П6. Задачи на знание особенностей расположения различных географических объектов. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

П6. Задачи на знание особенностей расположения различных географических объектов.

2017-10-16 649
П6. Задачи на знание особенностей расположения различных географических объектов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пример 1

К каким бассейнам стока относятся перечисленные административные центры субъектов РФ? На каких реках они стоят?

Нарьян-Мар, Симферополь, Элиста, Рязань, Салехард, Орел, Смоленск, Грозный, Барнаул, Краснодар

Модификация

Кроме административных центров субъектов РФ, можно использовать

административные центры федеральных округов/города-миллионеры и т. д. Для 10-11 класса следует выбрать столицы и крупные города стран мира.

Система оценивания: за правильную группировку – 5 баллов.

Пример 2

В мировом туризме определенную роль играют морские круизы – туристические путешествия по морю с заходом в порты. Один из наиболее интересных и популярных среди них: Нью-Йорк – Майами – Панама – Сан-Франциско – Гавайи – Иокогама – Гонконг – Манила – Сингапур – Коломбо – Мумбаи – Порт-Саид – Александрия – Неаполь – Генуя – Марсель – Нью-Йорк.

Почему именно этот маршрут пользуется спросом и предлагается компаниями?

Приведите как можно больше логичных объяснений. Какие еще пять портов Вы предложили бы для захода судна на этом круизе? Обоснуйте ответы.

Модификация

Другой маршрут, другое средство передвижения: пешком, на автомобиле, автобусе, воздушном шаре, верхом. При составлении задания можно добавить элемент расчета скорости передвижения и продолжительности путешествия.

Система оценивания: за правильные ответы – 5 баллов.

 

П7. Задачи на сопоставление (перебор, выборку в соответствии с заданными критериями) различных территорий, географических объектов, стран.

Пример 1

Существуют четыре основных источника питания рек: снеговое, дождевое, грунтовое и ледниковое. Распределите следующие реки России по преобладающему источнику питания и занесите ответы в таблицу. С чем связано отсутствие крупных рек того или иного типа питания в некоторых бассейнах стока?

Баксан, Кострома, Авача, Дон, Амур, Пур, Анадырь, Хатанга, Катунь, Кубань, Селенга, Неман.

Пример 2

В таблице показан вклад Федеральных округов России в суммарный объём добычи отдельных видов углеводородного сырья в 2012 г. Проанализируйте таблицу и определите, какие полезные ископаемые обозначены буквами А, Б и В. Ответы в каждом случае поясните.

Федеральный округ А Б В

Российская Федерация 100,0 100,0 100,0

Центральный федеральный округ 0,0 0,0 0,1

Северо-Западный федеральный округ 0,7 5,4 3,9

Южный федеральный округ 2,6 1,8 1,6

Северо-Кавказский федеральный округ 0,1 0,3 0,0

Приволжский федеральный округ 3,8 21,6 0,1

Уральский федеральный округ 87,0 58,7 0,7

Сибирский федеральный округ 1,3 8,1 83,9

Дальневосточный федеральный округ 4,5 4,0 9,8

Российская Федерация 100,0 100,0 100,0

Какие места занимает Россия по объёмам добычи полезных ископаемых А, Б и В в мире в 2012 и 2013 гг.?

Модификация

В качестве показателя могут быть использованы различные статистические данные.

Система оценивания: 8 баллов.

Пример 3

Установите соответствие определений географическим явлениям и назовите материки (или части света), на которых эти явления наблюдаются.

А. Поророка Б. Сирокко В. Кум Г. Скрэб Д. Атолл

1. Заросли низкорослых вечнозеленых ксерофитных кустарников в тропиках и субтропиках.

2. Кольцеобразный коралловый остров в виде узкой гряды, окружающей неглубокую лагуну.

3. Приливная волна, движущаяся от устья вверх по течению

4. Песчаная пустыня

5. Жаркий, сухой, пыльный ветер из пустынь Северной Африки к побережью Европы

 

Явление Номер определения Материк

Модификация

Усложнить задание можно, попросив участников самостоятельно написать определения для терминов.

Система оценивания: за правильные ответы – 5 баллов

П8. Задачи, предусматривающие географический анализ литературных произведений

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Пример 1

Степные просторы, зелёные горы,

Крутые изгибы стремительных рек...

Орлиные стаи и дали без края –

Х золотой в моём сердце навек!

Багряные зори, пшеничное море,

Страды урожайной могучий разбег.

Друзья трудовые, сердца огневые –

Х золотой в моём сердце навек!

1) О каком субъекте азиатской части РФ пишет Ц.С. Солодарь?

2) Какой топоним должен быть написан вместо Х?

3) Объясните, по каким признакам вы определили этот регион.

4) Почему здесь сформировалось «пшеничное море»?

Система оценивания: за правильный анализ произведения – 8 баллов.

