Вступление переводчика. Стр.: 4. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Вступление переводчика. Стр.: 4.

2017-10-16 328
Вступление переводчика. Стр.: 4. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вступление переводчика. Стр.: 4.

Раздел 1. Торговые сделки. Стр.: 4.

Тема 1. Определение понятия «торговая сделка» и шариатское законоположение о ней.

Тема 2 Столпы торговой сделки.

Тема 3. Засвидетельствование торговой сделки.

Тема 4. Право аннулирования договора купли-продажи (хийар).

Тема 5. Условия действительности торговой сделки.

Тема 6. Запретные торговые сделки.

Тема 7. Добровольное расторжение торговой сделки (икаля).

Тема 8. Перепродажа с наценкой (мурабаха).

Тема 9. Продажа товара в рассрочку (таксит).

Раздел 2. Ростовщичество. Стр.: 11.

Тема 1. Определение понятия «риба» (ростовщичество) и шариатское законоположение о нём.

Тема 2. Мудрость в запрещении ростовщичества.

Тема 3. Виды ростовщичества.

Тема 4. Некоторые ситуации, относящиеся к ростовщическим сделкам.

Раздел 3 Займ. Стр.: 15.

Тема 1. Определение понятия «кард» (займ) и шариатские доводы на дозволенность его предоставления.

Тема 2. Условия предоставления займа и некоторые шариатские законоположения, касающиеся его.

Раздел 4. Залог. Стр.: 16.

Тема 1. Определение понятия «рахн» (залог, заклад) и шариатские доводы на его дозволенность.

Тема 2. Шариатские законоположения, связанные с залогом.

Раздел 5. Аванс. Стр.: 17.

Тема 1. Определение понятия «салам», шариатские доводы на его дозволенность и мудрость этого.

Тема 2. Шариатские законоположения, связанные с контрактом «салам».

Раздел 6. Перевод долга. Стр.: 18.

Тема 1. Определение понятия «хаваля» (перевод долга), шариатские доводы на его дозволенность.

Тема 2. Условия действительности перевода долга.

Раздел 7. Делегирование и предоставление полномочий. Стр.: 19.

Тема 1. Определение понятия «викаля», шариатское суждение о нём и доводы на его дозволенность.

Тема 2. Условия делегирования полномочий и некоторые шариатские законоположения, связанные с ним.

Раздел 8. Ручательство и гарантия. Стр.: 20.

Тема 1. Определение понятия «кафала» и шариатские доводы на его дозволенность.

Тема 2. Столпы ручательства и его условия.

Тема 3. Некоторые шариатские законоположения, касающиеся ручательства.

Тема 4. Гарантия.

Раздел 9. Ограничение права распоряжения имуществом (обременение прав на имущество). Стр.: 23.

Тема 1. Определение понятия «хаджр», шариатские доводы на его дозволенность и его виды.

Тема 2. Шариатские законоположения, связанные с первым видом обременения прав на имущество, т.е. лишением человека имущественной дееспособности в его собственных интересах.

Тема 3. Шариатские законоположения, связанные со вторым видом обременения прав на имущество, т.е. лишение человека имущественной дееспособности в интересах третьего лица.

Раздел 10. Товарищество (партнёрство). Стр.: 25.

Тема 1. Определение понятия «шарика», шариатское законоположение о нём и доводы на его дозволенность.

Тема 2. Виды партнёрских договоров.

Раздел 11. Наём и аренда. Стр.: 26.

Тема 1. Определение понятия «иджара» и шариатские доводы на его дозволенность.

Тема 2. Условия найма и аренды.

Тема 3. Шариатские законоположения, связанные с наймом и арендой.

Раздел 12. Издольщина. Стр.: 28.

Тема 1. Определение понятий «музараа» и «мусака» и шариатское законоположение об издольщине.

Тема 2. Условия издольщины.

Тема 3. Шариатские законоположения, связанные с издольщиной.

Раздел 13. Преимущественное право покупки и соседство. Стр.: 29.

Тема 1. Определение понятия «шуфъа» и шариатские доводы на её дозволенность.

Тема 2. Шариатские законоположения, связанные с преимущественным правом покупки.

