Игра 1. «Военачальник – солдат» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Игра 1. «Военачальник – солдат»

2017-10-16 456
Игра 1. «Военачальник – солдат» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Класс делится на две группы. По очереди одна группа должна отдавать другой команды, которые начинаются на звук [ш], а вторая группа имитирует движение, например: шагай, шипи, шей, шепчи, шевелись, шелести, шаркай, шуми, шали и др.

Игра 2. Чистоговорки

Дети произносят и заканчивают чистоговорки:

Ша-ша-ша, ша-ша-ша –
Наша Маша... (хороша).
Ши-ши-ши, ши-ши-ши –
В садик ходят... (малыши).
Шу-шу-шу, шу-шу-шу –
Мы доели всю... (лапшу).
Ши-ши-ши, ши-ши-ши –
И сидим теперь в... (тиши).

Игра 3. «Имена»

У Шаровых, поверьте, большая семья,
И с ними давненько знаком был и я.
Кончаются все имена их на ша.
Ты их назови нам, дружок, не спеша.

(Даша, Саша, Наташа, Миша, Маша, Гоша, Глаша, Гриша, Андрюша, Кирюша...)

Игра 4. «Найди новые слова»

Из букв данного слова собери новые слова: ШАЛУНИШКА.

(Луна, уши, шишка, шина, лук, лак, шкала, ниша, шик, куш, наука, клан, Луша, каша, калина, акула, аул, кулан, шакал, шалун, шлак...) После игр дети переходят к созданию рисунка шмеля и штриховке.

Занятие 18

На доске напечатано стихотворение. Дети читают его хором:

По лесу медведь идет.
Это мишка ищет мед.
Он голодный, невеселый.
Где живут лесные пчелы?
То направо повернется,
То налево поглядит.
Где здесь рой пчелиный вьется?
Кто среди кустов жужжит?

Учитель. Какой звук услышал медведь?

Дети. Ж-ж-ж.

У. Кто мог издавать такой звук?

Д. Это были пчелы, мухи, может быть, жук.

У. Отгадайте загадки:

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.

Д. Жук.

У.

Он, блестящий и зеленый,
Пролетел над веткой клена,
Зацепил крылом за сук
И упал на землю...

Д. Жук.

У. А жук – это кто?

Д. Жук – насекомое: у него шесть лапок.

У. Я хочу, чтобы вы познакомились с некоторыми интересными жуками.

По ходу беседы учитель показывает иллюстрации с изображениями жуков:

– Усы этого жука достигают 16 см в длину, поэтому он называется... (усач).
Когда усы жука похожи на рога оленя, жук называется... (олень).
Когда у жука один рог, как у носорога, он называется... (носорог).
Есть жучок, способный светиться в темноте. (Светлячок, светляк.)
Хищный жук, живущий в пресном водоеме, умеющий плавать под водой, – это... (плавунец).
Этого жука (показывает иллюстрацию) называют майский хрущ.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

В весенний вечер майский
Летел он и жужжал.
Хотел он сесть на ветку,
А я его поймал.
Он крылышки приподнял,
Шагает по руке,
Пушистый, рыжеватый,
Как будто в пиджачке.
Смешной он, неуклюжий,
Но это ничего.
И имя, и фамилия
Зато есть у него!
И имя, и фамилия
Красивы, спору нет,
Но вот его личинки
Корням приносят вред.

– Какого цвета майский жук?

Д. Рыжеватый, светло-коричневый.

У. Этого жука (показывает иллюстрацию) часто путают с майским жуком – хрущом. А он за свой бронзовый блестящий цвет называется бронзовка.

Физкультминутка

На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:

(Дети имитируют полет жука.)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.

(Дети поворачиваются влево, вправо, приседают.)

У. Любому жуку такая игра понравилась бы и была бы легка – это чистоговорка. Я начну фразу, а вы догадайтесь, как ее закончить.

