Русь между востоком и западом — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Русь между востоком и западом

2017-10-16 322
Русь между востоком и западом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Планы семинарских занятий

По истории

Методические указания

(для самостоятельной работы студентов дневной формы обучения)

 

Волгоград

ББК Т3я7

 

 

Рецензент

канд. филос. наук, доцент А. Н. Леонтьев

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

 

Планы семинарских занятий по истории: метод. указ. / сост.: О. И. Ситникова, Е. В. Ануфриева, И. Н. Наумов; Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2016. – 32 с.

 

 

Методические указания содержат темы и планы семинаров, вопросы и основные понятия к темам, а также списки рекомендуемой литературы. Объясняется, как готовиться к семинарским занятиям. Данные рекомендации могут быть использованы при изучении курса «История». Предназначаются для студентов-первокурсников технического вуза дневной формы обучения.

 

 

Волгоградский государственный

технический университет, 2016.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу истории. На семинары выносятся наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару. Данные методические указания рассчитаны на студентов дневного обучения. Они содержат узловые вопросы, основные понятия, темы докладов, списки литературы и тем самым облегчают подготовку к семинарским занятиям, помогают овладеть не только знанием отечественной истории, но и пониманием мирового исторического процесса.

Плодотворное изучение курса невозможно без самостоятельной работы студентов. Каждый студент должен перед семинаром прочитать соответствующий раздел в учебнике и в конспектах лекций. Следует помнить, что учебник – научный текст, адаптированный к образовательному уровню студента. Студенты могут подготовить дополнительные доклады по предложенным темам. Над докладом следует работать самостоятельно, используя несколько источников знаний. Основная и дополнительная литература, рекомендуемая в методических указаниях, даст возможность подготовить любой вопрос и удовлетворить личный интерес в понимании интереснейшей истории нашего государства. Можно скачать к семинару из Интернета статьи из исторических журналов «Вопросы истории», «Российская история», «Новая и новейшая история», «Родина», «Военно-исторический журнал» автореферат чьей-нибудь диссертации или специальное научное исследование, предварительно убедившись, что понятны все слова и рассуждения в тексте. Необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. У студента, систематически ведущего конспекты, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний.

Тематический план семинарских занятий:

Тема практического занятия Объем/час.
Образование Древнерусского государства. Русь между Востоком и Западом.  
Образование и развитие Российского евроазиатского государства в XIV–XVII веках  
Россия в XVIII веке. Рождение многонациональной империи  
Россия в XIX веке. Буржуазные реформы второй половины столетия  
Россия в эпоху войн и революций начала XX века  
Социально-экономические преобразования в СССР в 20–30-е годы  
СССР накануне и в годы второй мировой войны. Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг.  
Россия во второй половине XX – начале XXI вв.  
ИТОГО  

 

 

Основная рекомендуемая литература

1. История России: учеб. для студ. вузов / В. П. Семин. – М.: КноРус, 2011. – 438 с.

2. История России.1861–1917: учебник / В. А. Федоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД Юрайт, 2011. – 482 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012. – 766 с.

4. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2013. – 751 с.

5. История России: учебное пособие для бакалавров / В. В. Кириллов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 663 с.

6. Начертание русской истории / Г. В. Вернадский. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 303 c.

7. История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014. – 528 с.

8. История России для технических вузов: учебник для бакалавров / под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 639 с.

9. История России (XX – начало XXI века): учебник для бакалавров / Д. О. Чураков [и др]. – М.: Юрайт, 2014. – 336 с.

 

Учебно-методическая литература

1. История: учебное пособие / И. А. Небыков, О. И. Ситникова, А. М. Страхов / ВолгГТУ. – Волгоград, 2005. – 88 с.

2. Ситникова, О. И. Отечественная история: учебно-методич. пособие / О. И. Ситникова, А. Н. Потапов / ВолгГТУ. – Волгоград, 2008. – 64 с.