Тема 3. Шариатские законоположения, связанные с соседством.

Тема 4. Шариатские законоположения, касающиеся дорог.

Раздел 14. Хранение и порча чужого имущества. Стр.: 32.

Тема 1. Определение понятия «вади’а» и шариатские доводы на дозволенность передачи вещи на хранение.

Тема 2. Условия действительности договора хранения.

Тема 3. Шариатские законоположения, связанные с отданной на хранение вещью.

Тема 4. Порча чужого имущества.

Раздел 15. Посягательство на чужие права. Стр.: 35.

Тема 1. Определение понятия «гасб» и шариатское законоположение о нём.

Тема 2. Шариатские законоположения, связанные с посягательством.

Раздел 16. Примирение, мирный договор и мировое соглашение. Стр.: 36.

Тема 1. Определение понятия «сульх» и шариатские доводы на его дозволенность.

Тема 2. Виды общего примирения.

Тема 3. Шариатские законоположения, касающиеся мирового соглашения.

Раздел 17. Состязание. Стр.: 38.

Тема 1. Определение понятия «мусабака» и шариатское законоположение о нём.

Тема 2. Виды находок.

Тема 2. Условия дарения.

Вступление переводчика.

 

По милости Аллаха завершён перевод книги «аль-Фикх аль-муяссар фи ду’ аль-Китаб ва ас-Сунна». Вниманию читателя предлагается перевод одной из глав этой книги: «Торгово-финансовые отношения». Как известно из Сунны, распространение торговли и сближение рынков, что особенно заметно в наше время, является одним из малых признаков приближающегося Судного Дня. В качестве подтверждения приведём несколько хадисов.

 

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Судный Час не наступит до тех пор, пока не появится смута, пока не распространится ложь и пока не сблизятся рынки». [Ахмад. Аль-Хайсами назвал это хадис достоверным].

 

Кроме того, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда до наступления Судного Часа останется совсем немного, люди будут приветствовать только близких и знакомых людей и распространится торговля так, что жена станет помогать мужу в торговле, и будет часто встречаться разрыв родственных связей, лжесвидетельство, сокрытие правдивого свидетельства, и распространится письменность». [Ахмад. См. также «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха», № 647].

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Одними из признаков Судного Часа являются распространение и умножение богатства, а также распространение торговли». [Ан-Насаи и Ахмад, См. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха», т. 2, стр. 251-252].

 

Сегодня распространение торговли и сближение рынков сопровождается быстрым ростом финансово-экономических связей, международной экономической интеграцией, технологическим прогрессом и т.д. Более того, все люди, мусульмане и неверующие, ежедневно вступают в торгово-экономические и финансовые отношения. Таким образом, данная тема чрезвычайно важна для каждого верующего, кто желает следовать по пути Аллаха и Его посланника.

 

Прошу Аллаха вознаградить всех, кто участвовал в редактировании данного раздела, а также тех, кто будет руководствоваться предписаниями Шариата при заключении торговых и иных сделок, ведь Он — Слышащий, Отвечающий на мольбы, Близкий!

 

 

Раздел 2. Ростовщичество.

 

От переводчика:

Среди многочисленных бед, которые постигли нашу общину, следует выделить ростовщичество. Мусульмане не просто совершают этот тяжкий грех, но даже начинают считать ростовщические сделки дозволенными, зачастую оправдывая это «вынужденными обстоятельствами». Более того, сегодня люди именуют ростовщичество процентами, рентой или деловыми операциями, поддавшись наущениям шайтана, который называет запретное другими именами, усиливая тем самым стремление человека к запретному. Обманывая людей, шайтан называет ослушание Аллаха и грехи другими словами, чтобы скрыть их истинную сущность. Это началось еще с нашего прародителя Адама, когда шайтан, обращаясь к нему, назвал запретное дерево «древом вечности», чтобы усыпить его бдительность и побудить его съесть запретный плод.