Чистоговорки целесообразно повторять каждую по 2–3 раза, чтобы включить в игру каждого ребенка.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу – водишь ты, я... (выхожу).
Жа-жа-жа, жа-жа-жа – есть иголки у... (ежа).
Жи-жи-жи, жи-жи-жи – у воды живут... (ужи).
Жи-жи-жи, жи-жи-жи – над водой кружат... (стрижи).
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – я в окно с утра... (гляжу).
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – я на веточке... (сижу).

– Кому может принадлежать это высказывание?

Д. Жуку.

У. Жука мы и будем рисовать. Жук может быть на полянке, на листочке, на тропинке. Фон вы выбираете сами. Помните, что жук не должен находиться на пустом белом пространстве.

Обращаем внимание на части тела жука.

– Перечислите формы, из которых можно составить рисунок.

Д. Мы будем использовать овал, маленький круг, можно брать полукруг.

Дети выполняют работу, штрихуют, а затем представляют работу с рассказом о своем жуке.

Занятие 19

Учитель. Попробуем выполнить некоторые движения, необходимые нам для пальчиковой гимнастики:

– движение «Ежики» – складываем руки в замочек и поднимаем пальчики;
– движение «Зайчики» – показываем две ладошки рядом, сгибаем кончики пальцев, «шевелим ушками»;
– движение «Наточили ножики» – средний и указательный палец левой руки скрещиваем с теми же пальцами правой руки, как ножик о брусок.

Прибежали ежики, ежики, (Движение «Ежики».)
Наточили ножики, ножики. (Движение «Наточили ножики».)
Прискакали зайчики, зайчики. (Движение «Зайчики».)
И позвали: «Девочки! Мальчики!» (Хлопки в ладоши.)

На доске написано стихотворение. Давайте его прочитаем вместе.

Дети.

Еж под елкою сидит,
Еж ежихе говорит:
– Ежевики дай ежонку,
Если нарисует елку.

У. А елка у ежонка получилась вот такая.

На доске:

Ученики хором читают слова на «елке», стараясь фиксировать взгляд на стволе. Упражнение при систематическом включении в урок способствует расширению поля зрения при чтении.

– Какие стихи о елке вы знаете?

Дети читают стихи.

–Когда в России елку стали наряжать как новогоднее праздничное дерево? Ответ на этот вопрос мы найдем в тексте.

Тексты на партах у учеников.

ТАЙНА ЁЛКИ

После Петра I традиция использовать ель на Рождество в России была потеряна до 30-х годов ХIХ века. Поначалу елка была чудовищно дорога и воспринималась как роскошь. В середине XIХ века появились елочные базары, и елка стала доступна всем.
Родители наряжали елку в отсутствие детей и до последней минуты скрывали от детских глаз новогоднее дерево. Тем острее была радость детей, когда в комнате их встречала сверкающая в золотом сиянии елка. Елка была украшена сладостями, а ствол был обернут золотом и фольгой.
В то далекое время был обычай «ощипывать» елку. Детям разрешалось срывать с елки сладости и игрушки. После елку выносили во двор, где она приносила радость дворовым детям.

А теперь ответьте на вопросы.

· Когда появилась традиция использовать ель на праздник?

· Как украшалась елка?

· Какой обычай существовал?

Дети отвечают.

– Попробуйте в парах рассказать друг другу текст, опираясь на вопросы.

Через 3–4 минуты несколько человек пересказывают текст.

– Какие фигуры нужны для того, чтобы нарисовать ель?

Д. Можно использовать треугольники.

У. А если использовать разные фигуры, то можно создать большую, густую праздничную ель – такую, как на моем рисунке. А можно и еще лучше! Сейчас каждый из вас изобразит свою елку и украсит ее игрушками.

Дети выполняют задание.

Занятие 20

Учитель. Покажите ладошки, разотрите их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте его между ладошками. Делаем следующие движения вместе:

Это чьи мелькают пятки? (Пальчиками перебираем и барабаним по столу.)
Кто играет с нами в прятки? (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Прыг да скок, прыг да скок – (Пальчики ставим на стол и поджимаем в ритме.)
Ускакала под кусток. (Хлопаем в ладоши.)