3. Отечественная история: метод. указания / сост. М. М. Самчук, С. Г. Стафеев, А. М. Страхов / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 24 с.

4. Отечественная история. Виды и формы самостоятельной работы: учебно-метод. пособие / С. Е. Прошечкин, О. И. Ситникова, А. В. Соловьева. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2010. – 52 с.

5. Бобровников, В. Г. История России (IX–XVII вв.): учеб. пособие для студентов технических вузов / В. Г. Бобровников, М. Ю. Кравцов, О. И. Ситникова. – Волгоград: ВолгГТУ, 2012. – 76 с.

6. История России (начало XVIII – вторая половина XIX вв.) [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. Г. Бобровников, Е. Г. Ефимов, С. Е. Прошечкин. – Волгоград: ВолгГТУ, 2013. – 56 с.

7. Краеведение. История заселения Нижне-Волжского края: учеб.-метод. пособие / сост. И. Н. Наумов, О. И. Ситникова; ВолгГТУ. – Волгоград, 2014. – 32 с.

8. Русские земли и степное Поволжье в VIII–XV вв.: учеб. пособие / И. Н. Наумов, О. И. Ситникова; ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. – 72 с.

9. Темы рефератов по истории. Методические указания / Сост. О. И. Ситникова / ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. – 16 с.

Тема 1.

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

ТЕМА 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: «бунташный» век, крестьянские войны, ближняя дума, бояре, боярская дума, династический кризис, земский собор, земщина, иго, ярлык, ясак, иосифляне и нестяжатели, кормления, крепостное право, мануфактура, местничество, никониане, опричнина, самодержавие, служилые люди, сословно-представительная монархия, средневековье, староверы, стрельцы, теория «Москва – третий Рим», удельные княжества, феодализм, феодальная раздробленность, феодальное землевладение, централизованное государство, центральные органы государственного управления, церковный раскол, Соборное уложение, Земский Собор.

ДОКЛАДЫ:

1. «Московская династия»: Иван Калита, Дмитрий Донской и их роль в собирании русских земель.

2. Куликовское сражение и его отражение в национальном самосознании.

3. Историко-политический портрет Ивана III.

4. Византийский фактор в формировании единого русского государства, его идеологии и атрибутики.

5. Личность Ивана Грозного: мнения и оценки.

6. Опричнина: ее природа и политический смысл в исторической литературе.

7. Внешняя политика Ивана Грозного: направления, идейно-политическая ориентация, результативность.

8. Политическая полемика между Иваном Грозным и Андреем Курбским.

9. Идеи преобразования России в сочинениях И. Пересветова.

10. Взаимоотношения власти и церковной организации. Стоглав.

11. Московское государство XVI–XVII веков в записках иностранных путешественников.

12. Ливонская война: столкновение культур Запада и Востока.

13. Дискуссии о монастырском землевладении. (Нил Сорский и Иосиф Волоцкий).

14. Самозванчество как историческое явление.

15. Исторические портреты деятелей «Смуты» (Б. Годунов, Лжедмитрии I и II, В. Шуйский, патриарх Гермоген, Д. Пожарский, К. Минин).

16. Первые Романовы на престоле. Цари и патриархи.

17. Земские соборы: причины неуспеха парламентаризма в Московском государстве.

18. «Сословно-представительная» монархия как тип самодержавного правления.

19. А. Ордин-Нащокин и князь В. Голицын как государственные деятели.

20. Василий Шуйский и идея конституционного управления.

21. Характер и исторический смысл социальных движений XVII века.

22. Направления внешней экспансии середины XVII века: Балтийское или Черное море?

23. Военные реформы XVII века.

24. Соборное уложение 1649 г.: компромисс на полтора столетия.

25. Земский Собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. Воссоединение Украины с Россией.

26. Крепостное право – фактор социального протеста русского крестьянства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Альшиц Д. К. Начало самодержавия в России. – М., 1988.