Цель данной статьи состоит не только в том, чтобы напомнить единоверцам о грехе ростовщичества, мерзость которого даже превосходит грех прелюбодеяния («Один дир­хем, по­лу­чен­ный че­ло­ве­ком за счёт ростовщичества, о котором ему известно, хуже пред Аллахом, чем со­вер­шение пре­лю­бо­дея­ния три­дцать шесть раз». Достоверный хадис. См. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» 1033), но и в том, чтобы дать им более глубокое понимание этой важной темы. Ведь, как известно из Сунны, ростовщичество делится на семьдесят два вида.

 

Об этом сообщается в хадисе аль-Бара ибн ‘Азиба, который передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Су­ще­ст­ву­ет семьдесят два ви­да рос­тов­щи­че­ст­ва: са­мый легкий из них по своей тя­жести подобен совокупле­нию с собствен­ной ма­те­рью, а самый худ­ший из них по своей тя­жести — презрительное отношение к чес­ти сво­его бра­та (по вере)». [Ат-Табарани. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» 1871].
Тот, кто занимался ростовщичеством, потерпит убыток в земной жизни, будет плавать в море крови с набитым камнями ртом в барзахе и воскреснет подобно эпилептику в Судный день. Да упасёт нас от этого Аллах и убережёт от всего, что вызывает Его гнев и недовольство!

Конец слов переводчика.

 

 

Раздел 2. Ростовщичество.

Тема 1. Определение понятия «риба» (ростовщичество) и шариатское законоположение о нём.


— Определение.
В лексическом смысле слово «риба» в арабском языке означает «прирост», «увеличение».
В шариатской терминологии слово «риба» (ростовщичество, лихоимство) означает неравноценный обмен одного предмета на другой, принадлежащий к той же категории, в неравных долях без компенсации за полученный излишек.


— Шариатское законоположение о ростовщичестве.
Ростовщичество строго запрещено в Писании Всевышнего Аллаха. Этот вывод следует из следующих аятов: «Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура 2 «аль-Бакара=Корова», аят 275), а также: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (сура 2 «аль-Бакара=Корова», аят 278).
Тому, кто занимается ростовщичеством, Аллах адресовал суровую угрозу. Так, Всевышний сказал: «Те, которые пожирают рост, восстанут, как восстает тот, кого шайтан поверг своим прикосновением» (сура 2 «аль-Бакара=Корова», аят 275). То есть, эти люди воскреснут из своих могил подобно эпилептикам во время приступа эпилепсии, поскольку животы ростовщиков раздувались от пожирания лихвы в земной жизни.
Посланник Аллаха отнёс ростовщичество к тяжким грехам и проклял каждого, кто занимается лихоимством, в какой бы форме это ни происходило. Джабир передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял тех, кто пожирает лихву, выплачивает лихву, записывает договор о выплате лихвы и обоих свидетелей. [Муслим]. Исламская община единодушна в том, что ростовщичество запрещено.

Тема 2. Мудрость в запрещении ростовщичества.


Занятие ростовщичеством подстрекает человека к эгоизму, страсти к накоплению имущества и её наживе любой ценой. Запрещение ростовщичества является милостью по отношению к рабам Аллаха, поскольку сама суть ростовщичества состоит в присвоении чужой собственности без предоставления компенсации, ведь ростовщик пожирает имущество людей, не принося им взамен никакой пользы. Кроме того, занятие ростовщичеством приводит к накоплению богатств и их увеличению за счёт обдирания бедняков, а самого ростовщика приучает к лени и праздности, ибо, ведя паразитический образ жизни, он отдаляется от полезной деятельности и дозволенного заработка.
Ростовщичество негативно влияет и на общество в целом, поскольку оно способствует прерыванию благочестивых отношений между людьми, препятствует предоставлению беспроцентных займов, образует слой богачей-ростовщиков, которые присваивают общественное достояние и подчиняют своим интересам экономику страны. Всё это великий грех пред Всевышним Аллахом, и потому тот, кто приумножает своё имущество через лихоимство, всё равно не получает пользы от этого, поскольку Аллах не даёт ему Свою благодать и лишает его Своего блага. Всевышний сказал: «Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования» (сура 2 «аль-Бакара=Корова», аят 276).

Тема 3. Виды ростовщичества.


Существуют два вида ростовщичества: риба аль-фадль (рост на разнице) и риба ан-насиа (рост на отсроченной выплате).