Пример 2

Край слезы янтарной

Колосист и зелен,

Где водой солёной

Бьёт прибой о берег!

На просторах синих

Рябь волны искрится,

Чаек белоснежных

Хоровод резвится.

На утёсе дальнем

Под морскую песню

Стонут, вспоминая,

Сосны в поднебесье

О былых сраженьях,

О победах метких...

Сага снов таится

На колючих ветках.

Мужеством, отвагой,

В той борьбе горячей,

Кровью завоёван

Мир наш настоящий!

Край ты мой янтарный! –

Красочен и зелен –

Памятью народной

Будь благословенен!

1) О каком субъекте РФ пишет С.В. Скуратова?

2) Какие особенности промышленности и природы выделены края в стихотворении?

3) О каких исторических событиях идет речь в стихотворении?

Система оценивания: за правильный анализ произведения – 8 баллов.

Пример 3

Прочитайте стихотворение А. Блока «Рассвет» и объясните, с чем связано преобладание багряных, розовых, золотых и красных тонов при рассвете? Какие еще оптические закономерности проявляются в географических явлениях?

Я встал и трижды поднял руки.

Ко мне по воздуху неслись

Зари торжественные звуки,

Багрянцем одевая высь.

Казалось, женщина вставала,

Молилась, отходя во храм,

И розовой рукой бросала

Зерно послушным голубям.

Они белели где-то выше,

Белея, вытянулись в нить

И скоро пасмурные крыши

Крылами стали золотить.

Над позолотой их заемной,

Высоко стоя на окне,

Я вдруг увидел шар огромный,

Плывущий в красной тишине.

Пример 4

В стихотворении В. Брюсова речь идет о самой крупной реке Карельского перешейка. Назовите эту реку. Какие особенности природы уловил автор? Составьте характеристику типичных ПТК территории, а также гидрографическую характеристику рек Карелии. Какие факторы обусловили эти особенности? Как реки региона используются в хозяйстве?

Кипит, шумит. Она - все та же,

Ее не изменился дух!

Гранитам, дремлющим на страже,

Она ревет проклятья вслух.

И, глыбы вод своих бросая

Во глубь, бела и вспенена,

От края камней и до края,

Одно стремление она.

Что здесь? Драконов древних гривы?

Бизонов бешеных стада?

Твой грозный гул, твои извивы

Летят, все те же, сквозь года.

Неукротимость, неизменность,

Желанье сокрушить свой плен

Горят сквозь зыбкую мгновенность,

Венчанных радугам пен!

Кипи, шуми, стремись мятежней,

Гуди, седой водоворот,

Дай верить, что я тоже прежний

Стою над распрей прежних вод!

Пример 5

О каком виде атмосферных осадков идет речь в стихотворении Г. Галиной? При каких условиях выпадают эти осадки? Перечислите как можно больше других видов

гидрометеоров (атмосферных осадков).

По деревьям серебристая

Перекинулась фата —

Белоснежная, пушистая,

Кружевная красота!

И себя березка грустная

Не могла узнать сама —

Так украсила искусная

Ветки деревца зима...

П9. Задача картографического содержания с элементами картометрии (8–11 классы); к условию задачи необходимо приложить фрагмент топографической картымасштаба 1:10000 – 1:25000 размером около 1/3 листа А4.

Пример 1

Изучите территорию по топографической карте и ответьте на вопросы. каких притоков у реки больше – левых или правых; симметричны ли борта долин, склоны холмов; на каком берегу расположен город, какими путями к нему можно добраться; судоходна ли река, можно ли ее перейти туристическому отряду (мост, брод); населенные пункты с какой численностью населения преобладают на территории, какой из них самый крупный; одинакова ли плотность дорог на севере и юге карты; развито ли на территории сельское хозяйство; какие объекты промышленности функционируют;

Система оценивания: за каждый элемент задания – по 1-2 балла.

Пример 2

Определите по фрагменту топографической карты:

ее масштаб (по заданному расстоянию на местности между двумя объектами на карте); длину географической секунды по параллели и меридиану в метрах (через масштаб), объяснить разницу; определить расположение (по сторонам света: восточнее, севернее и пр.) одной точки относительно другой; географические координаты географических объектов; расстояния между двумя точками, площади объектов (по масштабу); объем (по масштабу и высоте сечения); измерить угол между двумя объектами из заданной точки (по транспортиру); определить абсолютную высоту точки, превышение одной точки над другой (по высоте сечения); крутизну склона (1. через заложение, 2. по формуле);

 

Модификация

Усложнить задание можно, задав следующие вопросы:

Найдите самое удобное место для строительства вертолетной площадки. Условия - размер не менее 300м х 300м, близко к транспортным путям, близко к населенному пункту, минимальный объем земляных работ (срыть/выкопать), который надо подсчитать приблизительно. Можно предложить найти место для строительства горнолыжного комплекса, футбольного поля, создания пруда.

Система оценивания: максимум – 8 баллов.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.