2. Бычкова М. Е. Русское государство и Великое княжество Литовское с конца XV в. до 1569 г.: Опыт сравнительно-исторического изучения. – М., 1996.

3. Горский А. А. К вопросу о причинах «возвышения» Москвы // Отечественная история. – 1997. – № 7.

4. Греков Б. И., Шахмагонов Ф. Ф. Русские земли в XIII–XV вв. – М., 1991.

5. Гумилев Л. И. От Руси к России. – М., 1992.

6. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного.– М., 1982.

7. Ильин В. В. Объединение русских земель под эгидой Москвы, образование национального централизованного государства в XIV–XV вв. // Ильин В. В., Ахнезер А. С., Панарин А. С. Реформы и контр-реформы в России. – М., 1996.

8. Кобрин В. Б. Избранная Рада или опричнина //История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX веков. – М., 1991.

9. Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV – XVI вв.). – М., 1998.

10. Скрынников Р. Г. Третий Рим. – СПб., 1994.

11. Скрынников Р. Г. Царство террора. – СПб., 1992.

12. Шмидт С. О. Россия Ивана Грозного. – М., 1999.

13. Юрганов А. Л. У истоков деспотизма // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX веков. – М., 1991.

14. Янов А. Л. Россия у истоков трагедии. 1462–1584: Заметки о природе происхождения русской государственности. – М., 2001.

15. Кобрин В. Б. Смутное время – утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. – М., 1991.

16. Буганов В. И. Мир истории: Россия в XVII столетии. – М., 1989.

17. Поздеева И. В. Первые Романовы и царистская идея (XVII в.) // Вопросы истории. – 1996. – № 1.

18. Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников / А. И. Плигузов, И. А. Тихонюк. – М., 1989.

19. Черепнин Л. В. Земские соборы Российского государства в XVI–XVII вв. – М., 1978.

ТЕМА 3.

РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ.

ТЕМА 4.

РОССИЯ В XIX ВЕКЕ.

ТЕМА 5.

ТЕМА 6.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СССР

В 20–30-е ГОДЫ XX ВЕКА

1. Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале
1920-х гг. От политики «военного коммунизма» к НЭПу.

2. Образование СССР. Борьба вокруг проектов объединения. Основные принципы организации Союза. От федерализма – к унитарности.

3. Социально-экономические преобразования 1930-х гг.: индустриа-лизация, коллективизация и «культурная революция».

4. Формирование режима личной власти Сталина.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: нэп, продналог, «двадцатипятитысячники», автономизация, артель, ГОЭЛРО, ГУЛАГ, депортация, диктатура пролетариата, индустриализация, пятилетка, коллективизация, колхоз, концессия, кооперативы, культ личности, культурная революция, ликбез, номенклатура, репрессии, тоталитаризм, троцкизм, унитарность, федерализм.

 

ДОКЛАДЫ:

1. Конституция СССР 1924 г.

2. Политическое развитие страны в 1920-е гг.: коммунистическая партия; общественные организации и профсоюзы, госаппарата.

3. Борьба в Политбюро в 1920-е гг. Оппозиционные фракции и их лидеры.

4. Дискуссии второй половины 1920-х гг. об источниках, задачах и методах индустриализации СССР: предложения Г. М. Кржижановского, В. В. Куй-бышева, Л. Д. Троцкого и Н. И. Бухарина.

5. Мотивация труда в годы индустриализации: трудовой энтузиазм, соцсоревнование, стахановское движение, сфера принудительного труда, ГУЛАГ.

6. Промышленный потенциал страны накануне Великой Отечественной войны.

7. Социальное развитие СССР в годы первых пятилеток.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Валентинов Н. В. Наследники Ленина. – М., 1991.

2. Валентинов Н. В. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. – М., 1991.

3. Горинов М. М. НЭП: Поиски путей развития. – М., 1990.

4. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. Кн. 1. От начала до великой победы. – М., 2001.