Первый вид ростовщичества: риба аль-фадль (рост на разнице)
Рост на разнице представляет собой надбавку при обмене определёнными товарами [эти виды товаров, на которые распространяются положения ростовщичества, называются «аснаф рибавийя» – прим. Д.Х.] одного вида в неравных количествах.
Например, к росту на разнице относится следующая сделка. Один человек покупает у другого 1000 са’ пшеницы за 1200 са’ пшеницы, и взаимообмен между обеими сторонами происходит на месте заключения сделки. Эту надбавку в 200 са’ пшеницы человек получает безвозмездно, что и является ростом на разнице.
В исламском Шариате строго запрещен рост на разнице при обмене шести видов товаров: золота, серебра [современным аналогом золота и серебра являются деньги, т.е. то, что выражает стоимость товаров – прим. Д.Х.], пшеницы, ячменя, фиников и соли. Категорически запрещено обменивать вышеперечисленные наименования товаров за надбавку и в неравных количествах. Этот вывод следует из хадиса, который передал Абу Са’ид аль-Худри: «(Обменивайте) золото за золото, серебро за серебро, пшеницу за пшеницу, ячмень за ячмень, финики за финики, соль за соль, подобное за подобное, равное количество за равное, из рук в руки. Если же кто набавит или потребует надбавки, то это будет лихвой. При чём тот, кто даёт (надбавку), и тот, кто берёт (надбавку), одинаковы (в грехе)». [Аль-Бухари и Муслим. Текст хадиса приведён в изложении Муслима].
К вышеперечисленным шести видам товаров по аналогии могут быть отнесены и другие предметы, которые также запрещено обменивать в неравных количествах
В чём же состоит основа, из-за которой нельзя обменивать эти товары в разных количествах? Мусульманские законоведы в качестве причины выделяют вес и меру. Это означает, что любые товары, которые продаются на вес или на меру, можно обменивать на аналогичный товар только в равных количествах и только из рук в руки.

Второй вид ростовщичества: риба ан-насиа (рост на отсроченной выплате)
Рост на отсроченной выплате представляет собой прибыль (проценты) с отданного взаймы капитала взамен на отсрочку его выплаты, либо отсрочка получения товара, на который распространяются положения ростовщичества, даже если такие товары относятся к разным видам. [Под отсрочкой получения товара, на который распространяются положения ростовщичества, имеется в виду ситуация, когда одна из сторон или обе стороны не получают товар непосредственно во время сделки («из рук в руки»). Такая сделка расценивается как ростовщическая – прим. Д.Х.]. При этом речь не идёт о покупке товара за наличные деньги.
Например, к росту на отсроченной выплате относятся следующие сделки. Один человек продаёт другому 1000 са’ пшеницы за 1200 са’ пшеницы сроком на один год. Эту надбавку в 200 са’ пшеницы продавец получает взамен на годовую отсрочку выплаты. Или человек продаёт 1 кг. ячменя за 1 кг. пшеницы, но обе стороны не рассчитываются друг с другом на месте («из рук в руки»).


Тексты Корана и Сунны строго запрещают ростовщичество и всячески предостерегают от него, и на рост на отсроченной выплате запрет распространяется в первую очередь. Этот вид лихоимства был известен ещё в эпоху доисламского невежества, и именно такой деятельностью занимаются ростовщические банки в наше время.


Абу Саид аль-Худри передал, что, после упоминания о запрете обмена меньшего веса золота и серебра на больший, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затем сказал: «А также не обменивайте отсутствующий товар на имеющийся в наличии». В другой версии хадиса сказано: «То, что обменивается из рук в руки, то в этом нет ничего греховного. А то, что обменивается с отсрочкой, это и есть лихва» [Муслим].

Тема 4. Некоторые ситуации, относящиеся к ростовщическим сделкам.


Если мы будет придерживаться нижеследующего правила и вытекающих из него положений при рассмотрении данного вопроса, то нам станет ясно, является ли сделка ростовщической или дозволенной по Шариату.