– О ком же шла речь?

Дети. Возможно, о лягушке.

У. Ну-ка, поглядим сейчас:

Это шустрая лягушка.
(Учитель помещает иллюстрацию на доску.)
Выходи играть, квакушка!

Лягушонок принес стихотворение о себе.

Дети получают текст на карточках:

– Лягушонок, лягушонок,
Ты весь день в воде сидел.
Лягушонок, лягушонок,
Ты уже позеленел!
Но из речки вслед за мной
Лягушонок озорной
Вылезать не хочет:
– Ква-ква-ква! – хохочет. –
День и ночь могу сидеть
Я в воде студеной.
Не боюсь позеленеть –
Я всегда зеленый!

– Сколько героев действует в этом стихотворении?

Д. Два – автор и лягушонок.

У. Давайте поиграем. Одна часть класса хором будет читать слова автора, другая – слова лягушонка.

Дети читают и разыгрывают стихотворение по ролям. Обращается внимание на дикцию при чтении, соблюдение интонации.

– Однажды лягушонок повстречался со своим другом цыпленком.

Учитель читает текст сказки Л. Яхтина, задавая детям вопросы по ходу чтения:

Цыпленок с Лягушонком пошли в лес... Увидели там какие-то красные ягоды.
– Какие это могли быть ягоды? (Малина, земляника, брусника, костяника, клюква.)
Попробовали – кислые, но вкусные. Только как они называются, вспомнить не могли. А вы вспомнили?

Дети отвечают.

Давай их есть без названия, – сказал Лягушонок. – Поедим, а там, может быть, и вспомним.
– А можно кушать ягоды, названия которых вы не знаете? (Нет.)
И начали они глотать ягоды.
– Клю, – скажет Цыпленок и склюнет красную ягодку.
– А что должен сказать Лягушонок? Вы уже догадались, о какой ягоде идет речь?

Д. О клюкве.

Ква, – скажет лягушонок и тоже ягоду проглотит. Только и слышится: Клю! Ква! Клю! Ква!
– Мы вместе будем составлять иллюстрацию к этой истории с помощью трафаретов. Представление работ будем сопровождать пересказом сказки в парах. Вам надо договориться между собой и распределить роли.

Несколько пар пересказывают сказку. Дети рассматривают рисунки.

Занятие 21

Учитель. Отгадав загадки, вы узнаете, кто сегодня будет гостем на нашем занятии.

Кто два раза родился:
В первый раз – гладкий,
Во второй – мягкий
И скоро петь научился?
Явился в желтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки!

Дети. Цыпленок.

У. Изобразим цыпленка.

Бедный маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок.
Он по парте клювом бьет,
Будто бы пшено клюет.

(Дети постукивают по парте подушечкой мизинца левой, а затем правой руки, держа руки над партой.)

– Прочитайте стихотворение, напечатанное на доске. Ответьте на вопрос, поставленный в стихотворении:

Три цыпленка стоят, на скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде у наседки лежат.
Сосчитай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей?

Д. У наседки будет 5 цыплят, так как 3 уже вылупились и будет еще 2.

У. Как в семье братья и сестры бывают разные, так и у наседки цыплята не похожи друг на друга по характеру. Мы послушаем историю и постараемся ее пересказать.

Учитель читает текст, помещая на доске иллюстрации с изображениями цыпленка, курицы, цветка, гусеницы, цапли.

ЦЫПЛЕНОК ЦЫП

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
– Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
– Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
– Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
– А как же надо? – удивилась гусеница.
– Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
– Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, да хорошо – цапля его вытащила.
– Чтобы других учить и замечания делать, – говорит цапля,– надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?

У. Что делал цыпленок?

Д. При встрече делал всем замечания, критиковал, указывал.

У. Кому он давал советы?

Учитель обращает внимание на иллюстрации.

Д. Всем – маме, цветку, гусенице, цапле.

У. Может быть, он давал хорошие, толковые советы?