5. Медведев Р. А. О Сталине и сталинизме. – М., 1990.

6. Новиков Н. М. Исторический опыт нэпа: идеи и реальность. – М., 1997.

7. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. – М., 1991.

8. Пайпс Р. Россия при большевиках. – М., 1997.

9. Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917–1928). – СПб., 1997.

10. Байбаков С. А. История образования СССР: итоги и перспективы изучения. – М, 1997.

11. Режим личной власти Сталина: к истории формирования. – М., 1989.

12. Такер Р. Сталин. Путь к власти. – М., 1990.

13. Иголкин А. А. Индустриализация Советского Союза. Новые документы. Новые факты. Новые подходы // Вопросы истории. – 2001. – № 6.

14. Отечественная история: россияне в мировой цивилизации: учебная книга по истории / Г. В. Орлов [и др.]; под общ. ред. Г.В. Орлова. – Издание 6-е. – Волгоград, 2008.

 

Тема 7.

Гг.

1. Международные отношения накануне II Мировой войны. Причины войны.

2. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: трагическое начало, характер, этапы.

3. Коренной перелом во II Мировой войне.

4. Освобождение Европы и завершение II Мировой войны. Итоги и источники победы советского народа в Великой Отечественной войне.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Лига Наций, блицкриг, операция «Барбаросса», блокада, эвакуация, оккупация, фашизм, национал-социализм, милитаризм, ось «Берлин – Рим – Токио», антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, партизанское движение, рельсовая война, концентрационные лагеря, коммеморация, коллаборационизм, второй фронт, Государственный комитет обороны (ГКО), мобилизация, народное ополчение, эвакуация, пропаганда, агитация, лагеря смерти, угон населения на принудительные работы, стратегическая инициатива, героизм, патриотизм, интернационализм, «большая тройка», Тегеранская и Ялтинская (Крымская) конференции, послевоенный мировой порядок, города-герои.

 

ДОКЛАДЫ:

1. Советско-финская война: итоги и уроки.

2. Оккупационная политика гитлеровцев на территории СССР.

3. Главные битвы Великой Отечественной войны.

4. Героизм и предательство в годы войны.

5. К итогам II Мировой войны: цена Победы.

6. Наука и техника в годы Великой Отечественной войны.

7. Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны.

8. Народная память о войне: из воспоминаний участников и современников.

9. Советский тыл в годы войны.

10. Трудовой подвиг советского народа, условия жизни населения в советском тылу.

11. Партизанское и подпольное движение: типология, состав, мотивация, формы и методы борьбы, вклад в победу.

12. Коллаборационизм в СССР: причины, истоки, формы, мотивация коллаборационистов.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны. Очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны. – М., 1995.

2. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. – М., 1990.

3. Кейтель В. Размышления перед казнью. Пер. с нем. – Смоленск, 2000.

4. Манштейн Э. Утраченные победы. Пер. с нем. – М., 1999.

5. Откровения и признания: Нацистская верхушка о войне против СССР. – М., 1996.

6. Преступные цели – преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР. – М., 1985.

ТЕМА 8.

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ»

1. Методы и источники изучения истории. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

2. Русская историческая школа и ее достижения.

3. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций.

4. Феномен России: на перекрестке цивилизационных потоков.

5. Генезис древнерусской государственности и роль норманского влияния.

6. Политический строй и общественные отношения в Киевской Руси.

7. Борьба с внешней опасностью в XIII веке. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния.

8. Предпосылки образования Российского централизованного государства. Русские земли и княжества во второй половине XIII – XV вв.

9. Политика централизации и объединения русских земель при Иване III и Василии III.

10. Усиление Российского государства во второй половине XVI века. Реформы Ивана Грозного.

11. Россия на рубеже XVI – XVII вв. Смутное время.

12. Россия в конце XVII века. Предпосылки петровских реформ.