Данное правило гласит, что:
(1) Eсли происходит обмен товарами, на которые распространяются положения ростовщичества, и они принадлежат к одному виду (например, обменивается пшеница на пшеницу – прим. Д.Х.), то сделка должна отвечать двум условиям, без которых она будет расцениваться как ростовщическая:
1 — Обе стороны должны рассчитаться друг с другом сразу («из рук в руки»), на месте заключения сделки, до того, как они разойдутся.
2 — Товар должен быть обменян в равном количестве (по утвержденному стандарту): одна мера на такую же меру, и один вес на такой же вес.
(2) Если происходит обмен товарами, на которые распространяются положения ростовщичества, но они не принадлежат к одному виду (например, обменивается пшеница на ячмень – прим. Д.Х.), то условие обмена равного количества одного вида на равное количество другого вида отпадает (однако остаётся в силе второе условие: товар должен быть обменян на месте из рук в руки – прим. Д.Х.).
(3) Если происходит обмен товарами, на которые распространяются положения ростовщичества, на другие товары, в отношении которых положения ростовщичества не распространяются, то оба вышеупомянутых условия отпадают, т.е. их можно обменивать в неравном количестве и не из рук в руки (например, соль на хлеб – прим. Д.Х.).


Ниже мы приведём некоторые виды сделок и шариатское законоположение о них:
1 Ситуация: человек продал 100 грамм золота за 100 грамм золота с отсрочкой на месяц. Шариатское законоположение об этой сделке: запретна (харам). Причина: обе стороны не обменяли товар, на который распространяются положения ростовщичества, в месте заключения сделки («из рук в руки»).

 

2 Ситуация: человек купил 1кг. ячменя за 1 кг. пшеницы. Шариатское законоположение об этой сделке: дозволена (мубах) с одним ограничением: товар должен быть обменян на месте. Причина: обе стороны обменивают товар, на который распространяются положения ростовщичества, в равном количестве.

 

3 Ситуация: человек продал 50 кг. пшеницы за одну овцу. Шариатское законоположение об этой сделке: дозволена (мубах) без ограничений, т.е. условия обмена «из рук в руки» и «в равном количестве» здесь отпадают. Причина: товар, на который распространяются положения ростовщичества, обменивается на товар, в отношении которого положения ростовщичества не распространяются.

4 Ситуация: человек продал 100 долларов за 110 долларов. Шариатское законоположение об этой сделке: запретна (харам). Причина: обе стороны не обменяли товар, на который распространяются положения ростовщичества, в равном количестве.

 

5 Ситуация: человек взял в долг 1000 долларов с условием, что спустя месяц или более возвратит кредитору 1200 долларов. Шариатское законоположение об этой сделке: запретна (харам). Причина: обе стороны не обменяли товар, на который распространяются положения ростовщичества, в равном количестве и из «рук в руки».

 

6 Ситуация: человек продал 100 серебряных дирхемов за 10 золотых гиней с отсрочкой выплаты на год. Шариатское законоположение об этой сделке: запретна (харам). Причина: обе стороны не обменяли товар, на который распространяются положения ростовщичества, в месте заключения сделки («из рук в руки»).

 

7 Ситуация: человек покупает или продаёт акции ростовщических банков. Шариатское законоположение об этой сделке: запретна (харам). Причина: акция – документ, свидетельствующий о доле владения компанией или банком. Активы банка состоят в основном из денег (депозиты). Значит, владея акцией банка, вы владеете частью тех активов (= деньги). Получается, покупая акцию банка, вы покупаете деньги. Обе стороны не обменивают товар, на который распространяются положения ростовщичества, в равном количестве и из «рук в руки».

 

Раздел 3 Займ.


Тема 1. Определение понятия «кард» (займ) и шариатские доводы на дозволенность его предоставления.


Определение.
Слово «кард» (займ) означает предоставление имущества другой стороне в пользование на возмездной основе.
Предоставление займа узаконено в Шариате, о чём свидетельствует общий смысл коранических аятов и хадисов, в которых говорится о достоинстве взаимопомощи, удовлетворения потребностей мусульманина, снятия с него тяготы и облегчения его положения. Существует единодушное мнение мусульманских ученых (иджма’) о дозволенности предоставления займа.
Абу Хурейра передал, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, одолжил у одного человека верблюжонка. Спустя некоторое время Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, доставили пожертвования, состоявшие из верблюдов. Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, велел Абу Рафи отдать тому мужчине его верблюжонка. Осмотрев стадо, Абу Рафи возвратился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Я смог подыскать в нём только верблюда-шестилетку, который лучше [его верблюжонка]».