Д. Нет. Цветам необходимы насекомые. Гусеница никуда не спешит. А цапля сама знает, как ловить лягушек.

У. Давайте попробуем рассказать эту историю.

Дети рассказывают по одному эпизоду «цепочкой». Если класс имеет навыки групповой деятельности, можно подготовить пересказ в группах. Далее с помощью линеек составляется «портрет» цыпленка Цыпа.

Занятие 22

Учитель. Покажите ладошки. Разотрите их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте его между ладошками. А теперь выполним упражнение «Замок».

На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог? (Соединяем пальцы)
Потянули... (Пальцы сцеплены в замок, тянем руки в разные стороны.)
Покрутили... (Выполняем волнообразные движения кистями рук.)
Постучали... (Пальцы сцеплены в замок, стучим ладошками друг о дружку.)
И открыли! (Пальцы расцепляем!)

– О каком замке идет речь в загадке:

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.

Дети. Здесь слово замок используется в переносном смысле – это собака.

У. А как называется ребенок собаки?

Д. Щенок.

У. На доске напечатано стихотворение про щенка. Давайте прочитаем его вместе.

Чуть побольше рукавички
Подарили мне щенка.
Он пока что с непривычки
Не лакает молока.
Я позвал на помощь кошку,
Я придвинул ближе плошку.
Хорошо пошел урок:
Лижет плошку мой щенок.

(А. Шлыгин)

– Расскажите, каким вы представляете себе щенка?

Д. Щенок совсем маленький, беспомощный, слабый и беззащитный, тщедушный.

У. Щенок растет, требует внимания, шалит. Я прочитаю вам стихотворение Сергея Михалкова «Трезор». Вам же надо рассказать, какой щенок описан поэтом.

Учитель читает стихотворение.

Д. Здесь описывается подросший щенок-безобразник. Он ловкий, шустрый. Он находит себе занятия сам. Он любопытный, одинокий, несчастный.

У. Похож этот щенок на щенка, описанного в предыдущем стихотворении?

Д. Нет, щенок в стихотворении Михалкова подросший, самостоятельный.

Учитель на доске пишет слово щенок.

У. Еще одно слово вы сами сейчас назовете, закончив вместе со мной четверостишие:

Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
– Боимся мы щекотки
Сапожной строгой... (щетки).

Дети договаривают хором. На доске: щетка.

–Составьте предложение, включив в него слова щенок и щетка.

Обращаем внимание на эпитеты, которые подбирали при работе со стихотворениями, поощряем включение этих эпитетов в речь.

Д. Шустрый щенок нашел щетку.

– Тщедушный щенок боится щетки.

У. А у поэта получилось такое предложение с этими словами:

Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.

Мы будем это предложение иллюстрировать.

Обсуждаем способы изображения щенка из геометрических фигур. Дети создают рисунок.

Литература

Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007.

Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. – М.: «5» за знания, 2007.

Штриховка и развитие речи

Кружок. 1 класс

Продолжение. См № 9, 12, 20, 23/2008; 1/2009 г.

Занятие 23

Учитель. Покажите ладошки. Разотрите их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте его между ладошками.

Вот все пальчики мои.

(Поворачиваем кисти рук.)
Их, как хочешь, поверни –
(Хлопаем перед собой, потом за спиной.)
И вот этак, и вот так –
(Руки ставим перед грудью, пальцы в «замок».)
Не обидятся никак.
(Руки вперед, ладони вперед.)
Раз, два, три, четыре, пять –
(Делаем круговые движения кистями рук.)
Не сидится им опять.
(Встряхиваем кистями рук.)

– Прочитайте загадку. Какое слово в ней пропущено?

На доске:

В жару прохладная струя Звенящим шорохом чарует, И радуга манит меня, И дождика игра волнует. Он на хрустальный шар похож. Как он воздушен и хорош! И брызги моря-океана, Хоть и стою я у... (фонтана). (Ю. Максимова)

– Сколько значений имеет слово фонтан?

