Тема: Общение в поликультурном коллективе — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема: Общение в поликультурном коллективе

2017-10-16 735
Тема: Общение в поликультурном коллективе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сегодняшний мир часто демонстрирует нетерпимость. Противостояние проявляется и во взаимоотношениях отдельных людей, и в общественном поведении, в движениях, в средствах массовой информации. Для обеспечения стабильности, относительной безопасности общество нуждается в толерантности. Толерантность является ценностью, необходимой и основной для реализации прав человека. Термин «толерантность» происходит от латинского tolerantia и переводится как терпимость. Для понимания сущности толерантности принципиально важен один момент. Толерантность не означает отказа от собственных взглядов, не требует от человека признания истинности убеждений, противоречащих его собственным. Напротив, она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций. Толерантность в обязательном порядке предполагает лишь отказ от абсолютизации истины. Нет необходимости отказываться от собственных взглядов, но надо быть внимательным к иной точке зрения и признавать ее право на существование.

 

Задание 1.

Тест «Индекс толерантности»

Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Утверждение Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согласен Полностью согласен
1. В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение            
2. В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности            
3. Если друг предал, надо отомстить ему            
4. К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение            
5. В споре может быть правильной только одна точка зрения            
6. Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах            
7. Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные            
8. С неопрятными людьми неприятно общаться            
9. Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения            
10. Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества            
11. Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности            
12. Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше            
13. Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же            
14. Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей            
15. Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"            
16. Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители            
17. Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение            
18. К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться            
19. Беспорядок меня очень раздражает            
20. Любые религиозные течения имеют право на существование            
21. Я могу представить чернокожего человека своим близким другом            
22. Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим            

 

Обработка результатов:

Каждому ответу на прямое утверждение (№ 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22) присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов).

Ответам на обратные утверждения (№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19) присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают люди, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию.

 

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21 - выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.

До 19 баллов– низкий уровень

20 – 31 – средний уровень

32 и более баллов – высокий уровень

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20 - позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.

До 22 баллов – низкий уровень

23 – 36 – средний уровень

37 и более баллов – высокий уровень

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22 - включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

До 19 баллов– низкий уровень

20 – 31 – средний уровень

32 и более баллов – высокий уровень

 

Соответствуют ли полученные данные вашему представлению о мере вашей толерантности?________________________________________________________________

 

Культурные различия способны вызвать непонимание, недоразумение и в итоге привести к конфликту, избежать которого можно только в том случае, если удастся быстро определить к какой разновидности культуры относится партнер по общению.

 

Задание 2

Проанализируйте приведенные ниже диалоги. Назовите культурные измерения, которые можно определить по высказываниям и поведению говорящих.

Диалог 1. Новая работа

А: Я слышал, ты скоро заканчиваешь университет. Поздравляю!

В: Спасибо!

А: Ты уже нашел работу?

В: Да, меня берут в Центральный банк.

А: Здорово! А квартиру уже снял?

В: Банк находится в том же районе, где живут мои родители.

А: Прекрасно, будешь жить недалеко от родителей.

В: Что ты!!! Я живу у родителей.

Данный диалог иллюстрирует такие культурные измерения как: _________________

 

Диалог 2. Разговор о науке

А: Презентация прошла успешно! Вы с доктором N прекрасно поработали.

В: Для меня было большой честью ассистировать доктору N в этом проекте. Вы знаете, он мой научный руководитель.

А: Вы отлично выполнили свою задачу. У меня к вам вопрос по проблеме, которую вы затронули под конец.

В: Да, конечно. Минутку, я позову доктора N.

А: Не стоит беспокоить доктора N, он как раз разговаривает с другими студентами. Речь идет о ваших исследованиях.

В: Но я же их делала под руководством доктора N…

Данный диалог иллюстрирует такие культурные измерения как: _________________

 

Диалог 3. Хороший работник.

А: Скажите, договор сегодня будет готов?

В: Боюсь, что нет. Господин Х еще не все документы подписал.

А: Он не очень-то усерден, не так ли?

В: Вообще-то он очень хороший работник. Я уже пытался выяснить, что с ним случилось.

А: Ну, и что он сказал?

Данный диалог иллюстрирует такие культурные измерения как: _________________

 

Вопросы для анализа:

Как вы думаете, заложено ли в данных диалогах недоразумение / конфликт? Если да, то в чем оно заключается?_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Можете ли вы привести примеры подобных недоразумений из личного опыта? _____

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5

 

Проанализируйте ситуации и предложите свой вариант поведения. Затем проанализируйте его.

 

Ситуация 1.Вежливый отказ

Вас просят что-то срочно сделать, но у вас совершенно нет времени для этого. Что вы ответите, если вас просит:

Ваш друг/подруга – купить билеты в театр на сегодняшний спектакль: _________________
_____________________________________________________________________________

Ваш коллега – выполнить за него часть работы, чтобы он мог уйти на час раньше с работы: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ваш начальник – подготовить папку с документами для переговоров: _________________

_____________________________________________________________________________

Чья просьба, скорее всего, будет отклонена ___________, а чья выполнена?________ Как сформулирован отказ: прямо или косвенно? _________Аргументировано или нет?___

Как, вероятно, должен быть сформулирован ответ в культурах:

с большой и с маленькой дистанцией власти? ______________________________ _____________________________________________________________________________

где личные отношения имеют или не имеют приоритета над профессиональными? _____________________________________________________________________________

где стиль коммуникации косвенный или прямой? _____________________________ _____________________________________________________________________________

 

Ситуация 2. Выход из положения

Представьте, что вы не переносите табачного дыма. Как вы отреагируете в следующих ситуациях?

Вы в гостях у друзей, где несколько человек курят: _________________________________ _____________________________________________________________________________

Вы едете в вагоне для некурящих, но пожилая дама по соседству с вами курит:__________ _____________________________________________________________________________

На утреннем совещании два начальника отделов курят: _____________________________ _____________________________________________________________________________

Как на эти ситуации реагируют представители

индивидуалистической и коллективистской культур?___________________________ _____________________________________________________________________________

с высокой и низкой степенью терпимости к неопределенности? __________________ _____________________________________________________________________________

 


Практическое занятие 4

Тема: Нормативная документация в системе профессионального образования.

 

На данном практическом занятии формируются компетентности:

· готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2);

· способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).

Цели:

В результате изучения этого материала, выполнения заданий и размышления, вы сможете:

· различать профессиональные и образовательные стандарты;

· устанавливать соответствие между компетенциями и основными показателями оценивания (показатель – знания);

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) Компетенции: Общекультурные, общепрофессиональные, универсальные, профессиональные

 

Форма работы: индивидуальная и групповая.

4.1.Законодательная база и нормативные основы системы образования

Задание 8

Перед вами список правовых документов, регламентирующих работу в системе российского образования.

1. Отметьте, какие из документов относятся к законам, а какие к подзаконным актам.

2. Проранжируйте представленные документы по степени их юридической значимости.

Ранг Виды правовых и нормативных документов Законы Подзаконные акты
  Всеобщая декларация прав человека    
  Конвенция о правах ребенка    
  Конституция РФ    
  Национальная доктрина образования в РФ    
  Постановления и распоряжение правительства    
  Приказы, распоряжения, письма Министерства образования и науки    
  Профессиональные стандарты    
  Устав образовательного учреждения    
  Федеральный государственный стандарт высшего образования (ФГОС ВО)    
  Федеральный закон «Об образовании в РФ»    

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.