 

На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Отдайте ему этого верблюда, ведь к числу лучших людей относятся те, которые лучше всех расплачиваются с долгами». [Аль-Бухари и Муслим. Текст хадиса приведён в изложении Муслима].


Что касается довода на достоинство предоставления займа, то он содержится в следующем хадисе Ибн Мас’уда: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если один мусульманин предоставит займ другому мусульманину дважды, то это будет сопоставимо (по награде) с однократным пожертвованием (садака)». [Ибн Маджа. Аль-Албани назвал это хадис хорошим в «Ирва аль-Галиль» (5/226). ]

Тема 2. Условия предоставления займа и некоторые шариатские законоположения, касающиеся его.


1 — Мусульманину нельзя обусловливать предоставление займа своему единоверцу ответным предоставлением займа после выплаты последним своего долга. Дело в том, что заимодавец (кредитор) не имеет права извлекать выгоду за счет предоставленного займа, поскольку всякий займ, влекущий за собой выгоду кредитору, считается ростовщическим. Например, нельзя просить заемщика предоставить в ответ безвозмездное проживание в его доме либо снизить арендную плату за него либо воспользоваться его верблюдом для транспортировки либо просить что-либо иное, приносящее выгоду заимодавцу. Целая группа сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, посчитала это недозволенным. Что касается мусульманских правоведов, то они также единодушно запрещали предоставление займа на таких условиях.

2 — Заимодавец должен быть дееспособным, совершеннолетним, здравомыслящим и рассудительным человеком, а также обладать правом распоряжаться имуществом.

3 — Заимодавцу нельзя обусловливать предоставление займа требованием надбавки к имуществу, которое он отдаёт в заем, поскольку это будет считаться ростовщичеством. В таком случае запрещено брать надбавку от заемщика. Наоборот, заимодавец должен ограничиться первоначально выданной им суммой.

4 — Если заемщик возвращает заимодавцу имущество, которое лучше, чем он взял, либо даёт ему надбавку, которая не была условием или целью предоставления займа, то так поступать разрешено, ибо в подобной ситуации это будет расцениваться как пожертвование со стороны заемщика и наилучший способ расплаты с долгами. Этот вывод следует из вышеупомянутых слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые он сказал Абу Рафи.

5 — Заёмщик должен быть собственником того имущества, которое он ссуживает. Нельзя предоставлять в заем денежные средства или имущество, которым человек не владеет.

6 — К числу запрещённых ростовщических сделок относятся операции, проводимые банками в наши дни. Речь идёт о так называемой банковской ссуде или кредите. Между банком и нуждающейся стороной заключается договор займа, который может иметь различную форму. Например, стороны договариваются о том, что банк предоставляет заемщику сумму, а тот, в свою очередь, обязуется не только вернуть первоначальную сумму предоставленного капитала, но и дополнительно выплатить оговорённый процент по ней. Или, например, банк и заёмщик заключают договор о сумме займа, однако банк предоставляет заёмщику меньше оговоренной суммы, но при этом заёмщик всё равно должен выплатить банку полную сумму займа. К примеру, заемщик обращается в банк с просьбой предоставить ему кредит на сумму в 100 тысяч, но банк даёт ему всего 80 тысяч и при этом ставит условие, что заёмщик должен будет вернуть банку 100 тысяч. Такой вид сделки также считается ростовщическим и строго запрещен в Шариате.

 

Раздел 4. Залог.


Тема 1. Определение понятия «рахн» (залог, заклад) и шариатские доводы на его дозволенность.


