время срабатывания/время отпускания (при работе одной обмотки),мс 1/0,3 1/0,3 1/0,3 1/0,3 1/0,3 1/0,3
Сопротивление обмотки, Ом            
Число витков обмотки            

 

Рекомендуемая литература

1. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода М.: Энергоиздат, 1981

2. Подлипенский В.С., Сабинин Ю.А., Юрчук Л.Ю. Элементы устройства автоматики. С-П.: Политехника, 1995

3. Алиев Н.Н. Справочник по электротехнике и электрооборудованию. М.: Высшая школа, 2000

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цель и задачи курсового проектирования............................... 3

2. Темы и рабочее задание для курсового проектирования.... 3

3. Рекомендации для выполнения отдельных разделов курсового проектирования............................................................................................................... 12

4. Оформление пояснительной записки......................................... 21

5. Приложение....................................................................................... 22

6. Рекомендуемая литература.......................................................... 35

 

Учебно-методическое издание

 

Давыдюк Вячеслав Борисович

Методические указания к курсовому проекту «Технические средства автоматизации и управления»

 

 

Подписано в печать Формат Тираж 100 экз.

 

Усл. печ. л. Заказ изд.№ Цена -


127994, Москва, ул. Образцова, 15

Типография МИИТа

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)


Кафедра “Управление и информатика в технических системах“

 

В.Б. ДАВЫДЮК

Утверждено

редакционно-издательским

советом университета

 

Методические указания к курсовому проектированию

по дисциплине

«ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ»

 

для студентов 3 курса специальности

«УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАТИКА В ТЕХНИЧЕСКИХ

СИСТЕМАХ»

МОСКВА – 2005

 

 

 

УДК 378:62-52

Д-13

 

ДАВЫДЮК В.Б. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Технические средства автоматизации и управления». - М.: МИИТ. 2005, - с.

 

В методических указаниях приведены краткие сведения по проектированию логико-командных регуляторов управления электродвигателями, используемых в качестве исполнительных механизмов в системах автоматизации и управления техническими объектами и технологическими процессами. В приложении приводятся типы и технические характеристики пуско-регулирующей аппаратуры.

 

 

© Московский государственный

университет путей сообщения

(МИИТ), 2005

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

 

В системах автоматизации и управления техническими объектами и техническими процессами находят применение различные датчики, измерительные и преобразующие устройства, усилители, исполнительные механизмы, контролирующие приборы и т.п.

Излагаемые в дисциплине «Технические средства автоматизации и управления» принципы построения, конструктивные особенности, параметры, характеристики перечисленных технических средств позволят студентам обоснованно использовать их при проведении инженерных расчетов при проектировании отдельных комплексов и систем управления технологическими процессами.

В проекте поставлена задача разработки схемы логико-командных регуляторов управления электроприводами постоянного и переменного тока.

В результате выполнения курсового проекта студент должен приобрести знания по основам теории и методам расчета электропривода, принципам автоматического регулирования координат (скорости, тока, момента, положения), построения принципиальных схем логико-командных регуляторов.

 


ТЕМЫ И РАБОЧЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.