Материал для справки: фонтан (итал. fontana, от лат. fons –источник):

1) бьющая вверх струя (воды, нефти и т.д.);
2) архитектурно оформленный источник; декоративное сооружение, служащее основанием или обрамлением бьющих вверх или стекающих струй воды.

– Рассмотрите иллюстрации с изображениями разных фонтанов. Что у них общего?

Дети. Струи воды, которые поднимаются и падают.
– Небольшой бассейн, в который стекает вода.

У. Чем различаются фонтаны?

Д. Внешним видом, формой, наличием скульптур, направлением струй и др.

У. Предлагаю вам проговорить четко и быстро скороговорку: «В фонтане-фонтанчике из фазана-фазанчика вода фантастически фонтанирует».

Дети проговаривают, постепенно наращивая темп.

– Как вы представляете фонтан, который описан в скороговорке?

Д. Это небольшой фонтан со скульптурой в виде птицы фазана, бьющий большой и сильной струей.

У. Прочитайте слова, предложенные на карточке.

Карточка

грандиозный, великолепный, чудесный, чарующий, скромный, гремучий, прохладный, живой, жемчужный, светлый, серебристый, алмазный, пенный, многоструйный, звенящий, дрожащий, говорливый, милый, поющий

Дети читают слова.

– Что общего у всех этих слов?

Д. Они обозначают признак, отвечают на вопрос какой?

У. Подберите по три признака к каждой иллюстрации.

На доске – схема, в которую подставляется иллюстрация с изображением фонтана, подбираются наиболее подходящие признаки для описания. Меняем иллюстрацию в схемеповторяем задание, стараемся использовать разные прилагательные.

– Как можно изобразить фонтан на рисунке? Когда нам необходима линейка? А что можно сделать без нее?

Д. Фонтан может иметь любую форму или основание, поэтому из любой геометрической фигуры могут бить струи. Бассейн делаем линиями, а струи опускаем без линейки.

Дети рисуют. Особое внимание уделяем использованию эпитетов в детской речи при представлении работ.

Занятие 24

Учитель. Покажите пальчики. Работаем вместе.

Раз, два, три, четыре, пять –
(Хлопаем на счет.)
Вышел пальчик погулять.
(Крутим указательный палец правой руки по ладошке левой.)
Только вышел из ворот –
Глядь, к нему другой идет.
(К указательному присоединяем средний.)
Вместе весело идти –
Ну-ка, третий, выходи!
(Присоединяем безымянный палец.)
Вместе встанем в хоровод –
(Ладонь поджимаем к ладони.)
Вот! (Хлопок.)

– На доске – кроссворд. Разгадайте его.

Отгадки вписываем в кроссворд на доске и помещаем иллюстрацию с изображением названной ягоды.

По вертикали: 1.Под листом на каждой ветке Сидят черненькие детки. Тот, кто деток соберет Руки вымажет и рот. (Черника.) 2. Долгоножка хвалится: – Я ли не красавица? А всего-то – косточка Да красненькая кофточка! (Вишня.) 3. В гуще зелени на грядке Зреешь крупной ты и сладкой. Вся румянцем налитая, Стала прятаться в листву. Ишь ты, хитрая какая – Все равно тебя сорву! (Клубника.) 4. Синий мундир, Желтая подкладка, А в середине сладко. (Слива.) 5. Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди-ка: Куст в колючках, будто еж, – Вот и назван ... (Ежевика.) 6. Летом рад я свежей Ягоде медвежьей. А сушеная – в запас От простуды лечит нас. (Малина.) 7. Низок да колюч, Сладок да пахуч. Ягоды сорвешь – Всю руку обдерешь. (Крыжовник.) По горизонтали: 8. На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. Разгибаем стебельки Собираем огоньки. (Земляника.)

У. Как все отгадки назвать одним словом?

Дети. Ежевика, малина, вишня, клубника, слива, черника – это все ягоды.

У. На какие группы можно разделить ягоды?

Д. Ягоды садовые – вишня, слива, крыжовник, ягоды лесные – черника. Есть такие, которые растут и в саду, и в лесу, – ежевика, земляника, малина.