Определение
Слово «рахн» (залог, заклад) означает передачу имущества кредитору (залогодержателю) в виде обеспечения по кредиту, гарантирующее исполнение заемщиком (залогодателем) своих обязательств. Кредитор (залогодержатель) имеет право, в случае невыполнения должником (залогодателем) своих обязательств, удовлетворить свои требования в виде самого заложенного имущества или его стоимости.
Основным доводом на дозволенность назначения залога в Шариате являются Слова Всевышнего: «Если вы окажетесь в поездке и не найдете писаря, то назначьте залог, который можно получить в руки» (сура 2 «аль-Бакара=Корова», аят 283). Назначение залога вовсе не ограничивается временем нахождения в поездке, ибо о ней упомянуто для выхода из затруднительной ситуации, которая чаще всего случается в пути. Залог можно назначать не только в поездке, на что имеется довод из Сунны. Айша передала, что «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, купил у одного иудея съестные припасы в рассрочку и оставил ему в залог свою железную кольчугу». [Аль-Бухари и Муслим].

Тема 2. Шариатские законоположения, связанные с залогом:

 

1 — Имущество, запрещенное продавать и покупать по Шариату, не может выступать в качестве залога. Например, нельзя передавать в залог вакуфное имущество или собаку, поскольку, во-первых, это имущество не пригодно для погашения долга [из-за шариатского запрета на его продажу], а, во-вторых, залог не является имуществом [залогодержатель-кредитор не имеет права собственности на него].

2 — Предмет залога должен быть чётко определён: его размер, вид и описание.

3 – Залогодатель должен быть дееспособным, иметь право собственности на закладываемое имущество либо быть лицом, уполномоченным распоряжаться данным имуществом.

4 — Залогодатель не имеет права распоряжаться заложенным имуществом без согласия залогодержателя, а также залогодержатель не имеет на то право без согласия залогодателя.

5 — Залогодержатель не имеет права пользования заложенным имуществом, если только оно не относится к верховому или дойному животному, на содержание которого он тратит свои средства.

6 – Залоговое имущество находится у кредитора-залогодержателя на хранении (т.е. залогодатель остается собственником этого имущества) и он не несет ответственности за его порчу, если она не произошла по причине халатности залогодержателя. Оно гарантирует ему погашение займа в случае невыплаты залогодателем долга. Если наступил срок уплаты долга, обеспеченного залогом, должник обязан выплатить его. Если он откажется, правитель (судья) обязывает его к этому. Если он продолжает отказываться, то его арестовывают и держат под стражей до тех пор, пока он не погасит свой долг, либо продаст заложенное имущество и выплатит кредитору стоимость заложенного имущества.

 

Раздел 5. Аванс.


Тема 1. Определение понятия «салам», шариатские доводы на его дозволенность и мудрость этого:


Определение:
Слово «салам» (также «салаф») означает продажу товара, спецификация которого чётко определена в договоре, на условиях отсроченной поставки и за предварительную полную оплату [на месте заключения сделки].
Шариатским доводом на дозволенность такой сделки является хадис, который передал Ибн Аббас: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, её жители оплачивали покупку плодов (будущего урожая) за год и даже за два года вперёд, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто расплачивается за плоды заранее, определяет меру или вес и оговаривает срок поставки» [Аль-Бухари и Муслим].
Мудрость дозволенности этого вида сделки заключается в том, что исламский Шариат облегчает положение людей.

Например, у фермера может не оказаться в наличии оборотных средств, необходимых ему для обработки земли и сева, и у него нет доступа к источникам финансирования. И поэтому он может заключить договор «салам», дабы не упустить возможность возделывания земли и извлечения выгоды со своего земельного участка.

Тема 2. Шариатские законоположения, связанные с контрактом «салам»:

 

Салам — один из договоров купли-продажи. Поэтому для того, чтобы эта сделка соответствовала Шариату, она должна отвечать условиям действительности торговой сделки. Более того, договор «салам» должен отвечать следующим дополнительным требованиям:
1 – Возможность определения меры, веса или объёма товара, дабы в будущем это не привело к каким-либо разногласиям между покупателем и продавцом.

2 – Определение количества товара, используя общепринятые единицы измерения. Например, то, что принято исчислять в мерах объёма, неприемлемо исчислять в весе, и, наоборот, то, что принято исчислять в мерах веса, неприемлемо исчислять в объёме.