13. Преобразования Петра I (реформы управления, военная, в области экономики, культуры и быта).

14. Реформы Петра I и складывание основ российского бюрократизма.

15. Российская империя во второй четверти – середине XVIII века.

16. Просвещенный абсолютизм в России.

17. Внешняя политика России во второй половине XVIII века.

18. Социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в первой половине XIX века.

19. Внутренняя политика в первой четверти XIX века.

20. Декабристское движение.

21. Внешняя политика в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г.

22. Крестьянская реформа 1861 г.: предпосылки, проведение, итоги.

23. Реформы 60 – 70-х гг. XIX века (земская, городская, судебная, военная).

24. Изменения в социально-политическом, экономическом, духовном развитии российского общества в 70–80-е гг. XIX века.

25. Общественное движение в России в 70–90-е гг. XIX века.

26. Особенности социально-экономического развития России на рубеже XIX–XX вв. Политика С. Ю. Витте.

27. Формирование гражданского общества и проблема парламентаризма на рубеже XIX–XX вв.

28. Причины, ход и значение революции 1905–1907 гг.

29. Столыпинская политика модернизации. Отношение к ней российского общества, ее результаты.

30. Россия в годы I Мировой войны. Нарастание общенационального кризиса к 1917 г.

31. Февральская революция 1917 г. Россия в период от Февраля к Октябрю.

32. Победа Октябрьской революции. Политические и социально-экономические преобразования в Советской России (октябрь 1917 – лето 1918 г.).

33. Гражданская война и военная интервенция в Советской России.

34. «Военный коммунизм»: политика и экономика.

35. НЭП. Формирование однопартийного политического режима.

36. Образование СССР. Конституция 1924 г.

37. Индустриализация в СССР. Развитие Сталинградского промышленного района в годы первых пятилеток.

38. Коллективизация в СССР.

39. Культура в 20–30-е гг. XX века.

40. СССР накануне войны (1938 г. – июнь 1941 г.)

41. СССР в первый период Великой Отечественной войны. Перестройка экономики на военный лад.

42. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

43. Завершающий этап Великой Отечественной войны. Участие СССР в войне с Японией.

44. Развитие СССР в послевоенный период.

45. Попытки осуществления политических и экономических реформ (середина 50-х – середина 60-х гг. XX века).

46. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в середине 60-х – первой половине 80-х гг. ХХ века.

47. Перестройка общественной системы. Советский Союз в 1985–1991 гг.

48. Распад СССР. Октябрьские события 1993 г.

49. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

50. Внешняя политика РФ в XXI веке.

 

 

Учебное издание

Составители

Ольга Ивановна Ситникова

Евгения Владимировна Ануфриева

Игорь Николаевич Наумов

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ

 

Методические указания

 

Темплан 2016 (внутривузовские заказные издания), поз. №

Подписано в печать 2016 г. Формат 60´84 1/16. Бумага газетная.

Гарнитура Times. Печать офсетная. Усл. печ. л.. Уч.-изд. л..

Тираж 100 экз. Заказ. Бесплатно.

 

Волгоградский государственный технический университет.

400005, г. Волгоград, просп. В. И. Ленина, 28, корп. 1.

 

Отпечатано в типографии ИУНЛ ВолгГТУ.

400005, г. Волгоград, просп. В. И. Ленина, 28, корп. 7.

 

Планы семинарских занятий

По истории

Методические указания

(для самостоятельной работы студентов дневной формы обучения)

 

Волгоград

ББК Т3я7

 

 

Рецензент

канд. филос. наук, доцент А. Н. Леонтьев

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

 

Планы семинарских занятий по истории: метод. указ. / сост.: О. И. Ситникова, Е. В. Ануфриева, И. Н. Наумов; Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2016. – 32 с.

 

 

Методические указания содержат темы и планы семинаров, вопросы и основные понятия к темам, а также списки рекомендуемой литературы. Объясняется, как готовиться к семинарским занятиям. Данные рекомендации могут быть использованы при изучении курса «История». Предназначаются для студентов-первокурсников технического вуза дневной формы обучения.