Физкультминутка

Дима шел, шел, шел,
(Ходьба на месте.)
Восемь ягодок нашел.
(Наклоняемся.)
Ах, какие сладкие,
(Всплескиваем руками.)
Ах, какие вкусные! ..
(Всплескиваем руками.)
Дима присел (Приседаем.)
И три ягодки съел.
(Имитируем движение.)

У. Сколько осталось?

Д. 8 – 3 = 5.

(Встаем – отвечаем.)

У. А любые ли ягоды можно есть в лесу?

Д. Только те, которые тебе известны.

У. Я предлагаю послушать историю про Львенка.

ЯГОДЫ

Однажды у Львенка жутко разболелся живот. Чего он только ни делал: и зарывал живот в теплый песок, и прикладывал мокрые листья – ничего не помогало! И неизвестно, чем бы это кончилось, не подоспей вовремя умная Черепаха. «Что же случилось, маленький Львенок?» – встревожилась она. «Живот очень боли-ит», – хныкал Львенок. Черепаха достала какой-то узелок и высыпала оттуда немного порошка: «Вот, проглоти его и запей водичкой». Когда боль прошла, Львенок спросил у Черепахи: «Скажи, Черепаха, почему у меня так разболелся живот?» – «Сперва скажи мне, что ты ел, маленький Львенок» – строго спросила Черепаха. «Я ел ягоды», – ответил Львенок. «А где ты их нашел?» – поинтересовалась Черепаха. «В кустарнике, – пояснил Львенок. – Там еще много таких – ярких, красных». «Послушай, Львенок, а разве можно есть неизвестные ягоды?» – еще строже спросила умная Черепаха. «Они были такие красивые», – оправдывался Львенок. «А ты знаешь, что если ягоды несъедобны, ими можно отравиться?» – опять спросила Черепаха. «Да, – тихо ответил Львенок, – но для того, чтобы узнать, съедобные ягоды или нет, их же нужно попробовать». Черепаха улыбнулась: «Давай подумаем вместе, маленький Львенок: ягоды нужно съесть, чтобы узнать, съедобные они или нет, и нельзя, потому что можно отравиться». – «Как же я все-таки узнаю, съедобные ягоды или нет?» – удивленно спросил Львенок.

–Подумайте и помогите Львенку решить эту задачу.

Д. Нужно показать ягоды взрослым.

– Посмотреть в справочной литературе.

Обсуждаем все варианты, выбираем самые удачные.

У. Давайте составим для Львенка иллюстрации, по которым он смог бы определять съедобные ягоды.

Составление рисунков – вишни, малины, земляники, сливы и др. Представление работ.

Литература

Богат В. Кто поможет Львенку? Творческий практикум для дошкольников. – М.: ООО «Алтей». – Сер. «Готовимся к школе».

Занятие 25

Занятие начинается с пальчиковой гимнастики.

Учитель. Прочитайте загадку, написанную на доске. О чем она?

Долго маятник качался
И совсем не утомлялся.
Это вовсе не игрушка,
А часы – часы с кукушкой!

Опускаем руку пальцами вниз, сжимаем пальцы в кулачок, вытягиваем указательный палец и качаем им. Повторяем упражнение несколько раз.

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас!

Дети. Это часы.

У. У нас на занятии речь пойдет о часах. Что такое часы? Какие часы вы знаете?

Д. Наручные, настенные, электронные, песочные.

У. Послушайте, что говорится о часах в энциклопедии.

Статья из Толкового словаря

ЧАСЫ – прибор, отсчитывающий время в пределах суток. Стенные, карманные, ручные (наручные) ч. Бой ч. Песочные ч. Солнечные ч. (со стрелкой-стержнем, отбрасывающей тень на обращенный к солнцу циферблат). Электронные ч. Как ч. (действовать, работать: точно, четко).
уменьш. часики, -ов.
прил. часовой, -ая, -ое. Часовые стрелки. Часовая мастерская. Часовых дел мастер (часовщик).
ЧАС, часа (часу) и (с колич. числит.) часа, часу, предл. о часе, в часе и в часу, мн. – ы, – ов, м. (часа; при колич. числит. часа, в часе). Промежуток времени, равный 60 минутам, одна двадцать четвертая часть суток. Прошел целый ч. Опоздать на ч., на два ч. Расти не по дням, а по часам (очень быстро). Часами ожидать кого-н. (очень долго).