3 – Товар должен быть чётко определён — его сорт и вид (со специфичной для данного товара характеристикой).

4 – Полученная продавцом сумма должна рассматриваться как долговое обязательство.

5 – Срок поставки товара покупателю должен быть отложен на определённую дату в будущем.

6 – Срок поставки товара покупателю должен быть заранее оговорён между сторонами.

7 – Продавец должен получить чётко определённую и полную оплату в счёт будущего товара на месте заключения сделки до того, как обе стороны разойдутся.


8 – Товар, в счёт которого получена предоплата, должен в большой вероятности быть в наличии к моменту наступления срока его поставки, дабы продавец смог выполнить свои обязательства по поставке товара и чтобы покупатель получил его в оговоренный срок. Если же товар не может быть в наличии, как, например, свежие финики зимой, то такая сделка недействительна, потому что несет в себе неопределенность (гарар).

 

 

Раздел 6. Перевод долга.


Тема 1. Определение понятия «хаваля» (перевод долга), шариатские доводы на его дозволенность.


Определение:
Слово «хаваля» означает перевод должником своего долгового обязательства на другое лицо.
{ Прим. редактора: поясним поняние «перевод долга» на конкретном примере. Иса должен Мусе 1000 динаров. Муса должен Ахмаду 1000 динаров. Муса переводит свой долг на Ису. Иса теперь остаётся должным 1000 динаров Ахмаду. Таким образом, Муса избавляется от долга. Но, в случае, если Иса не сможет выплатить Ахмаду эту сумму, то Ахмад имеет право требовать возврата своего долга у Мусы (первоначального должника) }.

Такое соглашение дозволено по Шариату, поскольку оно содержит в себе обмен интересами, социальную взаимовыручку, снисходительность и облегчение в совершении сделок.
Абу Хурейра передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Затягивание богатым уплаты долга является проявлением несправедливости, и поэтому, если то, что причитается кому-либо из вас, будет предложено перевести на состоятельного человека, то пусть согласится» [Аль-Бухари и Муслим].
Смысл этого хадиса состоит в следующем: если кредитору поступит предложение о переводе долга на состоятельного человека, то ему следует принять данное предложение. Если же должник переведёт долг на банкрота, то кредитор вправе требовать возврата долга у первоначального должника, поскольку банкротство — это недостаток, с которым можно не согласиться.

Тема 2. Условия действительности перевода долга.


Для того, чтобы соглашение о переводе долга было действительным, оно должно соответствовать следующим условиям:
1 Согласие первоначального должника (делегант), поскольку он волен выбирать способы выплаты своего долга. Причём делеганту нельзя навязывать (ограничивать) какой-либо определенный вариант выплаты долга.
2 Оба обмениваемых долговых обязательств должны быть основаны на равноценном имуществе: как количеством, так и видом и описанием.
3 Первоначальное долговое обязательство должно быть закрепленным за должником, на которого в последующем переводится долг.
{ Прим редактора: имеется в виду, что если Иса должен Мусе, то этот долг должен быть закрепленным за Исой. Разъяснение того, что подразумевается под «закреплённым долгом» можно найти тут: http://audio.islamweb.net/audio/Fulltxt.php?audioid=340559 }
Вследствие заключения соглашения о переводе долга, которое соответствует вышеперечисленным условиям, а, значит, действительно по Шариату, возникает перемена лица, на которое возлагается обязательство уплаты долга.


Современными формами перевода долга могут выступать следующие виды:
1
Банковский перевод — способ перевода одной стороной денежной суммы другой стороне на условии выплаты последним соответствующей суммы третьей стороне. Выглядит он следующим образом: отправитель передает банку наличные деньги с тем, чтобы банк выдал эквивалентную сумму получателю, находящемуся в другой стране, за определенное комиссионное вознаграждение.
2 Суфтажа (арабизированное слово персидского происхождения) – один из разновидностей «хавалы». Она представляет собой письменное долговое обязательство (вексель), дающее его владельцу (векселедержателю) право требовать от должника или его представителя уплаты обозначенной в документе (на векселе) денежной суммы в другой стране. Существует мнение ученых о запрете


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.