 

 

Волгоградский государственный

технический университет, 2016.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу истории. На семинары выносятся наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару. Данные методические указания рассчитаны на студентов дневного обучения. Они содержат узловые вопросы, основные понятия, темы докладов, списки литературы и тем самым облегчают подготовку к семинарским занятиям, помогают овладеть не только знанием отечественной истории, но и пониманием мирового исторического процесса.

Плодотворное изучение курса невозможно без самостоятельной работы студентов. Каждый студент должен перед семинаром прочитать соответствующий раздел в учебнике и в конспектах лекций. Следует помнить, что учебник – научный текст, адаптированный к образовательному уровню студента. Студенты могут подготовить дополнительные доклады по предложенным темам. Над докладом следует работать самостоятельно, используя несколько источников знаний. Основная и дополнительная литература, рекомендуемая в методических указаниях, даст возможность подготовить любой вопрос и удовлетворить личный интерес в понимании интереснейшей истории нашего государства. Можно скачать к семинару из Интернета статьи из исторических журналов «Вопросы истории», «Российская история», «Новая и новейшая история», «Родина», «Военно-исторический журнал» автореферат чьей-нибудь диссертации или специальное научное исследование, предварительно убедившись, что понятны все слова и рассуждения в тексте. Необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. У студента, систематически ведущего конспекты, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний.

Тематический план семинарских занятий:

Тема практического занятия Объем/час.
Образование Древнерусского государства. Русь между Востоком и Западом.  
Образование и развитие Российского евроазиатского государства в XIV–XVII веках  
Россия в XVIII веке. Рождение многонациональной империи  
Россия в XIX веке. Буржуазные реформы второй половины столетия  
Россия в эпоху войн и революций начала XX века  
Социально-экономические преобразования в СССР в 20–30-е годы  
СССР накануне и в годы второй мировой войны. Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг.  
Россия во второй половине XX – начале XXI вв.  
ИТОГО  

 

 

Основная рекомендуемая литература

1. История России: учеб. для студ. вузов / В. П. Семин. – М.: КноРус, 2011. – 438 с.

2. История России.1861–1917: учебник / В. А. Федоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД Юрайт, 2011. – 482 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012. – 766 с.

4. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2013. – 751 с.

5. История России: учебное пособие для бакалавров / В. В. Кириллов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 663 с.

6. Начертание русской истории / Г. В. Вернадский. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 303 c.

7. История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014. – 528 с.

8. История России для технических вузов: учебник для бакалавров / под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 639 с.

9. История России (XX – начало XXI века): учебник для бакалавров / Д. О. Чураков [и др]. – М.: Юрайт, 2014. – 336 с.

 

Учебно-методическая литература

1. История: учебное пособие / И. А. Небыков, О. И. Ситникова, А. М. Страхов / ВолгГТУ. – Волгоград, 2005. – 88 с.

2. Ситникова, О. И. Отечественная история: учебно-методич. пособие / О. И. Ситникова, А. Н. Потапов / ВолгГТУ. – Волгоград, 2008. – 64 с.

3. Отечественная история: метод. указания / сост. М. М. Самчук, С. Г. Стафеев, А. М. Страхов / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 24 с.

4. Отечественная история. Виды и формы самостоятельной работы: учебно-метод. пособие / С. Е. Прошечкин, О. И. Ситникова, А. В. Соловьева. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2010. – 52 с.

5. Бобровников, В. Г. История России (IX–XVII вв.): учеб. пособие для студентов технических вузов / В. Г. Бобровников, М. Ю. Кравцов, О. И. Ситникова. – Волгоград: ВолгГТУ, 2012. – 76 с.

6. История России (начало XVIII – вторая половина XIX вв.) [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. Г. Бобровников, Е. Г. Ефимов, С. Е. Прошечкин. – Волгоград: ВолгГТУ, 2013. – 56 с.