Энциклопедическая статья

ЧАСЫ – прибор для отсчета времени. Часы условно подразделяют на бытовые (наручные, карманные, настольные, настенные и др.) и специальные (напр., секундомеры, хронометры). Первыми часами были солнечные; во 2-м тыс. до н.э. появились водяные часы; первые упоминания о механических часах относятся к концу VI в.; современные механические часы созданы Х. Гюйгенсом в 1657 г.; в 70-х гг. ХХ в. получили распространение электронные кварцевые часы с цифровой индикацией, например на жидких кристаллах.

Это интересно

В каждом доме, конечно, есть часы. И, скорее всего, их несколько. Будильник, который помогает не проспать школу, настенные часы с маятником и боем, удобные электронные и наручные. На кухне можно увидеть и песочные часы.
Первые часы были солнечными. Но ведь солнце ярко светит не всегда. И тогда придумали измерять время водяными часами. Появились они в Древней Греции (клепсидра). Самые знаменитые часы были сделаны греческими механиками.
Когда зародилось христианство, то знание точного времени стало просто необходимым – ведь все молитвы и службы идут по часам. Монахи придумали размечать свечи на равные доли и измерять время горением свечи. Кстати, минуты тогда не считали.
Мы не знаем точно, когда появились механические часы. Некоторые считают, что еще в Древней Греции. Первое упоминание о таких часах встречается в византийской рукописи VI века. А дальше начинаются сплошные догадки. Вроде бы какое-то устройство возил с собой в походы Карл Великий. Рассказывают, что монах Герберт Аврилакский в 996 году сделал башенные часы для немецкого города Марбурга.
В ХIV веке башенные часы в Европе делают уже во многих городах. Они не только показывают время, но и воспроизводят движение Солнца и Луны, планет. Часы дополняют механическими устройствами, которые разыгрывают сложные и красивые сценки. Такие часы сохранились, например, в Праге.
Тогда же, в ХIV веке, появились карманные часы. Принцип действия их тот же, но вместо гирь они приводились в движение пружиной.
С развитием техники появились часы совершенно новых конструкций. Сейчас наиболее распространены кварцевые и электронные часы.

(По материалам «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия». 2007).

– О каких еще часах вы узнали?

Д. О солнечных, о специальных, о том, на какие группы делятся часы.

У. А как называются часы, расположенные в башне?

Д. Куранты.

У. Куранты – очень большие часы. Размер стрелки может быть около трех метров. (Показывает на сопоставимых предметах в классе.) Почему куранты так велики?

Д. Куранты располагаются высоко, а всем должно быть издалека видно время.

У. В городе Ярославле есть музей, который называется «Музыка и время». В нем собраны разные старинные часы: напольные и настенные, каминные, часы с боем, с мелодичным звоном. Все эти часы механические. Что общего у всех часов?

Д. Часы показывают время. У электронных часов есть табло, а у остальных (механических и кварцевых) – циферблат. На циферблате – цифры, указывающие часы, стрелки.

У. Сколько обычно стрелок на часах?

Д. На часах может быть две или три стрелки: часовая, минутная, секундная. На будильнике бывает еще неподвижная стрелка, указывающая время звонка.

Физкультминутка

Тики-так, тики-так –
Так ходики стучат.
(Наклоняем голову вправо-влево в такт словам.)
Туки-так, туки-так –
Так колеса стучат.
(Поочередно правой и левой рукой описываем перед собой круг.)
Токи-ток, токи-ток –
Так стучит молоток.
(Изображаем кулачками молоточки, ударяя кулачком о кулачок.)
Туки-ток, туки-ток –
Так стучит каблучок.
(Стучим каблучками.)

