Контроль за уровнем сформированности моторных и сенсорных процессов у детей — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Контроль за уровнем сформированности моторных и сенсорных процессов у детей

2017-10-16 501
Контроль за уровнем сформированности моторных и сенсорных процессов у детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

Оценка статического равновесия

— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Оценка динамического равновесия

— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

2. Оценка ручной моторики:

— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

3. Оценка тактильных ощущений:

— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

4. Оценка владения сенсорными эталонами:

Тесты цветоразличения

— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. 5.Различение формы

— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).

Восприятие величины

— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

7. Оценка зрительного восприятия:

— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

— узнавание контурных изображений (5 изображений);

— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

8. Оценка слухового восприятия:

— воспроизведение несложных ритмических рисунков;

— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

9. Оценка пространственного восприятия:

— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;

— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);

— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

10. Оценка восприятия времени:

— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).

Критерии оценки выполнения любого задания

0 баллов - ребенок не выполняет задание, не понимает пред­ложенной инструкции, не выделяет внешние признаки предме­тов, не использует обследовательские действия для их обнару­жения, в деятельности преобладают неспецифические манипу­ляции.

1 балл - ребенка привлекают предметы, предложенные ему в ходе исследования, он обследует их, применяя специфические манипуляции, может подражать действиям взрослого, доста­точно успешно справляется с заданием по подражанию («под диктовку»), систематические представления о цвете, форме, величине не сформированы.

2 балла - ребенок проявляет интерес к заданиям, выполня­ет их по подражанию (отраженно), а в ряде случаев — по об­разцу, требует помощи, сличает цвет, форму, величину предметов при действиях с дидактическими игрушками, понимает название 1-2 форм, 1-2 цветов, контрастных величин (большой - маленький).

3 балла - ребенок выполняет предложенные задания, ис­пользуя образец, в ряде случаев может использовать пробы (под руководством педагога), требует помощи, сличает цвет, форму, величину пред­метов, знает название 3-4 форм, 3-4 цветов, величин (боль­шой, самый большой и пр.) и иногда самостоятельно называет их, используя предэталонные названия, может под руковод­ством педагога использовать результат обследования в продук­тивной деятельности.

4 балла - ребенок выполняет предложенные задания по образцу или по словесной инструкции, использует пробы, а в ряде случаев — метод зрительного соотнесения, в основном самостоятельно и правильно, знает название пяти и более геометрических форм, пяти и более величин, основные цвета и их оттенки, вы­деляет плоскостную фигуру из объемной, самостоятельно на­зывает внешние свойства предметов, использует их под руко­водством педагога в продуктивной деятельности и повседнев­ной жизни.

5 баллов - ребёнок старается выполнять предложенные задания самостоятельно и правильно, анализирует окружающие предметы и явления с учётом имеющихся представлений, использует их в продуктивной деятельности и повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Основное содержание по сенсорному развитию:

- Знакомить с основными цветами (жёлтый, зеленый, красный, синий, черный, белый), геометрическими фигурами (узнавание, различение, называние круга, квадрата, треугольника, прямоугольника). Величины больше – меньше, длиннее – короче и т.д.

- Учить сравнивать величины (наложением, приложение, «на глаз»).

- Учить определять цвет, форму, величину в знакомых окружающих предметах. Группировать предметы по основным признакам.

- Формировать пространственную ориентацию, ориентироваться в схеме собственного тела (расположение составляющих тела и отдельных частей тела) по вертикали, а затем по горизонтальному пространству. Формировать различение праволевосторонней организации среды с опорой на маркер, ориентация на листе бумаги.

- Знакомство с временными понятиями (называние дней: вчера, сегодня, завтра; называние частей суток: утро, день, вечер, ночь).

Содержание по психомоторному развитию: I уровень – уровень активизации энергоснабжения психических процессов

Этому уровню уделяется в подготовительном классе больше времени и внимания, так как здесь реализуется важная цель:

Обеспечение и регуляция общего активационного фона, необходимого и достаточного для протекания всех психических процессов, то есть возникает повышение энергетического потенциала. Работа направлена на активизацию и энергоснабжение подкорковых образований головного мозга. На этом уровне решаются следующие задачи:

- Повышение общей работоспособности,улучшение самочувствия и активности через:

1. Постановку правильного дыхания, отработку дыхательных упражнений.

2. Знакомство со стимулирующими упражнениями и массажем для кисти рук и пальцев, головы, ушных раковин, ног, стопы.

3. Обучение правильным расслабляющим приёмам для мышц ног, рук, шеи.

4. Знакомство с простыми упражнениями, направленными на тренировку в управлении отдельными частями тела в разном положении.

5. Развитие устойчивости, чувства опоры на двух ногах с различным положением рук.

6. Знакомство с упражнениями, направленными на формирование автономных движений отдельных частей тела и мышц.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.