7. Краеведение. История заселения Нижне-Волжского края: учеб.-метод. пособие / сост. И. Н. Наумов, О. И. Ситникова; ВолгГТУ. – Волгоград, 2014. – 32 с.

8. Русские земли и степное Поволжье в VIII–XV вв.: учеб. пособие / И. Н. Наумов, О. И. Ситникова; ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. – 72 с.

9. Темы рефератов по истории. Методические указания / Сост. О. И. Ситникова / ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. – 16 с.

Тема 1.

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ

1. Восточные славяне: происхождение, расселение, общественный строй, занятия, обычаи, верования.

2. Предпосылки образования древнерусского государства.

3. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.

4. Христианизация Руси и ее значение.

5. Русь и Золотая Орда. Отпор крестоносцам.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: этногенез, славяне, род, племя, государство, цивилизация, типы цивилизаций, социально-экономическая формация, типы формаций, исторический источник, формы государственного устройства, «военная демократия», республика, монархия, вече, язычество, полюдье, норманнская теория, христианство, монголо-татарское нашествие, отражение натиска шведских и немецких крестоносцев.

 

ДОКЛАДЫ:

1. Портретный ряд древнерусских князей, их персональный вклад

в развитие общественно-политических структур государства.

2. Вече и его полномочия.

3. Норманнская теория образования Киевского государства.

4. «Повесть временных лет» как источник по истории Киевской Руси.

5. Роль, статус и специфика развития древнерусского города.

6. Киевская Русь и Византия.

7. Киевская Русь и её соседи.

8. Золотая Орда как тип цивилизации.

9. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

10. История и политическая судьба Галицко-Волынского княжества.

11. Новгородская боярская республика.

12. Личность Александра Невского.

13. Культура Руси XII – первой половины XIII вв.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Славяне и Русь: проблемы и идеи: концепции, рожденные трехвековой полемикой в хрестоматийном изложении / Отв. ред. А. Ф. Киселев; сост. А. Г. Кузьмин. – М., 1998.

2. Трубачев О.В. Этногенез и культура древних славян. – М., 1991.

3. Горский А. А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине X в. // Вопросы истории. – 1999. – № 8.

4. Думин С. В., А. А. Турилов. «Откуда есть пошла Русская земля?» // История Отечества: Люди, идеи, решения: очерки истории России IX – начала XX вв. – М., 1991.

5. Новосельцев А. П. Древнерусское государство и его правитель // Вопросы истории. – 1991. – № 2–3.

6. Скрынников Р. Г. Русь в IX–XVII вв. – СПб., 1999.

7. Как была крещена Русь. – М., 1990.

8. Царевский А. А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. – Л., 1991.

9. Горский А. А. Русские земли в XII–XIV вв.: Пути политического развития.– М., 1996.

10. Греков Б. И. Мир истории: русские земли в XIII–XV вв. – М., 1986.

11. Гумилев Л. Н. От Руси к России. – М., 2002.

12. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. – М., 1993.

13. Егоров В. П. Золотая Орда: мифы и реальность. – М., 1990.

14. Кирпичников А. Н. Ледовое побоище 1242 г.: Новое осмысление // Вопросы истории. – 1994. – № 5.

15. Кривошеев Ю. В. Русь и монголы: Исследования по истории Северо-Восточной Руси в XII–XIV вв. – СПб., 2000.

16. Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. – М., 1991.

17. Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. Монголы и Русь. – СПб., 2006.

18. Рязановский В. К. К вопросу о влиянии монгольской культуры и права на русскую культуру и право // Вопросы истории. – 1993. – № 7.

19. Средневековая Русь: Золотая Орда. Крестоносцы. Иная Русь. Монахи и купцы. Чума. Век XIII–XV // Родина. – 2003. – № 11.

ТЕМА 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.188 с.