У. У нас на занятии будут необычные учебные часы, они помогут нам составить слова. Все слова должны начинаться с сочетания ча.

На часах вместо цифр — слоги до, ры, ша, ща, йка, лма, й, сто, сы, бан.

Д. Чары, чадо, чаша, чаща, чалма, чайка, чай, часто, часы, чабан...

У. Какие слова вам незнакомы?

Учитель и дети обсуждают значения этих слов.

Назовите слова, обозначающие один предмет (в ед. ч.) или несколько (во мн. ч.)

Возможен вариант игры с образованием слов, заканчивающихся на слог цы (птицы, рукавицы, курицы, молодцы, колодцы, бойницы (на башне), больницы и др.).
Дети составляют рисунок часов на башне (куранты) и штрихуют.

Штриховка и развитие речи

Кружок. 1 класс

Продолжение. См № 9, 12, 20, 23/2008; 1, 2/2009.

Занятие 26

Учитель. Делаем вместе:

Палец очень удивлялся:
Как он главным оказался?
Мы-то знаем хорошо –
Потому что он большой.

(Сжимаем руки в кулачки и вытягиваем большие пальцы вверх, сгибаем их и разгибаем.)

Два большие пальца спорят:
Кто главней из них двоих?
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их.

(Сжимаем руки в кулачки и вытягиваем большие пальцы вверх, сгибаем их и разгибаем. Произнося последнюю строчку четверостишия, сцепляем большие пальцы друг с другом и слегка потягиваем в стороны.)

– Решив задачу на доске, вы сможете назвать тему занятия.

  М Р Ш
Ы   РЫ  
А МА РА ША
И МИ РИ  

Дети. Можно вставить слоги мы и ши (шы – нельзя, так как знаем правило). Тема – «Мыши».

У. Какие произведения про мышей вы знаете?

Д. «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» С.Я. Маршака.
– Украинская народная сказка «Колосок».
– Произведение Виталия Бианки «Мышонок Пик».

У. Я предлагаю познакомиться с небольшими стихотворениями о мышатах. Прочитав, их надо выстроить в логическом порядке.

Учитель раздает тексты.

Текст 1

Мышки в норке не шумели:
В лапки к кошке не хотели.
Три тихонько грызли корку,
Шесть затеяли уборку.
Сколько мышек? Сосчитай
И ответ скорее дай!

Текст 2

Кошка

– Что ты, кошка, сторожишь?
– Сторожу у норки мышь.
Выйдет мышка невзначай –
Приглашу ее на чай.

(В. Лунин)

Текст 3

Мышонок и мышь

Мышонку шепчет мышь:
– Ты все шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
– Шуршать я буду тише.

(А. Капралова)

Текст 4

В нашем доме мыши поселились
И живут, живут.
К нам привыкли – ходят, расхрабрились,
Видны там и тут.
То клубком катаются пред нами,
То сидят, галдят,
Возятся безжалостно ночами,
По углам пищат.
...
Свалят банку, след оставят в тесте –
Их проказ не счесть.
Но так мило знать, что с нами вместе
Жизнь другая есть.

(В. Брюсов)

– Как тексты этих стихотворений можно выстроить в логическую цепочку?

Д. Можно начать с того, где мыши расшалились, затем утомились, взялись за уборку, мышка-мать укладывает мышонка спать, а кошка караулит мышей.

Возможны варианты, если ребенок может дать своему варианту логическое обоснование.

Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте с сохранением осанки.)
Посмотреть, который час. (Делаем повороты головой.)
Раз-два, три-четыре – (Делаем два хлопка справа, два хлопка слева.)
Мыши дернули за гири. (Поднимаем и опускаем руки.)
Вдруг раздался страшный звон, (Делаем четыре хлопка над головой.)
Убежали мышки вон. (Бег на месте.)

У. А знаете ли вы, что в одном и том же предложении можно привлекать внимание к разным словам, выделяя их голосом при чтении? Предлагаю вам прочитать строчку с ударением на выделенном слове.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.